Рецензии на произведение «Распад СССР - точка бифуркации»

Рецензия на «Распад СССР - точка бифуркации» (Валерий Краснянский)

Спасибо за интересную стаптью.
А /«шикарнейшее» убийство президента Соединенных Штатов Джона Кеннеди – полный политический беспредел с шитыми белыми нитками результатами расследования/ тема особенная. Ибо это /беспредел/ не политического свойства, а вполне обыденного, легко укладывающегося в рамки интересов и предпочтений экономического характера -- психологии преумножения личного капитала. Т.е. в этом убийстве на лицо факт торжества капиталистической идеологии. Это убийство абсолютно закономерно в условиях провозглашаемых капитализмом ценностей.

Если предлжить рядовому американцу вполне даже очевидную версию этого совсем неполитического убийства, американский идеологический стержень изрядно одряхлеет - чем тут гордится-то? Ведь совершенно очевидным является алчный мотив. Это лежит на поверхности.

Жаклин Кенеди, после того, как перестала быть Кенеди, получила такой кушь, что любые привилегии в иерархии социальных и общественных предпочтений бледнеют совершенно.

Ирина Купцова   06.06.2010 20:39     Заявить о нарушении
Спасибо!
А насчет политических убийств... Да, Вы правы - "чистой" политики, без чьей-то личной заинтересованности не бывает. Ладно в политизированном (не позднем) СССР, да в коктейле с русским менталитетом, "общественный" интерес как-то мог удержаться против личного. Но Штаты... Что ни фильм катастроф - обязательно главный герой, наплевав на все свои служебные обязанности, все кино носится по экрану чиста спасая свою семью. Вот вам и капитализм - не в смысле экономики, а как идеология культа собственной личности. Или тот же 911 - там вообще заоблачные суммы частной выгоды. Притом не только самого владельца башен, но множества посвященных. Прям не теракт, а коммерческая акция ;)

Удачи!
Валерий

Валерий Краснянский   12.06.2010 00:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Распад СССР - точка бифуркации» (Валерий Краснянский)

А как же объективные факторы среды?

Я согласен, что задачепоставление и следование задаче важны, но здесь следует сделать разделение.
Массовый энтузиазм - это следование заранее поставленной задаче, а задачепоставление - это отсутствие курса, либо его колебание в определенном коридоре, зависящем от факторов сред. Задачепоставление - необходимо для выбора нового, более оптимального курса выживания. А ведь именно от сред зависело наше выживание на ранних этапах эволюций. Именно ради изменения сред, создания промежуточных, передаточных звеньев между агрессивной средой и средой жизни - мы, человечество, научились объединять свои усилия.
Но даже среди массового энтузиазма, всегда найдется часть личностей, что пожелают сохранить свои ресурсы, в то время, как все вокруг будут ради будущего их тратить. И это естественно.

Не только крушение идейного стрежня (его существование кстати можно оспорить), привело к развалу СССР, здесь поучаствовало общее свойство сообществ зависеть от сред проживания. Заметим, что чем сложнее условия жизни - тем меньше удается накопить ресурсов для "анализа". А огромная территория СССР...

Кризис в управлении, коммуникации и транспорте - и пенка финасов вздулась как пузырь до милиионов у частных лиц, а потом лопнула несколькими деноминациями... По факту то, есть лишь два реальных фактора выживания: 1. Доступность ресурсов (сюда не только сложность добычи, но и переработки, хранения, сбыта) и отсутствие опасностей (т.е. всех факторов мешающих потреблению). А вот для эволюции наоборот - важно все то же, но с точностью наоборот. Цикл - рост - эволюция - рост заложен миллиардами лет нашего существования. Это "карма"* Земной цивилизации выразившей себя в данный момент человечеством.

