Рецензии на произведение «Анжела Мальцева. Рецензия на рассказ Пуговицы»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Критик должен быть, в первую очередь, беспристрастен.
Критик должен быть, в первую очередь, поглощён произведением.
Мне кажется, практически все комментаторы, и превозносившие пуговичное, и хорошо, по-доброму, пытавшиеся сказать о рассказе, и те, кто резко и "с мясом, отрывали" суть, не смогли абстрагироваться и поглотились рассказом. Потеряв беспристрастность.
Нельзя рецензиатору допускать ни самолюбования при "отрывании мяса", ни благодетельствования произведению, нельзя бить коромыслом по башке оппонента, нельзя лихо язвить. Ни один уважающий себя критик не допустит вести себя неуважительно к разбираемой сути.
Кроме того, что критик истинный должен быть великолепным тапёром, помогающим, а не добивающим Автора. Чувствующим не свои эмоции, а прежде всего звуки, исходящие из буквенных нот авторских - плохи ли они или хороши. Но он должен быть грамотен и обучен именно Искусству Литературной Критики. А там множество чего - и терминология, и знания литературы в громадном масштабе, и многое совершенно научное и непостижимое.
Было бы любопытно, если это произведение озвучил критическим разбором, например, Салахитдин Муминов. Мне приходилось читать его критические статьи, которые очень интересны. Он профессионал-критик. Но его уже нет здесь. Может всё же, под окончание нас порадуют профессиональным разбором выставленного произведения. Этот профессиональный разбор может и не понравится Автору или присутствующим. Но утешительным призом будет хотя бы то, что это сделано профессионалом.
На данном этапе, мне лично очень понравился комментарий Сергея Эсте и Эдуарда Тубакина. Как комментарий. Ибо рецензий, как мне кажется, здесь нет.
И ещё, к моему сугубо личному мнению, не претендующему на какие-либо открытия - большое спасибо Автору пуговичного. После такого бурного обсуждения, не каждый сможет предоставить для разбора на Литературной Критике, произведение.
Иванна Дре Дра 13.03.2010 19:20 Заявить о нарушении
Я с Вами согласен по поводу моих слов, разумеется это не рецензия, а только несколько слов по поводу.
Сергей Эсте 13.03.2010 19:29 Заявить о нарушении
Вот, думаю, может, не стоило вмешиваться... но поздно.
Иванна Дре Дра 13.03.2010 19:50 Заявить о нарушении
Критик должен быть, в первую очередь, поглощён произведением"
Хотелось бы понять, как можно быть поглощенным и беспристрастным?! Любая критика субъективна априори.
С уважением,
Вълчо 13.03.2010 20:10 Заявить о нарушении
С уважением С.С.2
Сергей Сергеевич Смирнов 2 13.03.2010 21:13 Заявить о нарушении
но, в принципе, да - любой профессионал - субъективен. Но ежели он профи- это не помешает ему достойно выполнить работу.
Иванна Дре Дра 13.03.2010 21:20 Заявить о нарушении
Не думаю, что кто-то из авторов рецензий "поглотился" рассказом или полностью абстрагировался от него. Все рецензии по-своему неплохи, как рецензии конечно, а не литературная критика. Можно спорить, что, собственно, мы и делаем. Я, например, вполне согласен с Красным Лекарем, что Пуговицы - вполне женская проза, и, также, например, категорически не согласен с Эдуардом, что поведение Ляльки экзистенциально. Скорее, экзистенциальна манера автора писать. Я бы никогда не взялся строить свой рассказ, делая главной героиней личность, подобную Ляльке. Для этого надо быть Достоевским, иначе, такой прием уведет неопытного автора в полное отсутствие психологизма, абстрактность, натянутость, "высосанность из пальца" (да простится мне это неуклюжее выражение). И приведет к тому, что вся галерея героев рассказа превратиться в череду бледных теней, служащих лишь отражением героини - дурочки, носительницы всего лишь одной примитивной идеи. В поэзии, скажем, это допустимо, потому что в стихах "главным" является автор, или, что то же самое, его лирический герой. В прозе, по крайней мере в жанре рассказа, - никак.
