Рецензии на произведение «О значении писателя»

Рецензия на «О значении писателя» (Александр Беляев)

Александр!

полностью подписываюсь под вышесказанным-кто умнее и дальновиднее на том и больше груз ответственности-да многие повторяют судьбу Данко и его затоптанного сердца-но ум и гордость соратники и союзники- конечно задавить в себе трусость может не каждый но каждый пытается.
Мальхан не прав приводя пример Толстого-его нельзя вырывать из контекста истории-все классики того времени занимались обсирательством власти-возможно таков был заказ издателей и тех людей закулисы кто их контролировал-я прочитал о Нахимове и Севастопольской обороне-гордость и слёзы наворачивались-у Толстого об этом всего несколько рассказов-классики будто не видели что строятся броненосные флоты и железные дороги летают самолёты и эл освещением залиты пол питера и полмосквы на селе немецкая агротехника
Россия наконец-то приобрела тёплый порт в Китае и серьёзно заявила о себе на Черноморских проливах-обратите внимание на почти полное уничтожение Чм флота
в 1854-1917-1941-1991 г!
так почему они до сих пор классики-может потому что они бешено растиражированы за рубежом?

с покл и нов год пожел нч!

Ник.Чарус   01.01.2008 23:22     Заявить о нарушении
Рецензия на «О значении писателя» (Александр Беляев)

Сегодня я отвечал одному из оппонентов и привел в качестве аргументов защиты своей точки зрения некоторые цитаты из Льва Толстого, которые вступают в некоторое противоречие с Вашей точкой зрения. Чтобы не заставлять Вас терять время на поиск этих цитат я просто копирую текст прямо сюда:
В конце шестидесятых годов девятнадцатого столетия увидела свет эпопея Льва Толстого «Война и мир», где автор, отрицая мифы, пытался восстановить истинный ход событий. В первой редакции романа Болконский накануне Бородинской битвы говорит Пьеру:
«Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство».
Не зря же один из персонажей романа «знал по собственному опыту, что, рассказывая военные происшествия, всегда врут».
Допустим, так оно и есть, но придать войне смысл можно только с помощью вранья. Иначе станет обидно за державу. Однако граф беспощаден. История, совершенно справедливо заключает он, не соответствует описываемым событиям, поскольку основывается на ложных донесениях.
Логика графа безжалостна: если все донесения хотя бы наполовину лживы, то любой военачальник, будь он семи пядей во лбу, командует химерами и живёт в фантастическом мире.
«Не только гения и каких-нибудь качеств особенных не нужно хорошему полководцу, - утверждает Толстой, - но, напротив, ему нужно отсутствие самых лучших, высших, человеческих качеств – любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения».
А в первой редакции романа – ещё круче:
«Чтобы быть полководцем, нужно быть ничтожеством».
По мнению графа, любая попытка умышленно повлиять на происходящее обречена изначально:
«Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он попытается понять его, он поражается бесплодностью».
И, разумеется, в первую очередь бесплодностью поражаются адепты воинского искусства. Уж лучше невежество в чистом виде:
«Русский самоуверен потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, что можно было вполне знать что-нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и твёрже всех, и противней всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина».
Идеи романа непедагогичны и разрушительны (причём для любого государства, в том числе и советского); с другой стороны, автор – «матёрый человечище» и «зеркало русской революции». Но Толстой и сам не скрывал своей неприязни к любой официальной идеологии, в то время как педагогика до сих пор находится на содержании у государства. Вот школьные работники и превратили Льва Толстого самого в миф.
«Вспоминая теперь всё то зло, которое я делал, испытал и видел вследствие вражды народов, мне стало ясно, что причиной всего был грубый обман, называемый патриотизмом и любовью к отечеству».
Станислав Владимирович Логинов в нашумевшей статье «Графы и графоманы» упрекает Толстого в неряшливой стилистике. Граф и сам признавал, что повествования его весьма корявы.

(Вот несколько примеров из Льва Николаевича Толстого («Анна Каренина»):
1). «Он не сумел приготовить свое лицо к тому положению, в которое он становился перед женой…»
2). «…и, вдоволь забрав воздуха в свой широкий грудной ящик, привычным бодрым шагом вывернутых ног, так легко носивших его полное тело, подошёл к окну».
3). «Если прикажете, ваше сиятельство, отдельный кабинет сейчас опростается: князь Голицын с дамой!»
4). «Уехал! Но чем же кончил он c нею? Неужели он видает её?»).

Жутковата и сама концепция произведения, совершенно естественно проистекающая из вышеприведённых посылок:
«Для истории признание свободы людей как силы, могущей влиять на исторические события, есть то же, что для астрономии признание свободной силы движения небесных тел».
Немудрено, что автор сплошь и рядом оказывается по ту сторону того, что мы, в силу косности, привыкли именовать добром и злом:
«Про деятельность Александра или Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна».
На место имен русского императора и французского диктатора можно произвольно ставить имена любых современных политических деятелей.
Можно принимать концепцию Толстого, можно не принимать, но в последовательности графу отказать трудно.

Мальхан   19.03.2007 14:18     Заявить о нарушении
Спасибо за интересную рецензию.
Я в последнее время начинаю потихоньку покупать книги - литературоведческие работы, посвященных исследованию романа Толстого "Война и мир". Так же меня интересуют книги,посвященные "Тихому Дону" Шолохова.
Как вы считаете "Жизнь Клима Самгина" Максима Горького эпопея или повесть?
Мой хороший друг писатель Петр Алешкин считает, что это повесть.
Дайте мотивированные ответ, если располагаете временем или интересом к данноому художественному произведению.
Что Вамбольше всего нравится у Горького?

