Рецензии на произведение «Забытая форма»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Вот и Ваши детские воспоминания навеяли мне сразу...
В первой школе, где мы учились (говорю "мы", потому что с братом-близнецом не разделялись 20 лет вообще), тоже на физкультуру требовалась такая же форма: сатиновые трусы и голубые футболки. И для мальчиков и для девочек. У девочек, как Вы описали. с резиночкой!
Но в 4-м классе нас родители перевели в новую школу, продвинутую. Она, действительно, была намного качественнее по составу преподавателей и по другим показателям. А главным было наличие в ней двух спорт-залов. По'тому уроки физры проходили у мальчиков и девочек отдельно, в разных залах с разными учителями. Но зато - по два класса стазу: мальчики "ашники" и "бэшники", и так же - девочки. То есть, всегда присутствовал дух соревнования: класс на класс. И форма там была уже иная. Представьте себе, она была белая! Белые трусы и белые майки! Мы с братом, явившись на первый урок физкультуры (а уроки обязательно были теперь сдвоенные, пары, так сказать), оказались чёрно-голубыми воронами на фоне абсолютно белой шеренги одноклассников. Вот, мама намучилась, доставая нам белые трусы к следующему уроку. Они же не продавались в каждой галантерее, как чёрные!
Вот такие заморочки! :)
А Вы, молодец, не растерялись, двойку не получили, рассказ написали, память мне освежили... :)
Семён Вексельман 02.09.2017 13:58 Заявить о нарушении
Вот это-то отрез, голубая фланель с белыми мишками, был привезен из Монголии. Мама нас еще долго из тех запасов одевала.
Рада, что зашли, Семен!
Марина Симкина 02.09.2017 16:17 Заявить о нарушении
Самое забавное, что такие лифчики для пристегивания чулок
носили и мальчики тоже!
http://leggies.narod.ru/telo/catalog/cat40a-4.gif
http://nkozlov.ru/upload/images/0807/0807301341300.jpg
Владимир Байков 07.06.2010 10:43 Заявить о нарушении
А откуда они?
Марина
Марина Симкина 07.06.2010 13:57 Заявить о нарушении
Владимир Байков 07.06.2010 23:37 Заявить о нарушении
Текст вызывает несколько уточняющих вопросов.
О каких годах идёт речь? О 1958–1960 или 1961–1963?
Далее: «И в низ вставлялись резинки» (это о трусах) «У меня был такой лифчик с резинками». Выходит, что от трусов резинка шла к лифчику или наборот. В общем, тк и было, но ведь в первом случае речь шла о другой резинке – бельевой, продергиваемой по нижнему краю трусов, а во втором случае – речь идет о прорезиненной тесьме, на конец которой была такая штучка. Как она называлась у вас?
«У меня был такой лифчик с резинками… Резинки для чулок от него отстегивались»
Может быть, сначала указать, что резинки для чулок крепились на большую коричневую пуговицу, и потому «я решила, что их можно отстегнуть» …
«За шароварчики вполне могли сойти мои теплые штанишки»
Надо расшифровать для читателей не нашего поколения, что штанишки – это не шортики и не короткие брюки.
«А чулки я закатала валиком вниз»
Может, скатала, а не закатала? И цвет еще тоже уместно было бы указать. Светло- или тёмно-коричневые…
«Переодевались мы в своем классе, во время перемены» А как Вы от мальчиков загораживались? Портфелями? Или дело было еще в женской школе, до 1954 года? Вряд ли…
Секретка 03.01.2009 22:11 Заявить о нарушении
Я рада, что удостоилась внимания серьезного критика, хотя, по неведению, не прошла начертанными Вами тропами для допуска в Вашу лабораторию.
Вам успехов - это во всяком случае!
Речь идет даже о 56/57 учебном годах, моем первом классе. У Вас почему-то в расчленении Школы на эпохи 55 - 57-й года выпали.
Это совместная школа, с моим соседом по парте мы до сих пор переписываемся, кусаемся, деремся. Он является героем моего рассказика "Сережка - выскочка".
А никак мы не загораживались! И, судя по тому, что в памяти это не оставило таких заноз, как чуть не полученная двойка по физкультуре, это нас не слишком беспокоило. По всей видимости, наши родители заботились о том, чтоб переодеваясь, мы оставались в каких-то рамках...
Все мы тогда еще только пришли из детских садов, и в нашем, по крайней мере, была общая горшечная комната...
Насчет "скатать - закатать", пожалуй, согласна.
