Рецензии на произведение «Глава 6. Мудрый Гаральд»

Рецензия на «Глава 6. Мудрый Гаральд» (Александр Богаделин)

А первая реакция была: и что ж в вопросе неразрешимого? Обиженных утешать, несправедливость устранять. :)

Сумрачник   16.10.2009 19:53     Заявить о нарушении
Ответ на ваш вопрос лежит в первой части Размышлений о Пути (http://www.proza.ru/2009/09/24/1062). Там, где первое отступление.

С уважением,

Александр Богаделин   16.10.2009 20:12   Заявить о нарушении
На мой взгляд, если идти: от вопроса Яги - через комментарий к гл.6 и часть 10-ю "Размышления о пути" - к ответу Гаральда - тогда да, вопрос из области трансцедентного :).
Но если рассматривать то, что "обложил дядя подданных податью непосильной, а недоимки взимать - дружину лютую посылает", то вопрос становится очень даже конкретным - проблемы личные уходят, встают общественные, зачем и корона даётся: нет личной собственности - есть нужды народа, нет личной мести - есть возмездие за негодное управление. И ответ формулируется просто-таки немедленно :).
Я понимаю, что рассуждаю иначе, чем Вы, но мне интересно, насколько эти мои рассуждения жизнеспособны с Вашей точки зрения.

Сумрачник   16.10.2009 21:52   Заявить о нарушении
Я не случайно вам дал ссылку на первую часть «Размышлений о Пути», где приведена классическая дзенская притча о «Хлопке одной ладони».
В ответвлении от буддистской махаяны, именуемом дзен, упор делается на внезапное просветление ученика. И само это просветление подготавливается через анализ коанов.
Баба Яга задает Гаральду классический дзенский коан – «Зачем тебе надобна власть?».
И как и в «Хлопке одной ладони», ответ на него лежит вне плоскости самого вопроса.
Пока Гаральд рассуждает в терминах национально-освободительного движения, он на всякий свой аргумент «за» находит множество аргументов «против».
Он же образованный для своего времени юноша и прекрасно понимает, что в лоб дядю не победит.
И как Тойо из дзенской притчи, который должен был отстраниться от звуков вообще, Гаральд для ответа на вопрос Бабы Яги должен выйти за рамки вопроса.
Есть такой способ взятия неберущихся двойных интегралов. Их сначала преобразовывают в тройной, берут и затем уже через граничные условия приводят к двойному. Так и здесь, Гаральд должен вначале подняться на «директорию вверх» и ответить на вопрос о своем предназначении. И только после этого он может ответить на вопрос Яги и найти способ разрешения ситуации с наименьшими издержками.
Осталось добавить, что в 10 части «Размышлений о Пути» все это рассмотрено с точки зрения Идущего.

С уважением,

Александр Богаделин   16.10.2009 22:47   Заявить о нарушении
Я бы не хотел, чтобы мои слова выглядели попыткой оспорить Ваши. Но вот я - читаю Вашу книгу. Я - непредвзятый читатель - мне просто стало интересно, я нашёл начало и стал читать. Быть может, дело в ограниченности моего восприятия, но я не вижу, почему для преодоления затруднений, в данном случае, нужно подниматься к вершинам духа. Потому что задача, на мой взгляд, вполне решается простым знанием стратегии, тактики и военных обычаев.
Разрешение военных вопросов путём личных поединков было скорее нормой, чем исключением. Но для того, чтобы предложить поединок, нужно сначала иметь за собой войско, по меньшей мере, равной силы - пусть оно никогда не вступит в бой, но присутствовать оно должно. Вопрос заключался только в том, где его взять. Обычная, приземлённая логика. А баба Яга у Вас получилась вполне образом литературных русских сказок - умная, практичная, доброжелательная и сострадающая (не только Гаральду, насколько можно заметить). Она выслушала доводы витязя - и снарядила ему недостающее воинство. Не важно, что неживое - важно, что действующее.
Я не утверждаю, что Вы это написали :). Я утверждаю, что я это так прочитал - читая гл.6, саму по себе, до всяких комментариев и разъяснений.

