Рецензии на произведение «Человек Шаламов»

Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

Неплохой очерк.
Местами, конечно, чувствуются заёмные кусочки из известных текстов (я не имею в виду закавыченные цитаты, конечно). И слишком громкие величанья - не всегда на пользу.

Шаламова я тоже очень уважаю, но мне тоже не хватает в его творчестве чего-то. Не назову этого чего-то более конкретно, потому что специально об этом не размышлял. Стилист он замечательный. Документ его жизни - беспримерный.
Стихи какие-то странные у него. Я их совсем не понял.

Последние месяцы жизни меня потрясли... читал воспоминания женщины ему помогавшей. Не помню сейчас как её зовут.

Анатолий Евгеньевич Ухандеев   30.04.2007 01:03     Заявить о нарушении
Вчера завершился показ по телевидению фильма "Завещание Ленина", режиссёр Николай Досталь. Это - не слюняво юродствующий, пародирующий так называемую "русскую духовновность"(если таковая вообще существует, а не придумана в большинстве своём ленивым нецивилизованным и не желающим быть таковым народом) "Остров" Павла Лунгина. Это - практически документальное художественное произведение о великом гражданине и литераторе В.Т. ШАЛАМОВЕ со всеми его "за" и "против". Очень хочется теперь перечитать заново, к стыду, давно и не полностью читанное. Я - пожилой человек, обыкновенный читатель, хоть и образованный гуманитарно и с весьма не соответствующими сегодняшней мафиозно-фээсбэшной власти взглядами. Но я не хочу не ОБРАТНО в ГУЛАГ, не СНОВА - туда же! Хотя, думаю, что уже поздно! И вряд ли у этого фильма была большая телеаудитория... При практически всеобщем "пофигизме"(с одной стороны), и фашизации нашего общества (с другой), думаю, что "Завещание Ленина" смотрели только люди думающие и соответственно гуманистически и демократично настроенные от рождения. И это прискорбно! Ибо, как справедливо отмеченно автором публикации "Человек Шаламов" и зачинателем данной дискуссии г-ном М.Гончаровым, "тот, кто не помнит прошлого, обречён повторить его". На мой взгляд, эта, теперь уже давняя, публикация - весьма точное, сжатое, но эмоционально и фактологически насыщенное эссе о человеке и писателе ШАЛАМОВЕ.
Мара Тимкина
10 июня 2007 т.

Мара Тимкина   10.06.2007 21:05   Заявить о нарушении
Спасибо,дорогие читатели,за ваши отзывы.
К сожалению,Максим редко отвечает сейчас на отклики.Это связано с нашей занятостью,не коим образом мы не хотим вас обидеть невниманием.
Человек Шаламов получил в прошлом году одну из литературных премий,что лишний раз доказывает,что то,что втсрепенуло в ваших сердцах отклик не проходит даром.
Ольга.

Гезэла   12.03.2008 17:18   Заявить о нарушении
Я смотрел некоторые серии "Завещания Ленина". И вообще, много времени прошло и теперь я с гораздо большей любовью к Шаламову отношусь. Особенно к стихам.
Видимо не мне не хватало в Шаламове, а ему во мне. Хотя это слишком пафосно звучит.

Анатолий Евгеньевич Ухандеев   19.03.2009 01:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

Привет, Макс. Я тоже люблю читать Шаламова. Но такого восторженного отношения у меня не сложилоссь. Мне кажется, что Шаламов не раскрыл главного для понимания его творчества. Шаламов не раскрыл себя - привычка практически любого ЗэКа. Нет, он интересные вопросы поднимает, интересные истории рассказывает про интересных людей. Но интерес читателя - это интерес энтомолога к новому виду бабочек, которые живут в тридесятом царстве и видел их только Сидоров Иван Трофимович, у которого язык подвешен и словарный запас, как у директора Пушкинского дома. Кстати, если есть интерес можешь поискать книгу, которую написал Вернон Кресс: "Зекамерон ХХ века". Кресс - австриец, попавший в плен и сосланный в те же, что и Шаламов, места. Боже, как похоже их творчество. Как похож стиль. Хотя эти люди никогда не встречались. Кресс только слышал о Шаламове. Читается легко, но чего-то не хватает. Быть может я не прав. Не спорю, такое бывает. Если так, то хочется узнать твое мнение. Дима.

