Рецензии на произведение «Православный взгляд на психологию»

Рецензия на «Православный взгляд на психологию» (Андрей Сигутин)

Спасибо.
Интересно было читать.

Юлия Григорьева 2   24.11.2009 13:37     Заявить о нарушении
Юлия, спасибо за отзыв! Как говорят в Православии, спаси Господи!

Андрей Сигутин   24.11.2009 14:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Православный взгляд на психологию» (Андрей Сигутин)

Очень понравилось. Много моментов, которые приму во внимание.

Единственно, что хочу заметить: все-таки электронная страница - не бумажная, на мой взгляд читается тяжелее. Не стоило ли разбить статью на части?

Наталья Сафонова   20.07.2009 22:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья! Большое спасибо за отзыв!
Да, наверное, текст нужно разбить на части. Вы правы.
С уважением,

Андрей Сигутин   21.07.2009 09:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Православный взгляд на психологию» (Андрей Сигутин)

Спасибо Вам за очень интересную, познавательную, прекрасно написаннную статью.
С уважением,

Владимир Декопольцев   12.07.2009 17:43     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и теплые слова.
С уважением, Андрей

Андрей Сигутин   12.07.2009 22:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Православный взгляд на психологию» (Андрей Сигутин)

Большое спасибо за очень полезную, поучительную статью! Многое мне пригодится при общении с внуком.
А вот что мне недавно довелось услышать из уст одного американца. Речь зашла о русском языке, и я сказала примерно то же, что Вы говорите, что наш "язык – Богосозерцательный, язык описания состояний", а вот глагол вроде "уступает" существительному. Однако он мне ответил, что в русском очень много глаголов, по сравнению с английским, и они могут выражать многобразные действия, что создает серьезные трудности при переводе с русского на английский. Так что русские не только созерцатели, но и деятели.Возможно, коммунистический режим нанес наиболее ощутимый удар именно по этой стороне русского характера: ведь во всех сословиях выбивались самые активные, одно раскулачивание чего стоит!
Очень важной показалось мне идея возрождения церковно-славянского языка и что это приведет к нравственному возрождению народа и будет иметь даже экономический эффект. Тут главное, что Церковь станет человеку понятнее и ближе. Глубоко верно: ищите Царствия небесного, а остальное приложится. С благодарностью,

Нина Изюмова   12.07.2009 15:15     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина! Большое спасибо за отзыв! Постараюсь в ближайшее время нарисать на ваш эл. адрес, есть новости

Как раз сегодня нашел интересную статью на эту тему.
А жизнь - только слово?
Автор: С. Наумов
С.А. Наумов, к.ф.н.

