Рецензии на произведение «Серая личность»

Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

Вот и "Серая личность" на очереди". :)
ЗАДУМКА: мысль рассказа понятна. Заурядная личность Дольфус вызывает жалость не только потому, что ничего стоящего в жизни сделать ему не удалось (да и кончилась его жизнь глупо), но и потому, что для того, чтобы раскрыться, ему в детстве не хватило поддержки и внимания родителей. Такое ощущение, что его мама слишком занята, чтобы интересоваться сыном, а его начинания собственноручно губит на корню. На мой взгляд, хорошо передан детский ход мысли (Дольфус, мечтающий о карьере то футболиста, то художника). Хороший момент, когда говорится о старом Дольфусе, летающем во сне: я почти поверила, что у персонажа есть способность перенести умение летать из сна в реальность. Тем неожиданней оказывается печальный конец Дольфуса Карловича… Основная идея произведения раскрыта хорошо, но в целом рассказ ничем не цепляет. Такое ощущение, что он сыроват, не до конца продуман, не отшлифован.
ОБРАЗНОСТЬ: основная мысль и содержание рассказа яркой образности не предполагают, поскольку речь идет о самом заурядном человеке. Неплохо использован контраст между сменяющимися увлечениями Дольфуса (футбол, рисунок, психология, изготовление мебели <хотя вряд ли это увлечение в полном смысле этого слова, скорее, просто посетившая однажды мысль> и полеты во сне).
ЛОГИЧНОСТЬ: при двух-трех первых прочтениях показалось, что смысловые куски рассказа (о детстве, о психологии, о старости) непропорциональны и нарушают ход мысли. Например, отрывок о детстве показался затянутым; пока не дочитала рассказ до конца, не понимала, зачем он вообще. Но по мере работы с рассказом структура текста доказала свое право на жизнь. Кроме того, лично меня сбивали длинные предложения с большим количеством вводных слов и придаточных частей: цельности рассказу это не прибавило (может быть, из-за того, что запятые частенько не на своих местах?..). Но это мое архисубъективное впечатление.
Все же есть несколько непонятных кусочков:
- «Преподаватель ответил, что не занимался всерьёз изучением процесса человеческого мышления и посоветовал Дольфусу написать работу по своим выводам. В итоге всё получилось как всегда.. Сначала не было времени, так как очередная сессия, потом были какие-то дела и заботы, потом было просто лень… А потом Дольфус решил сделать стул. Увидев в магазине красивый, вычурный стул, Дольфус загорелся»: я бы поменяла местами предложения «Увидев в магазине…» и «решил сделать стул». Понимаю, что герой решил стать краснодеревщиком внезапно, но оформлена эта внезапность не лучшим образом. Попробуйте сами перечитать этот кусочек: в нем нет никакой связи с предыдущим текстом.
- Мне показалось, что в следующем отрывке бросается в глаза некоторая непоследовательность: «Однако наяву Дольфус бегать уже не мог, он уже был для этого слишком стар», но несколькими строчками ниже он «садится на велосипед и едет на самый высокий утес, который смог найти». Не подумайте, что я придираюсь: после первого предложения о Дольфусе, который уже не может бегать, представляется дряхлый старик, но вдруг этот старик катается на велосипеде?
СТИЛЬ: В тексте ощущается свойственный автору юмор: стул, забравшийся в дальние уголки памяти после выслушивания лекции о трудном процессе изготовления мебели, поднимает настроение. Даже если это нечаянно закравшаяся в текст ошибка наподобие школьных «Сидя у окна, проехала карета», то она весьма уместна. Обращение к читателю в начале рассказа тоже оживляет повествование.
Одно маленькие «но» со стилистической точки зрения:
- «Меж тем»: может быть, «между»? Это разговорное выражение выбивается из общей тональности текста.
ГРАМОТНОСТЬ: почему-то много вопросов к пунктуации:
- «Запыхавшийся, забежав домой, прямо с порога закричал»: без существительного причастие «запыхавшийся» не очень смотрится.
- «Даже с карандашом близко не смей подходить к стенам!»: интонационно после «карандаша» пауза есть, но запятая на письме не нужна.
- «мама тут же пояснила»: дефис не ставится.
- «что, если у её сына каждый день будут возникать новые фантазии, она»: запятая выделяет с двух сторон придаточное предложение, а после «если» она не нужна.
- «Дольфус подумал, что мама»: перед «что» в сложном предложении запятую ставим не задумываясь.
- «и по-прежнему летал во сне»: «по-прежнему» запятыми не выделяется.
- «пытаясь найти ошибку, теперь уже в своих рассуждениях»: лишняя запятая перед «своими рассуждениями».
Если автор предпочитает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения простым, то стоит внимательнее отнестись к пунктуации. Кроме того, запятая не всегда присутствует там, где мы делаем паузу, когда произносим фразу вслух (в тексте встречается много ошибок этого типа).
- Некорректно употреблено выражение: в предложении «лекции он читал с интересом и слыл одним из лучших учеников по этому предмету»: лекции читают профессора, а не студенты; ученики скорее просматривают конспекты.

