Рецензии на произведение «Про минарет, колокольню Ивана Великого и Годунова»

Рецензия на «Про минарет, колокольню Ивана Великого и Годунова» (Вячеслав Кудяков)

Дорогой Вячеслав Омерович!

Да история государства Российского многолика и впитала в себя многое от сопредельных народов, в том и сила нашего народа,здесь как в котле переварилось многое и переплелось,хотя самобытность и сохранилась.

Благодарю за экскурс в историю.
Счастья и удачи!
искренне Владимир

Владимир Багаев   25.09.2010 15:03     Заявить о нарушении
В отношении «ига» мы во власти мифов даже больше, чем во всей остальной истории. Конечно, тем, кто хотел доказать «европейскость» России, нужно было назвать это время «игом» и придумать историю о том, как в первой половине 13-го века Русь была оккупирована иноземным агрессором – монголами, как потом она промучилась под варварским игом не менее двухсот лет, и даже о том, как героически, «грудью» Россия заслоняла эти страшные двести лет от ужасных татар культурную Европу.
В принципе, если закрыть один глаз, прищурить другой, нагнуть голову к коленке и оттуда посмотреть на историю, «иго» можно увидеть и таким образом. Но без подобных стараний русская история 13–15-го веков видится иначе.
Если отвлечься от того, что, когда нас завоевывают, это «оккупация», а когда мы – «расширение границ», Батыя можно сравнить, например, с Иваном Грозным или Сталиным, когда первый подчинял себе Новгород и Казань, а второй – скажем, Прибалтику. Главным в «иге» было не то, что нас завоевали, а то, что мы, множество мелких «Россий» – крошечных государств с одинаковым языком и одинаковой религией, – стали частью гигантского централизованного евразийского государства: русские княжества вошли в ордынское царство (летописи называют правителей Орды царями, а иногда и цезарями, то есть императорами, в то время как русских правителей – только князьями). Конечно, это не могло произойти бескровно, но нашествие Батыя было далеко не самым кровавым эпизодом в русской истории. Вряд ли жестокость монголов была страшнее жестокости, с которой удельные князья обрушивались друг на друга. Впрочем, это-то как раз и не так важно. Потому что если сам процесс вхождения в централизованное государство, конечно, был болезненным (другим он быть и не мог), то назвать «мучениями» жизнь русских под «игом» нельзя никак.
Сейчас уже предпринимаются (и даже не единичные) попытки посмотреть на «иго» непредвзято. Что было больше – дань, которая уходила в Орду, или те поборы, которыми обложили крестьянина «свои» помещики-крепостники или «своя» сталинская советская власть? Чье «иго» было более «иговым»? Дань была совсем небольшим налогом, уплачиваемым «царю» за спокойную жизнь в сильном государстве: за мир, за безопасность границ (европейцы и помыслить не могли напасть на Орду), за внутренний порядок, за обуздание своеволия и произвола «своих», которые бывали хуже любых иноземцев, – в общем, за те условия, в которых могли расти и крепнуть государственные институты будущей Московии, русское православие, русское самосознание и русская культура. Под «игом» Россия пережила высочайший взлет искусства, пик русской иконописи: Феофан Грек, Рублев, Дионисий... Другими словами, «иго» создало Россию. Интересное же это было «иго»!
Поэтому-то мы и не видим (хотя нас и приучили так думать), чтобы русские люди 14-го века хотели избавиться от «ига» или хотя бы чувствовали себя под игом. Конечно, были и «сепаратисты» – и «самостийщики», и «западники» (они-то и получили вместо мнимого монгольского «ига» более чем реальное польское). Были и те, кто хотел большей власти и большего богатства. Кому-то нужно было больше «свободы» для своего «я хочу». У кого-то просто кружилась голова от чужого подстрекательства. Все это мы видим и у сепаратистов сегодняшних. Но, естественно, было и очень много людей, которые понимали пользу «ига» и которые чаще всего умели остудить горячие головы и окоротить корыстный авантюризм.

