Про минарет, колокольню Ивана Великого и Годунова

Царь БОРИС

Борис Годунов родился в 1552 году. Отец Бориса, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу «Кривой» , был помещиком средней руки. По легенде, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы (как и Сабуровы) ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годунова служили боярами при московском дворе. Родился Борис  Годунов в Москве в 1552 году, место смерти семейная вотчина 1605 год.13 апреля.

После смерти отца в 1569 году Бориса взял в свою семью его дядя, Дмитрий Годунов. После введения опричнины и разделения страны на опричнину и земщину, Вязьма, в которой находились владения Дмитрия Годунова, перешла к опричным владениям. Незнатный Дмитрий Годунов был зачислен в опричный корпус и вскоре стал придворным. Дмитрий Годунов получил при дворе высокий чин главы Постельного приказа. По сообщению Станислава Жолкевского, Борис не умел ни читать, ни писать, но у него было довольно ума для дурного дела…»
Выдвижение Бориса Годунова начинается в 1570-х годах. В 1570-м он стал опричником, а в 1571-м был дружкой на свадьбе царя с Марфой Собакиной. В том же году Борис сам женился на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Малюты Скуратова. В 1578 году Борис Годунов становится кравчим. Еще через два года после женитьбы своего второго сына Фёдора на сестре Годунова Ирине Иван Грозный пожаловал Бориса званием боярина. Годуновы медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х — начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати.

Годунов был умён и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. В последний год жизни царя Ивана, Борис Годунов обрёл большое влияние при дворе. Вместе с  Б.Я.Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.
Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 марта 1584 г. Грозный, по свидетельству Д. Горсея, был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царём в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя. Кроме всего прочего именно Бельский был единственным, кто имел доступ к царской домашней аптечке, где хранились также и яды. Исаак Масса версию отравления царя комментирует так:
«… говорят, что один из вельмож, Богдан Бельский, бывший у него в то время в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом лекарство, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он в скорости умер; так ли это было, или иначе, известно одному Всевышнему»