Откровенно говоря, мне показалось, что это наименее удачный рассказ из трех Ваших произведений: оценила бы я его баллов на 6. На мой взгляд, ему не хватает как минимум вычитки в поисках ошибок и атмосферы, которая зачаровывает в «Regrets» и веселит, согревая, в «Сергее Ивановиче». Грусть и однообразие, конечно, ощущаются, но той особенной цельности, которая свойственна произведению искусства, лично я не обнаружила (но это, естественно, не показатель; вижу, что многим рассказ нравится).
Творческих успехов!
С уважением, Ксения.

Обстоятельные Субъективные   07.11.2010 19:39     Заявить о нарушении
И опять огромное спасибо, Ксения!
На самом деле, это практически черновик. Есть чистовик, из которого многое выброшено, но к нему у меня у самого есть некоторые вопросы.
Поэтому и не выбрал ещё окончательный вариант. надо как-то из них сделать одно целое. Скопирую, вобщем и чистовик :)

Жил-был на свете человек. Самый обыкновенный. Серый и заурядный. Чтобы никого случайно не обидеть, назову его Дольфус Карлович Юнг. Вас зовут, случаем, не Дольфус Карлович Юнг? Если так, то прошу извинить за нечаянное совпадение и уверяю, что следующая история не имеет к вам никакого отношения.
Дольфус в детстве был довольно смышлёным ребёнком, но особыми талантами похвастаться не мог. Как все дети, он иногда летал во сне, а днём играл с друзьями в футбол.
Как-то мама купила Дольфусу новые ботинки и строго-настрого запретила в них гонять мяч по двору. Дольфус огорчился, но в этот день оставался только зрителем, хотя ему очень хотелось побегать вместе с мальчишками. Тут же Дольфус решил, что обязательно станет футболистом. Когда вырастет, конечно. Он сидел на скамейке и мечтал о том, каким великим нападающим будет в будущем, как в спортивных журналах появятся большие фотографии, на которых он бьёт «одиннадцатиметровый» и забивает гол в решающем матче чемпионата мира. Это будет очень-очень важный гол. Самый важный в истории футбола. Тогда, быть может, какой-нибудь известный художник нарисует, как он забивает этот гол, ведь картин про футбол ещё никто не рисовал. Да, Дольфус не видел ещё ни одной такой картины. А что, если нарисовать на двери своей комнаты мяч и ворота? Вот было бы здорово! Решено! Дольфус сам нарисует картину. О, какая она будет красивая! Дольфус даже представил её себе в мельчайших деталях. Он не стал дожидаться друзей и тотчас побежал домой.
По случаю воскресного дня, мама пекла на кухне блины. Дольфус очень любил мамины блины, но тут не обратил на вкусный запах никакого внимания. Запыхавшись, он прямо с порога закричал:
–– Мама, я придумал! Я на своей двери нарисую футбол! Мама, представляешь? Во всю дверь!
–– А ещё что ты собираешься нарисовать? Может, ты и стены чем-нибудь изрисуешь? Никаких рисунков, близко не смей подходить к стенам! –– возмутилась мама. –– Только что ремонт сделали, двери покрасили, новые обои поклеили, и тут же «нарисую»… Я тебе ремнём так нарисую, два дня сесть не сможешь.
–– Мамочка, я же красиво нарисую, я буду очень стараться! –– просил Дольфус и никак не мог понять, почему маме не понравилась такая замечательная идея.
Продолжая печь блины, мама припомнила Дольфусу, какое кривое и некрасивое яблоко получилось у него на последнем уроке рисования.
–– Вряд ли на твоей картине можно будет отличить футбольный мяч от этого яблока, –– сказала мама.
Поскольку мама всегда была права, а Дольфус маму свою очень любил, он согласился с тем, что шансов нарисовать хороший рисунок и не испортить дверь у него нет. Мысль о картине, конечно, не могла так быстро покинуть воображение несостоявшегося футболиста-художника, и вечером Дольфус поинтересовался, как же другие дети учатся рисовать, ведь сначала у всех получаются только «каляки-маляки». Так он узнал про художественную школу, но из-за отсутствия у Дольфуса способностей к рисованию, мама посоветовала оставить эту затею.
-- Дольфус, у тебя каждый день возникают новые замечательные фантазии. Это очень интересно! Но поверь, у меня нет возможности заниматься ими, тратить время, чтобы сегодня вести тебя в спортивную секцию, завтра - в кружок моделирования, а послезавтра - в театральную студию и ещё куда-нибудь. Я думаю, что сейчас для тебя важнее получать хорошие отметки в школе, - сделала вывод мама.