Жизнь, житие, живот… Как не заплутать в этих словесных «трех соснах»? И зачем их три – всё равно ведь означают они примерно одно и то же? Давайте разбираться.
В каждой сфере своей деятельности человек именует материальные и духовные реалии словами. Начало этому положил еще Адам до своего грехопадения – когда дал названия всей земной твари. Постепенно в каждой сфере складывается свой в большей или меньшей степени особый подъязык со своей терминологией.
Никакую науку, никакое дело нельзя изучить, не овладев их терминологией, их языком. Путаешь тепло и теплоту – не можешь заниматься термодинамикой; смешиваешь аппендикс с аппендицитом – ты не врач; не знаешь, что такое фонема – ты за пределами филологии. Если ты специалист, профессионал в своей сфере, ты владеешь ее языком. Если не владеешь – ты или дилетант, или еще только ученик (в зависимости от величины самомнения и от тяги к знанию).
У русского православия тоже есть свой особый язык – церковнославянский. Язык, так сказать, «православной специальности». Кто же мы в православии – профессионалы, дилетанты или ученики? Апостолы, например, сознавали себя учениками Христа, даже являясь по характеру своей деятельности учителями. Превозноситься выше апостолов, согласитесь, как-то некрасиво, а считать себя дилетантом в православии как-то для самолюбия непривычно. Что же, будем добросовестными учениками, будем научаться в вере и овладевать ее языком.
А язык этот шлифовался и оттачивался более тысячи лет и достиг математической точности в выражении православного вероучения, как никакой другой стиль – ни литературный язык, ни язык науки, ни язык поэзии и т.п. Потому что здесь любая неточность или двусмысленность – это лазейка для агентов новой ереси. Иногда из-за одной буквы ересь возникала.
В церковнославянском-то языке и существуют эти три слова: жизнь, житіе и животъ, что соответствует трем составляющим человека: духу, душе и телу. Для начала сравним их в форме прилагательных в сочетании со словом интерес: животный интерес, житейский интерес и жизненный интерес – чувствуете разницу?
Жизнь телесная, жизнь как существование называется словом жив0тъ. Само слово живот происходит от прилагательного жив. Податель живота – Господь, Которого мы и называем Живодавцем. Характерно, что именно из этого значения слово в литературном языке сузилось до конкретного названия части человеческого тела, ответственной за обеспечение биологической жизни – брюха, чрева, желудка. Характерное прилагательное – животный. Животный страх – страх за биологическую «шкурку». Существительное животное первоначально обозначает вообще всё живое. В этом значении оно употреблено в молитве перед приемом пищи – биологическим, кстати, процессом.
Жизнь душевная, жизнь как деятельность, как социальное проявление называется словом житіе. Отсюда жития святых (не животы и не жизни, а именно описания их деятельности, поступков), отсюда народно-разговорное житьё-бытьё. Соответствующие прилагательные житийный, житейский имеют тот же смысл. Житейский опыт – опыт, извлеченный из деятельности. Господь житием человека насильно не управляет, это самая зыбкая почва – море житейское – в отличие от основанных на камне веры Божиих даров: живота и жизни. Житие – зона нашей свободы и ответственности, по итогам использования которой с нас взыщется.
Жизнь духовная, вечная, Божественная называется словом жизнь. В животе своем (существовании) житием своим (деятельностью) мы можем расположить Бога к дарованию нам вечной жизни. Вечная жизнь – это такой же подарок Бога, как и живот (земное бытие). Заработать ее невозможно, потому что всё, что заработано, «нажито непосильным трудом», не превосходит рамок жития. А жизнь эти рамки превосходит.
Живот Господь дает каждому живому существу, возможность жития предоставляет каждому человеку, жизнь дарует святым (т.е. нормальным людям), проявившим себя в своем житии.
Но как же выражение живот вечный? Разве это не то же, что жизнь вечная? То же. Только слово вечный в этих сочетаниях немного по-разному работает. Как слово серый в сочетаниях серый волк и серая лошадка. Волк и без прилагательного серый – серый. А вот серая лошадка – это уже и не лошадь вовсе, не животное. Выходит, что слово серый волку не добавляет ничего, а лошадку превращает в незаметного человека! Так же и слово вечный: жизнь так и остается жизнью (в духовном смысле), а вот живот уже перестает быть способом существования белковых тел – и становится жизнью. Такое символическое употребление слов часто встречается в церковнославянских текстах: Царь Небесный – это не кесарь (т.е. не Цезарь, от которого и произошло само слово царь), краеугольный камень – это не строительный материал, как и камень веры – не минерал и море житейское – не водоем. Примеров множество.
Литературный наш язык, менее заботясь о богословской точности, все три значения «упаковал» в одно слово жизнь . И «есть ли жизнь на Марсе» (=живот), и «жизнь замечательных людей» (=житие), и «жизненно важный» (=жизнь) – везде употребляется одно и то же слово, один и тот же корень. Хорошо это или плохо?
Как посмотреть. В богословской сфере путаница получается несомненная, но на то и есть церковнославянский язык, чтоб расставлять там всё по местам. А если сравнить с другими славянскими языками, то обнаружится, что у нас в наиболее общем значении закрепилось слово жизн, у чехов и поляков – слово житье, у сербов – живот. То есть основным признаком жизни для южных славян является существование, для западных – деятельность, для русских же – одухотворенность (отсюда знаменитый русский дух). С таким отношением к жизни наши предки выстроили самую большую страну из когда-либо существовавших на земле, с колоссальным запасом жизненных сил. Весь двадцатый век работал на разрушение России, но, как в сказке говорится, «бил, бил – не разбил». Пооббил, правда.
Есть в просторечии еще одно слово – житуха. От которой да избавит нас милостивый Господь!

