Рецензии на произведение «Гробовщик»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Ваши искренние миниатюры вызывают массу воспоминаний и ассоциаций.
Вот и захотелось рассказать в двух словах:
В школе у нас не было предмета Гражданская оборона. Была Начальная Военная подготовка, в неё и входил первичный курс ГРОБа. Учителя, подполковника в отставке, Гудкова Николая Артёмовича помню, как-будто это было вчера. Я, будучи старостой класса, ему помогал выводить годовые оценки! В каком-то из рассказов у меня про это подробно описано. А, вот, в институте на ГРОБ было уже серьёзнее: полковник Задорожный был влюблённым в свой предмет, казавшийся нам (как жизнь показала, совсем напрасно) полным идиотизмом. И про это я уже всё написал.
С уважением и улыбкой! СВ
Семён Вексельман 23.09.2017 21:51 Заявить о нарушении
У меня при чтении Ваших рассказиков - тот же эффект... Удивительно, как долго ничего не менялось в России. Вы хорошо моложе меня, я на десять лет моложе мужа. Питер и Москва - в обоих случаях. (Муж - москвич). Одна ментальность, одно образование, те же ограничения, те же заморочки... А от мужа до Вас - почти четверть века!..
Марина Симкина 24.09.2017 21:33 Заявить о нарушении
О школе всегда читаю с интересом. Был ли у нас предмет ГО? Не припомню. НВП - новейшая военная подготовка. Парни после девятого класса фактически призывались на пятидневные сборы. Что делали девушки в эти пять дней, не припомню. Наверное, ждали.)
Стыдно было идти по городу в школу с деревянным автоматом. Я его повесил сзади прикладом вверх. А сверху - рюкзак. Спрятал.
Правда, у нас после жестокой гонки сержантами, настоящими ресами, армейскими, были стрельбы из АКМ. Вот это радовало. По три патрона одиночными и по шесть очередью. Я дал три короткие очереди по 2 патрона и заметил, что хорошо слышу выстрелы, отсчитываю их. При выходе пули со скоростью 600 м/сек, насколько помню. Это позже пригодилось в армии. Я мог стрелять одиночными, даже если на автомате была установлена автоматическая стрельба.
Но это воспоминания.
О преподах. Один год НВП вёл гражданский мужик, гордо носивший форму младшего л-та запаса. Неуравновешенный псих. Его иногда посылали. Он орал, закладывал... И прозвище ему было Сушенка.
Я бы и сейчас плюнул в его морду. Такой же, как те гады-сержанты, вымотавшие нас за пять дней до последней степени. Орали о Родине, о дисциплине, а сами вечерами засылали блатных ребятишек в ближайшее сельпо за дешёвым вином, именуемым в народе гамырой. По рубль две копейки.
А второй год НВП вёл настоящий подполковник, тоже запаса. Так он отслужил положенные годы в армии. Николай Петрович. Вот его все любили. Добрый.
А у вас повышенное чувство вины. Или это с годами?
Кто-то дал прозвище по названию предмета. Оно, в сущности, не оскорбительное, хотя звучит неприятно, потому как "гроб".
Вы же представляете, как он вам обрадовался, когда вы не крикнули на весь автобус: привет, Гроб! Вы искренне выразили своё доброе отношение к человеку. И хотели поделиться тем, что у вас имелось в тот момент. Он это, конечно, оценил.
А ваше чувство вины идёт от прошлой российской интеллигенции. Люди мучаются порой по ерундовым событиям. Но вот им стыдно. Особенно когда какой-то человек умирает, тут на себя всего навешаешь.
В общем, вы поняли, о чём я.
И чувство это хорошее. Ведь кто-то смеётся над учителями и в школе, и после. Над теми, кто этого не заслуживает.
Я вам ещё вот что скажу. У нас по физкультуре был препод, которого за спиной все называли Лёнькой. Противный мужик. Сейчас бы мог на нары загреметь за свои наказания парней. Девушек не трогал, не додумался.
Кто-то скажет шутку. Иди сюда, выпишу "шейной мази". И отработано двумя пальцами со всей силы, хлёстко, по шее лупит, наклонив голову ученику.
Но однажды он совершил отвратительный поступок. Один парень, убегая от другого (играли они), забежал в класс и руками удерживал дверь. А тут Лёнька в тот же кабинет направился. Дверь уже стал дёргать он. А парень его не видит и хохочет. Тогда Лёнька со всей силы дёрнул ручку на себя, вбежал в класс и пнул парня в пах. Тот от боли загнулся. И не жаловался, у нас немыслимо было на препода и с жалобой. А его тогда бы наверняка посадили. Хулиганку бы по стандарту влепили, что и было бы справедливо. Из школы-то точно бы выгнали.
