Рецензии на произведение «3. Алиша. Тайна Школы»

Рецензия на «3. Алиша. Тайна Школы» (Алина Багазова)

В третьей книге трилогии Алины Багазовой «Хроники школы» вы практически не встретите того экшена и динамики, какими изобилует вторая книга: ни боев стенка-на-стенку, ни жертв, ни убийств. Всего лишь одна битва, но весьма не похожая на все те, что были описаны раньше. Битва, проходящая на более глубоком уровне. В целом, действия в третьей книге протекают в весьма размеренном темпе. Сначала мы знакомимся с героиней, Алишей. Затем с ее паранормальными способностями на примере нескольких ситуаций, которые особо не влияют на дальнейший сюжет. Например, ситуация в больнице с высвобождением мальчика. Нужно отдать должное автору, накал страстей развивается по принципу спирали. Медленно, но верно, она закручивается и в конце выстреливает большим объемом информации. Освоить ее возможно только в случае, если ознакомился, понял, проникся идеей всех предшествующих событий.

Что же касается всей трилогии в целом и третьей книги в частности, то автор грешит аллогизмами в поведении героев. Когда передо мной были раскрыты все карты и сорваны все маски, то, оглядываясь назад, я просто не понимала причины, какие могли быть у Стефана, когда он переживал за сделанное Волькой, будучи в более чем близком знакомстве с Алией. По книге он боялся, что Светлое отделение возьмет на поруки Темное и как бы его ни уничтожит. Это противоречит в таком случае самой идее Школы как таковой. Автор, правда, упоминает о сути противоположных сторон Школы и о том, что настоящие учителя об этой сути забыли и, получается, увлеклись в игру противостояний добра и зла. Кроме того, автором было не раз упомянуто, что Школа и наш мир тесно связаны между собой. Тем не менее, так ничего не сказано о том, кто их связал, откуда эти настройки а-ля последнее слово техники, которые обнаружил Волька. И уж тем более не совсем понятно, как происходит баланс сил. Обо всем этом сказано вскользь, украдкой, неуверенно и размыто. Может быть, автор хочет, чтобы каждый сам ответил себе на этот вопрос. Но не хочется мне, как читателю, лезть со своим уставом в чужой монастырь. Мне не хочется добавлять соль и специи в приготовленное поваром блюдо, мне не хочется ничего дорисовывать на картине художника, не хочется менять местами звуки в мелодии музыканта. В общем, напрашивается вердикт «тема не раскрыта».

Умение недоговаривать, безусловно, ценно для любого писателя. Однако, когда автор увлекается недоговорками, интригами, намеками, это налагает отпечаток на все произведение в целом. Оно превращается в одну большую загадку, в коробочку с секретом, ключ от которой автор потерял или вообще забыл создать. Самый невинный пример, профессор Карамур и бабушка. С самой первой части меня терзали мысли, кто они такие. И вот этот вопрос задает один из героев, автор словами другого героя обещает ответить, но ответ не происходит. Думайте сами, решайте сами. Может быть, трилогия Алины Багазовой как раз-таки и хороша тем, что стимулирует решимость написать собственный перл, по правилам, которые, как кажется, должны сделать из перла конфетку.

Кстати, о писательстве. Сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит. Автор так ненавязчиво преподносит нам положительную рецензию о собственном, если не произведении, то манере исполнения. Виолетта собирается написать книгу о Школе. Ну надо же! А мы ее уже читаем, значит, случившееся было на самом деле. А может, автор и есть та самая Виолетта? Однако автор не останавливается на самом факте, а хвалит свое рождающееся произведение через главную героиню третьей книги Алишу, говоря, что у будущего автора книги про Школу, Виолетты, хороший язык и стиль, что она прирожденный писатель. Алиша, между тем, преподнесена автором весьма авторитетно, она разбирается в вещах и людях, ей просто невозможно не верить. Вот так, сначала автор убеждает себя через собственных героев в своем умении, а потом и читателя. Как я уже говорила, во второй книге авторский стиль претерпел изменения к лучшему, а в третьей так вообще превратил не самое зрелое в идейном плане произведение в читабельную литературу. Отчасти в этом также заслуга авторского умения создавать интересные сюжеты.

Тем не менее, я не уловила во всей трилогии ощущение целостности и законченности. Такое впечатление, что идеи атаковывали автора и она не знала, какую выбрать. С учетом того, что в третьей и особенно во первой части было достаточно много воды. С той разницей, что третья книга написана куда более литературным языком, читается легко, на одном дыхании.