Борис Годунов, победил боярского ставленника Симеона Бекбулатовича (который, впрочем, не сопротивлялся),  Годунов  был избран Земским собором и в 1598 году.
Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. С размахом осуществлялось церковное и городское строительство. По инициативе  Бориса  Годунова началось строительство крепостей в  «Диком поле» — степной окраине Руси.
В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны.
В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани, строились города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). Началось заселение и освоение опустевших земель к югу от Рязани (территория нынешней Липецкой области). В Сибири в 1604 году был заложен город Томск.
Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601   шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный   всяк   труд   дел человеческих в полех».(Побил мороз  плоды труда человеческого в полях)   В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Около 127 тысяч человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.
Богоявленский монастырь служил усыпальницей московских тысяцких Вельяминовых. Свой род вместе с родом Годуновых они вели от татарского мурзы Чета, который в 1329 году выехал из Орды на Русь. Путь в Москву проходил через костромскую сторону. Здесь мурзе было явление Богородицы, после чего он крестился под именем Захария и заложил Ипатьевский монастырь , который впоследствии стал усыпальницей Годуновых. Логично предположить, что и к строительству Богоявленского монастыря — усыпальнице Вельяминовых - Чет тоже приложил руку .
Выезд Чета из Орды в Москву никак не объяснён. Однако именно в это время Иван Калита повёл татарское войско на усмирение Твери, а сын или внук Чета стал московским тысяцким. И тут же в Кремле был заложен каменный звонница-столп (нижний этаж татарского «арооа его представлял собой церковь Иоанна Лествичника). Через 250 лет Борис Годунов достроил этот столп до башни-колокольни Ивана Великого. Она представляла (да и сейчас представляет) пятиярусную башню, в архитектурном плане- называемую "восьмерик на четверике".
Во времена Годунова на месте Ханского двора, где жили послы и баскаки, уже находился Чудов монастырь, в котором крестили только наследников престола. Чудов стал усыпальницей Юлиании — матери первой жены Ивана Грозного Анастасии Захарьиной. Род Захарьиных (и роды, идущие от него) также пошёл от Чета, крестившегося под именем Захария. Все его представители имели места в царских усыпальницах.
Фамилия Годуновых впервые появляется в Разрядных книгах 1515 года — воевода Василий Григорьевич Годунов. Потом в роду Годуновых были два царя, бояре, дворецкие, конюшие, окольничие, думные дьяки и кравчие. После воцарения Романовых Годуновы служили стольниками и московскими дворянами. Среди них было много деятельных людей. Например, Семен Николаевич Годунов в 1600 году помогал Борису в борьбе с Романовыми. Позже он ездил в Астрахань и заключил союз о службе на Руси ногайского хана Иштерека. После низвержения Годуновых он был задушен в Переяславле.  (В те времена такая смена декораций , из  царей в  прислугу, было вполне приемлемо и не обидно. Все привилегии у рода все же оставались)
Воевода Иван Иванович Годунов в 1610 году попал в плен к самозванцу, присягать отказался и был сброшен в Калуге с башни, но остался жив. Тогда его бросили в реку. Он ухватился за край лодки, и Михаил Бутурлин, отсёк ему пальцы на глазах у жены.
Воевода Матвей Михайлович  ходил с Борисом под Серпухов против крымских татар. Потом он стал воеводой в Тобольске. Этот город был особенно любим Годуновыми. В Тобольск царь сослал опальный колокол из Углича, где погиб последний Рюрикович Дмитрий. Именно Борис велел доставить в Москву семью хана Кучума. И вообще, как свидетельствуют историки, "он издавна понимал толк в делах сибирских". В окружении самого Годунова было пять царевичей.
В облике Московского и Казанского кремля много общего киргизский.Шемахинский, сибирский, хивинский и сын Кабулипа.
Ещё при Иване Грозном Годунов развернул широкое строительство по всей территории Российского царства. Он строил крепости и храмы в Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани. Возобновил Курск, возвёл Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, Оскол. Поставил каменные стены Смоленска. Но на века прославила Бориса только колокольня Ивана Великого, надстроенная по его приказу Боном Фрязиным из двухъярусного столпа церкви Иоанна Лествичника. Высота её 81 метр, она стала главной дозорной башней Кремля, с которой обозревались окрестности в радиусе 30 километров. Никакой необходимости в столь высоком сооружении тогда не было. Местность вокруг Москвы была густо заселена, и высматривать с башни крадущегося врага просто не требовалось. Тогда зачем же она понадобилась? Народ объяснил себе это просто: был голод, царь не хотел, чтобы люди получали хлеб даром, и заставил их работать4. И всё бы хорошо в этом объяснении, если бы не форма Ивана Великого, никогда прежде в исконно русских городах не встречавшаяся... В это же время (начало XVII века) в Казани было 20 церквей и 5 монастырей. Все - каменные и большей частью перестроенные из мечетей. В 1555 году по приказу Ивана IV в Казань прибыли 200 псковских каменщиков, возглавляемые Яковом Посником и Иваном Ширяем . Под руководством этих мастеров и были отстроены Казанский кремль, башни, соборы и церкви. Работы было много, а средств и людей мало. Поэтому-то при строительстве и воспользовались фундаментами мечетей или перестроили сохранившиеся. В результате христианские храмы Казани и другие сооружения сохранили неповторимый "мусульманский окрас". Но ещё "удачнее" оказалась судьба минаретов. Теперь уже не узнаешь, кому первому пришло в голову не ставить рядом с каждой казанской церковью звонницу, а приспособить под неё минареты. Тем более функциональное содержание минаретов и звонниц было одинаковое: созывать на молитву верующих. Но идея эта прижилась не только в Казани, и с XVI века -сначала в Москве, а потом и по всей России - колокольни-минареты вытесняют звонницы. А век спустя церковь без колокольни уже и не мыслится. Больше того, даже некоторые церкви приобретают явные черты минаретов. Например, устремившаяся в небо, стройная Коломенская церковь, вошедшая в первую десятку мировых памятников ЮНЕСКО. Даже русский не отыщет в ней следов приземистого русского храма. Аналогичным образом "вдруг" вытягиваются и становятся круглыми многие башни и самого Московского кремля, а одна из них получает название Беклемишевская, однозначно указывая на своё татарское происхождение.