___
*карма - совокупность причинно следственных связей организующая тенденцию к дальнейшему накоплению совокупности.

Дзын Кань   14.01.2010 10:30     Заявить о нарушении
Энтузиазм не так прост, как кажется. Психологи давно установили, что оплата за донорство крови не увеличивает, а уменьшает колличество доноров. Т.е. моральная мотивация более мощная чем материальная. Причем это касается не только простых исполнителей, но и лидеров-организаторов производства. Разве тот же Генри Форд создавал свои автомобили только ради денег? Нет - он занимался Делом Своей Жизни!

Факторы среды? Но разве мы в СССР умирали с голода? замерзали на зимних улицах? были напрочь лишены праздников?... Разве у страны были объективные причины для развала? Главная (и скорей всего таки единственная) "объективная" причина - это объекты потребления, которые очень-очень захотелось расширить до разрекламированных Западом образцов типа нескольких десятков сортов колбасы на полках гипермаркетов,- т.е. именно смена мотивации.

Валерий Краснянский   17.01.2010 17:34   Заявить о нарушении
Так в первую очередь желание сменить созданную среду и вызвало необходимость пересмотра существующих мотиваций. А желание сменить среду - ЕСТЕСТВЕННО. Это как желание птиц улететь на юг ближе к зиме.

Дзын Кань   17.01.2010 17:57   Заявить о нарушении
Не совсем точно:
Стая первобытных человеков видит на другой стороне реки вкусные бананы. Возникает мотивация - полакомится ими. Но... только при условии, что наши первочеловеки уже раньше пробовали бананы на вкус!!! Первично: предложение рождает спрос (а не спрос - предложение) Сменить среду - т.е. перейти вброд на другой берег,- это уже действие, обусловленное мотивацией (желанием поесть бананов). А вот то, что половина стаи при переправе попалась в когти леопарда - дык, уже вторично... "Хотели как лучше, а получилось как всегда" - довольно таки старый закон Природы ;)
И еще один из вездесущих законы Мерфи. Абсолютно подавляющее большинство крупномасштабных событий в мире приводит к совсем другим результатам, совершенно не совпадающими с задачами и целями их организаторов.

Валерий Краснянский   17.01.2010 22:40   Заявить о нарушении
Да. Теперь понял. Согласен.
Но ведь желание попробовать что то новое, может возникнуть только в том случае, если в прошлом были позитивные последствия от проб и даже ошибок.

Дзын Кань   18.01.2010 18:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Распад СССР - точка бифуркации» (Валерий Краснянский)

Исследования людей, потерявших память, позволила выявить три биологически закрепленные на социальном уровне высших потребности человека: потребность в еде, продолжении рода и... страх сделать, что-то плохое. Поэтому мораль есть заложенное в человека стремление к самосохранению. Это же наблюдается и у животных, сохранить потомство жертвую собой.
Я думаю, что человечество все-таки выживет за счет инстинкта самосохранения.
А мы, мы привыкли наступать на одни и те же грабли. Сегодня идеология современной политэлиты та же: догнать и перегнать. Что их отличает от Союза, так это то, что они не знают какими средствами это можно сделать. Метод проб и ошибок для них является единственным способом. Обратите внимание сегодня уже говорят не о программе 2020 года , а о программе 2030 года. Вот вам и мораль...
Людмила.

