Рецензии на произведение «Язычество в языке»

Рецензия на «Язычество в языке» (Макс Гончаров)

Максим, прочитал ваше эссе с большим интересом.

ИМХО, не хватает библиографии. Для таких познавательных текстов хочется лицезреть список использованной литературы, бо часто возникает соблазн выборочно приобщиться к предмету дискуссии. Однако требовать не вправе. :)

С уважением,

Дмитрий Владимиров   04.08.2004 22:27     Заявить о нарушении
Дмитрий, спасибо, что заглянули!
Рад, что понравилось :)
Насчет библиографии, в принципе, согласен. Однако, как я говорил, что этот текст в свое время писался для какой-то университетской конференции. По неизвестным причинам остался в довольно сыром виде. Сейчас я просто уже не восстановлю источники, к сожалению.

С уважением,
Ваш,

Макс Гончаров   04.08.2004 23:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Язычество в языке» (Макс Гончаров)

Это снова я, рискуя надоесть.

Цитата с "Сайта Общины Православных Староверов-Инглингов Московской Веси" (http://www.inglia.ru/nasledie/tradizia.htm):

"Пояс для любого человека из Родов Великой Расы и потомков Рода Небесного символизировал Обережный Круг Богов, которые не только оберегают человека, но и направляют его по Правому Пути. Если человек появлялся в обществе без пояса или его рубаха не была подпоясана хотя бы вервью, то про него говорили, что он распоясался и может натворить немало бед, ибо он творит свои деяния не по Божескому и Родовому 3akoнy, а под влиянием темных сил или духов."

И ещё оттуда же:

"...волосы издревле называли космами, т.е. связанные с космосом, который подпитывает человека."

Последнее, правда, маловероятно, ведь "Космос" - слово греческое.

И ещё пара мыслей от себя.

Возможно, слово "ляля", "лялька" (кукла) произошло от имени Леля или Лели - сына (дочери) Лады.

А вот выражение "шевели поршнями" (в смысле топай) произошло не от поршня - детали механизма, а от поршней - старинной обуви, изготавливаемой из одного куска кожи.

ВОТ.

С уважением,

Spirit Of War   02.04.2004 01:08     Заявить о нарушении
Spirit of war, рад Вас снова видеть! :)
Спасибо, что продолжаете эту тему!
Насчет "пояса" я знаком и полностью поддерживаю эту трактовку.
Что касется "косм", я не уверен... Спасибо, что напомнили, надо будет покопаться в источниках, интересно. Что-то подобное я читал в свое время на сайте "Анастастия" (http://www.anastasia.ru/article132.html), однако, она мне тоже не показалась убедительной.
Про "лялю" ничего сказать не могу, покопаюсь, может чего нарою :)
"Шевели поршнями"... мне сразу вспомнился филологический розыгрыш на 1 курсе на эту тему :))

Spirit of war, а почему бы с Вашими познаниями не написать миниатюрку на эту тему? С удовольствием бы прочел, а?!

Макс Гончаров   02.04.2004 20:14   Заявить о нарушении
С моими познаниями :) Вот бы удивились мои школьные учителя такое услышав %). Я ведь имел по русскому языку непоколебимые три балла.

Spirit Of War   04.04.2004 16:52   Заявить о нарушении
а какое отношение имеет русский язык к славянской мифологии? :)))

Макс Гончаров   05.04.2004 03:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Язычество в языке» (Макс Гончаров)

Хотелось бы немного дополнить.

Например, выражения "чур меня!", "чур моё!", слово "чурка" (полено) происходят от имени бога охранителя имущества - Чура. У границ полей ставили образы Чура из грубо обработанных поленьев (чурки), которые обозначали, что земля кому-то принадлежит. А сказать на нечейное "чур моё", значило закрепить своё право на владение.

Кстати, слово "православие" обозначает не "правая вера", а "Правь славить". А Правь - это верхний мир (мир богов) в языческой тройке миров Правь-Явь-Навь. Так что православие - обозначение языческой веры.