Авторитет мамы был непререкаем. Дольфус кивнул и послушно согласился. Так ненарисованная картина осталась только в воображении мальчика, а со временем стёрлась из памяти.
Время шло, мальчик рос, бегал с друзьями по двору, гоняя мяч, и по-прежнему летал во сне. Иногда ему очень хотелось научиться играть на гитаре или написать рассказ… Но каждый раз выяснялось, что никаких подобных навыков у мальчика нет и, стало быть, ему не стоит заниматься пустяками.
Между тем, Дольфус закончил школу. Потом была армия, самая обыкновенная, плац-казарма-плац-наряд. Через год после армии Дольфус познакомился с хорошей девушкой из приличной семьи. Её мама работала главным врачом в поликлинике, а папа был профессором и сотрудником крупного научного учреждения. На свадьбу молодым подарили отдельную квартиру, и у Дольфуса началась своя семейная жизнь.
С помощью тестя Дольфус поступил в престижный институт. Одним из любимых предметов у него стала психология. Неизвестно почему, но она давалась Дольфусу легко, лекции он слушал с интересом и был одним из лучших студентов по этому предмету.
На четвёртом курсе, читая перед сном учебники по психологии, Дольфус вдруг понял, что в теорию психологии личности закралась одна большая и серьёзная ошибка. Эта мысль поразила Дольфуса. Хотелось вскочить и закричать «Эврика!», но он задержал дыхание, досчитал до десяти и решил ещё раз внимательно всё обдумать.
В эту ночь он не смог уснуть. Дольфус задавал себе каверзные вопросы и сам же на них отвечал. Ответы находились легко и быстро. Никак, сколько ни старался, Дольфус не мог найти изъяна в своих догадках. Всё было верно, он сформулировал новую концепцию формирования индивидуальности.
Утром, когда проснулась жена, Дольфус первым делом решил поделиться с ней своими мыслями.
–– Глупости! –– категорично заявила жена. –– О чём ты говоришь, Дольфус? Ты пока ещё студент. Не забывай, что даже в институт ты не мог поступить самостоятельно. К тому же ты ещё в руки не брал многотомные исследования по предмету. Согласись, большинство учёных, которые занимаются наукой всю жизнь, не могут похвастаться серьёзными открытиями в области психологии. А тут - новая концепция! Может тебе сразу на Нобелевскую премию замахнуться?
Не найдя поддержки у жены, Дольфус решил обратиться к своему преподавателю по психологии, и тот, не особенно внимательно выслушав, предложил написать большую работу по теме со всеми вытекающими выводами. А там, быть может, что-то и окажется интересным для науки.
В итоге всё получилось как всегда. Сначала надо было сдать очередную сессию, потом накопились семейные дела, ну, а потом стало просто лень…
Однажды, увидев у кого-то оригинальные стулья ручной работы, Дольфус загорелся и решил смастерить подобные для своего домашнего кабинета. Ничего сложного, сделаны из обычного дерева, обычным человеком, такими же двумя руками, как и у Дольфуса. Но супруга его творческого порыва не одобрила.
-- К чему такие сложности? - удивилась она. -- В любом мебельном магазине можно купить стулья удобнее и красивее. И никаких хлопот!
С этим Дольфусу пришлось согласиться, и на следующий день в его кабинет были доставлены новые фабричные стулья.
Шли годы. Дольфус Карлович старел. Старые фантазии забывались, новые возникали реже и быстрее разбивались о стены реальности. Но, несмотря на прожитые годы и приближающуюся старость, он по-прежнему летал во сне. Домашними делами Дольфус Карлович не занимался и всё свободное время посвящал мечтам о полёте. Сидя в кресле-качалке, он представлял, как планирует высоко над землёй, оторвавшись от скалистого утёса. Дольфус Карлович чувствовал, что это будёт именно полёт, а не падение с высоты.
В день выхода на пенсию, ничего никому не сказав, Дольфус Карлович сел на велосипед и отправился к крутому обрыву над рекой. В первый раз ему не требовались чьи-либо советы, его совсем не интересовали чужие мнения. Он прыгнул. Наивно ожидать, что его мечта сбылась, и он взлетел. Все знают, что люди не летают. Тем более такие. У него, конечно, ничего не получилось. Да и не могло, ведь Дольфус Карлович Юнг был самым обычным человеком и ничего-то в своей жизни не умел. Заурядная, серая личность.

