Глава 6. Мудрый Гаральд
Народ в деревеньке старательный жил. Медом липовым и сурьей на округу всю славился. Оттого и дома справные, добротные ставил. Коньки деревянные на крышах забавляются, а наличники с застрехами сплошь резьбою украшены.
Только на пригорке один заброшенный стоял. Разваливаться уж совсем начал. Строил его в незапамятные времена Спиридон – лапотник знатный. Как помер он, дети его там жили. Но разметала их судьбинушка по белу свету всему, и остался дом одиноким стоять. Пробовал народ пришлый в нем поселяться. Но духу местному, видать, не по нраву постояльцы новые пришлись. Оттого и сбегали вскорости.
Стал Воевода по приметам место себе выбирать. Перышко заговоренное по ветру пускает, стрелу с наказом в чисто небо выстреливает. Только в разные стороны приметы те указывали.
А тут, глядят, под ногами кот рыжий шастает, мурлычет что-то по-своему. Старики и говорят, коты эти у домовых завсегда в любимчиках ходили, и место походящее он уж точно найти должен.
Взял Воевода животину малую на руки и напутствует:
Кот-Котофеич, шерстка рыжая.
Угощенье тебе припас славное:
Сметанки свежей от коровы белобокой,
Рыбки прудовой, с утра словленной.
Деревню, прошу, вкруг обойди,
Дом, где поставить, укажи-покажи.
Котяра посмотрел на всех хитро, глазом подмигнул, хвост трубой поднял и прямиком к дому заброшенному направился. Порешил тогда Воевода судьбе не противиться и подворье своё на месте том ставить. А ежели хозяева старые объявятся, то справить им по соседству жилище новое.
Но чтил он обычаи древние и велел, перед тем как бревна раскатывать, в сторонке избушку малую сладить и свежей соломою от дождя покрыть. Сам ночью хлеб с солью взял и пошел домового уговаривать, в месте новом недолго пожить.
Перебрались Спиридон, в духа давно обернувшийся, с женою своей – кикиморой Авдотьей, на время в жилище новое.* А срок пришел – дом знатный с пристройками разными сладили и баню рядом поставили.
С тех пор Спиридон с Авдотьей в подворье воеводином на пригорке живут. А вскоре и детишки их, что по всей деревне разбрелися, к родителям перебрались. Кто под порогом место нашел, кто под пол ушел, а кто и под угол спрятался.
Только Банника одного и не хватало. Егорий из деревни соседней самым лучшим на всю округу слыл. И хоть жил тот у старосты самого, уговорил-таки Спиридон его к Воеводе перебраться, а взамен себя молодого поселить. Характером Егорий, ох как крут был, но баню всегда в чистоте держал и за порядком следил строго.
***
Сколько уж лет Спиридон в домовых ходил, но привычки жизни прошлой все никак позабыть не мог. Страсть как любил он обувку домашнюю плести. Бывало, лапотник деревенский заснет, в дом к нему проберется и душу с лыком отводит. А поутру смотрят, обувка, к вечеру начатая, уж готовая стоит и такая все ладная, мягкая – загляденье одно.
А еще любил Домовой лошадей холить. Гривы да хвосты им расчесывать, косички-невелички заплетать. Раз узнал, что конюшенный на ночь сена не задал, а в овине помелом мести можно, так сам побежал в поле искать. По дороге глядит – у дома соседского стог наметан большой. Решил он потихоньку надергать из него малость, да на Овинника и налетел.* Тот Спиридона спросонья не признал и давай граблями мутузить. Хорошо, что Авдотья шум услышала и мужа от духа разъяренного отбила. А то б несладко ему пришлось.
Но больше всего чтили Домового за сказы его о временах прошлых. Бывало, соберутся духи с деревни всей в бане воеводиной, на полатях рассядутся и речь его неторопливую слушают.
А в тот вечер даже гости дальние пожаловали. Тихон – Леший леса Заповедного, да еще Стас – черт молодой, за ним увязался. И повел Домовой сказ о дочери воеводиной, что в землях заморских нынче жила, и воине славном Гаральде.