В плане "таперности" - тоже не могу согласиться с Вами. Тапер дополняет. Критик - выявляет. Недостатки или достоинства. Рецензент - высказывает собственное мнение. По моему скромному мнению ПРИЗНАКОВ литературы в тексте нет. На уровне эмоций, эмпатии, согласия или несогласия с идеей абстрактной доброты (без самопожертвования) - рассказ хорош. Таких на Прозе много. На уровне литературы - плох. Композиционно, стилистически, лексически. Это, конечно, всего лишь мое мнение, которое я и пытался, может не слишком внятно, выразить в своей, даже не рецензии, а скорее, отзыве.
С уважением С.С.2
Сергей Сергеевич Смирнов 2 13.03.2010 21:42 Заявить о нарушении
Я согласен, что существуют объективные законы для произведений искусства, но то, что они все известны на сей момент - это уж извините, господин Смирнов. Другое дело, что существуют традиции, но кто-то может традиции и нарушить. Что из этого может получиться, Вы знаете и без меня. Застревание только на традициях, извините, ведёт к деградации.
С уважением,
Сергей Эсте
Сергей Эсте 13.03.2010 22:16 Заявить о нарушении
С уважением С.С.2
Сергей Сергеевич Смирнов 2 13.03.2010 22:29 Заявить о нарушении
я и спорить-то ни с кем не намерена.
но тапёр придаёт, подчёркивает соль. а хороший тапёр и импровизирует, выстраивая свою линию...
и да, мне симпатичен этот рассказ, хотя в нём есть и проблемные стороны.
Но, в большей степени бедную Лялю реалистично пытаются загнать в Дурдомище. А как по мне, здесь внутри везде полуреал. Автор и не собирался показывать абсолютно реалистические картины. Суть совершенно в ином. И я об этом пыталась сказать в своём комменте по Пуговицам.
Кстати, ужасно рассказывать, что ты хотел отобразить в своём произведении,но может, Автор скажет пару слов в защиту своего детища.
И всё же, даже без требования критического эссе, но на конкурс рецензий, можно было бы более критически отнестись к критике.
Иванна Дре Дра 13.03.2010 22:35 Заявить о нарушении
Литературоведение и т. д. - оно лишь истолковывает то, что уже написано. И никак иначе.
Если Вы считаете, что все законы открыты и незыблемы (ну, когда-то было незыблемым убеждение, что Земля плоская), то ничего нового создать уже в принципе невозможно. С этим я не соглашусь.
Владимир Декопольцев 13.03.2010 22:38 Заявить о нарушении
Сергей Эсте 13.03.2010 22:55 Заявить о нарушении
София Прус 13.03.2010 23:06 Заявить о нарушении
София Прус 13.03.2010 23:20 Заявить о нарушении
София Прус 13.03.2010 23:30 Заявить о нарушении
"Прежде чем влезть в вагон, Швейк прошелся немного, ворча себе под нос:
-- Куда же мне его зачислить? -- И чем дальше, тем отчетливее в сознании Швейка возникало прозвище "полупердун".
В военном лексиконе слово "пердун" издавна пользовалось особой любовью. Это почетное наименование относилось главным образом к полковникам или пожилым капитанам и майорам. "Пердун" было следующей ступенью прозвища "дрянной старикашка"... Без этого эпитета слово "старикашка" было ласкательным обозначением старого полковника или майора, который часто орал, но любил своих солдат и не давал их в обиду другим полкам, особенно когда дело касалось чужих патрулей, которые вытаскивали солдат его части из кабаков, если те засиживались сверх положенного времени. "Старикашка" заботился о солдатах, следил, чтобы обед был хороший. Однако у "старикашки" непременно должен быть какой-нибудь конек. Как сядет на него, так и поехал! За это его и прозывали "старикашкой".
Но если "старикашка" понапрасну придирался к солдатам и унтерам, выдумывал ночные учения и тому подобные штуки, то он становился из просто "старикашки" "паршивым старикашкой" или "дрянным старикашкой".
Высшая степень непорядочности, придирчивости и глупости обозначалась словом "пердун". Это слово заключало все. Но между "штатским пердуном" и "военным пердуном" была большая разница.
Первый, штатский, тоже является начальством, в учреждениях так его называют обычно курьеры и чиновники. Это филистер-бюрократ, который распекает, например, за то, что черновик недостаточно высушен промокательной бумагой и т. п.
Это исключительный идиот и скотина, осел, который строит из себя умного, делает вид, что все понимает, все умеет объяснить, и к тому же на всех обижается.