Но мы на ту "мазь" как-то не обижались. Вроде, чего с дурака взять? Однако спорт он знал и любил. Дожимал нас, чтобы мы сдали на значок ГТО. У меня всё ещё лежит удостоверение, где Лёня с ошибкой написал в графе "награждается": серебряННым зн. ГТО.
Так вот, после школы я нередко встречал его. Потом он купил участок недалеко от нашего. И я всегда здоровался, встретив его. А он прятал глаза. Особенно, когда я поздоровался с ним в винном магазине. Я-то покупал сигареты, а Лёнька не курил. Там он вообще чуть не покраснел. Представляете, ему было стыдно. А в магазине он вообще сжался.
Через несколько лет я встретил его снова в саду. Он шёл туда с женой и тремя маленькими детьми. Лёнька-то, видимо, поздно женился и любил детей, если при зарплате физрука троих народил.
Тут он стал для меня Леонидом Ивановичем. И в огороде он больше не прятал глаза, встречая меня.
Исправился человек. Думаю, и "шейную мазь" больше не выписывал, как свои детки появились.
Всего доброго,
Игорь Исетский 22.06.2017 02:11 Заявить о нарушении
доброту? Сколько таких случаев бывало - и за обидчиками, и за убийцами охотились, выслеживали с целью рассчитаться. А застав "переродившегося" ублюдка с его собственными детьми, опускали руки...
Марина Симкина 22.06.2017 11:47 Заявить о нарушении
Должен был предвидеть, но он не далёкого ума мужичок.
Игорь Исетский 22.06.2017 13:36 Заявить о нарушении
Игорь Исетский 23.06.2017 10:31 Заявить о нарушении
Да, Мариночка, всё узнаваемо... Но мне Господь помогает вовремя, т. е еще при жизни успеть повиниться перед своими учителями. В школе я терпеть не могла математику и боялась ужасно строгую Бэллу Исааковну, лучшего математика в городе (1967)... А на самом деле я была просто ленива, импульсивна и нетерпелива.На уроках писала стих, вечно по кому-то страдала.Из-за математики я убежала, куда глаза глядят -.... в строительный техникум! Ради семьи (я была послушной девочкой) закончила учебу. И поняла, что и в математике я кое-что смыслю, если очень надо...
С Бэллой Исааковной встретились через много лет, когда я вместе с одноклассниками пошла к ней на день рождения с тайным желанием повиниться...И оказалась Б.И., женщиной милейшей и добрейшей, помнящей всех своих, удачливых и не очень, учеников.Так легко на сердце стало.А потом, когда я пошла работать в школу, мы еще изредка встречались, говорили...Несколько лет назад мы похоронили ее...
...А теперь, личный вопрос - физико-математическая школа, упоминаемая в рассказе - не при ЛГУ (школа-интернат)? В той школе учились мой муж и его брат - Олег Федоров и Владимир Федоров (сидел с Костей Райкиным за одной партой). А вдруг?
Почитаю еще.
Т.
Казаченко Антонина 23.10.2008 10:26 Заявить о нарушении
Нет, не 45-й интернат. Тридцатка! Сдвоенный выпуск (11-е и 10-е классы) 66-го года.
Хотя и среди моих одноклассников есть Володя Федоров. Но это сочетание, по-видитмому, не редкость, даже при сочетании с третьим фактором - талантливостью.
Аркадий Райкин умер в один день с моей мамой, и мой отец, совершенно убитый нашим собственным горем, позвонил в Ленинградскую правду и спросил, почему они не среагировали достойной статьей о Райкине.
Ему ответили, что каждый день умирает кто-нибудь из артистов...
В каком году заканчивали школу братья Федоровы? Или в какие годы, если они не двойняжки?
М
Марина Симкина 24.10.2008 21:21 Заявить о нарушении
Макарона 24.12.2008 14:50 Заявить о нарушении
Марина, нравятся мне такие школьные истории, потому что все мы из ТОГО времени.
Пока не сталкиваешься с потерей, не оцениваешь того, кто волею судьбы или обстоятельств находился рядом с тобой.
У всех были такие учителя, которые вынуждены были работать в школе по какой-либо причине, и их предмет игнорировали ученики. У нас таким предметом в школе была химия - так не любили мы учительницу, которая заискивала перед нами почему-то, а мы принимали это за слабость, и те, кому надо было сдавать в институт химию, учились самостоятельно.
Оказалось, что она просто не хотела конфликтов, потому что уставала дома - пьяница муж, его очень больные лежачие родители и двое маленьких детей. Через три года после нашего выпуска она умерла от рака в 38 лет.