***
В то лето отправил Воевода в деревню нашу домочадцев своих и дочь Елизавету – деву на выданье, – начал Спиридон.
Девица была аккуратная, обычаи древние уважала. Проследит всегда, чтоб и в печке на ночь чугунок с водой колодезной поставили, и в бане шайку с обмылышком оставить не позабыли. Любили ее духи домашние за это, по ночам не пугали и сны сладкие нашептывали.
Так все мирно и спокойно жизнь текла. Только вдруг отец в деревню прискакал, а с ним воин кровей не местных – викинг Гаральд. Вернулся Воевода вскоре в град престольный, но гостя своего на подворье пожить оставил.
Ходил тот по двору угрюмый, не разговаривал почти ни с кем, все думы свои думал.
Жалко стало Елизавете витязя заморского, и уговорила она его в лес по грибы да ягоды сходить. Викинг, пока дочка воеводина с подружками лукошки набирала, на пеньке все сидел, птиц лесных слушал. А порой ели с березами рукой гладил и говорил с ними по-своему.
Время шло, и влюбилась Елизавета в гостя своего странного. Ночи напролет не спит, думает, как Гаральду помочь. Да и тот все чаще на нее поглядывать стал, а как встретит, не молчит уже, слова русские подбирает, заговорить хочет.
***
Со временем рассказал гость заморский Елизавете историю свою и почему в деревне глухой оказался.
Родился он в землях северных, далеко отсюда они лежат. Отец его королевством небольшим правил, сына любил и воина из него воспитывал. Учителя домашние грамоте юношу обучили да основам наук всяких. А как срок пришел, отправился Гаральд в страны дальние учебу свою продолжать, ума-разума набираться.
Год прошел, два пролетело. На лето сын в замок отцовский приезжал, друзей своих привозил. А на третий год гонец весть горестную принес – умер отец его смертью внезапной.
Пришлось Гаральду учебу до времен лучших откладывать и домой срочно возвращаться. Только у дяди его другие планы на этот счет были. Предложил он племяннику дальше ехать доучиваться, а королевство свое в управление отдать.
Все бы хорошо было, но слышал Гаральд, что обложил дядя подданных податью непосильной, а недоимки взимать, дружину лютую посылает. Собрал он вече народное – совет держать. А крестьяне с горожанами в голос один просят: пока воля божья на то будет, самому на троне сидеть. Ну а ежели силой их победить надумают, выставят от двора каждого воина пешего или конного в вооружении полном.
Согласился Гаральд с решением народа своего, только разбил их дядя в битве приграничной. И пришлось ему в земли русские бежать, защиты у князя Киевского просить.
Князь с соседями северными ссориться не хотел и попросил Воеводу спрятать викинга во владениях дальних. С тех пор не находит он места себе, все думает, как королевство своё освободить.
***
Не знала Елизавета, чем еще викингу помочь можно, и к Прасковье-травнице пошла совета просить. Народ в деревне давно шушукался, что та с духами всякими водится и много чего тайного ведает.
Рассказала ей историю Гаральдову и судьбу его просит предсказать. Сможет иль нет он земли свои вернуть.
Только Прасковья в ответ ей и говорит:
– Знаю я, Елизаветушка, что ты дева добрая и духов домашних чтишь. Только ничем тебе, сердечной, помочь не могу. Не муки любовные гложут викинга твоего и не лихорадка треклятая. А Книги Судеб людских мне неведомы.
Расплакалась дочь воеводина от слов этих. Нет, говорит, сил никаких муки любимого каждый день видеть.
Пожалела Прасковья её и по секрету большому поведала:
– Живет в лесу Заповедном Баба Яга. Страшна она для рода человеческого, но судьбу Гаральдову только ей увидеть дано.
Обрадовалась Елизавета и проситься стала в лес к колдунье той отвести. А сама колечко золотое с пальца сняла и травнице протягивает.