Людмила Курбатова   28.08.2009 12:12     Заявить о нарушении
Конечно выживет!
Мораль - естественна. Настолько естественна, что проявляется не только в живой природе, но даже и в искусственно созданном ради эксперимента "обществе роботов":
http://lenta.ru/articles/2009/08/26/roboevolution/
Как оказалось, включенные в "эволюционный" процесс бездушные механизмы делятся имеющейся у них информацией о "пище" со своими собратьями-конкурентами. Почему? Да просто потому что такое поведение необходимо для выживания своего вида!
А та алчная тяга "элиты" к накоплению богатств (необозримых буквально) и наркотическая жажда власти (ради самой власти), которую мы наблюдаем в современном обществе,- эволюционный тупик для ДНК новоявленных "доминантов". "Новая иерархия" от Цивилизации, с придуманными ею искуственными игровыми правилами лидерства и мотивированная фишками денег, никак не тянет на заявленный ей масштаб "эталона для всей человеческой стаи". Более того - она деструктивна и ведет к отсеву "морально неустойчивых" генов. Низы выкашиваются физически - как, напр., в 90-е. А верхи оказываются элементарно не способны выучить жизни свое собственное потомство. Старый вариант с аристократией, еще как-то работавший не смотря на дурной принцип генетической изоляции, себя давно изжил. А новый не работает - в этом можно убедиться, увеличив масштаб наблюдения нашей цивилизационной игры хотя бы до несколько десятилетий. Доминанты вырождаются: можно ли сравнить Сталина и Рузвельта с компанией Буш/Обама/.../Саакашвили/Ющенко?
Т.е. финансово-властная элита - есть отсев генофонда Человечества. А его выживающий резерв - часть (причем далеко не такая маленькая, как кажется благодаря СМИ!) соблюдающая нормы природной морали и, поэтому, минимально повязанная капитало-государственными связями к крысиным бегам на верх.

Валерий Краснянский   29.08.2009 13:00   Заявить о нарушении
Есть еще одна важная составляющая развития человеческой цивилизации, я уже писала, по-моему, к одному из ваших произведений, но повторюсь. Культура, инертное средство социализации человека, а, следовательно, и общества. А 20 век и особенно его конец и начало 21 века имеют такую социальную скорость, что культура просто не успевает не то, чтобы перемолоть информацию, но и переварить ее. А уж усвоить и трансформировать в условиях таких скоростей это просто не возможно.
Одна из проблем, как мне кажется, это возникающий социальный хаос и разброд, именно в таких условиях принимаемые властные решения могут быть наиболее опасными, т.к. они без бесконтрольны.
Людмила.

Людмила Курбатова   29.08.2009 14:18   Заявить о нарушении
Да, властные решения XXI века опасны - по масштабам своего разрушительного действия. Но не созидательного. И не "создающего порядка" - новые стандарты культуры, как Вы правильно отметили, не успевают усваиваться. Поэтому идеи масштаба той же коммунистической, способной овладеть широкими массами, не то что не принимаются - они даже не возникают. Современные идеология - попсовы, поверхностны и, подобно телесериалам, склепаны по ранее обкатанным образцам. Как, к примеру, новые религиозные секты. Возможно поэтому-то закостеневший традиционный ислам вдруг так начал набирать рейтинг - "свято место пусто не бывает", а его конкуренты потихоньку сходят со сцены.

И еще "о властных решениях" - они практически не способны организовать блиц-криг. Именно по этой причине 5-и дневная война 8/8/8 вызвала у Запада шок - своей скоростью "решения проблемы".

Плох ли путь деградации культуры? С одной стороны - да. Однако в упадок приходят стандарты представлений о ценностях все той же современной цивилизации. Да, это большая чистка - и плохого, и хорошего. Да, наверх всплывают в основном образцы агрессивно-аморального поведения, эффектом Вертера задающие общий тон жизни. И тем не менее глубинный слой природной морали и нормального естественного поведения человека отменить не возможно. А, так как единого образца "нового человека" предложить уже никто не может, то и новый слой дурацких цивилизационной стереотипов в нас прописать уже проблематично!
Так что и в хаосе тоже есть свои плюсы - и повод для оптимизма у нас все еще есть! ;)

Валерий Краснянский   29.08.2009 16:02   Заявить о нарушении
Валерий! Я тоже об этом уже вам писала, но вновь повторюсь. Общение с молодежью, мои исследования студенчества, позволяют, как вы только что отметили, думать о позитиве. Людмила.