Диви   24.11.2005 02:09     Заявить о нарушении
Сударь, стоит ли говорить, что зайдя по этому адрессу, вы не застанете дома его жильца? :)))))

Гезэла   27.11.2005 21:26   Заявить о нарушении
Так вот передай ему то, что я уже написал и еще вопросик: а почему "Четвертая Вологда" в списке литературы не присутствует? А?

Диви   27.11.2005 21:40   Заявить о нарушении
Угу, передам :)
O.

Гезэла   29.11.2005 12:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

Макс, я не разбирась в литературе, зато я читатель. И при том читатель качества редкого, поскольку говорю как есть не стеснясь, и как потом выясняется, что оказываюсь прав, при всей своей категоричности.
Читалось тяжеловато, но то жанр такой, потому без претензий. Да и проза ШЩаламова вещь не лёгкая.
А вот за то, что Вы пишите о достоянии русской литературы, русского духа, ещё раз поднимаете вечный вопрос, который очень часто кажется сиюминутным, так за то мой низкий поклон.
Я читатель, я вижу нужность и важность такого труда. Спасибо и продолжайте, маэстро, не убирайте ладоней со лба.

Сергей Семенов   08.10.2004 22:11     Заявить о нарушении
Сергей, Вы меня в последнее время так захвалили, что мне стало стыдно появляться на улице и смотреть людям в глаза :) Так и кажется, что вот-вот узнают :)))

Спасибо Вам, что считаете Шаламова достоянием русской литературы. Если бы Вы знали, как у меня разлилась теплота в сердце, когда зарубежом, на одной французской книжной ярмарке, я увидел большой том произведений Шаламова (страниц 700-800), куда вошли и "Колымские рассказы" и "Очерки преступного мира" и стихи. Приятно, что его Там знают и читают!

Ваш,

Макс Гончаров   11.10.2004 02:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

Уважаемый Макс, благодарю Вас за Вашу публикацию о Варламе Тихоновиче Шаламове.
Прошу Вас не обращать внимание на деловитые отзывы людей,
считающих себя знатоками написания литературных критических и публицистических произведений.
Уверяю Вас, искренность формы и содержания обозначает ее неповторимость и, соответственно, ценность.

Для меня все написанное Варламом Тихоновичем является самым
значительным вкладом в русскоязычную литературу, сделанным
со времени осени 1953 года ( я разумею момент смерти И. А. Бунина)и по сию пору.
Если же попытаться расценить политико-историческую актуальность, то все зловещие проявления чекистского режима, окончательно развязавшего себе руки в 1999 году,
говорят сами за себя.
Возможно, москвичи еще как бы не очень понимают о чем
речь, но уверяю Вас, представители коренного населения некоторых местностей Северного Кавказа (как оккупированных Россией, так и нет) на себе испытывают действие этой самой чудовищной чумы XX-XXI вв.
С искренностью,
Никита Серебряков, г. Москва.

Никита Серебряков   28.09.2004 03:06     Заявить о нарушении
Никита, спасибо за Ваше мнение о Шаламове!
Мне очень приятно, что есть люди для которых эта тема еще не закрыта и не поросла мхом.

Ваш,

Макс Гончаров   28.09.2004 03:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

Уважаемый Макс! С большим интересом прочитал Ваш критический рчерк о Варламе Шаламове. " колымские рассказы я прочитал в конце 80-х.Я не литературовед и вообще не гуманитарий,поэтому мои суждения могут носить любительский характер.Шаламова ценю выше Солженицына по тем же ( и не только тем же),что и у Вас причинам. Мне Ваш очерк понравился. Спасибо. Успехов Вам в творчестве.Ким

Гарбуз Ким   12.08.2004 22:39     Заявить о нарушении
Спасибо большое за Ваше мнение!
Таких людей как Шаламов забывать не надо. И не важно кто Вы: гуманитарий, технарь или еще кто-то, главное, как говориться, чтобы человек был хороший.
На хороших людях земля держится!

Удачи Вам!

Макс Гончаров   12.08.2004 23:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

U menya sbilas" kodirovka. Nu da, spokoino tak, bez glubokogo analiza tvorchestva, no vryad li eto mozhno nazvat" ustarevshim textom. Vse zdesґgladko i pravil"no. I esli uzh chitat" lagernuyu prozu, to nachinat" nado s Kolimskih rasskazov, v hudozhestvennom plane oni gorazdo sil"nee romanov Solzhenitsina, da i zaviral"nih idei tam net.

Анна Болкисева   05.07.2004 23:47     Заявить о нарушении
аня, я тебе послала письмо на адрес, который на страничке, если он не работает - напиши дейсствующий!!! срочно.

