На странице отображаются все рецензии к этому произведению в обратном порядке, с 2 по 1
Показывать в виде списка |
Развернуть сообщения
Нет, Салахитдин, как раз очень не люблю именно это произведение. Остальное из наследия Булгакова очень нравится, а это - нет.
Не нравится, что Зло у писателя притягательно-благородно, Добро - мягкотело-инфантильно. "Заигрывание" и "балансировка" с Добром и Злом, Светом и Тьмой "на лезвии"... меня лично удручает, но это мой субъектив. Да и трактовка исторических персонажей, скажем, субъектив уже самого писателя. Вообще это очень страшное произведение... у меня оно вызывает ужас.
Андрей Велесов 22.07.2008 16:20
Заявить о нарушении
Не думаю, что это может быть интересно, я не писатель))). Часто испытываю священный ужас и трепет.
Но вот в Вашем исполнении, уверен, будет завораживающе.
с уважением,
Андрей
Андрей Велесов 22.07.2008 16:29
Заявить о нарушении
Хотя с моей т.зр., приятгательность зла - это традиция мировой литературы, ибо только русские народные сказки гиперболизируют зло, перенося его внутренние качества на внешность (я имею в виду уродство отрицательных персонажей). Традиционно же зло - образец внешней красоты в любой культуре. Притягательности и шарма у зла тоже не отнимешь. Так что Булгаков здесь всего лишь традиционен, не более того. Ну, а кроме того, Воланд не есть зло как таковое. Это скорее некий судья над теми, кто передан ему добром, кого абсолютное добро отрицает. Собственно, прочтение и трактовка образов может быть разной ;)
Андрей Велесов 22.07.2008 16:33
Заявить о нарушении
В продолжение о других персонажах - моем любимом Бегемоте - могу сказать, что в первую очередь это традиции Гоголя, если вспоминать его "Вечера на хуторе" - одно из лучших произведений, где зло наделено комичными чертами, а то, что комично - не может быть черно по-настоящему. Комичное притягивает, и читателю не может быть не симпатична ведьма Солоха, Черт и прочая нечисть - они заставляют улыбаться. Так что добро и зло давно ставится под сомнение литераторами, а кроме того, если от литературы отойти, то и в реальности нет границ между добром и злом, так стоит ли их вообще разделять. Есть еще японская легенда о веере, который с одной стороны черный, с другой белый. Это инь и ян. Если повернуть к себе белой стороной - будет хорошо тебе, но плохо миру. Если повернуть к себе черной стороной - беды придут к тебе, но мир станет лучше. Никто не может правильно использовать его, поэтому веер хранится у монахов уже много лет, потому что в нем слито воедино добро и зло. И только в его равновесии существует мир. ВО!
Андрей Велесов 22.07.2008 16:40
Заявить о нарушении
Мне нравится "Мастер и Маргарита". Даже очень. Вы правы. Рисовать абсолютное добро весьма сложно. А потом - путь к нему лежит через нашу земную жизнь, в которой так много дисгармонии и хаоса. Булгаков должен был написать достоверный текст. Хотя в его романе есть элементы фантастики, никто не станет отрицать достоверность изображенного. А Воланд, на мой взгляд, персонифицирует вот эту самую сложность нашей жизни. Воланд Булгакова мало похож на библейского персонажа. Это как Наполеон у Толстого "Война и мир" мало совпадает с реальным Наполеоном, так и у Булгакова Воланд - это кардинально переосмысленный персонаж, ничего общего не имеющий с его культурным прототипом.
Так что, Андрей, не бойтесь Воланда Булгакова. У этого персонажа другая энергетика, не разрушительная и агрессивная. Это всего навсего булгаковский Воланд.
С уважением
Салахитдин Муминов 22.07.2008 16:56
Заявить о нарушении
"У этого персонажа другая энергетика, не разрушительная и агрессивная. Это всего навсего булгаковский Воланд" - согласен с этим, но другая сторона не отаженная у булгаковского Воланда - Бездна, то, что осталось "за раскадровкой" этого лит.персонажа.
Воланд не более, чем реальность Булгакова. В моей реальности его не может быть, ведь не я его придумал. Но воспринимаю остро. Ибо, как Вы раньше мне написали... очень впечатлителен и эмоционален)))). Наверное, так))).
Андрей Велесов 22.07.2008 17:15
Заявить о нарушении