А кроме дополнений есть замечания и вопросы.

Особенность славянского язычества в том, что не сохранилось в достаточном количестве его письменных источников, а представления о богах сильно разнились у разных племён и даже в соседних деревнях. Например, по одним данным Семаргл происходит от иранского крылатого барса, хранителя мирового древа, а по другим, Семаргл - бог жертвенного огня. Дида одни считают богом любви, а другие - зимы, мороза (Дед мороз).

Внешность лешего сильно зависела от места его обитания. Так в сосновом бору он был высоким - с вековую сосну - косматым старцем. А в гиблом, мрачном ельнике - сморщеным горбуном.

Вопрос: кто такие "Волосы"? Если имеется в виду Велес, так он один.

Замечание: кавычки всё-таки можно было расставить.

Ну а теперь пришло время сказать спасибо.
Материал очень инересный и познавательный, особенно для людей слабо знакомых с сутью вопроса. Нужно повышать образовательный уровень, чёрт побери ;) !

С уважением,

Spirit Of War   07.03.2004 17:55     Заявить о нарушении
Spirit of war, снимаю шляпу!
Уважили, спасибо!
За дополнения и комментарии отдельное спасибо!

Теперь по тексту.... Писался он давно, еще в студенческие годы и представляет собой черновой набросок к докладу или к выступлению на конференциии, я сейчас уже не помню :) Обнаружился совершенно случайно, когда я решил переформатить старый винт. Содержание мне показалось весьма познавательным и я его выложил без правок as is. потом пришлось подправить расставленные Лексиконом переносы, но серьезной правки не проводилось - руки не доходили.
Спасибо за замечания - постараюсь пробежаться по тексту и расставлю кавычки и запятые.

Что касается "Волосы". Это как Вы правильно догадались- это Велес. Фраза звучала так: "Перуны и Волосы...", соответственно, боги Перун и Велес (Волос) понимаются как некое обобщение всех языческих богов.

Относительно Велеса (он же Волос) могу сказать следущее.
Велес, противник громовержца Перуна, в своей первооснове близок ведическому демону Вала, похитителю скота, противнику громовержца Индры. Боян в “Слове о полку Игореве” назван “Велесовым внуком”. Созвездие Плеяд в Древней Руси называется Волосыни, у болгар Власците, у сербо-хорватов Влаших. С принятием христианства на Руси Велесу стал соответствовать св. Власий, праздник которого приходится на 11 февраля. Св. Власий также покровительствует стадам домашнего скота. Бог Велес с ходом столетий стал соотноситься с лешим, с нечистым духом. У чехов в текстах XVI-XVII вв. Veles - злой дух, демон. У литовцев welis - покойник, welci - души умерших. Юноша со стрелами и с козой у ног - таков бог Вейовис, запечатленный статуей в посвященном ему храме, основанном Ромулом в роще, служащей убежищем. Поклонение Вейовису в Рим было привнесено из Альбы. Вейовис противопоставлен светлому богу небес Дионису.

В древнерусской языческой мифологии он - бог домашнего скота, зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна. В “Повести временных лет” Велес соотносился с золотом, а Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса — на Подоле в нижней части города.
По древним поверьям, Велес принимал обличие медведя и считался покровителем хорошей охоты.
На Велесовы дни, которые зимой праздновались вместе с Колядой (христ. Святки и Масленица), участвовавшие рядились в звериные маски и тулупы и отмечали комоедицы, праздник пробуждения медведя.
После Крещения Руси образ Велеса был вытеснен св. Власием. Хотя произошло это не сразу. В Ростове Великом, например, идол Велеса был сокрушен св. Авраамием Ростовским в XI в. Следы культа Велеса под видом почитания св. Власия сохранились во многих местах России, и особенно на севере. Еще в н. XX в. русские крестьяне соблюдали древний обычай оставлять в дар Велесу несжатыми несколько стеблей хлебных злаков — волотей, называемых “Волосовой бородкой”.
Славяне почитают Велеса как покровителя охотников.
Велесом также называют дух убитого на охоте зверя. Растительность лесов и полей славяне называют “волосами земли”.
Обладание скотом с глубокой древности славянами почитается за первостепенный признак богатства. И неслучайно созвучны слова Волос и ‘володеть’.
Велеса чествуют с 20 по 25 марта, на масляничную неделю и с 25 декабря по 6 января, на святки. А 6 января - Велесов день.