Резинки разного рода, действительно, оказались слишком близко друг к другу, даже "детским голосом" получается некая сумятица. Попробую упростить систему...
Пуговица была, действительно, крупной, но цвет, видимо, зависел от вкуса родителей. Вам помнится коричневая?
Про цвет чулок сказано в рассказе, что он не был белый, то есть не соответствовал необходимому цвету носков. Но главное - не их конкретный цвет, а надежда, что учитель не заметит, что они не белые. Ведь с моей тогдашней точки зрения это было главное "непопадание" в форму.
Пояснять, что это были не шорты, не джинсы, не бриджи, не... (Я, наверно, и не знаю всех возможных названий штанов, известных нынче.) - у меня, честно говоря, рука не поднимается.
В результате, я не слишком знаю, кому реально направлены эти рассказы. Могут ли они быть интересны детям или только их бабушкам?
Я, в основном, пишу стихи. Проза не шла, пока я не попала в этот размер - рубленый, почти привычный...
На этой, "детской" своей, серии я пока осторожно пробую голос. Есть интересные сюжеты, пыталась написать, там пока чаще фальшивлю, самой себе не нравлюсь. Эти несколько пока для собственного слуха звучат чище.
Если не возражаете, что-то попробую со всеми этими застежками (кстати, так, по-моему, и назывались эти "штучки" на концах резинок для чулок, застежками или, иногда, замочками)сделать и воспользуюсь опцией "Письмо автору". Вам не будет трудно посмотреть по новой?
С благодарностью - Марина.
Марина Симкина 03.01.2009 23:57 Заявить о нарушении
Что же до рассказа, то помимо застежек (по "правилам" они назывались "машинки", но так их никто не называл, кажется, никогда) и цвета чулок, было бы полезно для сочности и рельефности рассказа ввести какие-то детальки из детства девочки, из её мыслей, из её одежды (в Москве в 1954 году в ряде школ форменное платье было СИНЕГО цвета, поэтом нелишне что-то скзаать и о форме - штапель или полушерсть, передник черный? укзаать, что резинки были сзади (или сбоку), цвет пуговицы, тядело ли отстегивались резинки), обстановки в классе (стенды, портреты, цветы на окнах, парты, дырочки-углубления для чернильниц и перьев, перочистки). Почему смотрели на неё только старшеклассницы, а старшеклассники - отводили взгляд?
Штанишки надо как-то охарактеризовать - байковые или там с начесом, китайские, может, были... Можно сказать, что это нечто вроде короткого трико в роли нижнего белья... Но все это надо разговорить, оживить... Попутно описать других девочек. Вспомнить случай, когда другая девочка забыла форму... Или мальчик... И описать трусы-шароварчики... Сказать, в каком классе они исчезли и чем заменили... Кстати, мальчики ведь в то время тоже как минимум половина носили такие лифчики с резинками и чулками? Об этом как-то упомяните, как они с этим обходились...
Слово "Не заметил" об учителе физкультуры надо заменить на слова, в которых заключена информация о том, что видела девочка (ведь "не заметил" - это залезание в голову учителю). "Скользнул взглядом и ничего не сказал, только пожевал губами. "не заметил", - решила я. В тот день я бегала веселее и старательнее обычного"
Секретка 04.01.2009 02:20 Заявить о нарушении
Думала я думала!
Вот не хочется ничего менять, кроме, разве, пары фраз:
"И я стала вспоминать, что на мне есть, под школьным платьем…
У меня был такой лифчик – с широкими резинками, чтоб чулки пристегивать."
Мне кажется, что застежки тем самым немножко распутываются.
Слово "тесьма", да еще "прорезиненная" - явно не из того лексического слоя, в рамках которого я описываю ситуацию. Как мы читаем тексты, где описываются события другого времени, другого места? Далеко не все слова уходят в столбец примечаний. Стоят себе в строке и несут особый привкус.
"Бельевая" тоже ребенок в том возрасте и в то время не говорил. Были резинки разные - "для"... Для одного или для другого. Была еще стирательная резинка. "Ластик" - не ленинградское слово.
Добавив сейчас слово "широкая" и магическое "для", я максимально, с точки зрения тогдашней первоклассницы, описала конкретику.
Если я сейчас добавлю пуговицы по бокам (попробовала-было), то получится не только резинок много, но и пуговиц. сказано - "отстегивались резинки". Наше поколение - знает, на чем они держались, нынешнее знает, что способов пристегнуть, а, значит, и отстегнуть - много. Вряд ли они зададутся вопросом, как именно эти резинки соединяли чулки с маечкой-лифчиком.