Птицы разговор их подслушали и к Яге полетели доложить – дочь Воеводы в гости к ней собирается. Осерчала Старая, что колдуньей ее прозвать осмелились, и послала к Прасковье ворона своего. Мол, только с Гаральдом самим она говорить будет.
***
Пришлось Елизавете викингу всё рассказать. Тот сперва посмеялся над словами её странными, да только она страсть как упрямая была. И так к нему подойдет и эдак.
Уговорила-таки Гаральда в лес Заповедный сходить. Порешил витязь, коль уж суждено духам злобным под землю его утащить, то и там он себе королевство отвоевать сможет.
Пошел он по тропинке, Прасковьей указанной. В овражек спустился, на пригорочек поднялся. А тут и леса опушка в мареве дневном показалася. Викинг меч свой на случай всякий достал и меж дерев направился.
Только услышал он вдруг мурлыканье странное. Подивился Гаральд, что за зверь такой невиданный в лесу этом водится. А то Кот Баюн на ветке дуба могучего примостился и песнь свою завел.
Не простая песнь та была – сон богатырский навевающая.
Баба Яга пособить его попросила малость.
***
Заснул в тот же миг викинг заморский. И снится ему поляна невеликая, среди леса лежащая.* А на ней избушка на курьих ножках стоит. С ноги на ногу переминается, стенами поскрипывает. Попросил он её, как Прасковья учила, повернуться к нему передом, а к лесу дремучему задом.* Тут и дверь показалася. Вошел и видит: старуха сидит древняя, кота черного поглаживает.
– Проходи, – говорит, – Гаральд, сын Сигурда. Гостем будешь.
Подивился викинг, откуда Яга имя его знать может, а та и продолжает:
– Слышала я, почто ты сюда пожаловал. Только наперед прознать хочу – зачем власть тебе в королевстве этом надобна?*
Растерялся Гаральд от слов таких, чего сказать не знает. А старая и молвит:
– Не готов ты пока, добрый молодец, ответ держать. Как надумаешь, приходи, ждать буду.
***
Проснулся викинг под дубом могучим и подивился сну чудному. Не простые, думает, духи русские, загадками говорить норовят. Но на вопрос Яги порешил ответ найти обязательно.
Вернулся он на подворье воеводино, заперся в покоях дальних и о власти королевской размышлять принялся. Положил Гаральд – даст ему князь Киевский злата и серебра да дружину невеликую. Ему на границах северных правителя доброго тоже иметь хочется.
Найдет он в землях своих людей верных, но немного их уж осталося. А раз так, то наемников звать придется. Только захотят ли они после восвояси уйти?
Да и крови в битвах прольется немерено. И земли войной разорены будут. Но нельзя и народ свой в беде оставлять.
Совсем Елизавета извелась, на мучения любимого глядучи. Только Прасковья предупредила ее сразу. Знать, Яга загадку викингу задала, и разгадать он ее обязательно должен.
А на третий день понял Гаральд – нет ответа, зачем ему власть надобна. И на каждое «за», супротив много чего придумать можно. Стал он тогда о жизни своей думать. На кой по свету белому ходит и в чем предназначенье его заключено. И уразумел, наконец, о чем Старая спрашивала.
Встал Гаральд, викинг заморский, из горницы вышел и в лес Заповедный вновь по тропинке отправился. Как услышал мурлыканье котовое, не пугался уже и у дуба сам поудобней устроился.
Только смежил веки, глядит, уж в избушке старушечьей оказался. Рассказал он Яге о думах своих, и что с дядей один на один биться должен. А там уж на чьей стороне сила праведная, тот и победит.
– Правильно порешил, – Яга ему отвечает. – А посему, быть по-сказанному. Попрошу я Царя Морского дружину богатырскую в помощь прислать. Но не будет она за тебя биться. Поединок ваш честным быть должен, и исход его только от храбрости да веры в себя зависеть будет.
***
Возвратился Гаральд из леса Заповедного и сразу в град престольный собираться начал. Поведал он Елизавете, о чем Яга ему сказывала, и что поверил он словам этим. А еще сказал, что любит её и, коль королевство свое возвратить сможет, то приедет свататься и руки у Воеводы просить.