Академик Афанасьев считает его божеством туч, облаков, небесных стад, а затем и земных стад, скотоводства. Кроме того, Велес вероятно был и богом плодородия, как это доказывает южнорусский обычай жнецов завязывать в начале или в конце жатвы пук несрезанных колосьев, что называется "завязывать бороду Волосу"; при этом поются разнообразные обрядовые песни. В "Слове о Полку Игореве" Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает еще на его значение, как на славянского Аполлона. Принятие христианства не помешало народу удержать понятие об особенном покровителе рогатого скота, но имя его заменилось теперь именами Иисуса Христа, Ильи, Николы и, наконец, Власия; последнее произошло только благодаря случайному совпадению звуков. Буслаев в своих "Очерках" говорит, что общеславянской эпохой была эпоха Сварога, названного у восточных славян Дажьбогом, а затем следует заключительная, чисто русская, эпоха Перуна и В. Существуют однако, факты, противоречащие категоричности этого утверждения: так, Афанасьев приводит, что в Боснии существует гора Велес; у чехов известна пословица: "zaletet" nekarn za more k Velesu", а в одной словацкой колядке, записанной у Сахарова (I. 24), слово велес употреблено в значении пастуха, а именно: "пасли овцы велесы при бетлемском шаласе".

С уважением,
Ваш,

Макс Гончаров   07.03.2004 19:43   Заявить о нарушении
Кстати, ещё про Велеса.
Я где-то читал (кажется на http://paganism.ru), что название Уэльса, что на Великобританщине, происходит от имени Велеса, а шотландцы не кто иные, как славяне.

PS:Спасибо за спасибо.

Успехов!

Spirit Of War   08.03.2004 16:52   Заявить о нарушении
ну это уже по моему перебор :)
Безусловно, есть какие-то общие бродячие сюжеты, но с Уэльсом имхо перебор :)

Макс Гончаров   09.03.2004 15:19   Заявить о нарушении
И имхо :)

Spirit Of War   11.03.2004 00:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Язычество в языке» (Макс Гончаров)

Макс, очень познавательно. Русский язык стал мне понятней и еще родней. Теперь, когда меня спросят: "Алена, какого черта тебе нужно?", я задумаюсь - а, действительно, какого? И размечтаюсь...

Алена Смирнова   29.02.2004 23:47     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Ваш,

Макс Гончаров   01.03.2004 18:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Язычество в языке» (Макс Гончаров)

Забавно. Я сталкивался с другой этимологией слова "бог", от санскрита через тюркский язык:
Иранск. “баг” - титул правителя, “вождя”; др.перс. baga – бог, гоподин; согдийск. BG - бог свадьбы, брака, союза; авест. baga-бог; др.инд. bhaga - доля, счастье, плодородие, благословитель свадеб; санскр. Bhava - бытие; тюркс. БАК, БЕГ, БЕК, ПЕХ – титулы правителя, вождя; др.инд. bakti - страсть, божественная любовь; “бугай” - бык-божество.
И западные, и восточные славяне предостаточно наобщались с тюрками; и всё-таки странно, что столь важный для любого народа термин был взят из довольно чуждого языка.

Sitty Darling   19.01.2004 11:28     Заявить о нарушении
Я всего лишь изложил одну из филологических гипотез :)

Макс Гончаров   20.01.2004 20:16   Заявить о нарушении