Добавив слова "под платьем", я сразу отправила все перечисляемые предметы в разряд нижнего белья. Само это объединяющее понятие - "нижнее белье" еще не употреблялось в моем кругу в том возрасте. Все вещи носили конкретные названия, имели конкретное применение и еще не были стыдными. Эти ощущения пришли позже (я об этом пишу в стихотворении "Детский страх", оно есть на моей страничке на Стихире. Кстати, это была первая моя попытка написать кусочек прозы. Но при переписывании начисто он нечаянно распался на строки и оказался белым стихом... Прям, нос у Буратино!).
Девочки тогда еще брюк не носили, штанишки означали только то, что они и означали. Не нижними они быть не могли. А различались только, в соответствии с сезоном, на тонкие (простые) и теплые(с начесом).
А если девочки и надевали для удобства, во внешкольное время, мальчишеские брюки, то именно брюками их и называли. В качестве иллюстрации - несколько строк из стихотворения моей одноклассницы, Ирины Катиной: "Надо мною тетушки вздыхали, мой пацаний нрав не одобряя, в ненавистное мне платье обряжали, к родственникам в гости отправляя. И в приезды мамины скучали старые братишкины брючонки. Лишь за них в войну играть мальчишки брали, и не принимали в куколки девчонки."
А я, помню, в пионерский лагерь с собой брала "старые братишкины брючонки" - с единственной целью: в конце смены на карнавале нарядиться мальчиком.
Училась я в Ленинграде. У нас платье было коричневым. Передники - черный и белый, в парадных случаях. Для меня оно было форменным - и точка. Я знала, какого оно цвета, но мне не приходило в голову, что оно может быть другим в другом городе или в другое время. Штапель, шерсть, "made in..." - это все другое время, другой возраст. Акцент не на этом. И детали - на подоконниках и стенках - к этой психологической ситуации тоже не имеют отношения. Зачем разжижать рассказ?
В рассказике "Сережка-выскочка", на который я уже ссылалась, цветы на подоконнике были важной деталью, поэтому упомянуты.
По поводу "закатать - скатать" я, как оказалось, рано согласилась. Употребила я это слово в понимании, взятом мною еще из детства. И употребила абсолютно верно. Заглянула сейчас в толковые словари. Разница не в том, вверх или вниз идет свертывание. Закатать - вокруг чего-то, не важно, руки, ноги. Можно и трикотажную футболку себе под мышки закатать - пусть пузо загорает... Скатывают что-то в рулон, в ком, в шар. Шинель-скатка. Она не вокруг торса закатывается. Ее в рулон скатывают. Снежную бабу можно скатать, как и отдельный снежок, которым, правда, потом можно закатить кому-нибудь в нос.
Почему помню реакцию именно старшеклассниц? Черт его знает. Видимо, старшеклассники и не реагировали. Это уже вопрос, скорее, к психологам: "Почему не реагировали?"
Вот уже в девятом классе, в самом его начале, на переменке, сражались мы с той же Иркой Катиной на указательных пальцах, почему-то у нас это китайским боксом называлось. Свои, правда, мальчики реагировали - окружили нас плотным кольцом, подзадоривали. Не знаю, делали ли ставки, как на боевых тараканов? Но старшие - а школа начиналась тогда с 9-го класса, и тогда еще не были отменены одиннадцатые, настоящие одиннадцатые, которые учились одиннадцать лет без перескока через четвертый класс, так что мы там были чем-то вроде рекрутов - но старшие мальчики на это не реагировали. А вот две цапли-одиннадцатиклассницы подошли к нам, держась за руки, и хором сказали: "Девочки! Вы что, думаете, что вы не девочки? Или, может, вы думаете, что вы мальчики?"
Почему не подошли умные интеллигентные одиннадцати- классники?
Для этой маленькой девочки очевидно, что учитель не заметил, что она одета не совсем по форме. Именно на это она надеялась, в описании носко-тапок это прямо говорится. Ей нужно было, чтобы не заметил. И двойку чтоб не поставил. И он не заметил!
Ей богу, жаль, что не помню имени этого учителя!
Спасибо, что заставили подумать над рассказом.
Выправила немного(я пока не вставила исправление в текст рассказа. Оно пока есть только в тексте этого замечания!),но, думаю, выправила не зря. В остальном - объяснила свою позицию.
Напишите мне пару слов в ответ, пожалуйста!