Сергей Иваныч   07.11.2010 18:36   Заявить о нарушении
Определенно, второй вариант лучше. Даже претензии по поводу непропорциональноси (из раздела "Логичность") здесь не в тему. А прямая речь приятно разнообразит текст (кстати, почему на Прозе нельзя сделать равнение по ширине?).

Обстоятельные Субъективные   07.11.2010 19:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

Сильная вещь. Почти всем жителям Земли - урок. Вот с читателем, по-моему, не стоит так миндальничать. Пусть не заблуждается... Все мы, серые личности. Разве что один из тысячи что-то из себя представляет. О многом подумал. Это как обухом по голове. Останавливает... Напрягает. Спасибо.

Ибрагимов Лёма   04.11.2010 10:32     Заявить о нарушении
Вам спасибо за посещение, прочтение и отклик. Писалось для небольшого толчка всем :)
С уважением,

Сергей Иваныч   05.11.2010 16:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

Без комментариев,
Спасибо, Сергейка!

Софья Хрусталёва   29.08.2010 23:00     Заявить о нарушении
Совсем не за что. Надеюсь поможет не опускать руки когда вдруг возникнут сомнения в необходимости самовыражения :)
С уважением,

Сергей Иваныч   29.08.2010 23:14   Заявить о нарушении
Как Вы всё-таки здорово подвели меня под эту "Серую личность" Я перелистала все ваши страницы, а у вас под другим именем, похожим, конечно, но искала-то я не там. Случайно нажала на новое имя Сергейка, на своей странице и вышла на "личность",а это опять Вы. Спасибо, уж и не знаю что еще хорошего сказать - ума - палата!

