Серая личность

     Жил-был на свете мальчик. Самый обыкновенный.  Серый и заурядный. Чтобы никого случайно не обидеть назовём его Дольфус Карлович Юнг. Ваше имя, дорогой читатель, случаем, не Дольфус? А вас, Дольфус Карлович Юнг, прошу извинить за нечаянное совпадение и уверяю, что следующая история не имеет к вам никакого отношения. Наш мальчик под вымышленным именем останется неизвестен. Да и прославиться ему было не с чего: хоть и не был глуп, но талантов никаких не имел, так же, как все дети, иногда летал во сне, а днём играл во дворе с друзьями в футбол.

     Однажды мама купила Дольфусу новые ботинки. Так как играть в футбол в новой обуви было запрещено мамой , Дольфус в этот день  оставался только зрителем. Поиграть, конечно, хотелось, даже была мысль снять обувь и побегать босиком, но представив, как его будут ругать дома за грязные ноги, мальчик передумал, как говорила мама, «испытывать её терпение». Оказалось, что играть в футбол кажется намного более интересным занятием, когда это не разрешено. Тут же Дольфус решил что обязательно станет футболистом. Когда вырастет, конечно. А пока, он сидел и мечтал о том, каким великим футболистом он будет. Вот он с «одиннадцатиметрового» забивает решающий гол в чемпионате мира. В журналах появляется большая фотография, на которой он с разбега бьёт по мячу. А может быть даже какой-нибудь художник нарисует картину. Ведь это же очень-очень важный гол. Самый важный в истории футбола. А картин с футболистами ещё никто не рисовал. Да, Дольфус не видел ни одной картины с футболистами. А у него в комнате как раз была совсем белая дверь. Что если нарисовать на этой двери футболиста? Вот было бы здорово! Решено! Дольфус нарисует и это будет первая и единственная картина с футболистом. А какая она будет красивая! Дольфус прямо представил её себе в мельчайших деталях. Он не стал дожидаться пока друзья доиграют, а тотчас побежал домой.

     По случаю воскресного дня, мама пекла на кухне блины. Дольфус очень любил мамины блины, но тут даже не обратил на вкусный запах никакого внимания. Запыхавшийся, забежав домой, прямо с порога закричал:
- Мама, я придумал! Я на своей двери нарисую футбол! Мама, представляешь? Во всю дверь!
- А ещё что ты собираешься нарисовать? Может быть, все остальные стены тоже чем-нибудь изрисуешь? Даже с карандашом, близко не смей подходить к стенам! – и, уже продолжая разговор сама с собой: - Только что ремонт сделали, новые обои поклеили, и тут же «нарисую»… я тебе ремнём так нарисую, два дня сесть не сможешь.
Дольфус стоял и никак не мог понять, почему маме эта идея не понравилась.
- Мама, я же красиво нарисую, я буду очень стараться.
Мама спокойно продолжала печь блины. Она предложила вспомнить Дольфусу какое яблоко он изобразил  на последнем уроке рисования и выразила сомнения в том, что на картине можно будет отличить мяч от игрока. Сын её был послушным мальчиком, маму свою любил и, зная на собственном опыте, что мама всегда права, понял, что действительно, шансов на хороший рисунок не было никаких. Мысль о картине, конечно, не могла так быстро покинуть воображение несостоявшегося футболиста-художника  и, вечером, Дольфус поинтересовался у мамы, как другие дети учатся рисовать, ведь в младенчестве у всех получаются только «каляки-маляки». Так он узнал про художественную школу, но мама тут-же пояснила, что если, у её сына каждый день будут возникать новые фантазии, она никак не собирается «целыми днями ходить и переводить его из кружка рисования в кружок пения, а на следующий день – в кружок моделирования…». Дольфус подумал что мама, наверно опять права и ненарисованная картина так и осталась только в воображении мальчика, а со временем и там стёрлась.

     Время шло, мальчик рос, бегал с друзьями по двору, гоняя мяч, и по-прежнему, летал во сне. Так же как всех мальчишек иногда посещали Дольфуса желания вдруг научиться играть на гитаре или стать знаменитым актёром… Но после обсуждения с мамой, становилось понятно что никаких подобных навыков у мальчика нет и, для начала, надо хотя бы закончить школу с хорошими отметками.