Элла Дерзай   05.07.2004 23:57   Заявить о нарушении
Ani, спасибо, что прочли Шаламова!
Я не собирался делать глубокий анализ его рассказов, по многим причинам: во-первых, не хотелось опошлять труд Мастера и Человека своими пошленькими идеями и мыслишками, ибо сказать сильнее ВТ у меня не получится, а слабее... оно надо?; во-вторых, каждый "сам себе режиссер" и делать за других какие-то выводы или морализаторствовать я не собираюсь, кому надо тот сам прочтет и поймет; в-третьих, я хотел собрать в одной статье все то, что раскидано по многочисленным источникам, неизвестным большинству читателей (да и студентов тоже). Эх, если б в мои студенческие годы мне попадались подобные статьи ...

Ваш,

Макс Гончаров   06.07.2004 03:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

Две неожиданности. Ну, во-первых, после вашего "Подсвечника", отношение к вам у меня было не очень.
Прошу пардону:) Спасибо Викочке, прочел ее рецензию и решил сходить почитать. И не зря. Большое вам спасибо, за очень интересный рассказ о великом писателе, хотя как и полагается великим писателям, неоднозначном человеке. Маленькое замечание - начало выписано очень невнятно, а первая фраза вообще нечитабельна. Но дальше идет очень хорошая публицистика.
И второе - удивили братья Аловы. Век живи -век учись:(

Александр Арген   02.04.2004 13:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!

Позвольте несколько прояснить ситуацию и возможно развеять Ваше удивление и недоумение.

Дело в том, что Макс сам обратился к нам по электронной почте с просьбой откомментировать его вещь о Шаламове. Нам очень понравился его текст о Бладе и мы, читая его эссе о Шаламове, основывались на сравнении общего впечатления от этих двух вещей. Разница была ощутимая и не в пользу последнего текста.

Возможно это, плюс то обстоятельство, что мы были ранее знакомы почти со всеми исследованиями о Шаламове, список которых Макс привел в конце, и привело к высказанному нами мнению.

Для тех, кто не изучал плотно (и в свое время) творчество и биографию Варлама Шаламова, эссе Макса безусловно интересно и увлекательно, но мы в нем ничего для себя нового и познавательного не увидели.

Поймите правильно - Макс обращался адресно и конкретно, такой же адресный ответ он и получил. Возможно мы ошиблись, что выставили свой коммент на борде, как рецу, а не послали его также по "мылу", но это оговорено не было.

С уважением

Бр.Ал-ы

Аловы   02.04.2004 14:06   Заявить о нарушении
"Понял, не дурак":)) Вопросов больше не имею. Действительно, я читал до этого только сами рассказы Шаламова, а литературы о нем, практически не встречал.
Та что мое удивление к вам - снимается с повестки. А Максу "спасибо" - остается:))

Александр Арген   02.04.2004 14:53   Заявить о нарушении
Александр, спасибо за рецензию!
А чем Вам собственно "Подсвечник" не понравился? Напишите, мне интересно. Просто вокруг этой вещи столько копий сломано, что я не могу понять из-за чего???
Пардон принимается :)
Во-вторых, мне не совсем понятен Ваш комментарий относительно братьев Аловых. Я с большим пиитетом отношусь к ним и очень ценю их мнение. Я, действительно, еще до появления моего Шаламова на Прозе послал им его на рецензию.
Я не совсем согласен с их точкой зрения, что и изложил в соответствующем комментарии. Каждый человек имеет право свободно высказывать свою точку зрения и я уважаю это право. Мое право согласиться или не согласиться с рецензией. Что я и сделал. Уверяю Вас, что это нисколько не повлияло на мое уважение к братьям Аловым.
Ваш,

Макс Гончаров   02.04.2004 19:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

(Упс... Кнопками ошиблась. Кадр один, дубль два.)

Здравствуйте, Макс! А можно я стану адресатом этой Вашей "безадресной" вещи? ;) Я слишком люблю Шаламова, чтобы пройти мимо труда, в котором собрано столько материала о нем и его творчестве. Трудно писалось? А могло ли быть иначе в случае с Шаламовым?

Осталась очень довольна, что встретила Ваше эссе. Ну а уж как я Вами довольна... ;))

Зы. Мелочные придирки к самому тексту: или сизифов труд, или труд нужный и важный.
Потом - почему писательское мнение более субъективно, чем любое другое? Мне почему-то казалось, что наоборот. Впрочем... это тоже субъективно. ;)
А во фразе "Гибель Шаламова была глубоко символична - его непризнанного писателя, одинокого..." не хватает запятой после слова его.

