Рецензии на произведение «Хозяин с кифарой»

Рецензия на «Хозяин с кифарой» (Ольга Славянка)

Большой труд и достоин похвалы! Всегда найдутся те, кому интересна история Древнего мира, а о гладиаторах Вы сообщили совершенно уникальные сведения! Удачи

Владимир Орлов3   23.08.2013 10:14     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Хотя в моем романе описывается сражение гладиаторов, думаю, это всё же не главный эпизод романа - мой роман, скорее, об альтруизме в жестокую эпоху. Возможно, вы подразумеваете мою статью о гладиаторах.

Ольга Славянка   23.08.2013 12:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хозяин с кифарой» (Ольга Славянка)

Уважаемая Ольга, прочитал, не отрываясь, Вашу повесть. Браво! Я сам большой любитель античного периода. Не являясь профессиональным историком, тем не менее, достаточно знаком с авторами, среди которых не только современные специалисты, но и Флавий, Петроний, Светоний, Ливий и др. Достаточно, чтобы оценить Ваш труд, как замечательный образец литературы, которая не просто "выдумана" от начала и до конца (что сейчас, к сожалению – норма), а представляет собой скрупулезный труд, наполненный реалиями времени, о котором идет речь. Мельчайшие детали быта, лексики, исторические факты и имена, незаметно, без напряжения превращают текст в красочное полотно, в нечто неподдельное. Такой подход требует затрат большого времени, но полностью оправдывает себя, поскольку передает читателю не только занимательную историю, рассказанную добротным русским языком, но и настоящее знание. Я не собираюсь вступать в дискуссию ни о подлинности исторических фактов, ни о взаимоотношениях хозяев и рабов. Так Вы увидели. Тема рабства не потеряла своей актуальности и по сей день.
Мне интересно еще раз «пощупать» фактуру того периода руками другого человека и сравнить с моими собственными ощущениями.
Будучи далеким от мысли, совершить рекламный ход, я тем не менее не удержусь от приглашения на свою страницу, где разместил свою книгу «Пусть умрет!». Фабула книги раздваивается на два времени, одно из которых, как я понял, есть и Ваше увлечение. В этой связи мне было бы интересно услышать мнение такого знатока античного Рима, каковым являетесь Вы. Прошу поверить – это не комплимент и не подкуп, потому что если произведение не нравится, невозможно заставить даже близких людей прочитать его. Еще раз спасибо за доставленное удовольствие. Из оглавления вначале Вы легко увидите, какие главы касаются античности.
С Вашего позволения, разрешите завершить тему на «вкусной» ноте, приведя короткий фрагмент из главы моей книги:
< – Будь добр, утоли голод закусками, покуда готовится мясо. – Он указал в сторону греческого столика на изящных бронзовых ножках, оканчивающихся козьими копытцами. – Тут всего понемногу: вот устрицы, мои любимые, лукринские, а это – тарентские, заливное из халкедонского тунца... еще вот... рекомендую холодное из жареного дрозда, жаворонки под соусом из трюфелей и замечательное рагу из языков фламинго.>
Так 11-тый римский император Домициан потчевал своего гостя, префекта претория Петрония Секунда.

Юрий Григ   17.12.2012 19:35     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.
Историю описанного периода я изучала тщательно, отношения рабов и хозяев – тоже, я их описала адекватно. Они были на самом деле гораздо лучше, чем изображалось в советских учебниках. Сенека пишет, что сажал рабов с собой за стол. Поэтому и мой хозяин может поступать так же. Особенно ценились и уважались рабы-врачи, которые могли стать влиятельней своих хозяев. Отношения были, как и у всех людей – от любви до ненависти. Смерть Цицерона была очень красивой. Цицерона рабы пытались спасти, а Цицерон, спасая жизнь своим рабам, не стал прятаться от убийц. В данном случае было взаимное самопожертвование. Известны и другие эпизоды преданности и взаимной любви. Я воспроизводила атмосферу того общества.

Ольга Славянка   18.12.2012 00:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хозяин с кифарой» (Ольга Славянка)

Большое спосибо за красивое историческое произведение, ГУМАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Пускай на деле было не совсем так - презрение к рабам въедалось в культуру Рима. Еще раз спасибо, хорошо, дОбро написано.
Позвольте замечание:
"... в пурпурном плаще поверх КОЛЬЧУГИ", ...
" ... на одних были КОЛЬЧУГИ, на других – кожаные панцири.
Если я не ошибаюсь, кольчугу - рубашку, сплетенная из металлических колец, - римляне не знакли. Зашищали корпус воина металлические ПЛАСТИНЫ. прикрепленные к толстой коже - т.е. доспех или панцырь. Или я в этом не прав?