Кто был на военной службе, понимает, конечно, разницу между этим типом и "пердуном" в военном мундире. Здесь это слово обозначало "старикашку", который был настоящим "паршивым старикашкой", всегда лез на рожон и тем не менее останавливался перед каждым препятствием. Солдат он не любил, безуспешно воевал с ними, не снискал у них того авторитета, которым пользовался просто "старикашка" и отчасти "паршивый старикашка".
В некоторых гарнизонах, как, например, в Тренто, вместо "пердуна" говорили "наш старый нужник". Во всех этих случаях дело шло о человеке пожилом, и если Швейк мысленно назвал подпоручика Дуба "полупердуном", то поступил вполне логично, так как и по возрасту, и по чину, и вообще по всему прочему подпоручику Дубу до "пердуна" не хватало еще пятидесяти процентов."
Ярослав Гашек
Сергей Сергеевич Смирнов 2 13.03.2010 23:32 Заявить о нарушении
София Прус 13.03.2010 23:40 Заявить о нарушении
С уважением С.С.2
Сергей Сергеевич Смирнов 2 14.03.2010 00:08 Заявить о нарушении
Сергей Чухлебов 14.03.2010 00:18 Заявить о нарушении
София Прус 14.03.2010 00:19 Заявить о нарушении
София Прус 14.03.2010 00:48 Заявить о нарушении
Сергей Чухлебов 14.03.2010 00:49 Заявить о нарушении
Разумеется публично, ибо это тоже сказано публично, а я очень хочу знать то, чего не знаю.(объективно о субъективном)
Сергей Чухлебов 14.03.2010 01:02 Заявить о нарушении
"Однако что же вы сидите предо мной?
Как смеете смотреть вы дерзкими глазами?
Вы избалованы моею добротой,
Но всё же я король, и я расправлюсь с вами!
Довольно вам держать меня в плену, в тюрьме!
Для этого меня безумным вы признали...
Так я вам докажу, что я в своем уме:
Ты мне жена, а ты - ты брат ее... Что, взяли?
Я справедлив, но строг. Ты будешь казнена.
Что, не понравилось? Бледнеешь от боязни?
Что делать, милая, недаром вся страна
Давно уж требует твоей позорной казни!
Но, впрочем, может быть, смягчу я приговор
И благости пример подам родному краю.
Я не за казни, нет, все эти казни - вздор.
Я взвешу, посмотрю, подумаю... не знаю...
Эй, стража, люди, кто-нибудь!
Гони их в шею всех, мне надо
Быть одному... Вперед же не забудь:
Сюда никто не входит без доклада."
Апухтин
Сергей Сергеевич Смирнов 2 14.03.2010 01:09 Заявить о нарушении
Сергей Сергеевич Смирнов 2 14.03.2010 01:11 Заявить о нарушении
Сергей Сергеевич Смирнов 2 14.03.2010 01:36 Заявить о нарушении
Антон Чижов 14.03.2010 01:47 Заявить о нарушении
Сергей Сергеевич Смирнов 2 14.03.2010 02:01 Заявить о нарушении
Сергей Сергеевич, то, что она имеет свои объективные законы, ещё не значит, что она объективна.))) Любое произведение, как и сам процесс мышления - субъективны и излагаются субъектом. И критик, тоже субъект и опять же, повторюсь, априори не может быть объективным. И начало рецензии - "Критик должен быть, в первую очередь, беспристрастен.
Критик должен быть, в первую очередь, поглощён произведением." - ясно на это указывает. О чём тут спорить?! )))
Вълчо 14.03.2010 13:26 Заявить о нарушении
Можно, конечно, на чём угодно самовыражаться, если очень хочется.
Идите в школу, берите любое сочинение.
Ученики только спасибо скажут - критикуют как никак. Ещё и весьма "литературно".
Лев Раскин 12.03.2010 23:43 Заявить о нарушении
В интернете не больно что найдёшь бесплатно, чтоб не очень заумное.
Отзыв могу, конечно отсебяченный настрочить да и пародии пишу, а это те же рецензии.
Опять же на большой материал духу нехватка.
А так, собственно, многие мои язвилки тоже своего рода рецензии обобщённые.
Но предложите что-нибудь конкретно, попробую.
По собственной инициативе уже и надоело в ответ злобное шипение получать или вовсе сплошное молчание.