Людмила Курбатова   29.08.2009 16:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Распад СССР - точка бифуркации» (Валерий Краснянский)

Статью прочёл с интересом. Аргументы убедительны, построения логичны. Не стану спорить, что т. н. "полёт американцев на Луну" нанёс СССР сокрушительный (смертельный?) удар, однако не могу не заметить, что этот удар был отнюдь не единственным и далеко не самым мощным. Лунная программа была рассчитана, скорее, на подъём самооценки как раз типичного американца. Рядовым обитателям "одной шестой части суши" было по барабану, куда полетели американцы... да многие и понятия не имели, что они куда-то там полетели. Космическая гонка, происходившая параллельно с гонкой вооружений, имела целью истощить ресурсы и силы Советского Союза. Что, к сожалению, и произошло из-за бездарной политики советского руководства начиная с середины 60-х гг. Был упущен третий удар, казавшийся практически незаметным, но оказавшийся роковым: идеологическая "пятая колонна". Все эти продавшиеся "диссиденты", "антисоветчики" и проч, подобно паразитам, отравляли, разъедали идеологическую структуру изнутри. Ошибка заключалась в том, что с ними начали бороться силовыми методами, сажая фрондеров в лагеря или дурки, тогда как разумнее было бы бороться именно идеологическими средствами.
Так уж исторически сложилось, что у нас любят гонимых...
Потом уже был ввод войск а Чехословакию, Афганистан, приход к власти Горбачёва; Советский Союз был обречён, но смертельный удар был нанесён именно в 60-х гг, и в этом Вы, Валерий, абсолютно правы.
Спасибо за интересную статью!
С наилучшими пожеланиями,

Виталий Слюсарь   08.01.2009 12:48     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку!
Конечно же с лунной авантюрой "целились" не в СССР. Точно также как никто на Западе реально не ожидал неуправляемой цепной реакции его распада. Но Горбачев был типичным представителем своей эпохи, также как Брежнев - своей. Это я и пытаюсь показать: политический лидер может сделать только то, на что способен и чем озабочен в данный момент народ его страны. Сам лидер при этом прорывается к вершинам власти либо благодаря своим личностным качествам (этологический вариант), либо идеально приспосабливаясь к мейнстриму варящихся в обществе идей (цивилизационный вариант). И первый - "Сталинский" вариант конечно лучше, чем второй - "Горбачевский". Но, тем не менее миром правят не лидеры, а идеи. Зато у лидеров, в свою очередь, есть реальная возможность эти идеи "редактировать".

Валерий Краснянский   13.01.2009 16:02   Заявить о нарушении
Рассуждения автора не безинтересны,но думаю,что истинность их весьма относительна.
В отношении энтузиазма неплохо было бы посмотреть состав энтузиастов-а сколько из них были зэками? Думаю после просмотра статистики данный тезис несколько бы потускнел.
С другой стороны капиталистический путь развития как известно опирается на сильных предприимчивых индивидумов,а таковых, как известно из той же статистики, всего 3-5% от населения.
Мне кажется для того, чтобы сделать более приближенные к истине выводы неплохо было бы проанализировать опыт скандинавских стран наряду с опытом Японии и аналогичным опытом Америки ,начало которому положил небезизвестный Форд.
Мне кажется что Валерию Краснянскому вполне по силам провести детальный многофакторный анализ затронутой проблемы

Эдуард Меркин   13.03.2009 22:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Распад СССР - точка бифуркации» (Валерий Краснянский)

Обсуждение статьи на сайте Реакционера (М.Майорова) www.reactioner.com:

Комментарий:
kassiop 31.12.2008 23:24:14
В середине статьи неплохая аналитика, идея диаграмм, в общем, довольно удачная - но основные аргументы и выводы - КГ/АМ.
несколько настолько фальшифо звучащих утверждений, что даже начинать разбирать их не хочется, превратили общую картину в наслоения фантомных образов и ложных дихотомий.
начнем с небоьших деталей:

1. "нормы общественной жизни" "общество потребления" "материальное равенство" - это из разных опер. если основываться на первом значении тогда "нормы
общественной жизни" = "справедливость в узком смысле (во взимодействие между двумя субъектами договор должен буквально соблюдаться)" = "справедливость в социальном
смысле (+отсутсвтвие эксплуатации человека человеком)"

2. если говорить о нарушениях в циклах то бросается в глаза слабое место это "партийная" номенклатура по сравнению с дем. институтами даже просто по количеству. К тому же, она плохо обновлялась, и то сверху. кстати и к энтузиазму не имеет никакого особого отношения.