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 22:27   Заявить о нарушении
Нас приучили и мы привыкли видеть то, что было гражданской войной, как войну национально-освободительную. И при этом мы перестаем обращать внимание на факты. Например, как само собой разумеющееся, мы считаем Куликовскую битву кульминацией русской борьбы за освобождение от ига. Но факты говорят совсем о другом. Узурпация власти Мамаем и его прозападная ориентация привели Орду к кризису, который вылился в гражданскую войну. (Впрочем, «заслуга» Мамая здесь не так уж и велика – к кризису Орда пришла бы во всяком случае.) Естественно, русские как граждане единого государства – Орды – не остались в стороне, хотя и не выступили единым фронтом: часть русских поддержала Мамая. И Куликовская битва была не кульминацией освободительной войны русских против татар, а кульминацией внутриордынской, гражданской войны. И победа в ней для русских означала укрепление позиций не в борьбе с Ордой, а внутри Орды. Этой победой русские обозначили рост своей силы и, значит, своих претензий на лидерство в Орде. Поэтому Тохтамыш – единственный настоящий победитель в Куликовской битве, которого поражение Мамая привело к власти в Орде, – и накинулся так яростно на недавних союзников, которым он был в значительной степени обязан троном. Чтобы укрепить свою власть, ему нужно было уничтожить бывших друзей. Так же, как через много веков Сталин будет расправляться с Каменевым, Зиновьевым, а затем и со всеми другими своими союзниками по борьбе с разными врагами.

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 22:28   Заявить о нарушении
Ростом своей силы в 14–15-м веках русские обязаны очень сильной Вспышке.
Она была настолько сильной, что принесенные ей изменения многим вообще кажутся началом России и русских. Так видит русскую историю, например, Гумилев, считающий Киевскую Русь частью истории не русских, а славян. Конечно, он прав в том, что ясно мы видим русскую историю только с начала Московии и только с этого времени Россия становится похожей на современную (так же, как Европа становится похожа на современную Европу только со времени Возрождения). Но «московиты» – это не новые люди; они такие же, какими были подданные Ольги и Мономаха. Конечно, они подросли, но и подросшая их душа сохраняет те черты, которые были присущи русской душе от рождения. Четырнадцатый век продолжал работу по плану, который был сформирован в девятом, – работу, продолжающуюся и сегодня. Наша точка отсчета – дохристианские времена. Потому «языческие» мотивы и звучат в веселой радости омытого дождем мира во фресках Дионисия, так же как через пятьсот лет они будут звучать в операх Римского-Корсакова, а еще через сто – в фильмах-сказках советских времен. Более того, сделанное до 14-го века даже нельзя считать закладкой фундамента. С самого начала русское строительство было полноценным, и третий этаж нашего дома лучше первого только тем, что он ближе к нашему пятому.
Вспышка 14–15-го веков придала русскому движению характер поступи и погнала нас дальше – Вверх и в историю. Но это «дальше» вовсе не было из Орды. Отложиться от Орды, «уйти на запад» вместе с Литвой в конце 14-го и особенно в первой половине 15-го века у России было множество возможностей. Правители Орды не могли этому помешать. А кроме того, уход России отвечал их сиюминутным политическим интересам, и им не было смысла ему препятствовать.
Так Ельцин не только не пытался удержать Украину, но и подтолкнул к выходу Белоруссию и Казахстан с единственной целью – устранив сильных конкурентов, укрепить, насколько это было возможно, власть над тем, над чем ее можно было укрепить. В рамках той же логики был и его «парад суверенитетов».
Правителям Орды в целях укрепления власти тоже было бы даже желательно «отпустить» Россию. Но Россия из Орды никуда уходить не собиралась. Она оставалась в Орде, фактически, до конца. И это не то что несмотря на рост русского самосознания, а именно благодаря этому росту. Потому что русское самосознание росло не как узкоплеменное, а как наднациональное. Русские не воспринимали себя больше только обитателями княжеств Владимирской Руси. В том-то и все дело, что они чувствовали себя гражданами великого государства. Это государство нужно было сохранить. И мало того – его нужно было сделать русским.
Тем более, что, кроме русских, сохранить его после тех ударов, которые нанес Орде Тимур, также пытавшийся восстановить государство Чингисхана, было некому.
В 12–13-м веках в Евразии образовались два котла с расширяющимися стенками, подобные тем гигантским котлам, в которых Римская империя варила в Средиземноморье культуру-II, а халифат на всем юге Центрального мира – культуру-III. Один из образовавшихся котлов был западноевропейским, другой – монгольским. Но их функции в истории были совершенно разными. Западная Европа вела Центральный мир вперед, в культуру-IV. А монгольский котел обеспечивал для уже переживших свое звездное время центров культуры-III – Китая и востока халифата – возможность поднять в культуру-III народы северо-востока Евразии, включая и русских.
Не нужно даже вводить запретное для историка сослагательное наклонение и спрашивать, что было бы, если русские попали в западный котел. Известно, что стало с теми из русских, кто в самом деле угодил туда. Огромная часть русских оказалась в западном котле, правда, не в 13-м веке, а чуть позже, и, промыкавшись несколько веков, позднее оформилась как украинцы. Завидной их историческую судьбу не назовешь. В отличие от пожилых мусульман юные европейцы не были терпимыми ни в культуре, ни в религии. Славяне – рабы (по-английски Slav – «славянин», slave – «раб»), и только через рабский труд, подобно североамериканским неграм, им предстояло подниматься по культурной лестнице.
Судьба русских, готовящая нас к нашей исторической миссии, была другой: оказавшись «перелитой» из сравнительно небольшого русского котла в огромный ордынский котел, русской душе предстояло превратить ордынский котел в русский, превратить невообразимое множество самых разных народов, варившихся в этом котле, в русских. Зачем же ей было менять ордынский котел, за обладание которым с ней никто не конкурировал, на европейский, вокруг которого сгрудилось множество голодных и сильных едоков и где она рисковала остаться вовсе без пропитания? Самой обречь себя на голод, когда ей было приготовлено обильное угощение, – нет, такой аскетичной наша душа не была никогда. «Сдаться» Орде, чтобы самой стать Ордой, – таков был ее стратегический замысел. Поэтому-то Россия и не рвалась из Орды – она хотела сделать из Орды Россию.