До IX века колоколов в христианских храмах Византии не было. Родина колоколов — Тибет, происхождение — языческое (чтобы отпугивать злых духов), в Европу их принесли тюрки во времена великого переселения Народов (III — VI вв.). Первый Кёльнский поместный собор установил, что колокольный звон, призывающий христиан к молитве, распугивает бесов и побеждает силы воздуха и духов грозы, а первый колокол зазвучал в Европе в VIII веке.
Сами христианские храмы в привычном нам виде тоже появились не сразу. Первый христианский храм - Сионская "вечеря" - находился в обычном доме. Таким же был дом и евангелиста Марка. После совершения обряда дом становился храмом, где запрещались бытовые работы. Местами молитвенных собраний были также усыпальницы мучеников. Только со второй половины III века стали строить отдельные здания храмов, ещё не отличающиеся целевой архитектурой. Типичный храм тех времён — каменная ограда, внутри бассейн-фонтан для омовений и церковь. Нередко в храмы превращались языческие капища и бывшие царские дворцы - базилики. Разнообразной была и форма зданий: продолговатая в виде корабля, восьмиугольная, круглая, в виде звезды или креста.
Много похожего можно сказать и о первых мечетях. Для зданий использовались типичные арабские жилища, в которых центральную роль играл открытый (или крытый куполом) двор. Первые мусульмане молились и на кладбищах, впоследствии превратившихся в религиозно-архитектурные комплексы-ансамбли. Мечетями становились базилики и языческие капища. Самый яркий пример -  святилище Кааба в Мекке. Формы первых мечетей также разнообразны - килевидные, подковообразные, прямоугольные, кубовые.
До X века церкви и мечети имели не только купола (символ неба), но и дву - четырехскатные крыши. Ни колоколен, ни минаретов ещё не было.
Интересно происхождение минарета. Впервые он появился при строительстве мечети Омейядов в Дамаске. Она была построена на фундаменте римского храма, который уже был использован для постройки византийской церкви. Римский храм имел на каждом углу башню и, вероятно, больше напоминал крепость, нежели культовое здание. Архитектору эта идея понравилась, он решил и для мечети построить четыре башни на римском фундаменте. Постепенно вошло в обычай созывать верующих с башни. С тех пор мечеть стала немыслима хотя бы без одного минарета.
Колокольни появились гораздо позднее. Византии и на Руси прихожан созывали Ударом в било или клепало. Затем появились звонницы -сначала в виде козел, которым привязывали колокола, потом - в виде невысокой кирпичной стены с арочными проёмами для подвешивания на балках колоколов.
Ко времени принятия ислама в Поволжье (922 год) относилась главная мечеть алъ - Джами - аль-Кабир города Биляр - самый северный пример исламской архитектуры дворового типа. Это бревенчатое сооружение с массивными башнями по углам и пирамидальной крышей, увенчанной большим световым фонарём. Посреди колонного зала располагался водосборный бассейн для ритуальных омовений.
Спустя некоторое время к мечети пристроили здание из белого камня, а на расстоянии 1,5 м — приземистый срубный минарет с шатровой вышкой. Рядом с мечетью возвышался двухэтажный кирпичный дом, в котором, скорее всего, жил имам-хатип со своей семьей. Этот дом отапливался горячим воздухом, который нагонялся под пол и в стены. Общая площадь Соборной мечети составляла 2300 м. - крупнейшее здание в Восточной Европе того времени, вполне сопоставимое с самыми крупными мечетями Передней Азии. Возможно, её строили под руководством арабов, приехавшим в Булгарский эмират дать образцы мусульманского храмового зодчества. По своему духу эта мечеть наиболее близка    Дербетской VIII -             X веков, выстроенной в сирийском стиле. Формой же своей мечеть напоминала базилику с многоскатной крышей. (В Киевской Руси такая форма называлась "закомарной".) Подобно первому храму Киевской Руси - Святой Софии - образ огромной столичной мечети, которую освятили посланцы халифа всех правоверных, отразился на всех древних мечетях в Булгарии, но с учетом местных традиций.
Что касается минарета при каменном здании, то он заметно отличался от арабских и турецких. Башня минарета была массивная, без открытой галереи на площадке для муэдзина (азанчи). В отличие от турецких, она на полтора метра отстояла от здания мечети. Нижняя часть этого минарета (сохранившаяся до наших дней) представляла собой куб со срезанными верхними углами, стрельчатая арка на западной стороне была богато украшена. Сам вход, расположенный на северной грани, был приподнят на два метра от земли, чтобы избежать зимних заносов и весенних распутиц.
Несохранившийся минарет деревянного здания мечети представлял собой надстройку над крышей. Подобный ему можно увидеть на мечети, построенной в начале XX Века, села Верхние Берези Арского района. -Здесь минарет также расположен на крыше строения и увенчан восьмигранным шатром.
Ранние деревянные минареты Волжско-Камского бассейна состояли из одно -  двухъярусного стержня, закрытой площадки провозглашения азана и высокого венчающего шатра с полумесяцем. Вытягивание их вверх произошло в Поволжье уже в османский период, но у крымских татар раньше. Таков, например, минарет мечети-медресе Узбека в Старом Крыму, построенный по приказу золотоордынского хана Узбека в 1314 году. Другие золотоордынские минареты XIV века строились аналогично  булгарским и декорировались имитацией куфических надписей на середине высоты. Среди них часто встречались минареты цилиндрической формы на кубическом основании кирпично-каменной кладки.
В основании практически всех минаретов - в том числе и круглых, и утончающихся в высоту, и построенных в несколько ярусов с балкончиками - неизменно положен куб. И верх минаретов повторяется: восьмерик на четверике, затем барабан-цилиндр и шатровый восьмигранный купол.