Сумрачник   17.10.2009 00:35   Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы относительно конечного результата.
Баба Яга выслушала Гаральда, посочувствовала и уговорила Морского Царя дать в помощь викингу свое войско, для компенсации мощи дяди.
Единственный вопрос – почему она это сделала?
Она же мастер дзен. А задача мастера – добиться просветления ученика. И, если бы цель Гаральда осталась прежняя – всеми способами вернуть отнятое, то и пошел бы он своей дорогой вдаль. Но как только возврат царства стал всего лишь эпизодом его жизни и он понял свое предназначение, появилась помощь духов (и не важно, что иноземных).
Вспомните первые слова Бабы Яги: «Не готов ты пока, добрый молодец, ответ держать. Как надумаешь, приходи, ждать буду», и сравните со словами Молчащего Грома.
Так что вопрос совсем не в том, где взять войско. Гаральд и предположить не мог такого исхода и шел совсем за другим – узнать свою судьбу (опять же вспомните, как он первый раз вошел в лес). Но как только он подтянул внутренний баланс к внешней цели, сразу появилась ответная реакция Пути. :)

P.S. Интересно, где вы видели в русских сказках умную, практичную, доброжелательную и сострадающую Бабу Ягу?
PP.S. «Кикимора» имеет подзаголовок: сказки-притчи. Так что в ней многие тексты имеют двойной и даже тройной смысл. :)


Александр Богаделин   17.10.2009 01:05   Заявить о нарушении
По книжкам не искал, а память предлагает одну только "Гуси-лебеди", в которой некая старуха пытается питаться живозажаренной человечиной. В целом же избушка на курьих ножках стойко ассоциируется с постоялым двором посреди дремучего леса, в котором бесконечно снующих добрых молодцев всех сословий, но приличного обхождения, привечают, кормят-поят-в баньке парят-спать укладывают, а поутру снабжают полезными сведениями и ценными артефактами, путь указывающими.

Сумрачник   17.10.2009 21:01   Заявить о нарушении
Вообще-то, Баба Яга охраняет границу между миром живых и мертвых. Отсюда и атрибуты, упоминаемые в некоторых сказках – черепа на изгороди с горящими глазами.
А печка, в которой она якобы и пытается зажарить добрых молодцев, служит, если следовать современным обозначениям, порталом между мирами.
Притом, живой человек эту границу перейти не может. Отсюда и трапеза пищей мертвых и мифические животные (волк, орел, летучий конь) в качестве перевозчиков и т.д.
Посмотрите В.Проппа. Он эти прелести очень подробно описывает.

Александр Богаделин   17.10.2009 23:37   Заявить о нарушении
Монолог «Гаральда» (о цели):
«Зачем мне власть понадобилась? Да ни за чем. Я – учёный, и дальше им быть желаю, и всю оставшуюся жизнь наукой заниматься. Но на землях народа моего ныне насилие и беззаконие. И мне их останавливать - по долгу рождения. А способ только один есть – с негодной головы корону снять и самому на трон сесть – по праву рождения. Да ещё и так, чтобы, справедливость восстанавливая, ещё горшую беду не учинить. А сама по себе корона – мне без надобности.»
А волшебная сказка, со всей своей мифологической символикой - это туман над потоком древней ритуальной магии. На это Пропп тоже указывает.
Ну, не сочетаются у меня в голове ритуалы с отрешённостью. Но это уже, пожалуй, мои проблемы :).