Иван Бондарь   07.10.2010 10:33     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Приятно, что вы поняли смысл романа.

Я читала много античной литературы. Отношение к рабам в Риме было намного лучше, чем думают наши современники. Римляне понимали, что рабы – это люди. Сенека сажал с собой рабов за стол. Вообще был праздник Сатурналий, когда рабы традиционно садились за один стол с хозяевами, и те их обслуживали. Один из императоров Рима в молодости был рабом. В России к крепостным было гораздо больше презрения, чем в Риме к рабам.

По поводу кольчуг можно прочитать, скажем, тут:

http://www.designw.ru/ezcngw.html

"С подачи малобюджетных фильмов на историческую тему повсеместно распространилось мнение о том, что в Риме широко использовались так называемые кожаные доспехи…

Древнеримские скульпторы очень много внимания уделяли внешней достоверности своих работ. Поэтому, изображая воинов в кольчугах, они старательно создавали на поверхности скульптуры рябь, имитирующую кольца. Кроме того, скульпторы раскрашивали уже готовые статуи. Когда в эпоху Ренессанса художники обратились к языческому искусству и язычеству вообще, за образцы были взяты сохранившиеся античные скульптуры. Но к тому времени краска со статуй облезла, а поверхность шелушилась. В результате поверхность, прежде имитировавшая кольчугу, теперь стала напоминать кожу. Впрочем, при тщательном изучении даже сейчас можно понять, что это кольчуга, но для этого надо рассматривать поверхность скульптуры с близкого расстояния.

Если попытаться реконструировать, римские доспехи из кожи, то легко убедиться, что такие доспехи окажутся практически бесполезными. Едва ли кожа способна противостоять удару меча или копья, в то же время доспех сильно сковывает движения воина.

Тем не менее, кожу использовали при изготовлении доспехов. Но в доспехах кожа выступала исключительно в качестве полос (pteruges), крепившихся к кольчужным или пластинчатым доспехам. Кожа могла походить на «буйволову кожу», знакомую нам по портретам солдат XVII века, однако для ее выделки использовалась китовая сперма, недоступная римлянам, поэтому эта похожесть лишь внешняя.

Историки до сих пор спорят о том, какой народ первым изобрел кольчугу, которую римляне называли hamata. Самые старые образцы находят в скифских захоронениях V в. до Р.Х.. однако мало вероятно, чтобы кочевники-скифы могли сами изготавливать кольчуги. Следующее по времени свидетельство о существовании кольчуги обнаружено в Галатии (страна в Малой Азии, заселенная в античности переселившимся туда галльским племенем). Это рисунок наемника, датируемый III-II в.в. до Р.Х. Римский историк Наррои утверждает, что римляне позаимствовали кольчуги у галлов".

***
У нас бытует много ложных представлений о вооружении римлян. Придумали, что у римлян не было седел или стремян, поскольку у римлян была условная манера изображать лошадей низкорослыми, какими они никогда не были, и т.д. (как скажем, в дальнейшем у христиан было принято изображать святых с нимбами – это условность).

Ольга Славянка   07.10.2010 11:50   Заявить о нарушении
По поводу отношения к рабам, Сенека пишет в своем письме к Луцилию №47 (перевод С. Ошерова): "Я с радостью узнаю от приезжающих от твоих мест, что ты обходишься с рабами как с близкими. Так и подобает при твоем уме и образованности. Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья... Мне смешны те люди, кто гнушается сесть за стол с рабом...". Плиний Младший в письме к Валерию Павлину (книга V, письмо 19, перевод М.Е. Сергеенко) пишет: "Я вижу, как мягок ты со своими рабами, тем откровеннее признаюсь тебе, как я снисходителен к своим. У меня всегда в душе слова Гомера "Всегда как отец, вас любящий" - и наше выражение "отец семейства".
Писал он так потому, что формально рабы считались членами семьи своего хозяина, так что по освобождении они принимали его имя.

Цицерон писал о том, что к рабам нельзя относиться как к рабочему скоту, а нужно видеть в них людей и проявлять те же самые нравственные качества, какие нужно проявлять в отношении свободных людей.