     Меж тем школа худо-бедно была закончена. После школы была армия, тоже самая обыкновенная, «плац-казарма-плац-наряд». После армии молодые люди обычно женятся.  Дольфус познакомился с хорошей девушкой из приличной семьи. Её мама работала главным врачом в поликлинике, папа был профессором и преподавал в институте. На свадьбу молодым подарили отдельную квартиру и у Дольфуса началась своя семейная жизнь. С помощью папы жены он поступил в институт. Учился средне, занятия не пропускал, но и ночами над конспектами не корпел. Имея такого родственника, можно было быть спокойным и не переживать, что могут отчислить за неуспеваемость, но и совсем забрасывать учёбу было бы нехорошо, чтобы не заставлять родителей краснеть за себя.

     Одним из любимых предметов у Дольфуса была психология. Неизвестно почему, но она давалась ему легко, лекции он читал с интересом и слыл одним из лучших учеников по этому предмету. Но так как предмет был не профильным и никакой практической пользы не сулил, Дольфус ограничивался чтением лекций. На дополнительную литературу времени было жалко, а для рассуждений на сон грядущий, лекций – вполне достаточно. Однажды, как обычно, рассуждая перед сном о человеческом мышлении Дольфус вдруг понял, что в представлении психологии о механизме мышления есть одна большая и серьёзная ошибка. Эта мысль как молния поразила Дольфуса. Сон сняло как рукой. Хотелось вскочить и закричать «Эврика!», но Дольфус задержал дыхание, досчитал до десяти и решил ещё раз внимательно всё обдумать. В эту ночь он не смог уснуть, пытаясь найти ошибку, теперь уже, в своих рассуждениях. Всю ночь он задавал себе каверзные вопросы, выступая самому себе оппонентом и, сам же, пытался на них ответить. Ответы находились легко и быстро. Никак, сколько ни старался, он не мог найти изъяна в своих догадках. Всё было верно, он был прав. Он знал, в чём ошибались люди пытаясь понять процесс мышления. Он теперь знал, как все люди могут стать умнее, как нужно учить детей. Если обнародовать его новое знание, всё изменится, люди станут умнее. Единственной проблемой было, как это сделать. Утром, когда проснулась жена, Дольфус первым делом решил поделиться своим «открытием» с ней. Этот диалог можно не цитировать. Было вспомнено и то, что ни одной серьёзной работы по психологии Дольфусом прочитано не было, что даже в институт он не мог поступить самостоятельно. Дольфус, заурядный студент, изучающий психологию даже не профильным предметом, был сравнён с людьми, которые занимаются этим всю жизнь и которые написали тома по предмету, о существовании которых, Дольфус даже не догадывается. Не найдя поддержки жены, Дольфус решил что рано ещё опускать руки. Но что делать дальше? Написать научный труд обычному студенту, да так, чтобы на него обратили внимание и отнеслись серьёзно, а не как к досужим вымыслам, было для Дольфуса нереально. Тогда он решил обратиться к своему преподавателю по психологии и у него выяснить заслуживают ли эти его мысли хоть какого-то внимания. Что в тот же день и было сделано. Но и тут его ждало разочарование. Преподаватель ответил, что не занимался всерьёз изучением процесса человеческого мышления и посоветовал Дольфусу написать работу по своим выводам. В итоге всё получилось как всегда. Сначала не было времени, так как очередная сессия, потом были какие-то дела и заботы, потом было просто лень…  А потом Дольфус решил сделать стул. Увидев в магазине красивый, вычурный стул, Дольфус загорелся. Ведь сделано из обычного дерева, обычным человеком, с такими же двумя руками, как и у Дольфуса. «Кто-то смог, почему я не смогу» - решил он и поведал о своём желании своей второй половине. Выслушав небольшую лекцию о специальных породах дерева, используемого для производства мебели, о дороговизне инструментов для её изготовления, о навыках, вырабатываемых годами и о многом другом, стул забрался в уголки памяти Дольфуса и решил больше о себе не  напоминать.