Софья Хрусталёва   29.08.2010 23:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

очень красивое произведение.Много философии.=)

Мелани Хофман   25.08.2010 19:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина, большое! О философии не думал, просто картинка из жизни сподвигла :)
С уважением,

Сергей Иваныч   26.08.2010 12:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

Очень философское произведение, со множеством внутренних пластов. Понравилось!

Лиэль Степкина   22.02.2010 10:00     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Оксана!
Я старался :)
С уважением,

Сергей Иваныч   25.08.2010 18:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

Хорошо,душевно, по родному как-то,очень близким становишься,как будто душу обнажаешь. Печатайся

Аня Савина   21.02.2010 22:56     Заявить о нарушении
Рецензия, на которую до сих пор никак не мог ответить. Очень сильные слова. Лишают дара речи. Наверно после таких слов, не писать - невозможно. Но паузу выдержать нужно, чтобы не "зазвездеть" :)
Огромное спасибо!
С уважением,

Сергей Иваныч   25.08.2010 18:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

отличное произведение,заставляет задуматься...
делаешь вроде,делаешь что-то,а в результате...то мама сказала-это нельзя,то дела появились "неотложные", то еще что-то,а все лишь от собственного нежелания и страха менять что-то и быть не "заурядным".

Хлойя   08.02.2010 23:53     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Главное - делать, а там время рассудит насколько наши усилия были успешны. :)
С уважением,

Сергей Иваныч   11.02.2010 11:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

Сильно написано! Замечательно. Многие на том или ином этапе жизни могут увидеть в Дольфусе себя, оценить это серое бесмысленое существование.

Нелли Фельдман   02.02.2010 21:31     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Мила, большое за отзыв! Серое сущестование не надо оценивать, его боятся нужно :)
С уважением,

Сергей Иваныч   03.02.2010 20:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

Чем становлюсь старше, тем больше сомневаюсь в догмах.
Всё больше склоняюсь к мысли, что ВОСПИТАНИЕ чаще вредит, чем учит жизни. приспосабливаться - да, а жить.....Жить надо самому.
У меня даже появился девиз: "Это моя жизнь, и я имею право делать с ней, что захочу".
А автору - большое спасибо!
И сам умён, и нам урок правильно преподносит.

Галина Гладкая   02.02.2010 00:05     Заявить о нарушении
Спасибо вам больое, Галина, за столь лестную оценку.
А насчёт "уроков", всё что происходит вокруг нас и, тем более, всё что написано, всё это чему-то нас учит. Сможем ли мы это понять и "усвоить урок"...
Про воспитание и уроки есть у меня немного в "Как Сергей Иванович стал писателем" ;)
С уважением,

Сергей Иваныч   02.02.2010 20:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серая личность» (Сергей Иваныч)

У меня так и чешутся руки взять и написать к этому тексту другую концовку. Знаете, "иногда нужно прыгнуть в пропасть, чтобы убедиться, что ты всегда умел летать". Вот так и чешутся...)
Действительно, жизненно. Людей с такой судьбой не абсолютное большинство, но всё-таки большинство. Обратная сторона социальной идентичности, скажем так...

Хочу, кстати, отметить, что в этом тексте ряд ситуаций, подобранных вами, не кажется надуманным. Это очень хорошо. И стиль у вас приятный. :)

Лоренцо   23.01.2010 22:49     Заявить о нарушении
Тогда произведение получилось бы совсем о другом :)
Хотелось рассказом "дать пинок" всем нам, и себе в том числе. Часто все мы имеем слабую убеждённость в своей правоте, боимся попытаться сделать в жизни что-то новое, в итоге так вся жизнь и проходит в фантазиях. А к старости начнёт человек вспоминать сколько у него было мыслей и желаний, и сообразит, что не нужно было никого слушать, а нужно было просто делать.
Спасибо за оценку стиля. Хотя, наверно, рано ещё о нём :)
С уважением,

Сергей Иваныч   23.01.2010 23:10   Заявить о нарушении