Вторая и третья книга связаны сильнее, чем первая и вторая. Первой, как я считаю, вообще могло и не быть. Она все равно не раскрывает суть Школы и герои ее практически не участвуют в следующих частях (Аманда, Мишель, Марта) или слабо упоминаются (Волька). Первая книга у меня выпадает из контекста и из памяти. Возьмем к примеру Артура. Выкинем душещипательную историю о лишении Хранителя из общего повествования и практически ничего не поменяется. Тем более, что о полученном Светлыми решении ничего не сказано дальше, после того, как они это решение получили. Зато воды на этой почве налито предостаточно. Особенно много воды вокруг водопадов силы. Описано очень красиво и интересно. Только потом о них все забыли.

Во всех книгах трилогии повествование ведется от первого лица. Скажу честно, никогда не любила такой способ преподносить событий. Мне кажется, что он ограничивает кругозор читателя и не дает насладиться картиной с разных ракурсов. Ярким примером служит переход Виолетты из главной героини в второстепенные в третьей книге. Автор сфокусировалась теперь полностью на Алише, забросил Виолетту, харизматичную девушку с непростым характером, на второй, а то и на третий план. Вилка, дерзкая и беспринципная, стала фоном, декорацией. Я, как читатель, привыкла к ней. И видеть теперь вместо полюбившейся бесшабашной героини домашнюю кроткую девочку, которая только единожды отличилась, показав характер, потому что так надо было автору. Я понимаю, что характер у нее поменялся. Но, такое чувство, что с переходом на светлую сторону (хотя в случае Вилки это «средняя» сторона, ни нашим ни вашим) человек становится биороботом, запрограммированным на позитив. Программа дала сбой, но потом все наладилось.

По поводу главной героини третьей книги, Алиши, следуют отметить, что автору она удалась. Это первый положительный персонаж, не считая Сергея с момента первой книги, который оказался живее всех живых или, точнее, всех персонажей, приближенных к светлым. Сами Светлые, кстати говоря, в своем поведении ни чуть не уступали Темным. Интриги Клары, недовольство и фанатизм Алии, раздражительность Аманды. Выходит так, что отделения Школы отличаются только обстановкой, обитателями Леса и цветом колец.

Кстати о кольцах. До конца автор так и не определилась, зачем эти кольца нужны, если люди с не менее развитыми способностями могут попадать в школу. И если людей в Школе обучают, почему их не научили такой простой вещи, как астральный полет, который, судя по результатам прогулки Алии, доступен практически каждому второму. Кольца нужны были в первой части, там без них просто никуда. Паника Светлых, что Снежана без кольца не вернется назад. Зато во второй части Антон без труда переносит Вилку без кольца и также без кольца оно возвращается, пожевав чудодейственную травку. В третьей части так вообще выясняется, что ни трава, ни кольца не нужны, отрубился и лети, как когда-то это сделали обыкновенные дети.

Вот только я не думаю, что Алиша первая, кто после, скажем так, «новых» первопроходцев залетел в мир Школы. Или же создатели позаботились и поставили защиту от непрошенных астральных гостей. Если так, то Алиша не могла бы туда попасть или ей было это крайне трудно. Что до трудностей, автор особо не утруждается себя логическими связками, обоснованиями и объяснениями. «Я так вижу!» - железный аргумент большинства современных творцов. А связи сами рисуйте, мол, какие вам заблагорассудится. Несмотря на это, привязка идеи Школы к событиям середины двадцатого века показались вполне логичными и обоснованными. Думаю, что сей факт ставит трилогию на другой уровень и дает ей шанс быть прочитанной ни одной тысячью читателей, если, конечно, автор отшлифует первую часть или вообще сократит ее до уровня эпилога.

Нина Зумира   27.01.2014 16:53     Заявить о нарушении
В любом случае, в каждом творении есть положительные и отрицательные стороны, подмеченные каждым отдельно взятым читателем. Давайте по порядку и коротко:
Первая книга. «Аманда. Энергия кольца». Топорный язык, картонные герои. Сама героиня никакая. Ей не симпатизируешь, ее не ненавидишь, за нее не переживаешь. Понравилась динамика сюжета, интриги, загадки. Автор умеет подогреть интерес читателя к дальнейшему прочтению, вопреки жуткому стилю. Книга рассчитана на подростков-экшенистов, ванилек, людей с воспаленным чувством справедливости, повернутых на фэнтэзи и идеи мира во всем мира, даже если за эту идею придется убить пару-тройку врагов.

Вторая книга. «Виолетта. Белый Единорог». Если в случае с Амандой кольцо постоянно фигурировало в книге, то о белом единороге мы узнаем только в конце и то как-то непонятна связь Виолетты с тем самым единорогом. Разве что, ее похожесть на статуэтку, подаренную друзьями Сергея. В остальном, это всецело две параллельно развивающиеся линии. Виолетта отдельно, белый единорог отдельно. В результате мы имеем яркую книгу с приемлемым языком и сочными образами, достаточно динамичным и непредсказуемым сюжетом. Книга подходит для широкой аудитории читателей. Здесь вам и любовь, интриги, скандалы, и триллеры, и ужасы нашего городка, в меру фэнтэзи, в меру реалистических трагедий, в меру психологии. Бандитский Петербург, реквием по мечте, душа в смятении и рыцарь на белом коне, пардон, единороге, размахивающих газетой, напугавшей до паники Темное отделение претензиями на тотальный переворот массового сознания в сторону идеалов Света.