     Шли годы, жизнь ограничилась привычным пространством «работа-дом», фантазии забывались, новые возникали реже и быстрее разбивались о стены реальности. Дольфус старел. Единственной фантазией сохранившейся с детства, оставались полёты во сне. Да-да, несмотря на прожитые годы и пришёдшую старость, он по-прежнему летал во сне. Полёты эти стали профессиональны: Дольфус точно знал, что для того чтобы взлететь, нужна была большая высота. С земли взлететь высоко было невозможно, разве что приподняться на высоту примерно в полметра, но никак не большую. Зато, прыгнув с высокого утёса, и набрав, ближе к земле, хорошую скорость, можно было очень долго планировать, так как тела человека вполне хватало, по площади, для использования в качестве крыла. Был и ещё один способ взлететь: нужно сильно разбежаться и высоко подпрыгнуть, тогда скорости бега тоже хватало для планирования. Однако наяву Дольфус бегать уже не мог, он уже был для этого слишком стар. Но прыгнуть со скалы было вполне возможно. Что он не разобьётся, он знал совершенно точно, слишком явные были его сны, он во сне чувствовал и свою скорость полёта, и сопротивление воздуха. Была неуверенность, что полёт будет долгим и далёким, но что это будет полёт, а не падение, он не сомневался нисколько.

     Дольфус Карлович вышел на пенсию. Домашними делами он не занимался и всё своё свободное время посвящал мечтам о полёте. Понимая, что в его возрасте уже поздно искать себе какое-нибудь новое занятие, он решил всё-таки попробовать прыгнуть со скалы. Если бы он спросил  чьего-нибудь мнения, ему бы объяснили всю абсурдность его затеи, но, наверно сам понимая её абсурдность и зная ответ наперёд, он никого не спросил, а просто оделся, сел на велосипед и приехал на самый высокий утёс, который смог найти. Он прыгнул. Наивно ожидать что его мечта сбылась и он взлетел. Все знают, что люди не летают. Тем более такие. У него, конечно, ничего не получилось. Да и не могло, ведь он был самым обычным человеком и ничего-то в своей жизни не умел. Заурядная, серая личность.