Дал ему князь Киевский злата и серебра из закромов своих да латников из викингов, что при дворе его службу несли. Погрузились они на ладьи смоленые и ночью тайно на север отправились. А как выплыли в море холодное, глядят – сдержала Баба Яга слово свое. Воинство Царя Морского под водой за ними следует.
Рано ли, поздно ли – берега родные показалися. Соглядатая дядины уж давно ему донесли, что Гаральд с дружиной невеликою возвращается. Усмехнулся тот наивности племянника молодого и порешил встретить его со всем войском своим.
Ступил викинг на берег королевства, а перед ним конные да пешие, десятикратно числом превосходящие, рядами стоят. А во главе их дядя на коне под попоной, золотом расшитой, красуется.
Только Гаральд словно и не видит войска великого. Дружину в боевой порядок выстраивает, время выгадывает. И расступились тут волны моря Северного, и вышли на брег витязи Царя Морского.* В три роста человеческого каждый. Палицы трехпудовые в одной руке, щиты богатырские в другой держат. Мечи булатные к поясам приторочены.
Испугалось войско дядино, того и гляди – разбежится все. И говорит тогда Гаральд, сын Сигурда – не для битвы кровавой пришел он сюда, а чья сила праведная в поединке честном решить.
***
– Не знаю, долго ли, кратко ли бились они, – закончил свой сказ Домовой, – только вскоре приехал Гаральд к Воеводе свататься. И увез Елизавету в земли северные, в королевство свое.
Но здесь уже другая сказка начинается.
А этой конец пришел.
* - звездочками отмечены фразы, к которым дан комментарий (см. первую рецензию).
Свидетельство о публикации №209080800542
Сумрачник 16.10.2009 19:53 Заявить о нарушении
С уважением,
Александр Богаделин 16.10.2009 20:12 Заявить о нарушении
Но если рассматривать то, что "обложил дядя подданных податью непосильной, а недоимки взимать - дружину лютую посылает", то вопрос становится очень даже конкретным - проблемы личные уходят, встают общественные, зачем и корона даётся: нет личной собственности - есть нужды народа, нет личной мести - есть возмездие за негодное управление. И ответ формулируется просто-таки немедленно :).
Я понимаю, что рассуждаю иначе, чем Вы, но мне интересно, насколько эти мои рассуждения жизнеспособны с Вашей точки зрения.
Сумрачник 16.10.2009 21:52 Заявить о нарушении
В ответвлении от буддистской махаяны, именуемом дзен, упор делается на внезапное просветление ученика. И само это просветление подготавливается через анализ коанов.
Баба Яга задает Гаральду классический дзенский коан – «Зачем тебе надобна власть?».
И как и в «Хлопке одной ладони», ответ на него лежит вне плоскости самого вопроса.
Пока Гаральд рассуждает в терминах национально-освободительного движения, он на всякий свой аргумент «за» находит множество аргументов «против».
Он же образованный для своего времени юноша и прекрасно понимает, что в лоб дядю не победит.
И как Тойо из дзенской притчи, который должен был отстраниться от звуков вообще, Гаральд для ответа на вопрос Бабы Яги должен выйти за рамки вопроса.
Есть такой способ взятия неберущихся двойных интегралов. Их сначала преобразовывают в тройной, берут и затем уже через граничные условия приводят к двойному. Так и здесь, Гаральд должен вначале подняться на «директорию вверх» и ответить на вопрос о своем предназначении. И только после этого он может ответить на вопрос Яги и найти способ разрешения ситуации с наименьшими издержками.
Осталось добавить, что в 10 части «Размышлений о Пути» все это рассмотрено с точки зрения Идущего.