Это не значит, что все хозяева были хорошими. Но просто каждый свободный римлянин понимал, что он сам может попасть в плен на войне и оказаться в рабстве.

Марксистская теория классовой борьбы опирается на знаменитое сочинение Катона Старшего, где последний советует хорошо кормить и одевать рабов, но избавляться от старых рабов. Цитирование этого высказывания есть полуправда. Будучи консулом, Катон Старший обложил хозяев столь большим налогом на молодых рабов, что стало выгодно держать старых рабов. На практике он защищал интересы старых рабов. Когда он советовал продать ненужных рабов, он подразумевал, что новые хозяева будут этих старых рабов хорошо кормить и одевать.

Ольга Славянка   07.10.2010 12:50   Заявить о нарушении
О кольчугах спорить не буду, поскольку сам этот вопрос не изучал.
Седла, конечно были. А в отношении стремян Вы НЕ ПРАВЫ. В современном виде стремена появились у кочевников Азии в IV в. н.э. Подробнее посмотрите в моей книге ПАХАРИ И СКОТОВОДЫ. Она, конечно, научно-популярная, но в ней собраны все доступные мне сведения. Есть там и о росте лошадей у разных народов. Лошади персов, македонцев, греков, парфян по нашим меркам были малорослые. Крупные кони могли быть только у тяжело вооруженной кавалерии (катафрактов). С появлением в Европе средневекового рыцарства появились и особенно крупные кони – предки наших тяжеловозов. И те и другие возникли в результате внедрения в кавалерию стремян.
Книга моя подается в Интернет-магазинах (при необходимости могу сбросить по электронной почте главу о конях).
http://www.dbulanin.ru/?n=catalog&s=1&t=15&b=w007242
Коваль С.Ф. Пахари и скотоводы. Новосибирск Изд-во СО РАН 2009г. 468с. Мягкий переплет, Цена 465 руб.
http://www.sibran.ru/psb/books/searchpsb.phtml?rus+FERM+list
http://www.alib.ru/bs.php4?uid=1747e16b60f47019c276bd9012c08bd2e3e1
Alib.ru Коваль С.Ф. Пахари и скотоводы . (Продавец: BS - uralbooks, Челябинск.) Цена 650 руб.

В книге популярно излагается история и биологические основы одомашнивания (доместикации) человеком растений и животных. Автор ведет читателя от первых попыток одомашнивания в каменном веке, через эпохи бронзы и железа, средневековье, время Великих географических открытий к использованию одомашненных видов в современном товарном хозяйстве. На материале древних документов дано описание сельского хозяйства Древнего Египта, Палестины, Рима, древних славян и германцев, кочевников Средней Азии. Изложена эволюция культурных злаков в связи с историей переработки зерна - от возникновения каши, галушек, блинов, лепешек до появления печеного хлеба.
С уважением Иван Бондарь

Иван Бондарь   07.10.2010 15:42   Заявить о нарушении
Значит, у меня оказалось больше материалов, чем у вас. Я использовала эти материалы давно, когда писала рассказ "Умирающий раб" (меня волновал вопрос, мог ли римлянин вставать на стременах), я не знаю, остались ли они у меня или нет, но я поищу. Если я найду, то я дам ссылки, но они есть в Интернете.

Историю лошадей и стремян у римлян я изучала очень долго по материалам Интернета. У римлян были кони, чей рост в холме был 150 см. Хотя пони были более распространены. Потомки римских лошадей высотой в холке 150 см есть в современной Англии – они дорого стоят. Эта порода римских лошадей не классифицируется в категорию пони. Более того, обнаружены свидетельства, говорящие о том, что у наемников, служивших в римской армии, были стремена. Поэтому стремена были в Риме прекрасно известны.

Вопрос в том, каков у вас опыт верховой езды? Без стремян технически нельзя проделывать то, что проделывали тяжеловооруженные римские воины. Когда вы едете рысью, вы половину времени не сидите на седле, а стоите на стременах. Никакие современные мастера спорта в римском вооружении не могли бы с такой скоростью передвигаться без стремян. Если это не под силу современным чемпионам мира, но это было не под силу и рядовым римским солдатам.

Идея об отсутствии стремян у римлян, возникшая на основании изучения барельефов, связана с отсутствием опыта верховой езды у большинства современных историков.

Это не делает ваши книги менее интересными - нельзя знать всё. Каждый автор освещает только часть имеющихся сведений. Вы отразили общие тенденции.

