Рецензии на произведение «Рогнеда Глава 2»

Рецензия на «Рогнеда Глава 2» (Ирина Кабанова)

Здравствуйте, Ирина.
Прочитал с большим интересом и спешу поделиться своими соображениями.
То что многие северные народы пошли за Владимиром, чтобы не платить Киеву дань, это все так, только и сам Владимир именно по этой причине собирался пойти на Ярополка - чтобы избавиться от зависимости сводного брата, а вовсе не для того чтобы отомстить за смерть другого такого же сводного брата, который при жизни так же постоянно унижал Владимира, как и Ярополк. (Мне думается, что и причиной ссоры Ярополка с Олегом был отказ Олега платить дань Ярополку, помноженное на юношеский максимализм.)
Возможно Владимир не сам до этого додумался, а ему сначала подсказали новгородцы, а потом еще и убедили в правильности данного решения. И вообще у новгородцев, похоже, сформировалась традиция с незапамятных времен - отлынивать от уплаты дани старшим городам - сначала Киеву, потом Москве. Точно так же потом они и Ярослава уговорили пойти против Святополка Окоянного. Да по большому счету и Рюрика призвали, не потому что они сердешные без княжей власти жить не могли, а чтобы Рюрик смог их защитить в том числе и от киевских поборов.
Что касается самого Рюрика, то мне думается, что он был все же из варягов, потому как к IX веку итменно скандинавские цивилизации в своем развитии уже перешли в основном от военных завоеваний к мирным торговым отношениям, посему осваивали торговые пути. Один из них проходил через Новгород. Тогда получается, что новгородцы призвали Рюрика не на княжество, как таковое, а только как наемного воина-защитника, тогда вопрос о поклонении разным богам решался само собой, тем более, что и сам Рюрик был заинтересован в крепости своего форпоста возле Новгорода, так что тут интересы новгородцев и Рюрика отлично совпали. Таже картина скорее всего была и в Ладоге и в Белоозере.
Что касается Рогволода и племени руги, то эти слова созвучны также и с другими словами - руны, друиды. И тогда имя Рогволода можно перевести, как владеющего рунами, или друидами. То есть мог быть вполне духовным вождем и по своему статусу мог приближаться к Олегу, о котором я писл в части II-1. Отсюда и Рогнеда, так же как и Ольга у Олега. Кстати, Ольгу для Игоря Олег сосватал, если мне не изменяет память, тоже в Полоцке (прямо какой-то город княжеских невест, прямо средневековое Иваново). А так как Олег по своему статусу мог легко договорится только с равным себе, то он и просил у такого же Олега его дочка Ольгу для Игоря.
Что касается острова Буяна, то к пушкинскому больше подходят два других острова с похожим названием. Один в Черном море возле Крымского полуострова - из-за него были постоянные войны во времена Росколани, так как он занимал очень выгодное стратегическое положение.И второй расположен при входе в Венецию - мимо острова Буяна в царство славного Салтана.

С уважением,

Игорь Мельников   24.10.2007 06:04     Заявить о нарушении
Добрый день, Игорь!

Очень рада Вашему отзыву.
Настоящие мотивы похода Владимира на Киев, конечно, те, что названы Вами. Но именно с такими (или почти с такими словами) он обратился к новгородцам, указывая на то, что не он первый начал проливать братскую кровь и заранее снимая с себя ответственность за возможные последствия войны с братом.

О происхождении Рюрика много версий, и скандинавская - одна из наиболее распространенных и обоснованных, но после прочтения книги Л.Р. Прозорова "Святослав" мне более убедительной показалась западнославянская. Впрочем, это вопрос очень и очень спорный.

"Рогволод мог быть вполне духовным вождем и по своему статусу приближаться к Олегу". Скорее всего, по своему статусу Рогволод был близок к Олегу, и стоял выше князей - Святославичей. Поэтому один (Ярополк) так хотел видеть его своим союзником, а второй (Владимир) - стремился побыстрее "вывести из игры" (плюс, конечно, владения Рогволода географически располагались так, что миновать их, идя из Новгорода на Киев, невозможно).

Родина княгини Ольги - еще одна загадка. "Игореви же възарсташю... и приведоша ему жену от Плескова, именем Олгу". Это ПВЛ, 903 год. Что за Плесков? Большинство считают, что это Псков. Хотя, по-моему, название Плесков явно сходно с названием первой болгарской столицы Плисковы (Плиски). Так что Ольга могла оказаться болгарской царевной. Это, кстати, в какой-то степени объясняет тягу Святослава к Болгарии и его известное изречение "Тут середа земли моей" о Переяславце на Дунае. Если интересно, можете посмотреть об этой версии по ссылке uacollections.fal.com.ua/history/olga/OLGAbrie1.htm

А теперь про остров Буян. "Один в Черном море возле Крымского полуострова - из-за него были постоянные войны во времена Росколани, так как он занимал очень выгодное стратегическое положение". Это известная версия, особенно на ней настаивает Александр Асов. А вот про второй, расположенный при входе в Венецию, ни разу не слышала. Спасибо за информацию, (*___*).
Но я Буян, уж не знаю, верно или нет, идентифицирую с Рюгеном, с Арконой, столицей ругов, где стоял храм Свентовита, с центром западнославянского язычества, павшем в 1168 году. Вот, кстати, еще одна ссылочка arkona.swarog.ru
Здесь об Арконе и Руяне (Рюгене).