С уважением,

Викочка   01.04.2004 20:26     Заявить о нарушении
Викочка, спасибо за рецензию!
Стать адресатом моей "безадресной" вещи не только можно, но и нужно!
Вы, правы, Шаламов такой человек, о котором очень сложно говорить и писать. Данное эссе некая квинтэссенция существующих материалов о Нем в настоящее время. Уже после того, я закончил и опубликовал, мне попался материал, который прочь перечеркивал мой труд, ибо давал совершенно иной взгляд на Шаламова. Так что, может быть, эта тема найдет дальнейшее продолжение.
Что касается придирок: Сизифов труд я имел ввиду, потому, что читать Шаламова очень сложно и трудно, а возвращаться и перечитывать еще трудней, но это НАДО делать. Я считаю, что субъективность писательского мнения больше, чем у обычного нормального человека, так как писатель творец, мироздатель, если хотите и мириться с другими творцами, или признавать, что они лучше его,а это...
А запятую поставил, спасибо :) (у меня с ними всегда проблемы :(

Макс Гончаров   01.04.2004 22:07   Заявить о нарушении
Да-да. Обязательно продолжайте. Тема очень благодарная.

(Насколько я знаю, сизифов труд - труд не просто однообразный, а абсолютно бесполезный, лишенный смысла: камень все равно скатится. А изучение творчества Шаламова - труд пусть и тяжелый, но никак не бесполезный. Что касается писателей, то некоторые, психологи например, полагают, что именно хороший писатель в состоянии создать подлинную картину происходящего... Но это опять-таки все не то чтобы спорно, а просто действительно субъективно.)

Короче, пишите и зовите, когда закончите ;))

Викочка   02.04.2004 19:49   Заявить о нарушении
Викочка, спасибо :)
Позову обязательно, только это будет не скоро, сейчас на меня много все навалилось в реале и до столь серьезной вещи я доберусь не ранее чем через месяц, другой.
Что касаетсяопределения сизифова труда, то мне очень понравилось это, советую ознакомиться (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BONMOTS/COHN.HTM). Именно это я и имел ввиду :)

Макс Гончаров   02.04.2004 19:58   Заявить о нарушении
Хи-хик. Забавная ссылочка, спасибо. Неизвестное об известном ;)))

Викочка   02.04.2004 20:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

Здравствуйте, Макс!

Собственно по этой вещи особо сказать нЕчего. Она безнадежно устарела, она безадресная, в ней мало Ваших мыслей (в отличие от великолепного текста о Бладе), много прописных истин и банальных фраз. Текст выдержан в стиле школьного сочинения, малоинформативен, хотя справедливости ради, понравилось о сухарях под подушкой. ИМХО

Вот собственно и все. Извините.

С уважением

Братья Аловы

Аловы   06.03.2004 02:39     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию!
Н-да.... заставили задуматься...
Что ж, попытаюсь ответить на Ваши замечания (если они, конечно, требуют ответа)

1. Что касается "безнадежно устарела... То есть Вы, как и Шаламов, считаете " что проблематика "Колымских рассказов" снята самой жизнью"? Я так не считаю! Он этом надо писать и писать! По Вашему выходит , что и проблематика Бирса, Фолкнера, Хеммингуэя снята жизнью????
2. "она безадресна" ... Возможно это так... Я никогда никому не адресовал свои произведения. Я пишу всегда для себя. И Ваше право как Читателя соглашаться или не соглашаться со мной как с Автором.
3. "В ней мало Ваших Мыслей"... Возможно Вы правы, эта вешь, писалась очень долго, тяжело... И материал сложный и писать было трудно в силу разных причин.
4." (в отличие от великолепного текста о Бладе)". Я не считаю текст о Бладе великолепным... Он писался для себя, просто как заметки, около десяти лет назад (и не имеет никакой художественной ценности) и носит восторженно детское впечатление от книги. За десять лет я изменился, так что извините...
5. "много прописных истин и банальных фраз. Текст выдержан в стиле школьного сочинения, малоинформативен.." Возможно Вы правы, я хотел написать прежде всего литературоведческое исследование, очерк о своем любимом писателе, свое видение его, как человека... Удалось или не удалось это мне - решать читателям...
Что же касается информативности оного, то судить Вам... Могу сказать, что я перелопатил практически все, что писалось о Шаламове за последние 20 лет...
Опять-таки принятие или не принятие текста вещь сугубо индивидуальная, имхо...
Спасибо Вам,
Ваш


Макс Гончаров   06.03.2004 19:42   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Макс!