3. Нужно имхо разяснить свое более детальное понимание понятий "общественно-политические идеи": "капитализм" и "социализм" (эти же названия можно применить ко всем схемам соответственно)

3. Непонятно, как отображает описание второго цикла (с выборам) с квадратиком "материальным уровнем жизни" на схеме

4. По СССР: цикл №2 был очень затруднен, так как даже потоки значимой информации были совершенно пережаты - все читали Библию основоположников. Не говоря уже про выборы.

5. Энтузиазм бывает и личностный (таких кстати и сейчас ищут владельцы фирм), точнее, как и многое другое как правило личностный, но могущий перерастать в социально массовый.

Энтузиазм в статье совершенно переоценен. Не говоря что он совершенно беззащитен перед профанаторами (имитаторами, которые используют принцип в целях противоположным его духу, как правило, для личной выгоды.)
Энтузиазм на заре сов власти происходил причин "религиозного" типа: считали что неудачи социализма - от царского прошлого людей, а вот люди с самого начала рожденные в соц обществе будут "ссать духами" - идеально впишутся в систему и все заработает как по плану. То есть критически к действительности никто не относился - поэтому и выводов не делали. Война это дело затянула, а вот послевоенной поколение - увидло, что теория не соответсвует практика.
И не очень видна разница между энтузиазмом и предприимчивостью. В США и Великобр тоже довольно активненько и самое главное массово возбуждаются, чтобы пограбить другие страны.
<Мотивация энтузиазмом> составила стержень советской экономики и потихоньку тянула на своем горбу все остальное социально-корректное производство второго <цивилизационного> цикла.
самая лажовая фраза. энтузиазм - очень неустойчивая штука. СССР не смог бы столько просуществовать и добиться с таким стержнем. скорее он развалился от того что на это много поставили. последнее фото в качестве основной иллюстрации - совсем не канает. У людей было столько своих личных радостей-гореваний что космос был на уровне побед в футболе. Хотел написать про Германию - но там как раз на футболе вместо космоса поднялись - тогда Норвегия и Швеция.
Киллер-аргумент дан у Юрия: провал США во Вьетнаме. по логике автора им тоже не подняться.
И, кстати, более справедливой считаю мысль Кара-Мурзы - что СССР не нужно было быть всюду первым (только догонять вооружением), он должнен быть первым по средним массовым показателям качества жизни (или по минимальному качеству ) что гораздо более трудная и благородная цель. Для рекордов эффективнее капитализм - выжимает из человека все силы, отставших можно прикончить а не заботится о них . По другому говоря, в социализме силы уходят на неучитываемые культурные потребности.
и в принципе непонятно при чем тут развал СССР и переход к кап системе - совпало только по времени. Россия может и без СССР работать по "правильной" схеме, другие тоже - пример Беллоруссия, скандинавский социализм.
Неплохо описано управление "снизу" но ведь это только частные эпизодические "элементы", а самое главное в СССр тоже не было развязано противоречие "начальник" - "подчиненный", "командир" - "солдат"
Мое убеждение по разным поводам: не нужно во всем винить деньги сам по себе - они лишь более точно количественно указывают на проблемы. В данном случае можно сказать, что тогда "лопнул пузырь (развалилась пирамида) энтузиазма" в выиграше были как всегда основатели.