Рецензии
Вот и "Серая личность" на очереди". :)
ЗАДУМКА: мысль рассказа понятна. Заурядная личность Дольфус вызывает жалость не только потому, что ничего стоящего в жизни сделать ему не удалось (да и кончилась его жизнь глупо), но и потому, что для того, чтобы раскрыться, ему в детстве не хватило поддержки и внимания родителей. Такое ощущение, что его мама слишком занята, чтобы интересоваться сыном, а его начинания собственноручно губит на корню. На мой взгляд, хорошо передан детский ход мысли (Дольфус, мечтающий о карьере то футболиста, то художника). Хороший момент, когда говорится о старом Дольфусе, летающем во сне: я почти поверила, что у персонажа есть способность перенести умение летать из сна в реальность. Тем неожиданней оказывается печальный конец Дольфуса Карловича… Основная идея произведения раскрыта хорошо, но в целом рассказ ничем не цепляет. Такое ощущение, что он сыроват, не до конца продуман, не отшлифован.
ОБРАЗНОСТЬ: основная мысль и содержание рассказа яркой образности не предполагают, поскольку речь идет о самом заурядном человеке. Неплохо использован контраст между сменяющимися увлечениями Дольфуса (футбол, рисунок, психология, изготовление мебели <хотя вряд ли это увлечение в полном смысле этого слова, скорее, просто посетившая однажды мысль> и полеты во сне).
ЛОГИЧНОСТЬ: при двух-трех первых прочтениях показалось, что смысловые куски рассказа (о детстве, о психологии, о старости) непропорциональны и нарушают ход мысли. Например, отрывок о детстве показался затянутым; пока не дочитала рассказ до конца, не понимала, зачем он вообще. Но по мере работы с рассказом структура текста доказала свое право на жизнь. Кроме того, лично меня сбивали длинные предложения с большим количеством вводных слов и придаточных частей: цельности рассказу это не прибавило (может быть, из-за того, что запятые частенько не на своих местах?..). Но это мое архисубъективное впечатление.
Все же есть несколько непонятных кусочков:
- «Преподаватель ответил, что не занимался всерьёз изучением процесса человеческого мышления и посоветовал Дольфусу написать работу по своим выводам. В итоге всё получилось как всегда.. Сначала не было времени, так как очередная сессия, потом были какие-то дела и заботы, потом было просто лень… А потом Дольфус решил сделать стул. Увидев в магазине красивый, вычурный стул, Дольфус загорелся»: я бы поменяла местами предложения «Увидев в магазине…» и «решил сделать стул». Понимаю, что герой решил стать краснодеревщиком внезапно, но оформлена эта внезапность не лучшим образом. Попробуйте сами перечитать этот кусочек: в нем нет никакой связи с предыдущим текстом.
- Мне показалось, что в следующем отрывке бросается в глаза некоторая непоследовательность: «Однако наяву Дольфус бегать уже не мог, он уже был для этого слишком стар», но несколькими строчками ниже он «садится на велосипед и едет на самый высокий утес, который смог найти». Не подумайте, что я придираюсь: после первого предложения о Дольфусе, который уже не может бегать, представляется дряхлый старик, но вдруг этот старик катается на велосипеде?
СТИЛЬ: В тексте ощущается свойственный автору юмор: стул, забравшийся в дальние уголки памяти после выслушивания лекции о трудном процессе изготовления мебели, поднимает настроение. Даже если это нечаянно закравшаяся в текст ошибка наподобие школьных «Сидя у окна, проехала карета», то она весьма уместна. Обращение к читателю в начале рассказа тоже оживляет повествование.
Одно маленькие «но» со стилистической точки зрения:
- «Меж тем»: может быть, «между»? Это разговорное выражение выбивается из общей тональности текста.
ГРАМОТНОСТЬ: почему-то много вопросов к пунктуации:
- «Запыхавшийся, забежав домой, прямо с порога закричал»: без существительного причастие «запыхавшийся» не очень смотрится.
- «Даже с карандашом близко не смей подходить к стенам!»: интонационно после «карандаша» пауза есть, но запятая на письме не нужна.
- «мама тут же пояснила»: дефис не ставится.
- «что, если у её сына каждый день будут возникать новые фантазии, она»: запятая выделяет с двух сторон придаточное предложение, а после «если» она не нужна.
- «Дольфус подумал, что мама»: перед «что» в сложном предложении запятую ставим не задумываясь.
- «и по-прежнему летал во сне»: «по-прежнему» запятыми не выделяется.
- «пытаясь найти ошибку, теперь уже в своих рассуждениях»: лишняя запятая перед «своими рассуждениями».
Если автор предпочитает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения простым, то стоит внимательнее отнестись к пунктуации. Кроме того, запятая не всегда присутствует там, где мы делаем паузу, когда произносим фразу вслух (в тексте встречается много ошибок этого типа).
- Некорректно употреблено выражение: в предложении «лекции он читал с интересом и слыл одним из лучших учеников по этому предмету»: лекции читают профессора, а не студенты; ученики скорее просматривают конспекты.

Откровенно говоря, мне показалось, что это наименее удачный рассказ из трех Ваших произведений: оценила бы я его баллов на 6. На мой взгляд, ему не хватает как минимум вычитки в поисках ошибок и атмосферы, которая зачаровывает в «Regrets» и веселит, согревая, в «Сергее Ивановиче». Грусть и однообразие, конечно, ощущаются, но той особенной цельности, которая свойственна произведению искусства, лично я не обнаружила (но это, естественно, не показатель; вижу, что многим рассказ нравится).
Творческих успехов!
С уважением, Ксения.