С наилучшими пожеланиями - Марина.
Марина Симкина 15.01.2009 00:46 Заявить о нарушении
Пара слов: автору виднее.
Хотя по каждому пункту могу еще раз контраргументровать, но Вы так же можете сказать: а это в стиль моего рассказа не входит, а вот в стихотворение подруги вошло бы...
Ограничусь одним, случайным замечанием.
У меня в чулане (знаете, такая комнатка в квартире есть без окон) лежат центнеры журналов времён моей ранней и спелой юности.
Вот взяла наугад журнал "Дошкольное воспитание" за 1968 год.
"Дети одеваются после дневного сна… Лёша, забавный тостяк, пыхтит над штанишками. Мою помощь решительно отвергает: “Я сам!”
То есть речь идет о мальчике, надевающем штанишки (поверх трусов короткие штаны).
А Вы пишете: "штанишки означали только то, что они и означали. Не нижними они быть не могли".
В том-то и дело, что Вы вступаете на тропу ИСТОРИИ, то есть на тропу быстроменяющихся деталей, компонентов жизни. При этом пытаетесь выстроить текст вне времени и пространства: мое поколение и так знает, другое поколение само догадается...
Так не получится, мне кажется.
Дело ведь не в том, чт надо объяснять подробдно. Дело в том, чтобы сделать это мимоходом и легко...
А у Вас если сразу не выходит легко, то Вы и руки вверх: мое поколение и так знает, другое поколение догадается...
Да не догадается... Не видели они никогда лифчиков с резинками. А читателями будет на 98 процетов поколение, родившееся после 1960 года, то есть не заставшее лификов-маечек с пуговками...
Вот и закончилась пара слов.
Успехов Вам в Вашем полезном деле и пусть Вы окажетесь правы!
Секретка 15.01.2009 03:33 Заявить о нарушении
Даже рубрика такая была излюбленная в журналах, в передачах: "Юмор в коротких штанишках". Вылетает все же что-то из головы, да не вовремя!
Но разве фразой "Я стала думать, что на мне есть, под платьем..." я не сделала сразу этот предмет нижним и девчачьим?
А лифчик для чулок не вырисовался все же, да?
Я все-таки рада была бы снова услышать Ваши контаргументы по тем или иным пунктам.
Вы же не расчитываете, что авторы будут просто молча и послушно что-то менять? Я вижу, что у Вас большой опыт, но чем-то и мы богаты.
Можете продолжить беседу или я Вас уже разочаровала напрочь?
Я в своих ответах Вам, возможно, чересчур многословна?
Марина Симкина 15.01.2009 23:36 Заявить о нарушении
Желаю Вам дальнейших успехов в творчестве!
Секретка 16.01.2009 00:29 Заявить о нарушении
Какой-то привкус недоговорености остался.
Подумаю...
Марина Симкина 20.01.2009 01:50 Заявить о нарушении
Я вот в 69-м в школу пошёл, а форма у нас была почти такая же: черные сатиновые трусы и голубые футболочки, и у мальчиков и у девочек.
А когда в 4-м классе я оказался в другой школе, суперсовременной, пришлось форму менять. Там она была БЕЛАЯ!!! И трусы и футболки! О как!
С улыбкой. Семён. :)
Семён Вексельман 09.11.2013 01:37 Заявить о нарушении
А в каком городе Вы учились?
М
Марина Симкина 09.11.2013 18:02 Заявить о нарушении
А Вы? :))
Семён Вексельман 09.11.2013 18:06 Заявить о нарушении
Из вашего "конечно" следует, что мы встречались на каких-нибудь лит. мероприятиях?
Ближайшая встреча нашего ЛитО ("Анахну") -- в этот вторник,12.11.13, в Бейт Оле. С 14-45 до 17-00. Приходите!
Марина
Марина Симкина 10.11.2013 20:39 Заявить о нарушении
Спасибо заранее. Семён.
Семён Вексельман 11.11.2013 00:47 Заявить о нарушении
Дорогая Марина! Эа Ваша детская серия - ВЕЛИКОЛЕПНА!!!
Хочу, чтобы её прочли как можно больше читателей!
Заношу Вас в избранные на моей страничке!
С теплом,
Веня
Вениамин Велерштейн 27.07.2008 10:36 Заявить о нарушении
А на какую возрастную категорию все же "расчитаны" эти рассказы? Сама не расчитывала, и теперь никак определить не могу.
Жду Ваших деДских рассказов...