Восьмигранник - одна из основных форм тюркской архитектуры, так как наиболее близка к кругу. Подобным образом строились курени -семейно-родовые жилища тюрков: максимальный объём площади при минимальном периметре. Почему восьмигранник опирается на куб? -символических объяснений этому пока нет. Может быть, восьмигранник (символ рода) покоится на основании веры, символом которого стало святилище Кааба? В архитектурном строительстве восьмерик на четверике необходим, прежде всего, как основа для мощного купола или шатра. Но вот способ перехода от куба к восьмерику - через выдвинутые тромпы - это ещё древний булгарский прием, использованный в Черной Палате Биляра.
В конце XII, и в первой половине XIII веков,  Булгарские зодчие строили (или помогали строить) многие русские храмы в расположенных по соседству Владимиро - Суздальском и Новгородском княжествах. В результате на Руси появились две новые формы церквей - соборная   и башенная . Белокаменные и плинфовые башни с использованием булгарских кирпичей весом около шести килограммов появились во всех крупных городах Северо-Восточной Руси. Все они имели кубовидную форму и были увенчаны единственной луковицей. За ответом, откуда она взялась - далеко ходить не надо. Точно такая же световая башня находилась по центру первой деревянной мечети Биляра, построенной, по анализу археологов, до 922 года. Выбеленные или белокаменные стены этих храмов с внешней стороны украшает богатая пластика: ковровый орнамент со скульптурами святых в наружных нишах. Изображения людей не сразу были запрещены в исламе, так что вполне возможно и сами соборы и скульптуры делали одни и те же мастера. К тому же скульптуры эти изображают ветхозаветных пророков, признаваемых исламом.
Но вместе с тем стали появляться церкви башенного типа, внешним видом своим как бы устремившиеся в небо. Таков, например, знаменитый храм Покрова-на-Нерли (опять-таки в первоначальном виде). Только слепой не увидит здесь практически все признаки раннего минарета. В послемонгольский период плинфу на Руси сменил брусковый кирпич, но башенная форма при постройке церкви сохранилась до наших дней.
Поэтому можно с большой долей уверенности предполагать10, что русские соборы имели своим прообразом мечеть, а русские башенные церкви - минарет.
В средние века мусульманское строительство существенных изменений не претерпело. В Поволжских улусах Золотой Орды мечети и минареты хранили свой местный стиль, лишь несколько подправляемый архитектурной модой, шедшей из исламских центров. Пример тому - Гостинодворская церковь в Казани, переделанная из мечети. Она имеет вид куба со стоящим на ней восьмериком, покрыта мощным восьмискатным шатром из ярко-зеленой глазури. Опора восьмерика на четверик опять-таки решена за счёт тромпов.
Колокольни при православных храмах, как уже говорилось, появились после завоевания Казанского ханства, в котором минареты были переделаны под колокольни. Подобную практику можно наблюдать не только в России, но, например, и в Испании: колокольня Севильского собора — бывший минарет.
После присоединения Казани к Москве мусульманское население выселялось в глухие места или само бежало в леса, спасаясь от насильственного крещения. Там тоже строились мечети — деревянные, замаскированные под жилые дома. Подобную мечеть описал путешественник Георги: "Молебные храмины в деревнях походят на самые худые хижины, у которых вместо башен сделаны перила и с сего места скликают мирян на молитву". А рядом с ними или в соседних селах вставали колокольни. Произошёл как бы процесс возвращения: выйдя из Казани, минарет дошёл до Москвы и вернулся обратно.
Вот такими неисповедимыми путями через внешние проявления шло проникновение булгаро-татарско - исламской культуры на Московскую Русь. И впоследствии это ещё не раз отразилось на всей культуре Российской империи.
Насильственное крещение татар в XVI — XVII веках вызвало множество восстаний и военных столкновений. В походы на мусульманское  Поволжье ходили многочисленные войска, в которых было немало татарских ратников. Воеводами этих походов нередко бывали потомки татарской знати или татарские царевичи, ставшие русской знатью. Было среди татар и духовенство. Знаменитый патриарх Гермоген, пожертвовавший жизнью за спасение России в Смутное время, тоже был татарского происхождения. Татарское окружение Ивана IV, потомка Мамаева рода,   Бориса Годунова, потомка мурзы Чета, — верхушка царской власти - участвовало во всех процессах государственной жизни. Одним из близких друзей и сподвижников Ивана IV, был мурза Енгалычев. Именно он  организовал  успешное взятие Казани, а  позже помог присоединить Астрахань. Татары основывали русские монастыри, выходцы из татарских родов становились воеводами, наместниками, священнослужителями в бывших Казанском и Астраханском ханствах, а позднее - и во всех губерниях Российской империи. Что же удивляться, что и культуры обеих наций сливались в одну?
Отдельный разговор о различиях вер. Служилым татарам-мусульманам приходилось участвовать в военных походах против единоплеменников в Крыму и в Сибири, хотя большинство из них защищали и отстаивали Россию на Западе в бесконечной череде Ливонских войн. За преданность и добросовестную службу их награждали землями-вотчинами. К примеру, в Костромском княжестве среди вотчинников было не менее половины татар -крещёных и мусульман; из последних таковы приближённые к Ивану Грозному Адашевы. Однако розданные земли стали весомым аргументом в борьбе за выбор веры, вотчинники-мусульмане владели русскими и барскими сёлами, большинство населения которых состояло из крещёных земледельцев. Подобное положение долго длиться не могло ,и грозило непредсказуемыми последствиями помещик-мусульманин не мог быть терпим как господин христиан не столько самими крестьянами, сколько попом ближайшей церкви. Поэтому в 1628 году появился царский указ об изъятии русских и крестившихся нерусских крестьян у помещиков-мусульман. Многим татарским помещикам тогда пришлось вынужденно креститься, а за ними последовали и их некрещёные крепостные. Но и этого оказалось недостаточно, ибо существовали помещики, у которых вся челядь поголовно исповедовала мусульманство. Тогда в 1681 году был принят указ об изъятии самих вотчинных поместий у не крестившихся татар. В результате этих мер татарское дворянство вынужденно приняло новую веру и слилось с русским, а впоследствии, через многочисленные браки, сильно обрусело, сохранив зачастую лишь фамильную память основателя рода. Правда, если судить по высшей знати (а других данных нет), и в этой ситуации потомки татар предпочитали родниться между собой.