Кто-то из моих одноклассников при встрече сказал:"Мы были скотами, но почему нам - взрослым десятиклассникам - никто не намекнул о ее проблемах? Все было бы по-другому."
То ли мы тогда не дозрели, то ли нам не доверяли...
С уважением. Таня.
Татьяна Хожан 13.09.2008 00:19 Заявить о нарушении
Мы и родителям, и еще кому-то - ушедшим, заболевшим - остаемся должны. И это горе потом не перегоревать...
Письмо получила?
М
Марина Симкина 13.09.2008 23:23 Заявить о нарушении
Марина!
Читала Вас рассказ и вспоминала свою школу...
Были мы не справедливы к нашим учителям порой...от этого горько сейчас
Только я думаю, что мудрые люди не сердятся на подростающую молодёжь...от этого ещё более стыдно...
Мне очень понравился Ваш стиль и рассказ!
С теплом
Ринка
Ринка 09.09.2008 23:02 Заявить о нарушении
Я думаю, что даже когда мудрые люди не сердятся на растущих, сами-то они стареют тем временем. И непринятость, несправедливость молодых ранит их.
Позже я учительствовала. Мне очень небезразличны были ученики и их отношение ко мне. Может, потому что я была непрофессионалом - переквалифицировалась из инженеров. Одна из моих коллег говорила мне: "Нельзя любить своих учеников"...
Может, как некоторые боятся привязаться к животным - и те, и другие уходят, сменяют друг друга...
Всего Вам доброго, Ринка!
Марина Симкина 09.09.2008 23:28 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина!
Интересные воспоминания о школе... Школа есть школа... А еще говорят, что школа - это общество в миниатюре.
Возможно у многих людей есть моменты в жизни, при воспоминании которых они стыдятся...
Творческих Вам успехов!
С уважением,
Александр Плэчинтэ 06.09.2008 17:34 Заявить о нарушении
Это, однако, не самый удачный из моих рассказов.
Заглянула на Вашу страничку - предполагаю, что мне там будет нтересно. Постараюсь придти не ночью - не спится,занесло к компу - а днем, и основательно.
Всего Вам доброго!
М
Марина Симкина 07.09.2008 04:11 Заявить о нарушении
Похоже, "взрослеть" герои рассказов, всё ж, стали. Причём, удачно. Я ошибаюсь, или Вы где-то высказывались, что "детские" рассказы получаются лучше всего? С почином!
Валерий Червонных 31.07.2008 13:10 Заявить о нарушении
Просто пока, кроме "детских", вообще ничего не получалось, совсем не нравилось самой.
Есть великоленпные "взрослые" сюжеты. Боюсь их пока трогать, осторожно расту...
Спасибо!
Марина
Марина Симкина 31.07.2008 16:28 Заявить о нарушении
Вот ведь, а у нас такого не было. В школе это называлось "уроки военного дела", вел их полковник в отставке. Полковник был высокий, ладный мужчина ближе к 60-ти годам. Человек он был добродушный, на занятиях особой строгости не проявлял и сами занятия, по большей части, превращал в рассказы о случаях из своей жизни. Слушать его было интересно, занятия не были обременительными, а самое удивительное - в конце года оказывалось, что необходимый учебный материал каким-то чудесным образом уложился в наших головах. Никаких обидных прозвищ за ним не числилось, а называли мы его за глаза "военруком" или по инициалам имени-отчества "БЛ". Особенно нам нравились занятия по разборке и сборке автомата Калашникова на время. Девочки зачастую обгоняли нас в этом, мальчишки злились и делали вид, что просто уступили "слабому полу", а военрук только посмеивался.
..................
Детство и юность удивительно жестоки. Наверно потому, что всё и вся кажутся вечными...
А опыт зачастую приходит слишком поздно. И тогда нам остается только стыдиться, часто даже не за свои проступки, и сожалеть, что вовремя не остановил, не поддержал, просто промолчал...
Марина, спасибо, для меня особенно актуально, ведь в этом году исполнилось 30 лет моему окончанию школы и мы как раз вспоминали наших учителей, к сожалению уже частью ушедших из жизни...
С теплом и благодарностью,
Веня
Вениамин Велерштейн 27.07.2008 10:21 Заявить о нарушении
Сейчас бы суметь использовать свой опыт без осечки. К сожалению, тоже не всегда удается.
Видимо, каждый наш возраст в какой-то мере - детство. А в какой именно мере - можно оценить только ретроспективно. В зависимости от того, в какой степени успеваешь этим самым опытом воспользоваться...
Похоже, я и сейчас мучаюсь, этот самый опыт примеряя.
М.
Марина Симкина 07.08.2008 00:08 Заявить о нарушении