М
Марина Симкина 07.08.2008 00:12 Заявить о нарушении
Ааааа 03.01.2009 21:46 Заявить о нарушении
Мой первый класс пришелся на 56-й/57-й учебный год.
Скорее всего, Вы пытаетесь по этой "простоте" переодеваний определить время? Я на эти вопросы довольно подробно около часа назад ответила Секретке.
Судя по отзывам предыдущих читателей, подобная физкультурная форма держалась довольно продолжительный период времени...
С Новым Годом Вас!
Марина Симкина 04.01.2009 00:42 Заявить о нарушении
Очень милая миниатюра!
Все мы родом из Детства, приятно было читать!
Татадм 21.07.2008 20:52 Заявить о нарушении
Значит, что-то вспомнили - о себе, о детях...
Я рада.
Марина.
Марина Симкина 25.07.2008 12:21 Заявить о нарушении
Маринка! Мы с тобой никогда о возрасте не говорили(хотя на моей страничке он указан),но всё это помню и я: И лифчик с резинками,и ненавистные голубые панталоны.А вот колготки появились в классе пятом или шестом и это конечно было счастьем.
Спасибо.что окунула в те времена.
С улыбкой,Лариса.
Лариса Краковская 05.07.2008 18:48 Заявить о нарушении
Я очень рада нашему разговору.
Как-то во время путешествия на байдарке - где-то на псковщине - спросили мы возле одной деревни местную женщину, где питьевой воды можно взять. Она показала на речку, по которой мы плыли. И вслед, самой себе, удивленное: "Течет себе и течет - и чего не пить?!"
Вот и разговор наш как речка.
Журчи!
Марина Симкина 06.07.2008 11:38 Заявить о нарушении
Рассказ мне очень понравился, это рассказ ребёнка и для ребёнка, краткий сочный. Спасибо.
Галина Мамонтова 07.03.2008 13:31 Заявить о нарушении
Здравствуй,Марина.Очень симпатичный рассказик.Может быть тебе это странным покажется,но у меня тоже была физкультурная форма в виде голубых штанишек до колен,а на конце каждой штанины резинка.Дество напомнила мне,примерно пятый класс средней школы.Благодарю за все отклики.Здоровья и удачи,и радости тебе.
Макарона 29.02.2008 15:06 Заявить о нарушении
Твой рассказик получила. Прочла. Попробую написать тебе завтра.
Неожиданно обнаружила, что нескольких людей из тех, с которыми переписываюсь на стихах- и прозе-ру, ощущаю уже близкими друзьями. В том числе тебя. Это при том, что я последние годы придерживаю себя, стараюсь не разгоняться слишком...Так что могу сама себя поздравить.
Марина
Марина Симкина 01.03.2008 00:11 Заявить о нарушении
Привет, Марина! Захотелось написать несколько слов Вам к этому рассказику, и пришлось для этого зарегиситрироваться, а зарегистрировалась - так и бросила сюда несколько текстов.
Они тут, конечно, не органичны - их психологическая направленность убивает художественность.
Я это вижу, да ладно, пусть болтаются.
Рассказ Ваш прелестный. В нем ярко отразилась одна детская (и не только детская, но идущая из детства) особнность: когда чего-то очень хочется ("только бы, только бы...") - все остальное отступает на задний план. Ребенок целен, он весь поглощен одним желанием. Это приходит со временем (годам, обычно, к шести) и работает в чистом виде у большинства из нас несколько лет. Позднее мы уже становимся спсобны удерживать одновременно несколько планов, выделяя самое важное, но и другое для нас тоже есть, не отменяется. А для Вашей героини (для Вас в детстве, как и для других детей) в свете сильного желания - нежелания неприятностей с учителем - гаснут всякие оглядки на других, в том числе старших, обычно весьма важные для маленькой школьницы.
И подробности одежек тоже даны прелестно: тактично, поэтично, в меру подробно и в меру обобщенно.
Привет!
Лена.
Елена Берег 28.02.2008 13:37 Заявить о нарушении
Марина
Марина Симкина 29.02.2008 00:01 Заявить о нарушении
Марина, как-будто вернулась в детство. Я старше Вас на поколение, но одежда у меня была точно такая же.
Девочка - молодец! Сумела без потерь выйти из сложной ситуации. Рассказ понравился. Спасибо.
Дальнейших Вам успехов в творчестве. С уважением. Светлана.
Светлана Бугрышева 25.02.2008 18:23 Заявить о нарушении
Марина
Марина Симкина 25.02.2008 22:16 Заявить о нарушении