Обстоятельные Субъективные   07.11.2010 19:39     Заявить о нарушении
И опять огромное спасибо, Ксения!
На самом деле, это практически черновик. Есть чистовик, из которого многое выброшено, но к нему у меня у самого есть некоторые вопросы.
Поэтому и не выбрал ещё окончательный вариант. надо как-то из них сделать одно целое. Скопирую, вобщем и чистовик :)

Жил-был на свете человек. Самый обыкновенный. Серый и заурядный. Чтобы никого случайно не обидеть, назову его Дольфус Карлович Юнг. Вас зовут, случаем, не Дольфус Карлович Юнг? Если так, то прошу извинить за нечаянное совпадение и уверяю, что следующая история не имеет к вам никакого отношения.
Дольфус в детстве был довольно смышлёным ребёнком, но особыми талантами похвастаться не мог. Как все дети, он иногда летал во сне, а днём играл с друзьями в футбол.
Как-то мама купила Дольфусу новые ботинки и строго-настрого запретила в них гонять мяч по двору. Дольфус огорчился, но в этот день оставался только зрителем, хотя ему очень хотелось побегать вместе с мальчишками. Тут же Дольфус решил, что обязательно станет футболистом. Когда вырастет, конечно. Он сидел на скамейке и мечтал о том, каким великим нападающим будет в будущем, как в спортивных журналах появятся большие фотографии, на которых он бьёт «одиннадцатиметровый» и забивает гол в решающем матче чемпионата мира. Это будет очень-очень важный гол. Самый важный в истории футбола. Тогда, быть может, какой-нибудь известный художник нарисует, как он забивает этот гол, ведь картин про футбол ещё никто не рисовал. Да, Дольфус не видел ещё ни одной такой картины. А что, если нарисовать на двери своей комнаты мяч и ворота? Вот было бы здорово! Решено! Дольфус сам нарисует картину. О, какая она будет красивая! Дольфус даже представил её себе в мельчайших деталях. Он не стал дожидаться друзей и тотчас побежал домой.
По случаю воскресного дня, мама пекла на кухне блины. Дольфус очень любил мамины блины, но тут не обратил на вкусный запах никакого внимания. Запыхавшись, он прямо с порога закричал:
–– Мама, я придумал! Я на своей двери нарисую футбол! Мама, представляешь? Во всю дверь!
–– А ещё что ты собираешься нарисовать? Может, ты и стены чем-нибудь изрисуешь? Никаких рисунков, близко не смей подходить к стенам! –– возмутилась мама. –– Только что ремонт сделали, двери покрасили, новые обои поклеили, и тут же «нарисую»… Я тебе ремнём так нарисую, два дня сесть не сможешь.
–– Мамочка, я же красиво нарисую, я буду очень стараться! –– просил Дольфус и никак не мог понять, почему маме не понравилась такая замечательная идея.
Продолжая печь блины, мама припомнила Дольфусу, какое кривое и некрасивое яблоко получилось у него на последнем уроке рисования.
–– Вряд ли на твоей картине можно будет отличить футбольный мяч от этого яблока, –– сказала мама.
Поскольку мама всегда была права, а Дольфус маму свою очень любил, он согласился с тем, что шансов нарисовать хороший рисунок и не испортить дверь у него нет. Мысль о картине, конечно, не могла так быстро покинуть воображение несостоявшегося футболиста-художника, и вечером Дольфус поинтересовался, как же другие дети учатся рисовать, ведь сначала у всех получаются только «каляки-маляки». Так он узнал про художественную школу, но из-за отсутствия у Дольфуса способностей к рисованию, мама посоветовала оставить эту затею.
-- Дольфус, у тебя каждый день возникают новые замечательные фантазии. Это очень интересно! Но поверь, у меня нет возможности заниматься ими, тратить время, чтобы сегодня вести тебя в спортивную секцию, завтра - в кружок моделирования, а послезавтра - в театральную студию и ещё куда-нибудь. Я думаю, что сейчас для тебя важнее получать хорошие отметки в школе, - сделала вывод мама.
Авторитет мамы был непререкаем. Дольфус кивнул и послушно согласился. Так ненарисованная картина осталась только в воображении мальчика, а со временем стёрлась из памяти.
Время шло, мальчик рос, бегал с друзьями по двору, гоняя мяч, и по-прежнему летал во сне. Иногда ему очень хотелось научиться играть на гитаре или написать рассказ… Но каждый раз выяснялось, что никаких подобных навыков у мальчика нет и, стало быть, ему не стоит заниматься пустяками.