Результатом такого многовекового сожительства православия и мусульманства стала взаимная веротерпимость, уважение друг друга и отказ от национализма . Примером может послужить мечеть в Санкт-Петербурге, построенная в 1910-1914 годах, действующая и ныне. Её архитектура сохранила особенности булгаро - татарского стиля: прямоугольное здание, купол, две башни-минарета. Изменились только строительные материалы: купол возведен из железобетона, стены мечети облицованы гранитом серого цвета. Сегодня служитель этой мечети, широко посещаемой не только татарами, но, как крупный культурный центр, и людьми разных национальностей, говорит: "Не стоит удивляться, что люди избирают веру, отличную от той, которая традиционна   для их национальности. Все религии слишком связаны между собой. В Коране можно найти не одно высказывание Иисуса Христа. Все ветхозаветные пророки — Авраам, Моисей - строили здание духовной чистоты. Пророк Мухаммед сказал: "Я есть тот самый, который положит последний камень.
Мечети изначально были центрами просвещения, образования и напутствия к праведной жизни. При мечетях существовали высшие мусульманские училища. Для тех, кто не мог позволить себе получить высшее образование, существовали школы начального образования. Среди оседлых мусульман практически не было неграмотных. У самых бедных мусульман хранились и перечитывались Коран, Эфтиек- (седьмая часть Корана), толкования Корана, редкие книги и рукописи по естествознанию, истории, языкознанию.                В период насильственного крещения Коран или выписки из него по просьбе владельца клали в могилу .                В самых бедных деревнях мулла ходил по домам и учил детей.
Эта практика духовного образования по заветам Корана (обязанность каждого мусульманина достигать знания) в русских храмах проявилась в виде церковно-приходских школ, а на более высоком уровне - в виде семинарий. Они появились в процессе тесного соприкосновения с татарской культурой, которая во многом шла из исламских центров, окрашиваясь в местный северный колорит . Нет никаких сомнений, что и будущая духовная культура России достигнет расцвета под звон и пение, несущиеся с высот колоколен-минаретов. Этот процесс логичен и естественен. Ненормально будет, если он окажется другим.


