Рецензия на «Волны обучения - Learning waves» (Влад Лившиц)
Влад, здравствуйте - и спасибо за интересную статью. Заинтересовало: а до какого количества опытов нужно было бы довести эксперимент, чтобы кривая обучения начала спускаться вниз, ведь явно существует и "отрицательный эффект" обучения, когда возрастание количества заданий приводило бы к бОльшему числу ошибок? И есть ли тут влияние временнОго фактора, например, количество ошибок в единицу времени? Еще заинтересовала илюстрация. Кривые обучения трех человек, на мой взгляд, не совсем корректно отображают суть эксперимента. На рисунке я вижу кривую обучения, отображающую количество информации в зависимости от количества попыток. Судя по этой схеме, наиболее эффективен первый ученик, хотя он не нашел оптимального решения. Конечная эффективность третьего ученика в конце-концов (к 30-й попытке) сравнима с результатами второго ученика, что может свидетельствовать о более медленной обучаемости личности, но опять же не дает оснований утверждать, что его итоговые результаты хуже. Что касается подвтерждения эксперимента наблюдениями педагогов - совершенно некорректно измерять эфективность обучения оценками, да еще и школьными. Ввозможно, у этих учеников каналы восприятия информации разные, и сами условия проведения тестов были некорректны для этих типов личности (например, третий кинестетик, и не показывая высоких результатов в интеллектуальном задании (лабиринт), он бы показал более высокий результат в головоломке-проволке или объемными паззлами). Влад, статья Ваша затрагивает тему ОЧЕНЬ интересную, но, на мой взгляд, совершенно не поддающуюся раскарытию в таком ужасно малом объеме!!! :-) Алиса Вин 09.02.2009 18:35 Заявить о нарушении
Спасибо, Алиса, за столь обстоятельную рецензию. Действительно, на многие вопросы я не даю ответа. Дополнительную информацию можно получить из моей статьи в ж-ле "Вопросы психологии" (http://www.psychology-online.net/articles/doc-726.html), хотя в ней нет ответа на ваши правильные замечания. О чем главном я хотел поведать:
1. Процесс самообучения носит волновой характер. 2. Волновой участок на кривой означает познавательную активность. Если нет волны, то креативность такого тестируемого низкая. 3. Разработанная методика и аппаратурное оформление позволяют изучать детали в самообучении человека, которые нельзя раскрыть традиционными способами. К сожалению, мне не удалось продолжить исследования в ЛГУ. Пришлось переключиться на другую тематику. Всех благ, Влад Лившиц 09.02.2009 22:47 Заявить о нарушении
Спасибо, Влад, за ссылку. Статья очень заинтересовала. Распечатала сотрудникам "на почитать". Огромное спасибо!
Алиса Вин 10.02.2009 21:44 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |