Рецензии на произведение «Внутренняя красота видна и снаружи»

Рецензия на «Внутренняя красота видна и снаружи» (Андрей Сигутин)

Спасибо, очень интересно и поучительно!

Марина Беляцкая   24.06.2011 14:24     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Андрей Сигутин   30.06.2011 13:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Внутренняя красота видна и снаружи» (Андрей Сигутин)

Здравствуйте, Андрей! Давно хотела Вам написать, а вот и случай представился. Спасибо большое за статью и за дополнение. Хочется отметить, что тема, которую Вы затронули, очень актуальна и болезненна. Сейчас столько книг продается по всяким психологическим тренингам,якобы избавляющим от "комплексов неполноценности",но которые на деле тянут людей в еще большее болото. А книги по православной психологии можно увидеть продающимися, пожалуй, только в храмах. Вопрос в связи с этим: может, Вашу статью в ленту анонсов произведений здесь, на Прозе? Правда, это может вызвать у некоторых личностей резко негативную реакцию. Но ведь кому-то может и реально помочь увидеть, наконец, путь к избавлению от "комплексов".
С уважением и благодарностью,
Ирина Катыкова.

Ирина Катыкова   09.03.2010 12:24     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина! Сам все порываюсь Вам написать, да никак не было возможности. Спасибо за отзыв и за то, что не забываете!
14 марта - День православной книги. Вот мы сейчас и крутимся, готовимся к этому мероприятию.
Насчет Вашего предложения подумаю.
Помощи Вам Божией!

С любовью о Христе, Андрей.

Андрей Сигутин   11.03.2010 21:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Внутренняя красота видна и снаружи» (Андрей Сигутин)

Дорогой Андрей! Как всегда, беседа интересна и поучительна. Но вопрос о "комплексе неполноценности", как мне кажется, требует дальнейшего уточнения. Это понятие возникло в тех сферах, где человек понимается совершенно искаженно. Поэтому такие качества, как целомудрие, стыдливость, скромность часто называют "комплексами". Наоборот, бесстыдный человек одобрительно считается "человеком без комплексов". Поэтому хорошо было бы показать, какая именно антропология ведет к понятию "комплекс неполноценности". Существуют несомненные данные, что, например, "Эдипов комплекс" был просто-напросто придуман Фрейдом из меркантильных соображений, а потом был представлен им как научно-установленный факт. Т.е. имела место самая настоящая хула на человека, и хула эта продолжается. С глубоким уважением, Нина

Нина Изюмова   02.03.2010 21:06     Заявить о нарушении
Дорогая Нина! Спаси Господи за отзыв! Полностью с Вами согласен, что необходимо уточнение в вопросе о "комплексе неполноценности"... Спасибо!
К слову сказать, на эту тему есть неплохое инт. с о. Александром Ильяшенко.
С благодарностью, Андрей

Смирение и комплекс неполноценности

автор: Протоиерей Александр Ильяшенко
Записала Надежда Антонова
Человек смиренный считает себя хуже других. То же самое считает человек с комплексом неполноценности.
Комплекс неполноценности, по определению психологов, является выражением неприспособленной структуры личности, страдающей ощущением превосходства окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие ошибок и неудач и существенно влияет на поведение человека. Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был немецкий психоаналитик Альфред Адлер. Социологи отмечают, что большой процент россиян страдает комплексом неполноценности.
Не культивирует ли смирение комплекс неполноценности? Об этом мы беседуем с протоиереем Александром ИЛЬЯШЕНКО, настоятелем храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, директором портала «Православие и мир»