Лев Раскин"
Лев, здравствуйте, судя по вашим язвилкам, вы мните себя супер(писателем, критиком, человеком - нужное подчеркнуть), - не верю(с), будьте так добры, развейте мои сомнения, напишите пожалуйста развернутую рецензию(критический литературный разбор), для начала на конкурсный текст - суть в том, что проект не зря организовал сей конкурс - нам нужны платные критики, ибо дальнейшее развитие проекта предполагает иметь отдельную сетевую платформу(платную) не только для прозы.ру... В дальнейших планах - свой печатный альманах.
Спасибо.
Сергей Чухлебов 13.03.2010 00:56 Заявить о нарушении
Успокойтесь, я любитель в литературе, хоть и говорю своим голосом, нравится это кому или нет.
Лев Раскин 13.03.2010 01:08 Заявить о нарушении
Сергей Чухлебов 13.03.2010 01:13 Заявить о нарушении
У меня же к этой странице отношение конкретное и весьма критическое - как ко вредной окололитературной болтовне.
Обсуждать-то нечего, а наворотили наукообразных куч вокруг да около.
То же, видать, будет и за деньги - тот же рейтинг по оценкам себеподобных рецензентов.
Лев Раскин 13.03.2010 01:30 Заявить о нарушении
У меня же к этой странице отношение конкретное и весьма критическое - как ко вредной окололитературной болтовне.
Обсуждать-то нечего, а наворотили наукообразных куч вокруг да около.
То же, видать, будет и за деньги - тот же рейтинг по оценкам себеподобных рецензентов."
Обоснуйте, будьте любезны, только не отвлеченными понятиями, а конкретно по каждому высказавшемуся автору, его тексту, если вы не обоснуете, я вынужден во всеуслышание объявить вас треплом, прошу прощения, что вынужден применять сие выражение.
Сергей Чухлебов 13.03.2010 01:42 Заявить о нарушении
Если писателю мало, пусть объявит о том во всеуслышание.
Лев Раскин 13.03.2010 01:47 Заявить о нарушении
Сергей Чухлебов 13.03.2010 01:49 Заявить о нарушении
Имеем-с, никак-с, полномочия-с?
Ну так бы сразу и высказались!
Сами, что ль, в официальные критики метите, что официально вне критики быть собираются?
Но чему быть, тому и быть.
Лев Раскин 13.03.2010 01:58 Заявить о нарушении
Но жара была, лень на фраеров стояла.
Вот кто фраер, тот и Хлестаков.
Лев Раскин 14.03.2010 15:28 Заявить о нарушении
Лев, когда большинство собеседников, имеющих РАЗНЫЙ взгляд на вещи и РАЗНЫЙ интеллектуальный багаж, говорят вам одно и то же: "Не понятно, что вы, Раскин, имеете в виду", - стоит задуматься: возможно, вы, действительно, несете чушь, а не разумное-доброе-вечное. Ваша позиция неоригинальна - к этому претензий как раз нет. Но всем не понятно, чем вы ее персонально обосновываете, даже учитывая ваше заявление, что апеллируете к вдумчевому читателю:(
Dixi.
Беспощадный Критик 15.03.2010 04:11 Заявить о нарушении
Во всем солидарен с Вами, уважаемая Анжела. Я тоже писал об этом, может быть, более завуалированно. В рассказе все подгоняется подо все - поведение героев под антураж повести, психическое состояние героини под мысли, которые хочет выразить автор, вообще все - под пуговицы, etc. Уже не буду касаться остального, повторюсь, только, что Вы правы во всем.
Однако, какая полемика развернулась! Тут уже и "Матренин двор", и, чуть ли не библейские притчи. Кошмар! Сетевые писатели слетелись как коршуны. Этак небрежно - "В своей полемике на радио Свобода...". Не один состоявшийся писатель не будет так рьяно полемизировать по поводу такой нелитературной безделушки, как "Пуговицы". Комплексы, сетевые комплексы... Впрочем, я отвлекся.
С уважением С.С.2
Сергей Сергеевич Смирнов 2 12.03.2010 20:00 Заявить о нарушении
Рецензия стоящая. Это я как сетевик заявляю, если что.
Антон Чижов 12.03.2010 20:18 Заявить о нарушении
Сергей Сергеевич Смирнов 2 12.03.2010 20:31 Заявить о нарушении