Третья книга. «Алиша и тайна школы». Книга, откровенно говоря, не для всех. Она подойдет эзотерически подкованным людям. А практикующим и любителям мимимишных песен о свободе духа и всеобъемлющей любви так вообще покажется деликатесом. Описанные практики астральных полетов способны сделать эту книгу настольной для начинающих и продолжающих. Любители экшена и реализма будут огорчены. Вам придется выживать текст, удалять мысленно эпизоды, где Алиша готовится к концертами или просто гуляет по городу в поисках подарка для Виолетты. Однако любителей пикантных сцен ждет сюрприз. Поцелуй Алиши и Алии — нечто, разрывающее шаблоны. Хочешь сбить противника с толку, поцелуй его страстно, не обращая внимания на половую принадлежность. Когда я узнала реальное лицо Алии, то была в еще большем смятении, вспоминая произошедшее несколько эпизодов назад. Эта книга заставит вас обращать внимание на владельцев коллекционных автомобилей, в частности модели «Бентли», как на людей весьма неординарные.

Прочитав трилогию, я сделала для себя следующий вывод. Не верьте глазам своим, мир непостоянен и зыбок: старушкой станет дива, младой красавицей замшелый программист и обольстителем дряхлеющий старик. И хоть до конца и не ясно, Школа — это игра, как говорил Волька, или основа мироздания, но тема противостояния добра и зла подобна взъерошенной тине: помутит воду и осядет в другой комбинации в сознании очередного автора. Он увидит новый рисунок, новые возможности что-нибудь эдакое из этой вечной борьбы выжать. Что ж, пожелаем ему удачи и нетребовательных читателей.

Нина Зумира   27.01.2014 16:53   Заявить о нарушении
замечания учту. Дорогой критик, учи терминологию, значения слов, в частности - "пролог/эпилог", чтоб не писать одно, подразумевая другое:)))

И ещё: ты хочешь многое выкинуть, как не имеющее отношения к сюжету. Но без этих "незначительных" мелочей не сложится общая картина того мира. Если писать только то, что относится к делу - получится не роман, а пьеса (чьи законы и диктуются, собственно, ружьем, которое должно выстрелить), с кратким описание скобочках окружающего пространства и кто куда как смотрит-двигается - вот это и будет "по существу". Разные короткие эпизоды, как кирпичики, слагают мирок, показывают разные его грани, тот мирок, в котором действуют герои. Маленькие "ненужные" фрагменты расширяют этот мир, не давая ему сузиться до уровня туннеля, по которому движется основное действие, показывают реакции героев вне основного сюжета, их внутреннее.

Алина Багазова   27.01.2014 22:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «3. Алиша. Тайна Школы» (Алина Багазова)

Ой, не прост сюжет. У меня появилось желание задать вопрос - этот роман точно фантазия? :)

Отлично написано.. Спасибо за хорошо проведенное время :)

Может быть ещё что-то порекомендуете прочесть?

Екатерина Ив   21.06.2013 20:00     Заявить о нарушении
Всё есть фантазия, и всё есть реальность:) Спасибо за теплый отзыв, это, пожалуй, самое глобальное "моё"...
Могу ещё порекомендовать "Ведьму" - это самое первое, потому прошу не судить строго:)

Алина Багазова   23.06.2013 07:13   Заявить о нарушении
а Вы, случайно, на Самиздате не выкладываетесь?

Екатерина Ив   24.06.2013 15:32   Заявить о нарушении
раньше я активно выкладывалась, а потом перестала. Так что уже не помню, где что мое лежит:)

Алина Багазова   25.06.2013 09:26   Заявить о нарушении
Алина.. вот уже третий роман Ваш читаю и не могу понять, то ли я так мнительная, то ли Вы так пишите, что у меня слезы наворачиваются.. проникает до глубины души

Екатерина Ив   25.06.2013 09:46   Заявить о нарушении
:) Не только Вы, многие говорят:)Это хорошо?:)
А если хотите поулыбаться - рекомендую цикл рассказов о Тиме Чайникове:))

Алина Багазова   25.06.2013 10:56   Заявить о нарушении
я думаю, что это хорошо. Ведь в данном случае, вы будите в душе светлые чувства и от этого слезы :) Так что в этом может быть плохого))?

Екатерина Ив   25.06.2013 13:37   Заявить о нарушении