Ну, давайте по порядку.

1. Да, считаю! Именно "сама жизнь" и распределяет "проблематики". Есть проблемы глобальные и вечные, на них и держится вся литература. Есть более специфичные, "местечковые", если можно так выразиться. Они появляются и отмирают именно по причине своей уже неактуальности. Компанию Вы подобрали достойную, можно добавить к ним навскидку, Гиляровского, Платонова и даже Всеволода Кочетова. Тоже ведь "проблематики" было, хоть отбавляй!

2. Макс! Если бы Вы писали для себя, Вам бы не были интересны мнения остальных. Я например, когда пишу опера Крюка, представляю, кто его будет читать, а если речь идет о, скажем бессюжетке", то там совершенно другой читатель. ИМХО.

3. Мне не было интересно, когда Вы перечисляли, что сказал о Вашем персонаже тот, или иной авторитет. Закон есть такой, незыблемый и не мной придуманный, когда пишешь тяжело, то и читателю тяжело читать.

4. Он и хорош именно от "восторженно детского впечатления".

5. Литературоведческое исследование подразумевает, априори, мысли того, кто его пишет. В Вашем тексте их крайне мало, извините.

С уважением
Сергей Алов

Аловы   07.03.2004 04:49   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Макс! А можно я стану адресатом этой Вашей "безадресной" вещи? ;) Я слишком люблю Шаламова, чтобы пройти мимо труда, в котором собрано столько материала о нем и его творчестве. Трудно писалось? А могло ли быть иначе в случае с Шаламовым?

Осталась очень довольна, что встретила Ваше эссе. Ну а уж как я Вами довольна... ;))

Зы. Мелочные придирки к самому тексту: или сизифов труд, или труд нужный и важный.
Потом - почему писательское мнение более субъективно, чем любое другое? Мне почему-то казалось, что наоборот. Впрочем... это тоже субъективно. ;)
А во фразе "Гибель Шаламова была глубоко символична - его непризнанного писателя, одинокого..." не хватает запятой после слова его.

С уважением,

Викочка   01.04.2004 20:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Шаламов» (Макс Гончаров)

Первое, что хочу сказать Вам: Спасибо!
Если что и нужно писать, то такие вещи... наверное как Шаламов, Горький, Лермонтов, Чехов и т.д. "Нельзя жить без разумения и горения" говорил один милый старик, при том добавлял "А без любви и жить то некому, если любви нет, тот и не человек вовсе".
И вот люди, которые имеют мужество и дерзость жить, по-настоящему жить, остаются чаще всего у разбитого корыта личной драмы и скотского равнодушия окружающих. Я более чем убеждён, что такие люди не подлежат обсуждению и оценкам, лишь только такие, как и они, вправе иметь суждение. Но ведь такие люди и не судят, они умеют неслыханное по редкости качество понимать.
Вам спасибо огромное за труд говорить о таких людях, им это нужно всегда, поскольку они всегда с нами. У Вас редкий дар - дар слушателя, читателя. Вы им владеете умело и благодарно.
Я не знаю насколько литературно то, что Вы написали, поскольку не являюсь литератором, всё написанное мной - побочный продукт жизни, помимо его целый список продукта поиска и совершенствования. А вот с точки зрения меня, как духовного искателя, человека живого и движущегося, я уже высказался выше.
Творите, и больше ни слова о том, что Вы исписались. Такое возможно лишь в двух случаях: Когда исчерпан потенциал, значит человек не жил, а был потребителем дара. Такой случай - это смерть личности. Второй случай - это когда достигнут пик совершенства, и больше по сути сказать нечего.
Вы не там и не там, просто бывают кризисы...
Ещё раз Спасибо Вам!
Озарений, вдохновения и Любви!
Ваш,

Александр Светлов   26.02.2004 17:34     Заявить о нарушении
Александр, спасибо за рецензию и за теплые слова в мой адрес!
Ваше мнение много для меня значит! И мне совсем не важно:литератор Вы или не литератор. Главное, что Вы проникаете в суть вещей и можете видеть то, что находится не только между строк, но и за текстом в целом. Это умение, дар, если хотите, не всем дан и не все профессионалы, занимающиеся литературой, им владеют!
Еще раз спасибо за понимание и поддержку!
Ваш,

Макс Гончаров   26.02.2004 18:22   Заявить о нарушении