Подробнее о терминах см.: Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. – СПб., 2000.
Интернет-версию статьи см. на сайте Церковнославянского семинара

Андрей Сигутин   13.07.2009 12:31   Заявить о нарушении
Дорогой Андрей! Огромное спасибо за такой в высшей степени интересный ответ! Последнее время меня занимает одна идея: как люди приходят к православию через свои специальности и как православие, действительно обладая точнейшим научным языком, помогает им совершенствоваться в этих специальностях. В психологии (ведь душа, психея, как известно, христианка)- это очевидно. Но вот статья академика Раушенбаха о Святой Троице и векторе блестяще показывает, как это происходит в математике.Есть и другие замечательные примеры. Вы встречаетесь с такими интересными людьми, многим, наверное, есть что сказать по этому поводу. Мне кажется,если человеку удается связать с верой свою каждодневную деятельность, пусть даже ради хлеба насущного, жизнь его преобразовывается и обретет целостность. С уважением

Нина Изюмова   13.07.2009 14:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Православный взгляд на психологию» (Андрей Сигутин)

Очень редко встречаются православные люди умеющие думать своей головой, очень приятно. Абсолютно с вами согласен в том что западная "психология успеха"и прочий "эффективный маркетинг" это полная чернота и мерзость...
На собственном опыте, работал 5 месяцев продавцом в евросети, и вспоминая то чему меня там научили... да вжизни может пригодится, но какая же мерзость, и какой же гадючник все это сборище "эффективных маркетологов" стремящихся по головам друг друга лезти к деньгам...

Про воспитание детей тоже, вы делаете очень полезное дело, возможно только на таких людях наша Русь еще и стоит. Вот в тему - Р. Пацлаф "Застывший взгляд" о воздействии масс-медиа на детей, книга шокирует... http://depositfiles.com/files/jo3d6t5el...

Джейк   10.07.2009 20:28     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв и ссылку на книгу!

С уважением,

Андрей Сигутин   11.07.2009 07:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Православный взгляд на психологию» (Андрей Сигутин)

"Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека критиканом.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Ум без любви делает человека хитрым.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Власть без любви делает человека насильником.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком"... Угу...

А когда от человека ТРЕБУЮТ любви - это делает его раздражительным, бесцеремонным, жестоким, критиканом, двуликим, хитрым... и т.д. по Вашему списку.

Николай Пинчук   10.07.2009 15:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай! Давненько мы не общались...
Полностью с Вами согласен. Насильно мил не будешь...

С теплом,

Андрей Сигутин   10.07.2009 22:14   Заявить о нарушении
Увы, Андрей. Опять Вы меня не поняли или не захотели понять.

Я о том, что в христианстве (и не в последнюю очередь в православии) любовь возводится в императив: ты ДОЛЖЕН любить - Бога, ближнего, отца и мать, учителей и наставников - ДОЛЖЕН, ДОЛЖЕН, ДОЛЖЕН...

Как метко однажды сказал Владимир Леви: "Если б заповедь о любви не была сформулирована в повелительном тоне - возможно, не было бы инквизиции..."

Думаете, я не хочу любить? Но я не могу ЗАСТАВИТЬ себя любить (доводилось наступать на эти грабли - кроме озлобления на весь свет ничего такая "метода" не даёт). Любовь либо есть, либо нет. И тут уж как Бог даст. Причём чем меньше я этого домогаюсь от себя самого, тем чаще оно получается.

Спаси Христос.