Ответ: 2kassiop
С моделью конечно же надо еще поработать - так что постараюсь учесть Ваши замечания. Проблема, однако, в том, что это модель не должна быть сложной - иначе она потеряет наглядность. А в любом упрощении общества до его схемы всегда найдется какая-либо парочка элементов, оставшаяся за бортом. Мы же не можем здесь, как в физике, заявить: "это модель материальной точки, и все" - потому как где-то, да обязательно всплывет неопределенность или различие в трактовке затронутых понятий.
С "капитализмом-социализмом" - виноват, обошелся ярлыками. Сорри - не хотелось раздувать и так неожиданно разросшийся текст. Да и подобрать другую последнюю картинку поленился, сорри!
Насчет же "партийной номенклатуры" - конечно там следовало добавить и "бюрократический аппарат" (по большей часте ни партийный) - бич не только социализма, но и любой демократии (см., напр., законы Паркинсона и принцип Питера :) ) Но опять же не хотел усложнять картину. Ведь цель статьи обозначена самим ее заголовком: определить точку бифуркации, когда СССР свернул "не в ту степь"?

2Vladimir: нет, насчет отправки к Луне именно живых космонавтов - это очень проблематичный вопрос. Давайте подождем еще несколько лет, и Вы сами увидете какие неприятные сюрпризы всплывут в процессе реализации этого "простого" плана ;)

Да, еще раз хочу подчеркнуть: "ответ" про виновность Брежнева/Хрущева/Горбачева и т.п. - не катит! Типа а мы все ни причем - это вот он гад страну довел! Не смешите! Я, хоть и не жалуюсь на отсутствие фантазии, но представить себе Ющенко/Саакашвили во главе РФ - увольте, никак! Каждому (народу) - свое.

Комментарий:
A. Brehm 01.01.2009 12:30:16
Увы, технических возможностей отправить человека на Луну, а потом доставить живым обратно тогда не было. Они появились только в последнее время.
Для общего ознакомления:
http://www.free-inform.narod.ru/pepelaz/pepelaz-10.htm
И это, исследования фотоматериалов лунных миссий аполлонов на параллакс, снято в павильоне http://content.mail.ru/arch/24957/2054143.html
Есть и другие моменты неизвестные в 1969 году -лабораторные мышки, вроде бы, не живут без геомагнитного поля более 240 часов, поголовно вымирают, а длительность лунных экспедиций была от 195 ч 17 мин 53 с и до 301 ч 51 мин 5 с. На Луне магнитное поле практически отсутствует, более чем в тысячу раз слабее поля Земли, да и нужно было не просто выжить, а полноценно пилотировать, что невозможно с критическими нарушениями в нервной системе и пр.
Кроме того, похоже Китай начал использовать факт отсутствия следов американских миссий на Луне в нынешних китайско-американских отношениях, опираясь на данные предоставленные китайским лунным зондом Чанъэ-1 ... :)

Ответ: 2kassiop
Еще пара моментов:
"Энтузиазм в статье совершенно переоценен."
Хм, я же как раз и пытался доказать, что значение энтузиазма в истории СССР совершенно недооценено. Массового энтузиазма - "во благо идеи", "во благо коллектива". Более того - это не просто недооценка, а черная неблагодарность за труд людей, "по-корчагински" сильных духом, "интереса ради", а не за бабки построивших великую страну, наследие которых мы до сих пор прожираем! Ошибкой коммунистов было считать что эта "халява" в порядке вещей - типа свиснем, и народ дружненько побежит строить очередной БАМ. Фигушки! Страна, строящая коммунизм - это вам не мормонская община. Для веры в бога не требуется постоянного доказательства его существования - достаточно всего лишь одноразового "вложения" (принятия данной веры). Возьмите, к примеру, общину эмишей - и обратите их всех в атеизм! Что произойдет с их жизненным укладом? Уверен - большая часть качеств сменится на свою противоположность.