С уважением

Ольга Славянка   07.10.2010 16:11   Заявить о нарушении
Но от римских времен мы не знаем ни одной находки стремян. И ни одного изображения их - ни на статуях, ни на барельефах. И римские руководства по конному делу о стременах не упоминают.
Всадник того времени не имел оружия, приспособленного для боя с использованием стремян (мечь короткий как кинжал, вместо пики метательный дротик). Большую часть времени двигались шагом, а в атаке сжимакли туловище коня коленями, как это делали все кочевники. Я пробовал, это вполне возможно.

Иван Бондарь   07.10.2010 17:43   Заявить о нарушении
PS Рост лошади в холке 150 см это очень мало. Современная спортивная лошакдь примерно 175 см в холке. Рыцарский конь средневековья до 200 см. Малорослость римских коней не подлежит сомнению - слишком много нак эту тему не только рисунков, а археологического материала.

Иван Бондарь   07.10.2010 17:47   Заявить о нарушении
Я прочитала сотни страниц доводов авторов, думающих, что у римлян не было стремян, и пришла к тому выводу, что эти историки были не правы.

Разумные историки думают, что стремян не было найдено, ибо их делали из кожи или дерева – они сгнили. Это металлические стремена стали изготавливать в Средние века. На лошадь высотой в холке 150 см без стремян не так-то легко влезть – лично я влезть не могу. В антропологическом плане римляне представляли смесь двух племен – патрициев (рост 165-168 см) и плебеев (часто рост 150см.). В римскую армию брали солдат ростом начиная с 149 см. Это не так-то легко взобраться на лошадь, когда седло выше твоей головы. А взбирались на лошадь они без посторонней помощи.

Когда вы много читаете античной литературы, то сталкиваетесь с описанием ситуаций, когда без стремян на лошадь взобраться было нельзя и невозможно предположить езду без стремян. У римлян была конница, и отсюда название сословия "всадники". Идея отсутствия стремян противоречит всей римской литературе. Там быстро скакали, в том числе старики.

Вес вооружения наемного всадника, насколько помню, был до 40 кг. С таким весом невозможно ехать час рысью, сжимая бока коня коленями. Учтите, если вы не вовремя плюхнетесь с таким весом, то вы можете сломать коню хребет. Современные спортсмены не могут при такой нагрузке идти рысью, сжимая бока лошади коленями. Я и без нагрузки не могу – у меня не хватает силы мышц. Это кажется, что легко – пока человек не сел верхом.

На статуях императоров стремян могли не изображать по той же причине, по какой вокруг голов святых изображали нимб, т.е. чтобы показать удаль императора, мол, он так хорошо держится в седле, что в стременах не нуждается. Это могло быть разновидностью лести. Что до барельефов, то на ней кони изображены такого размера, какого в природе никогда не было и не бывает. Скажем, на ряде барельефов, всадник, сидящий на коне, упирается в землю согнутыми ногами, ему голова лошади по пояс или ниже. Видимо, не следует думать, что барельефы изготавливались в жанре реализма. Видимо, в них был элемент символизма.

Что до военных руководств, то до нас дошли поздние руководства, написанные в эпоху, когда римляне, по сути, почти отказались от своей конницы и использовали наемные конные войска. Поэтому конница авторов не волновала.

Что вы имеет в виду под 200 см, говоря о лошади, я не знаю – видимо, все-таки голову, а не холку. Я не видела таких лошадей.

Просто это я читала много лет назад, так что сразу ссылок дать не могу. Но я поищу.

Из того, что чего-то не нашли, не значит, что этого не было.

Ольга Славянка   07.10.2010 19:41   Заявить о нарушении
Кони рыцарей средневековья имели до 200 см В ХОЛКЕ. Такие кони действительно могли нести всадника с 40 кг брони. Римская конница - ни наемная, ни времен республики не надевала на себя столько. Всадник был не более бронирован, чем пехотинец. Что касается "поздних авторов", то я ссылаюсь не на ни х, а на Варрона. Нет упоминания о них и у Апулея. В Помпеях и Геркулануме среди многочисленных надписей и рисунков на стенах таверн стремена отсутствуют.
И последнее. В римской армии пользовались "сажальным камнем". Большие валуны лежали около конюшен и всадник становился на сажальный камень и потом садился в седло. С появлением в Европе стремян в V - VI веках нашей эры упоминания о сажальных камнях исчезают.