Александр Беляев   04.04.2007 14:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «О значении писателя» (Александр Беляев)

Пафоса многовато...

И название не совсем верно - тогда уж не "О значении писателя", а "О НАЗначении писателя", поскольку ты рассуждаешь не просто о значимости литератора как такового, но о некой миссии, возложенной на него.

"Писатель без чёткой и твёрдой гражданской позиции никогда не станет крупным писателем".
- спорное утверждение. Да и "четкая гражданская позиция" - что это? Вот далее в качестве примера приводится Шекспир. А что мы знаем о его гражданской позиции - какова она была и была ли у него вообще? Тут о самом-то Шекспире мало что известно... Далее. Вот Тургенев, если говорить о "четкой гражданской", был западником, а Достоевский формально принадлежал к славянофилам, но у обоих есть произведения как славянофильского, так и западнического толка. А Толстой вообще непонятно чего хотел - наверное, хотел быть "нашим всем" в прозе: патриотические "Севастопольские рассказы", "Война и мир", мелодрама "Анна Каренина", статьи типа "Не могу молчать", "отредактированное" Евангелие, призывы к "непротивлению злу силой", сказки для детей, басни, притчи и пр., в старости вообще начал проповедовать собственную религию, за что и был отлучен от церкви, а Ленин назвал его впоследствии "зеркалом русской революции". Вот хоть убей - не вижу тут никакой "четкой гражданской". А его "Хаджи Мурат"?! Это ведь то же самое, если бы какой-нибудь современный писатель сделал героем своего произведения Хаттаба или Басаева! Или Шолохов. Темное прошлое, загадки вокруг авторства "Тихого Дона", затем "Поднятая целина", написанная по заказу, затем "Они сражались за родину" - недописанное. Гневные речи на съездах писателей при почти полном отсутствии статей литературоведческого и социально-политического харектера, алкоголизм, поставивший крест на его творчестве. Так кем был Шолохов? Белоказаком, красным казаком, убежденным коммунистом, ловким приспособленцем? Поди разберись...

Тема, поднятая тобой, заслуживает глубокого и всестороннего исследования, а ты хочешь несколькими строчками убедить всех в том, в чем по определению убедить нельзя. Никто не спорит с тем, что Данте или Сервантес наднациональны и в то же время глубоко национальны, но ты политику путаешь с философией.

"Русские писатели должны первыми видеть врагов своего государства, показывать своём творчестве их методы и действия"
- поверь, русские писатели ничего и никому не должны. Если они буду думать именно так, то мы получим расцвет постсоцреализма, опять будет проклинаться "западный империализм", снова начнут прославлять свинарок и пастухов - из самых благих побуждений, конечно... Они должны просто писать о том, что их волнует, а для выражения гражданской позиции и борьбы с врагами есть жанр - публицистика.

Игорь Панин   03.03.2007 14:25     Заявить о нарушении
Кстати, вот и В.Бондаренко о том же, о чем и ты:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=111353

Игорь Панин   14.03.2007 19:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «О значении писателя» (Александр Беляев)

Народ и партия едины!

Своей земли не отдадим ни пяди!

Слава КПСС, ум, честь и совесть нашей эпохи!

И никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить!

Вихри враждебные веют над нами,
темные силы нас злобно гнетут,
в бой роковой мы вступили с врагами,
нас еще судьбы безвестные ждут.

София Прус   15.02.2007 19:21     Заявить о нарушении
...Вставай, проклятьем заклеймлённый!
Ложись, коль слишком рано встал....

Ярослав Трусов   23.03.2007 07:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «О значении писателя» (Александр Беляев)

"..служить на благо собственному народу и государству. "

Всегда ли это совпадает?

Пушкин кому служил?

И долго буду тем любезен я НАРОДУ....

А государство его в ссылку!

А Солженицын?

Владимир Бенрат   15.02.2007 16:29     Заявить о нарушении
Рекомендую прочитать книгу Юрия Дружникова Пушкин. Узнак Росии. М. Голос-Пресс. 2003 г.

Александр Беляев   19.02.2007 20:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «О значении писателя» (Александр Беляев)

Ознакомился. Любопытно. Замечу, однако, что не следует путать нацию, народ и государство. Далеко не всегда национальное государство действует в интересах народа, а многонациональное - в интересах какой-либо из наций (так, якутский национальный писатель вряд ли может считать Российское государство своим национальным и выражающим национальные интересы своего народа).

И ещё: существовали люди, которых можно назвать крупными писателями (например, Сенека, Августин Аврелий), не выражавшие национальных интересов. А позицию второго из упомянутых мной гражданской никак не назовёшь - это РЕЛИГИОЗНАЯ позиция.

Тем не менее, мне нравится чёткость Ваших формулировок.

Впрочем, ещё больше мне понравилось, как Вы пишете рецензии. Буду благодарен, если напишете мне пару-другую.

С уважением,

Сергей Алхутов   10.02.2007 14:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «О значении писателя» (Александр Беляев)

Ой, как мне далеко до этого!
Я люблю чистое искусство :)
Но с Вами согласна полностью.
С уважением

Нина Ганьшина   13.01.2007 16:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «О значении писателя» (Александр Беляев)

Александр, я согласно с вами, Помните, Белинский писал "Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством" . " Кто не принадлежить своему отечеству, тот не принадлежит к человечеству" Я бы сказала особенно писатели, поэты.
Желаю успехов!

Гулистан

Гулистан Матякубова   28.12.2006 09:57     Заявить о нарушении