Сумрачник   18.10.2009 16:01   Заявить о нарушении
Осталось только продолжить монолог Гаральда с точки зрения реальности поставленной цели. И при этом еще учесть, что ведется он даже не в Киеве, а в глухой русской деревне, в которую его русский князь спрятал, чтобы не ссориться с дядей.
Это хорошо фантазировать, зная конечный результат, а вы попробуйте поставить себя на место викинга – сидит без денег и войска черт знает где, одна надежда на чудо. :)

Что же касается происхождения сказки и вообще мифологии по Проппу, то с этим я вполне согласен. Действительно, в сказаниях может отражаться давно забытый ритуал.
Но вот только у меня говорится о «новой славянской мифологии», о чем и написана специальная статья (http://proza.ru/2008/06/15/389). И опирается она уже не на древний ритуал, а на всю предшествующую мировую культуру. В том числе и отрешенность. :)

Александр Богаделин   18.10.2009 17:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава 6. Мудрый Гаральд» (Александр Богаделин)

очень вкусные у Вас сказки получаются. Уютные таки и родные.
С благодарностью, :)

Марина Добрынина   14.10.2009 21:20     Заявить о нарушении
Спасибо.
Если интересно, то вот здесь - http://www.proza.ru/2009/10/04/1034 - есть небольшое объяснение данной главы, которая на самом деле является развернутым дзенским коаном. :)

С уважением,

Александр Богаделин   14.10.2009 22:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава 6. Мудрый Гаральд» (Александр Богаделин)

Комментарии

1. Перебрались Спиридон, в духа давно обернувшийся, с женою своей – кикиморой Авдотьей, на время в жилище новое.

Домашним покровителем и опекуном хозяйства всегда считали домового. Славяне верили, что им становится после смерти первый хозяин дома.
Обычно он невидим, но иногда показывался людям в виде старика с длинными седыми волосами или в образе кошки, собаки, бычка и других животных. В качестве жены у домовых часто выступали кикиморы, а селились они либо за печкой, либо под порогом, либо в подполе, либо на чердаке.
Излюбленное занятие духа – заплетать косички в гривах коней и на бороде хозяина дома. Из более серьезных обязанностей – присмотр за семейным бытом и скотиной, а также нашептывание полезных советов.
Переселяясь в новое жилище, в его подполье клали небольшой кусок хлеба с солью и чашку молока. После этого хозяин ночью в одной сорочке шел в старый дом и приглашал домового перебраться в новые хоромы. Без приглашения домашний дух не пойдет на новое место, и будет плакать каждую ночь.

2. …да на Овинника и налетел.

В пристройке к крестьянскому дому, где хранили сено, жил свой дух – Овинник. Людям он показывался или громадным черным котом с горящими, как угли, глазами, или в виде человека небольшого роста, но со всклоченными «дымными» волосами.
Следит за заготовками сена, а иногда и сам приходит на помощь. Крестьяне угощали его кашей и пирогами.
Считалось, что Овинник знает и предсказывает будущее, а если слышен его храп, то быть беде.

3. И снится ему поляна среди леса, невеликая.

Викинг Гаральд был чужестранцем, и русский дух не мог явиться ему наяву. Поэтому Бабе Яге ничего не оставалось, как общаться с ним во сне.

4. Попросил он её, как Прасковья учила, повернуться к нему передом, а к лесу дремучему задом.

Избушка Бабы Яги стоит на границе между миром мертвых и миром живых. Дверь ее всегда обращена в сторону мертвых и, чтобы войти в нее, надо произнести заклинание и развернуть.
«Избушка, избушка, – молвил Иван, – стань к лесу задом, ко мне передом».

5. … зачем власть тебе в королевстве этом надобна?

Баба Яга, в совершенстве владея провокативным дискурсом, фактически задает Гаральду дзенский коан. Надо признать, что викинг с блеском справился с заданием, вовремя поняв, что ответа не существует и, начав размышлять о собственном предназначении.

6. И расступились тут волны моря Северного, и вышли на брег витязи Царя Морского.

Воинство Морского Царя состояло из убитых в сражениях и погибших в кораблекрушениях воинов. Они охраняли моря и океаны, и иногда приходили на помощь живым, особенно когда одолевали враги.
Упоминается в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.

Александр Богаделин   08.08.2009 14:23     Заявить о нарушении