Рецензии на произведение «Волны обучения - Learning waves»

Рецензия на «Волны обучения - Learning waves» (Влад Лившиц)

Влад, здравствуйте - и спасибо за интересную статью.
Заинтересовало: а до какого количества опытов нужно было бы довести эксперимент, чтобы кривая обучения начала спускаться вниз, ведь явно существует и "отрицательный эффект" обучения, когда возрастание количества заданий приводило бы к бОльшему числу ошибок? И есть ли тут влияние временнОго фактора, например, количество ошибок в единицу времени?
Еще заинтересовала илюстрация. Кривые обучения трех человек, на мой взгляд, не совсем корректно отображают суть эксперимента. На рисунке я вижу кривую обучения, отображающую количество информации в зависимости от количества попыток. Судя по этой схеме, наиболее эффективен первый ученик, хотя он не нашел оптимального решения. Конечная эффективность третьего ученика в конце-концов (к 30-й попытке) сравнима с результатами второго ученика, что может свидетельствовать о более медленной обучаемости личности, но опять же не дает оснований утверждать, что его итоговые результаты хуже.
Что касается подвтерждения эксперимента наблюдениями педагогов - совершенно некорректно измерять эфективность обучения оценками, да еще и школьными. Ввозможно, у этих учеников каналы восприятия информации разные, и сами условия проведения тестов были некорректны для этих типов личности (например, третий кинестетик, и не показывая высоких результатов в интеллектуальном задании (лабиринт), он бы показал более высокий результат в головоломке-проволке или объемными паззлами).
Влад, статья Ваша затрагивает тему ОЧЕНЬ интересную, но, на мой взгляд, совершенно не поддающуюся раскарытию в таком ужасно малом объеме!!! :-)

Алиса Вин   09.02.2009 18:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Алиса, за столь обстоятельную рецензию. Действительно, на многие вопросы я не даю ответа. Дополнительную информацию можно получить из моей статьи в ж-ле "Вопросы психологии" (http://www.psychology-online.net/articles/doc-726.html), хотя в ней нет ответа на ваши правильные замечания. О чем главном я хотел поведать:

1. Процесс самообучения носит волновой характер.
2. Волновой участок на кривой означает познавательную активность. Если нет волны, то креативность такого тестируемого низкая.
3. Разработанная методика и аппаратурное оформление позволяют изучать детали в самообучении человека, которые нельзя раскрыть традиционными способами.

К сожалению, мне не удалось продолжить исследования в ЛГУ. Пришлось переключиться на другую тематику.
Всех благ,



Влад Лившиц   09.02.2009 22:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Влад, за ссылку. Статья очень заинтересовала. Распечатала сотрудникам "на почитать". Огромное спасибо!

Алиса Вин   10.02.2009 21:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Волны обучения - Learning waves» (Влад Лившиц)

Влад! Интересный материал. Но было бы еще интереснее статистически обработать результаты экспериментов. Ведь наверняка у разных обучаемых можно выделить математическое ожидание и дисперсию обучаемости. А это даст основание к классификации людей по обучаемости. С уважением.

Дмитрий Тартаковский   01.02.2009 14:52     Заявить о нарушении
Дмитрий! Замечание правильное. Я вырвал кусочек из диссертации с большим упрощением. Методику целесообразно использовать на базе ПК для тестирования и диагностики мышления. Важно и то, что можно определять IQ без применения вербальной (словесной) информации. Достаточно человеку уметь нажимать на клавиши ПК и знать цифры (не более 100). Понятно, что стандартизация методики потребует дополнительных исследований и затрат. При конкурсном наборе студентов, например, в ВУЗы, такие тесты будут работать много эффективнее, чем только показатели ЕГЭ.

Влад Лившиц   01.02.2009 16:08   Заявить о нарушении