Рецензии
Дорогой Вячеслав Омерович!

Да история государства Российского многолика и впитала в себя многое от сопредельных народов, в том и сила нашего народа,здесь как в котле переварилось многое и переплелось,хотя самобытность и сохранилась.

Благодарю за экскурс в историю.
Счастья и удачи!
искренне Владимир

Владимир Багаев   25.09.2010 15:03     Заявить о нарушении
В отношении «ига» мы во власти мифов даже больше, чем во всей остальной истории. Конечно, тем, кто хотел доказать «европейскость» России, нужно было назвать это время «игом» и придумать историю о том, как в первой половине 13-го века Русь была оккупирована иноземным агрессором – монголами, как потом она промучилась под варварским игом не менее двухсот лет, и даже о том, как героически, «грудью» Россия заслоняла эти страшные двести лет от ужасных татар культурную Европу.
В принципе, если закрыть один глаз, прищурить другой, нагнуть голову к коленке и оттуда посмотреть на историю, «иго» можно увидеть и таким образом. Но без подобных стараний русская история 13–15-го веков видится иначе.
Если отвлечься от того, что, когда нас завоевывают, это «оккупация», а когда мы – «расширение границ», Батыя можно сравнить, например, с Иваном Грозным или Сталиным, когда первый подчинял себе Новгород и Казань, а второй – скажем, Прибалтику. Главным в «иге» было не то, что нас завоевали, а то, что мы, множество мелких «Россий» – крошечных государств с одинаковым языком и одинаковой религией, – стали частью гигантского централизованного евразийского государства: русские княжества вошли в ордынское царство (летописи называют правителей Орды царями, а иногда и цезарями, то есть императорами, в то время как русских правителей – только князьями). Конечно, это не могло произойти бескровно, но нашествие Батыя было далеко не самым кровавым эпизодом в русской истории. Вряд ли жестокость монголов была страшнее жестокости, с которой удельные князья обрушивались друг на друга. Впрочем, это-то как раз и не так важно. Потому что если сам процесс вхождения в централизованное государство, конечно, был болезненным (другим он быть и не мог), то назвать «мучениями» жизнь русских под «игом» нельзя никак.
Сейчас уже предпринимаются (и даже не единичные) попытки посмотреть на «иго» непредвзято. Что было больше – дань, которая уходила в Орду, или те поборы, которыми обложили крестьянина «свои» помещики-крепостники или «своя» сталинская советская власть? Чье «иго» было более «иговым»? Дань была совсем небольшим налогом, уплачиваемым «царю» за спокойную жизнь в сильном государстве: за мир, за безопасность границ (европейцы и помыслить не могли напасть на Орду), за внутренний порядок, за обуздание своеволия и произвола «своих», которые бывали хуже любых иноземцев, – в общем, за те условия, в которых могли расти и крепнуть государственные институты будущей Московии, русское православие, русское самосознание и русская культура. Под «игом» Россия пережила высочайший взлет искусства, пик русской иконописи: Феофан Грек, Рублев, Дионисий... Другими словами, «иго» создало Россию. Интересное же это было «иго»!
Поэтому-то мы и не видим (хотя нас и приучили так думать), чтобы русские люди 14-го века хотели избавиться от «ига» или хотя бы чувствовали себя под игом. Конечно, были и «сепаратисты» – и «самостийщики», и «западники» (они-то и получили вместо мнимого монгольского «ига» более чем реальное польское). Были и те, кто хотел большей власти и большего богатства. Кому-то нужно было больше «свободы» для своего «я хочу». У кого-то просто кружилась голова от чужого подстрекательства. Все это мы видим и у сепаратистов сегодняшних. Но, естественно, было и очень много людей, которые понимали пользу «ига» и которые чаще всего умели остудить горячие головы и окоротить корыстный авантюризм.

