Рецензии на произведение «Моя Бабушка»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Наташа! Прочел Ваш рассказ и поймал себя на том, что очень Вам завидую – Вы много знаете о своих ближайших предках. Это сейчас не так часто бывает.
Как всегда написано замечательно. Спасибо!
Николай Виртуалов 03.10.2010 11:47 Заявить о нарушении
Наталья Камнева 04.10.2010 08:01 Заявить о нарушении
На такие сугубо личные тексты и писать-то нет смысла.
Но удержаться не могу, так как в тщательно прочитанном мною повествовании
много любви к своим близким и аромата тех ушедших времен,
когда еще не ассимилировали нас под корень.
Спасибо Вам.
С уважением
Бен-Иойлик 22.09.2010 07:10 Заявить о нарушении
С большой благодарностью и уважением.
Наталья Камнева 23.09.2010 01:24 Заявить о нарушении
Мои тексты помогут Вам "деассимилироваться".
Успехов
Бен-Иойлик 23.09.2010 02:18 Заявить о нарушении
И Вам всего самого наилучшего.
Наталья Камнева 23.09.2010 23:22 Заявить о нарушении
Наташа, Вы правы, записанные воспоминания об истории семьи бесценны, особенно для потомков. Я вот даже начала было писать коротко что-то вроде родословной. Про какого предка что слышала, что знаю, что помню... Не для публикации, для внуков...
Но поскольку Вы свои воспоминания опубликовали и спрашивали мое мнение, то скажу, что по сравнению с "Чаевыми" над этим рассказом еще стоит поработать. Я обнаружила несколько неуклюжих фраз:
"Немалое что-то от этого деревенского украинского детства присутствовало в моей бабушке до самого конца её жизни". Возможно, лучше будет "Кое-что от... осталось до конца дней"
"В двадцать седьмом на "Красный Октябрь" прислали нового директора - парттысячника бороться с саботажниками". Лучше был бы понятен смысл "...прислали бороться с саботажниками нового..."
"...и бороться с саботажем начал прямо с главного инженера завода и путём того, что схватил его за лацканы пиджака, оторвал от земли и потряс на глазах всего онемевшего от ужаса собрания инженерно-технического состава завода". "путем того, что" лучше в таком повествовании не употреблять, Вы легко перестроите эту фразу.
"в тридцать седьмом его, конечно, расстреляли" - факт неочевидный - кое-кто выжил, фразу надо чуть-чуть подправить, делая упор на том, что бабушка как в воду глядела.
А сама история интересная. Меня вот тоже интересовал вопрос, отчего из евреев, которых якобы сильно угнетали, отсылали подальше, за черту оседлости - выходило столько адвокатов, инженеров, врачей, физиков и математиков, не говоря уже о музыкантах. Ну и купцы, само собой… Надо будет изучить историю вопроса о черте оседлости, когда отменили и были ли исключения. Вроде, помнится, купцам какой-то гильдии можно было отправлять своих детей учиться? И уж во всяком случае, тяга к знаниям у еврейского народа очень велика, и процент хорошо образованных, должно быть выше, чем у русских.
Наташа, попробуйте прочитать свой рассказ вслух с выражением, я всегда так делаю, и нахожу собственные огрехи во время такой «читки».
Рада нашему знакомству, с
искренней симпатией,
Татьяна Осипцова 17.07.2010 08:16 Заявить о нарушении
Борис Бр 17.07.2010 09:18 Заявить о нарушении
Что касается, Бориного предположения, то частично, наверное, оно справедливо. Примерно тоже самое говорит Юрий Слёзкин (если не читали, то я советую). Правда, он сравнивает кочевых евреев с кочевыми армянами, а не с русскими эмигрантами. И он тоже говорит, что у кочевых народов IQ и уровень образования выше. Вероятно, все-таки уровень образованности у евреев - результат не одной, а нескольких причин. У меня тоже есть своя собственная версия этого феномена. Я считаю, что евреи своей образоанностью очень во многом обязаны своей религии. Они - люди книги, так как обязаны были быть грамотными, чтобы читать и разбирать Тору и Талмуд. И Талмуд накладывал массу ограничений на повседневную реальную жизнь, но не накладывал никаких ограничений на процесс осмысления, рассуждения и обсуждения, чем евреи и занимались очень большую часть их жизни. В иудаизме, в отличие от других религий, нет понятия ереси и нет религиозного органа, который должен определять, что можно обсуждать, а что - нет. Может, это потом накопилось уже и в генах.
Что касается того, кто мог получать образование в царской России, то это определялось имущественным цензом. Но были и исключения, когда принимали детей из бедных семей, но способных. Мой дед был как раз из этой категории.
Спасибо ещё раз.
Наталья Камнева 17.07.2010 23:40 Заявить о нарушении
Борис Бр 20.07.2010 19:59 Заявить о нарушении
Наталья Камнева 20.07.2010 23:10 Заявить о нарушении
Да-да, "я знала, но забыла" :)
Не соглашусь с Борисом по поводу кочевых народов. Самые-то кочевые: цыгане, бедуины и прочие "монголы" тягой к образванию не испорчены. И такая жизнь уж никак не способствует возможности поучиться в каком-нибудь учреждении.
Никогда не была знакома со статистикой по такому вопросу: евреи русские (бывшие советские) в процентном отношении не дали ли миру больше ученых и музыкантов, чем их западные собратья? Почему-то мне кажется, что они, в отличие от советских не лишенные возможности торговать, все больше по финансовой части шли. А у нас, получив после революции ранее недоступную большинству евреев возможность учиться, но лишеные прежней возможности заниматься коммерцией, представители этого народа со своей природной склонностью тут же кинулись учиться, учиться и учиться, как завещал ... сами знаете кто :)
Татьяна Осипцова 21.07.2010 15:21 Заявить о нарушении