– В чем разница между смирением и комплексом неполноценности?
– Есть слова молитвы: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз". Эту молитву составил Иоанн Златоуст, заимствовав слова апостола Павла. Так вот, и Апостол Павел, и Иоанн Златоуст говорили их совершенно искренне.
В одном из древних Патериков говорится, как кто-то решил испытать старца:
-Ты глупый, - говорит ему.
-Я глупый, - отвечает старец.
-Ты грубиян.
-Я грубиян, - соглашается старец.
-Ты еретик,
- Нет, я не еретик.
Его спросили, почему он со всем соглашался, а с этим не согласился. Старец ответил: потому что он человек, повинный во всех грехах, а вот еретик – это тот, кто противится Богу. А он не противится.
- А разве грехом мы не противимся Богу?
- Это разные вещи. Еретик – тот, кто восстает против учения Церкви сознательно. Мы грешим невольно или по слабости. А еретик имеет уже какое-то произволение – «я не такой, как прочие человеки, потому что лучше знаю, как надо в Бога верить. Святые Отцы плохо знали, а я лучше знаю». Это полная необразованность, связанная с гордыней.
А смирение, напротив, свойство парадоксальное и необыкновенное и является даром Божьим. Любая добродетель – дар Божий, но этот - особенный. Если человек хочет иметь его, то должен об этом молиться: "Господи, научи меня смирению. Господи, избавь меня от гордыни". А комплекс неполноценности – это внешнее. На смирение похоже, но по сути отличается.
– А как быть с тем, что и смиренный, и закомплексованный считают себя хуже других?
– Да, Великие Святые искренне себя считали хуже всех, первыми грешниками. Но мы не смиренные, а Великие Святые – смиренные. Им, что не скажи, - совершенно спокойно воспринимали, могли спокойно отразить, также как этот Святой Старец. Он совершенно спокойно сказал, что он не еретик, – при этом никого не обидел, и сам не обиделся. Вот он стремится быть смиренным чадом Церкви: как Церковь учит, так он и старается жить.
Это принципиальный момент: смиренный человек – чадо Церковное, а закомплексованный, как правило, только формально смиренный. Потому что грех отделяет человека от Церкви. Физически мы присутствуем в Церкви, а духовно отделяемся, отгораживаемся своим грехом,. Когда человек кается, то этот духовный барьер преодолевается. Священники как раз и молятся: "Примири и соедини Святой Твоей Церкви". Если ты в мире с Церковью (Церковь – Тело Христово, а Христос – Глава Церкви), значит, ты примерен с Богом. Нельзя жить без Церкви, вне Ее нет спасения. Смиренный человек очень четко это понимает. Вне Церкви его усилия могут быть очень хороши, в чем-то даже полезны, но совершенно ограничены и ненадежны. Если мы в мире с Церковью, значит у нас в духовном смысле все благополучно.
Для определения комплекса неполноценности есть хорошее выражение – "уничижение паче гордости". ("Паче" – превыше - ред .) Такой человек сам себя ругает, говорит о себе - самый плохой, а попробуй сказать ему, что он хуже всех, - какие будут слезы: «Да как вы смели меня обидеть! Вы не знаете, что мне и так трудно… Я рассчитывал, что вы мне поможете, а вместо помощи вы говорите, что я такой плохой». Суть в том, что если ты действительно такой плохой, то скажи: «Я плохой». А если не можешь, то не говорили, что смиренный. И получается, сам себя уничижает, а на самом деле полная противоположность смирению.
– То есть гордость?
– Да, существует два вида гордости: одно - когда возносятся над людьми, а другое - ложно смиряются перед ними. Причем, в последнем случае гордость может быть даже острее и глубже, чем в открытом проявлении. Оба подхода сводятся к чистому фарисейству – я не такой, как все. Один думает, что он лучше всех, другой, что хуже, но при этом оба остаются гордыми. А вот мытарь смиренно говорил о себе, что грешник.
Закомплексованность – это грех. Такой человек не верит, что он говорит. Святому сказать - ты грешный, он обрадуется: "Благо мне, яко смирил мя еси, Господи". Господь через других людей указал на его недостаток: теперь можно увидеть свои грехи. Вот попробуй искренне сказать, как святые. И чтоб дух не возмутился, а наоборот усмирился.
У Пушкина есть прекрасное стихотворение "Воспоминание":
В безмолвии ночном
Воспоминанье предо мной
Свой длинный развивает слиток.
И с отвращением читая жизнь свою,
И трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
– Получается, что лирический герой Пушкина с отвращением читает свою жизнь, но не кается?
– Да, он только жалуется и горько слезы льет. Что такое покаяние? Преодоление мерзостей, которые человек за свою жизнь совершил. Мария Египетская сколько грехов совершила, а омыла их полностью слезами покаяния. И когда она рассказывала об этом Старцу Зосиме, она плакала, хоть и была уже чиста. Господь ей грехи простил, а она себе – нет. И апостол Петр каждый раз плакал, когда слышал крик петуха. Господь его простил, а он остро свое отречение вспоминал и горячо каялся перед Богом всю жизнь. Ведь покаяться – это счастье.
Так вот, смиренный человек кается, а закомплексованный – нет. Это совершенно различные реакции, принципиально разные устроения человеческой души. Одно как бы рационалистическое, дающее возможность все разложить по полочкам, которое складывается на протяжении всей жизни: где-то человек совершал ошибки, но не делал соответствующих выводов, а главное – не каялся, а пытался преодолеть своими ограниченными силенками. И у него ничего не получилось, конечно. А другое, смирение, – таинственно прекрасно и угодно Богу.
http://www.pravmir.ru/printer_2505.html

Андрей Сигутин   03.03.2010 12:22   Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей! Очень хорошее дополнение. С уважением и благодарностью, Нина

Нина Изюмова   03.03.2010 13:12   Заявить о нарушении