К тому же "ломать не строить". Тем более человеческое поведение, формирование которого происходит долго и постепенно путем множества мелких "поглаживаний"-"подкреплений", а развал - одним единственным "разрешением". Я как-то даже имел возможность убедится в этом на собственном опыте: в бурное перестроечное время удалось мне исхитриться и выбить асфальтовую площадку в "коллективном" дворе нескольких многоэтажек под детский теннисный корт. Детвора была 12-14 лет. Провел несколько "чемпионатов". Супер! Причем - была дисциплина. До тех пор, пока не не заглянул к нам в гости один мой хороший друг. Нет, у него-то с собственной дисциплиной было все ОК - компьютерщик, непьющий(!) сисадмин. Единственное же, что он сделал - сказал моим пацанам: "Да какой я вам дядя Сережа - просто Сережа!" Само-собой после этой фразы и я тоже перестал быть для них "дядей Валерой". Следствие - дисциплина рухнула мгновенно. И на прежний ее уровень пришлось опять выходить "с нуля" - очень долго...
Так что "разрешение" - мощнейшая сила, способная разрушить любые поведенческие схемы.

"провал США во Вьетнаме. по логике автора им тоже не подняться."
Если бы не "победа в лунной гонке" - возможно. Правда в США существует мощнейшая патриотическая традиция. Вспомните, напр., американские флаги на каждом доме, голливудское "американский нинзя/психопат/пирог/и т.д" Правда насколько действительно мощна эта сдерживающая сила мы увидим в ближайшие два-три года...

Валерий Краснянский   03.01.2009 02:28     Заявить о нарушении
Комментарий:
A. Brehm 02.01.2009 2:37:22
Вот еще. Панорамы были составлены из слоев.
http://ligaspace.my1.ru/news/ris/appolo_v_2r.gif
http://ligaspace.my1.ru/news/ris/apollo-15_22.gif
А здесь http://ligaspace.my1.ru/news/ris/appolo_v_1.gif , до кратера за луномобилем якобы 4 - 8 км, хотя фотокамера сместилась всего на несколько десятков сантиметров, до луномобиля около 10 метров.
На счет магнитного поля вполне серьезно, ныне проектируемые пилотируемые корабли для марсианских миссий уже будут иметь необходимую аппаратуру для имитации естественного геомагнитного поля, т.к. на Марсе естественно магнитное поле необходимой напряженности тоже отсутствует. Есть работы где на это делается акцент.
Да и современная санитарная норма допустимого снижения геомагнитного поля в помещении в течении рабочей смены всего 2 (два), а не десять тысяч раз как на Луне :)
Например http://abalfa.by.ru/Alfa/emp_zdor.htm, здесь ослабление до 10 раз.
Мне просто интересно - чем взял СССР с США за свое молчание в этой истории с первыми людьми на Луне?
Китай это уже использовал дважды, перед олимпиадой в Пекине, было заявление от 2 августа 2008, о намерении опубликовать в интернете 700 часов видеоматериалов, и совсем недавно, 22.12.2008 / 09:23 Проведено успешное снижение высоты орбиты "Чанъэ-1", о сверхдетальной съемке лунной поверхности . После чего было любопытные заявления со стороны США 22.12.2008 / 21:21 "Белый дом отказался сотрудничать с Китаем в космосе..." и 24.12.2008 / 14:05 NASA выступило с заявлением по поводу недавней публикации в журнале Aviation Week озаглавленной "Администрация Буша отказалась от предложения NASA о сотрудничестве США и Китая"
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/z26.12.08.shtml
У Китая возникли проблемы с американскими долговыми обязательствами?

Ответ:
Дополнение к теме. "Новогоднее поздравление Брежнева" (1970г.):
http://rutube.ru/tracks/127863.html?v=f7cdd635c93d8293b25269126922ec92

Комментарий:
F 02.01.2009 4:52:51
и да, Поздравление Брежнева стоит посмотреть. Насколько оно вяло, формально, монотонно, по бумажке (ср. с нынешними!). Народ соответственно ничем кроме зевоты на тогдашние идеологические здравницы не реагировал, хорошо помню

Ответ:
Дополнение к теме. "Мир в 1968 году":
http://radikal.ru/F/s59.radikal.ru/i166/0901/fa/7a9fed38b7fc.gif.html
и сама статья "1968: год великого перелома":
http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2008/16/god_velikogo_pereloma/

Валерий Краснянский   03.01.2009 02:29   Заявить о нарушении