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 22:27   Заявить о нарушении
Нас приучили и мы привыкли видеть то, что было гражданской войной, как войну национально-освободительную. И при этом мы перестаем обращать внимание на факты. Например, как само собой разумеющееся, мы считаем Куликовскую битву кульминацией русской борьбы за освобождение от ига. Но факты говорят совсем о другом. Узурпация власти Мамаем и его прозападная ориентация привели Орду к кризису, который вылился в гражданскую войну. (Впрочем, «заслуга» Мамая здесь не так уж и велика – к кризису Орда пришла бы во всяком случае.) Естественно, русские как граждане единого государства – Орды – не остались в стороне, хотя и не выступили единым фронтом: часть русских поддержала Мамая. И Куликовская битва была не кульминацией освободительной войны русских против татар, а кульминацией внутриордынской, гражданской войны. И победа в ней для русских означала укрепление позиций не в борьбе с Ордой, а внутри Орды. Этой победой русские обозначили рост своей силы и, значит, своих претензий на лидерство в Орде. Поэтому Тохтамыш – единственный настоящий победитель в Куликовской битве, которого поражение Мамая привело к власти в Орде, – и накинулся так яростно на недавних союзников, которым он был в значительной степени обязан троном. Чтобы укрепить свою власть, ему нужно было уничтожить бывших друзей. Так же, как через много веков Сталин будет расправляться с Каменевым, Зиновьевым, а затем и со всеми другими своими союзниками по борьбе с разными врагами.

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 22:28   Заявить о нарушении
Ростом своей силы в 14–15-м веках русские обязаны очень сильной Вспышке.
Она была настолько сильной, что принесенные ей изменения многим вообще кажутся началом России и русских. Так видит русскую историю, например, Гумилев, считающий Киевскую Русь частью истории не русских, а славян. Конечно, он прав в том, что ясно мы видим русскую историю только с начала Московии и только с этого времени Россия становится похожей на современную (так же, как Европа становится похожа на современную Европу только со времени Возрождения). Но «московиты» – это не новые люди; они такие же, какими были подданные Ольги и Мономаха. Конечно, они подросли, но и подросшая их душа сохраняет те черты, которые были присущи русской душе от рождения. Четырнадцатый век продолжал работу по плану, который был сформирован в девятом, – работу, продолжающуюся и сегодня. Наша точка отсчета – дохристианские времена. Потому «языческие» мотивы и звучат в веселой радости омытого дождем мира во фресках Дионисия, так же как через пятьсот лет они будут звучать в операх Римского-Корсакова, а еще через сто – в фильмах-сказках советских времен. Более того, сделанное до 14-го века даже нельзя считать закладкой фундамента. С самого начала русское строительство было полноценным, и третий этаж нашего дома лучше первого только тем, что он ближе к нашему пятому.
Вспышка 14–15-го веков придала русскому движению характер поступи и погнала нас дальше – Вверх и в историю. Но это «дальше» вовсе не было из Орды. Отложиться от Орды, «уйти на запад» вместе с Литвой в конце 14-го и особенно в первой половине 15-го века у России было множество возможностей. Правители Орды не могли этому помешать. А кроме того, уход России отвечал их сиюминутным политическим интересам, и им не было смысла ему препятствовать.
Так Ельцин не только не пытался удержать Украину, но и подтолкнул к выходу Белоруссию и Казахстан с единственной целью – устранив сильных конкурентов, укрепить, насколько это было возможно, власть над тем, над чем ее можно было укрепить. В рамках той же логики был и его «парад суверенитетов».
Правителям Орды в целях укрепления власти тоже было бы даже желательно «отпустить» Россию. Но Россия из Орды никуда уходить не собиралась. Она оставалась в Орде, фактически, до конца. И это не то что несмотря на рост русского самосознания, а именно благодаря этому росту. Потому что русское самосознание росло не как узкоплеменное, а как наднациональное. Русские не воспринимали себя больше только обитателями княжеств Владимирской Руси. В том-то и все дело, что они чувствовали себя гражданами великого государства. Это государство нужно было сохранить. И мало того – его нужно было сделать русским.
Тем более, что, кроме русских, сохранить его после тех ударов, которые нанес Орде Тимур, также пытавшийся восстановить государство Чингисхана, было некому.
В 12–13-м веках в Евразии образовались два котла с расширяющимися стенками, подобные тем гигантским котлам, в которых Римская империя варила в Средиземноморье культуру-II, а халифат на всем юге Центрального мира – культуру-III. Один из образовавшихся котлов был западноевропейским, другой – монгольским. Но их функции в истории были совершенно разными. Западная Европа вела Центральный мир вперед, в культуру-IV. А монгольский котел обеспечивал для уже переживших свое звездное время центров культуры-III – Китая и востока халифата – возможность поднять в культуру-III народы северо-востока Евразии, включая и русских.
Не нужно даже вводить запретное для историка сослагательное наклонение и спрашивать, что было бы, если русские попали в западный котел. Известно, что стало с теми из русских, кто в самом деле угодил туда. Огромная часть русских оказалась в западном котле, правда, не в 13-м веке, а чуть позже, и, промыкавшись несколько веков, позднее оформилась как украинцы. Завидной их историческую судьбу не назовешь. В отличие от пожилых мусульман юные европейцы не были терпимыми ни в культуре, ни в религии. Славяне – рабы (по-английски Slav – «славянин», slave – «раб»), и только через рабский труд, подобно североамериканским неграм, им предстояло подниматься по культурной лестнице.
Судьба русских, готовящая нас к нашей исторической миссии, была другой: оказавшись «перелитой» из сравнительно небольшого русского котла в огромный ордынский котел, русской душе предстояло превратить ордынский котел в русский, превратить невообразимое множество самых разных народов, варившихся в этом котле, в русских. Зачем же ей было менять ордынский котел, за обладание которым с ней никто не конкурировал, на европейский, вокруг которого сгрудилось множество голодных и сильных едоков и где она рисковала остаться вовсе без пропитания? Самой обречь себя на голод, когда ей было приготовлено обильное угощение, – нет, такой аскетичной наша душа не была никогда. «Сдаться» Орде, чтобы самой стать Ордой, – таков был ее стратегический замысел. Поэтому-то Россия и не рвалась из Орды – она хотела сделать из Орды Россию.