Простите, что занимаю у Вас много времени такими длинными ответами, но очень радостно, что можно побеседовать с человеком, знающим и любящим отечественную историю, и трудно отказать себе в этом общении.

Спасибо Вам огромное за Ваши отзывы и внимание. Буду счастлива снова увидеть Вас на своей страничке!

С уважением и благодарностью, Ира (*___*)

Ирина Кабанова   25.10.2007 12:30   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ира.
Мой интерес в общении с Вами, похоже, взаимный. Вы первая, с кем я могу свободно разговаривать на все эти темы, причем, радует не только глубина Ваших познаний довольно сложного и запутанного отрезка нашей истории, не только стремление разобраться во всех ее переплетениях, но, главное, стремление во всем быть объективной, не зацикливаться на одной какой-нибудь удобной версии, которая сама себя предлагает, находясь на поверхности. Так что пишите все, что сочтете нужным, мне все будет интересно. Признаться, я и сам думал, что я Вам в тягость своими нудными описаниями, поэтому постоянно себя осаживал, многое сокращал...

Но вернемся к Ольге. Из того материала о ней, что мне попадался в разное время, я склонен думать, что она все же была скандинавских кровей, и по воспитанию - по тем традициям, которых она придерживалась, например, погребение в ладьях; способность повести за собой дружину, да и дружина Игоря за болгаркой вряд ли пошла бы - все это, скорее, указывает на ее варяжское происхождение, не считая самого имени - Хельга - это Вам не Преслава. Возможно многое из того, что она делала ей приписали летописцы, но и они, надо думать, все же отталкивались больше от первоисточника, то есть от самой Ольги, какой она запомнилась многим.
В Болгарии в начале X века вполне могли осесть варяги в качестве наемников, и Святослав, похоже, был одним из них, одним их первых, но и ему не удалось закрепиться там капитально, как на Руси, потому что болгар, в отличае от нас, очень плотно опекали греки, да и других охотников хватало, и варяги могли охватить только небольшие пограничные северные территории по берегам Дуная, но вглубь, до Плиски, врядли - варяги все-таки были сильны на воде, да и Святослав дальше Дуная нос свой не казал. А Плесков мог быть и современный Плесецк на Онеге, а может, другой город с похожим именем, который канул в Лету, да и тот же Полоцк.

То что Рогнеда была из семьи духовного вождя, натолкнуло меня Ваше упоминание в Предисловии о том, что она была высокообразована, знала письменность и другие науки - для тех времен это была большая редкость даже для княжеских дочерей.

Ну, и по поводу Буяна. Если брать пушкинский, из сказки, то Пушкин вряд ли мог знать о Руяне, да и про тот, который описывает Асов, тоже. Зато у него вполне могли быть на слуху рассказы о сказочной Венеции и об острове, что находится в заливе при входе в город, только он называется не Буян, а не то Боян, не то Баян, но, думаю, для большого поэта это не существенно.
А что касается Руяна (Рюген), то там вполне мог располагаться духовный центр язычества, может даже там находилось что-то вроде духовной академии которая выпускала своих Рогволодов, своих духовных вождей, жрецов и пр.
Но может, Рогволод никакого отношения к острову и не имел. Может, его имя действительно означает - владеющий рогом - то есть силой, упорством, волей и верой. Рог и у славян, и у варягов был довольно значимый символ, только у славян его со временем заменил другой символ (возможно крест), а у скандинавов он до сих пор в почете. То что рог наши предки не только почитали, но и обожествляли как раз может указывать на то, что Рогволод мог быть духовным вождем. Да и потом, не будем забывать, что Рогволод был князем кривичей, то есть потомков Коровы Земун. Корова у кривичей была священным животным, тотемом их рода, и имя Рогволод возможно носили только кривические князья, которое означало скорее должность князя кривичей, чем просто имя человека, тогда и имя Рогнеда становится более понятным.

Ну, пока на этом остановимся.
Если Вам удобней общаться через E-mail, то извольте, мой адрес: scorpakrab@mail.ru

С уважением,

Игорь Мельников   25.10.2007 16:08   Заявить о нарушении