Николай Пинчук   11.07.2009 09:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Православный взгляд на психологию» (Андрей Сигутин)

Раз пятьдесят Ваш респондент доказывает на примерах, что работа психолога ничем не отличается от работы религиозного пастыря. Но упорно пытается противоречить своим же доказательствам. Наверное, не разобрался до конца в психологии? Или сильно поверил в сон про своего папу?
Известно же, что любая психологическая школа основана на положениях: "Если Богу угодно, я сделаю то, что замыслил, ничего нет невозможного" и "По вере вашей да будет вам".
И искусство хорошего светского психолога, аналогично, как и хорошего православного педагога – это преумножение веры у человека, обучение действенной любви, максимальное удаление всего того, что мешает человеку понять свое центральное место во Вселенной, или на религиозном языке - "Богу войти в сердце".
Единственная разница в том, что психологи дают человеку самостоятельно прийти к пониманию начала первой фразы, в отличие от религиозных проповедников, которые до сих пор представляют себе Бога как "кого-то".

И взгляните на то, что сейчас вытворяют армии симоронцев, трансерферов и прочих турбосусликов! Они не только без копейки денег летают куда угодно, - масса примеров и более впечатляющих "чудес".

Галия Байкан   10.07.2009 11:25     Заявить о нарушении
Рецензия на «Православный взгляд на психологию» (Андрей Сигутин)

Проповедник военной советской закалки! Короче мракобесие в чистом виде.

Евгений Донской   10.07.2009 10:01     Заявить о нарушении
Рецензия на «Православный взгляд на психологию» (Андрей Сигутин)

Потрясающий винегрет!

А вот эта фраза просто покорила меня:
В Православии же созерцание заключается в восприятии этого Божественного мира глазами Бога.

Но только, если следовать православной логике, не от гордыни ли она?

Фирюза Янчилина   09.07.2009 23:10     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Уважаемая Фирюза, спешу Вас успокоить - эта фраза не от гордыни... Разве апостол Павел не призывал христиан иметь ум и чувствования Христовы?
"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Флп 2, 5)
Ну, а если следовать только православной логике, то название Вашей книги "Мой Дьявол" верующих просто шокирует.
С теплом,

Андрей Сигутин   10.07.2009 07:24   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ.
Мой Дьявол в романе не столь карикатурный и беспощадный, каким представляют его христиане. К тому же, что есть дьявол? Когда-то церковь использовала буквально сатанисткие меры, чтобы наказать тех, кто пытался постичь тайны мира, занимался наукой. Уж не прячется ли истинно лукавое в самой церкви?
А вообще-то дьявол когда-то был ангелом.

Фирюза Янчилина   10.07.2009 13:23   Заявить о нарушении
Кто из нас без греха? Когда-то и люди науки использовала буквально сатанисткие меры, чтобы наказать тех, кто пытался постичь тайны мира...
А что есть дьявол? Не приведи Господи никому это узнать на собственном опыте, последствия будут плачевными... Давайте лучше закроем эту тему. Лично мне ближе слова апостола Фомы, которые он произнес, когда убедился в Воскресении Христа: «Господь мой и Бог мой!»
Уважаемая Фирюза, хотелось бы у Вас как у журналиста, связанного с наукой, спросить: как Вы относитесь к фильму «Великая тайна воды», действительно ли вода имеет «память»?

Андрей Сигутин   10.07.2009 22:54   Заявить о нарушении
Да, Андрей, нам, скорее всего, не удасться найти общий язык. Я человек нерелигиозный. К тому же я для себя разделяю Библию и христианство. А речи подавляющего большинства священников поражают меня нелогичностью и озлобленностью. В них нет даже элементарного христианского смирения.

Насчет фильма. Не смотрела я ничего про воду. Но могу сказать, что практически вся материя обладает некой памятью. И вода, надо полагать, тоже. Памятью обладает даже один-единственный электрон. Любой электрон может хранить в своей "памяти" (в виде сложного квантового состояния) историю своей эволюции - до момента полного коллапса, когда он, сталкивается с другой частицей и локализуется в точечном объеме.
Именно наличием памяти вещества объясняется происхождение живой материи. Но это отдельная тема.

С уважением,


Фирюза Янчилина   10.07.2009 23:16   Заявить о нарушении