Иван Бондарь   08.10.2010 08:53   Заявить о нарушении
Упоминание о сажальных камнях исчезает вместе с появлением оруженосцев. В античные времена таковых не было. В римской коннице служили не сами римляне, а их союзные войска. Те носили до 40 кг доспехов.

Ольга Славянка   09.10.2010 16:33   Заявить о нарушении
Действительно, римляне больше использовали пластинчатый доспех, который назывался - lorica segmentata (легионеры и преторианская гвардия). И, действительно, есть мнение, что римляне позаимствовали кольчугу у галлов еще в III-II веках до РХ. (А вообще, дело не в кольчуге и не в лорике сегментате и даже не в сквамате - просто приятно, что на Прозе есть кто-то, с кем можно обсудить такие вопросы.) Только что прочитал "Хозяин с кифарой"... Браво! Не могу удержаться от написания рецензии. Сейчас буду писать.

Юрий Григ   17.12.2012 16:19   Заявить о нарушении
Нужно сказать, что с тех появилась информаця, что при ракопках в Помпеях нашли предмеы, назначение которыъ непонятно, а по одной из версхй это стремена.

Ольга Славянка   22.12.2017 14:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хозяин с кифарой» (Ольга Славянка)

Уважаемая Ольга! С трудом прихожу в себя после Вашего романа. Сейчас никто так не пишет. Это великолепно! Какой слог! Какой ритм! Вы очень плавно втягиваете в действие и захватываете так, что невозможно оторваться. Очень хорошо у Вас получился Спартак. Теперь я предсталяю его только таким. Но вершина всего - эта совершенно невероятная с точки зрения здравого смысла, но убедительная до дрожи сцена коцерта перед распятыми. Как мастески сделано! Я в восхищении.Не хотелось бы попасть в просан, но пошу Вас удовлдетворить моё любопытство. Чьими стихами Вы заканчиваете свой роман?

Черепах Тортилло   03.06.2008 15:48     Заявить о нарушении
Понятно, что это мои собственные стихи. Я вообще пишу стихи! СМ. Стихи.ру. Но чтобы передать дух той эпохи, я вставила туда 2 строки древнеримских авторов ("Человек человеку волк" и "Человек человеку бог") - все остальные строки мои.

Ольга Славянка   03.06.2008 16:45   Заявить о нарушении
У вас действительно отличный роман. Вы Романтик с большой буквы. Надеюсь на Вашу крупную встречу с Христианством. Иначе все усилия бессмыслены.

Наталья Старикова   16.10.2009 10:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хозяин с кифарой» (Ольга Славянка)

*Я удаляю все рецензии, в которых содержатся матерные слова, а также упоминание атрибутов места, куда король ходил пешком – даже если в них содержатся гениальные мысли. Также я удаляю рецензии, не относящиеся к тематике моих опусов.*

Строго.
А что, в данном опусе есть тема? Какая, подскажите, плиз?

Мифы Прозару   09.05.2008 13:41     Заявить о нарушении
Извините, я не поняла вопроса. Но главная мысль моего романа выражена в стихотворении в конце.

Люди-волки идут на охоту,
Овцу встретят – зубами щелк!
Говорят: это наша работа,
Человек человеку волк!

Люди-свиньи жиреют в достатке,
В ларцах жемчуг и злато храня,
Говорят: мы заводим порядки,
Человек человеку свинья!

Хоть имеют черты человечьи,
Но живут со звериным нутром,
И наносят друг другу увечья
И копьем, и мечом, и кнутом.

Но лишь только рука кифариста
Струн коснется и песнь зазвучит,
Как становятся помыслы чисты
И душа в поднебесье летит.

В этом магия дивной камены,
В этом зов и привет божества,
Оттого-то певцов неизменно
До небес возносила молва.

Звуки чудные льются всё выше,
Средь морей, и полей, и дорог.
И, притихши, вселенная слышит:
Человек человеку бог!

Оттого-то и взял я кифару,
Без нее нам, друзья, никуда!
Пусть в беде среди войн и пожаров
Божество с нами будет всегда!

Я думаю, что мысль достаточно понятна. Я описываю роль искусства.

Ольга Славянка   10.05.2008 17:45   Заявить о нарушении
*Извините, я не поняла вопроса. Но главная мысль моего романа выражена в стихотворении в конце.*

Повторяю вопрос: *А что, в данном опусе есть тема? Какая, подскажите, плиз?*
+
Мысль и тема - это синонимы?

Мифы Прозару   10.05.2008 21:35   Заявить о нарушении