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 22:29   Заявить о нарушении
Тогда-то, в 15–16-м веках, русский народ и превратился в сверхнарод (в андреевском понимании этого термина), а само слово «русский» приобрело новое, расширенное значение – такое, чтобы «русскими» могли стать и татары, и мордва, и коми, и ханты, и казахи... Всем им новая Россия «раскрывала объятия». Оттого и оказался таким огромным список знаменитых «русско-татарских» фамилий. Оттого и появляется на наших церквях под крестом полумесяц. Это уже потом, в очередном шовинистическом угаре, придумают, что крест над полумесяцем символизирует победу православия над исламом. На самом деле это символ союза православия и ислама, своего рода «серп и молот» 16-го века. И недаром американцы видят в русских церквях мечети. В это время ислам для православных и православие для мусульман не были исчадием ада. Это было время такой межконфессиональной гармонии, о которой сегодняшние экуменисты могут только мечтать.

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 22:32   Заявить о нарушении
Дорогой Вячеслав Омерович!
Традиционные историки придерживаясь версии прозападной во многом обрезали историю нашего государства, а посему наша древнейшая цивилизации остается пока куцей и много не стыковок в ней. Придет время и все станет на свои места.

Благодарю Вас!

Счастья и всего доброго!
искренне Владимир

Владимир Багаев   26.09.2010 22:40   Заявить о нарушении
Владимир.
Спасибо за отзыв.Но еаен выяснилось в недавнее время, Правители Золотой ОРДЫ, некоторые, то же пытались сблизиться с Европой, даже считали ОРДУ - Европейским образованием. Осебенно открыто , это продвигал Мамай... Задумайтесь, почему он был разбит, и кто противился объединению с Европой. Но это одна сторпона медали, вторая менее приглядна, нынешняя Украина, она ведь была когда то в Европе, но кем? Рабами, быдлом, как их называли.Чем все это кончилось, присоединением к России.Но вот Московское государство, наученное опытом, не торопилось в Европу. Что то потеряло, но больше приобрело. Та ситуация , мне напоминает сегодняшнюю, с "общим рынком" Похоже Россия так и не научилась мыслить реально. Что мы получим? Много низкосортного товара для спекуляции. А образовангие, его ж в "штопор " загнали.А в тех же штатах, говорят,вы русские, почему такие умные, начальник еще не закончил формулировать задание, а у вас уже решение готово, а Бывшие наши соотечественники говорят, нас так в нашей стране учили. И такое образование "УБИВАЮТ"

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 23:05   Заявить о нарушении
Дорогой Вячеслав Омерович!
Начало всему положил Император Петр,который вместо того, чтобы форточку приоткрыть в Европу, а он окно прорубил. Вот и тянет оттуда сквозняком уже неодну сотню лет,но сейчас кажется уже ураган все сметает с нашей земли... и мозги и людей...
Вл.

Владимир Багаев   26.09.2010 23:13   Заявить о нарушении
Вячеславу Кудякову:
"Это было время такой межконфессиональной гармонии, о которой сегодняшние экуменисты могут только мечтать." - к сожалению эта гармония не спасла (от слова пасти - прямое предназначение иерархий обоих конфессий) от культурного и экономического кризисов, а также и от кризиса государственности бывший Союз ССР.
Я согласен с Вами в части того, что "нет принуждения в религии и уже ясно обозначился прямой путь", что мусульманские и славянские народы щедрой рукой обогатили самобытность русской цивилизации, в том числе и украинцы и народы Кавказа и хазарские иудеи и народы Сибири.
Вячеслав Омерович, что Вы можете сказать как историк об явлении Смуты, описанном в данной работе? http://dotu.ru/2006/12/14/20061214political_distemper_in_russia/
С уважением.

Романенко Юрий   18.11.2010 23:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про минарет, колокольню Ивана Великого и Годунова» (Вячеслав Кудяков)

Спасибо за исторический рассказ, я узнала для себя много нового,интересного. С уважением. Татьяна.

Тара Мэй   21.09.2010 23:27     Заявить о нарушении
Очень рад, что Вам понравилось. Нового теперь появляется многое множество, но не всему верить можно. Прочел на днях "Другая история", и захотелось по этому творению выругаться.Вслух!!! Взяли манеру , как в Америке, все на слух принимать, ну как у нас в быту ОБС (Одна баба сказала) , а то что на самом деле было, может не очень красиво, под сукно. Это последнее в этом месяце, а за лето я разместил несколько подобных Эссе.Почитайте.( Раздел История и политика)

Вячеслав Кудяков   22.09.2010 20:01   Заявить о нарушении
Спасибо! Почитаю! С теплом.Татьяна.

Тара Мэй   22.09.2010 22:14   Заявить о нарушении
Удивительная особенность души русского народа: всю свою жизнь она захватывает души самых разных людей, превращая тем самым их «владельцев» в русских. Обрусение происходит незаметно, но необратимо: вытравить из себя русскость, после того как «заразился» ею – не важно, через любование русской природой, восхищение русским искусством или просто ощутив теплоту общения, – уже невозможно. Русскость в душе человек проносит, где бы он ни жил. С нею он и умирает.
Жадно «глотать» все новых и новых людей русская душа начала, едва появившись на свет. Уже самая ранняя русская история рассказывает нам, как одновременно с рождением русского народа исчезали его соседи – от воинственных варягов до мирных кривичей. Причина всех этих загадочных исчезновений была простой – исчезнувшие просто растворялись в русском котле. Но этой пищи нашей душе было мало. Ей был нужен котел больше – больше людей, которых можно было бы сделать русскими. Получить такой котел помогло ей так называемое «иго».

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 22:23   Заявить о нарушении