Между тем, Дольфус закончил школу. Потом была армия, самая обыкновенная, плац-казарма-плац-наряд. Через год после армии Дольфус познакомился с хорошей девушкой из приличной семьи. Её мама работала главным врачом в поликлинике, а папа был профессором и сотрудником крупного научного учреждения. На свадьбу молодым подарили отдельную квартиру, и у Дольфуса началась своя семейная жизнь.
С помощью тестя Дольфус поступил в престижный институт. Одним из любимых предметов у него стала психология. Неизвестно почему, но она давалась Дольфусу легко, лекции он слушал с интересом и был одним из лучших студентов по этому предмету.
На четвёртом курсе, читая перед сном учебники по психологии, Дольфус вдруг понял, что в теорию психологии личности закралась одна большая и серьёзная ошибка. Эта мысль поразила Дольфуса. Хотелось вскочить и закричать «Эврика!», но он задержал дыхание, досчитал до десяти и решил ещё раз внимательно всё обдумать.
В эту ночь он не смог уснуть. Дольфус задавал себе каверзные вопросы и сам же на них отвечал. Ответы находились легко и быстро. Никак, сколько ни старался, Дольфус не мог найти изъяна в своих догадках. Всё было верно, он сформулировал новую концепцию формирования индивидуальности.
Утром, когда проснулась жена, Дольфус первым делом решил поделиться с ней своими мыслями.
–– Глупости! –– категорично заявила жена. –– О чём ты говоришь, Дольфус? Ты пока ещё студент. Не забывай, что даже в институт ты не мог поступить самостоятельно. К тому же ты ещё в руки не брал многотомные исследования по предмету. Согласись, большинство учёных, которые занимаются наукой всю жизнь, не могут похвастаться серьёзными открытиями в области психологии. А тут - новая концепция! Может тебе сразу на Нобелевскую премию замахнуться?
Не найдя поддержки у жены, Дольфус решил обратиться к своему преподавателю по психологии, и тот, не особенно внимательно выслушав, предложил написать большую работу по теме со всеми вытекающими выводами. А там, быть может, что-то и окажется интересным для науки.
В итоге всё получилось как всегда. Сначала надо было сдать очередную сессию, потом накопились семейные дела, ну, а потом стало просто лень…
Однажды, увидев у кого-то оригинальные стулья ручной работы, Дольфус загорелся и решил смастерить подобные для своего домашнего кабинета. Ничего сложного, сделаны из обычного дерева, обычным человеком, такими же двумя руками, как и у Дольфуса. Но супруга его творческого порыва не одобрила.
-- К чему такие сложности? - удивилась она. -- В любом мебельном магазине можно купить стулья удобнее и красивее. И никаких хлопот!
С этим Дольфусу пришлось согласиться, и на следующий день в его кабинет были доставлены новые фабричные стулья.
Шли годы. Дольфус Карлович старел. Старые фантазии забывались, новые возникали реже и быстрее разбивались о стены реальности. Но, несмотря на прожитые годы и приближающуюся старость, он по-прежнему летал во сне. Домашними делами Дольфус Карлович не занимался и всё свободное время посвящал мечтам о полёте. Сидя в кресле-качалке, он представлял, как планирует высоко над землёй, оторвавшись от скалистого утёса. Дольфус Карлович чувствовал, что это будёт именно полёт, а не падение с высоты.
В день выхода на пенсию, ничего никому не сказав, Дольфус Карлович сел на велосипед и отправился к крутому обрыву над рекой. В первый раз ему не требовались чьи-либо советы, его совсем не интересовали чужие мнения. Он прыгнул. Наивно ожидать, что его мечта сбылась, и он взлетел. Все знают, что люди не летают. Тем более такие. У него, конечно, ничего не получилось. Да и не могло, ведь Дольфус Карлович Юнг был самым обычным человеком и ничего-то в своей жизни не умел. Заурядная, серая личность.

Сергей Иваныч   07.11.2010 18:36   Заявить о нарушении
Определенно, второй вариант лучше. Даже претензии по поводу непропорциональноси (из раздела "Логичность") здесь не в тему. А прямая речь приятно разнообразит текст (кстати, почему на Прозе нельзя сделать равнение по ширине?).

Обстоятельные Субъективные   07.11.2010 19:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.