С уважением,
Александр Богаделин 16.10.2009 22:47 Заявить о нарушении
Разрешение военных вопросов путём личных поединков было скорее нормой, чем исключением. Но для того, чтобы предложить поединок, нужно сначала иметь за собой войско, по меньшей мере, равной силы - пусть оно никогда не вступит в бой, но присутствовать оно должно. Вопрос заключался только в том, где его взять. Обычная, приземлённая логика. А баба Яга у Вас получилась вполне образом литературных русских сказок - умная, практичная, доброжелательная и сострадающая (не только Гаральду, насколько можно заметить). Она выслушала доводы витязя - и снарядила ему недостающее воинство. Не важно, что неживое - важно, что действующее.
Я не утверждаю, что Вы это написали :). Я утверждаю, что я это так прочитал - читая гл.6, саму по себе, до всяких комментариев и разъяснений.
Сумрачник 17.10.2009 00:35 Заявить о нарушении
Баба Яга выслушала Гаральда, посочувствовала и уговорила Морского Царя дать в помощь викингу свое войско, для компенсации мощи дяди.
Единственный вопрос – почему она это сделала?
Она же мастер дзен. А задача мастера – добиться просветления ученика. И, если бы цель Гаральда осталась прежняя – всеми способами вернуть отнятое, то и пошел бы он своей дорогой вдаль. Но как только возврат царства стал всего лишь эпизодом его жизни и он понял свое предназначение, появилась помощь духов (и не важно, что иноземных).
Вспомните первые слова Бабы Яги: «Не готов ты пока, добрый молодец, ответ держать. Как надумаешь, приходи, ждать буду», и сравните со словами Молчащего Грома.
Так что вопрос совсем не в том, где взять войско. Гаральд и предположить не мог такого исхода и шел совсем за другим – узнать свою судьбу (опять же вспомните, как он первый раз вошел в лес). Но как только он подтянул внутренний баланс к внешней цели, сразу появилась ответная реакция Пути. :)
P.S. Интересно, где вы видели в русских сказках умную, практичную, доброжелательную и сострадающую Бабу Ягу?
PP.S. «Кикимора» имеет подзаголовок: сказки-притчи. Так что в ней многие тексты имеют двойной и даже тройной смысл. :)
Александр Богаделин 17.10.2009 01:05 Заявить о нарушении
Сумрачник 17.10.2009 21:01 Заявить о нарушении
А печка, в которой она якобы и пытается зажарить добрых молодцев, служит, если следовать современным обозначениям, порталом между мирами.
Притом, живой человек эту границу перейти не может. Отсюда и трапеза пищей мертвых и мифические животные (волк, орел, летучий конь) в качестве перевозчиков и т.д.
Посмотрите В.Проппа. Он эти прелести очень подробно описывает.
Александр Богаделин 17.10.2009 23:37 Заявить о нарушении
«Зачем мне власть понадобилась? Да ни за чем. Я – учёный, и дальше им быть желаю, и всю оставшуюся жизнь наукой заниматься. Но на землях народа моего ныне насилие и беззаконие. И мне их останавливать - по долгу рождения. А способ только один есть – с негодной головы корону снять и самому на трон сесть – по праву рождения. Да ещё и так, чтобы, справедливость восстанавливая, ещё горшую беду не учинить. А сама по себе корона – мне без надобности.»
А волшебная сказка, со всей своей мифологической символикой - это туман над потоком древней ритуальной магии. На это Пропп тоже указывает.
Ну, не сочетаются у меня в голове ритуалы с отрешённостью. Но это уже, пожалуй, мои проблемы :).
Сумрачник 18.10.2009 16:01 Заявить о нарушении
Это хорошо фантазировать, зная конечный результат, а вы попробуйте поставить себя на место викинга – сидит без денег и войска черт знает где, одна надежда на чудо. :)
Что же касается происхождения сказки и вообще мифологии по Проппу, то с этим я вполне согласен. Действительно, в сказаниях может отражаться давно забытый ритуал.
Но вот только у меня говорится о «новой славянской мифологии», о чем и написана специальная статья (http://proza.ru/2008/06/15/389). И опирается она уже не на древний ритуал, а на всю предшествующую мировую культуру. В том числе и отрешенность. :)
Александр Богаделин 18.10.2009 17:29 Заявить о нарушении