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 22:29   Заявить о нарушении
Тогда-то, в 15–16-м веках, русский народ и превратился в сверхнарод (в андреевском понимании этого термина), а само слово «русский» приобрело новое, расширенное значение – такое, чтобы «русскими» могли стать и татары, и мордва, и коми, и ханты, и казахи... Всем им новая Россия «раскрывала объятия». Оттого и оказался таким огромным список знаменитых «русско-татарских» фамилий. Оттого и появляется на наших церквях под крестом полумесяц. Это уже потом, в очередном шовинистическом угаре, придумают, что крест над полумесяцем символизирует победу православия над исламом. На самом деле это символ союза православия и ислама, своего рода «серп и молот» 16-го века. И недаром американцы видят в русских церквях мечети. В это время ислам для православных и православие для мусульман не были исчадием ада. Это было время такой межконфессиональной гармонии, о которой сегодняшние экуменисты могут только мечтать.

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 22:32   Заявить о нарушении
Дорогой Вячеслав Омерович!
Традиционные историки придерживаясь версии прозападной во многом обрезали историю нашего государства, а посему наша древнейшая цивилизации остается пока куцей и много не стыковок в ней. Придет время и все станет на свои места.

Благодарю Вас!

Счастья и всего доброго!
искренне Владимир

Владимир Багаев   26.09.2010 22:40   Заявить о нарушении
Владимир.
Спасибо за отзыв.Но еаен выяснилось в недавнее время, Правители Золотой ОРДЫ, некоторые, то же пытались сблизиться с Европой, даже считали ОРДУ - Европейским образованием. Осебенно открыто , это продвигал Мамай... Задумайтесь, почему он был разбит, и кто противился объединению с Европой. Но это одна сторпона медали, вторая менее приглядна, нынешняя Украина, она ведь была когда то в Европе, но кем? Рабами, быдлом, как их называли.Чем все это кончилось, присоединением к России.Но вот Московское государство, наученное опытом, не торопилось в Европу. Что то потеряло, но больше приобрело. Та ситуация , мне напоминает сегодняшнюю, с "общим рынком" Похоже Россия так и не научилась мыслить реально. Что мы получим? Много низкосортного товара для спекуляции. А образовангие, его ж в "штопор " загнали.А в тех же штатах, говорят,вы русские, почему такие умные, начальник еще не закончил формулировать задание, а у вас уже решение готово, а Бывшие наши соотечественники говорят, нас так в нашей стране учили. И такое образование "УБИВАЮТ"

Вячеслав Кудяков   26.09.2010 23:05   Заявить о нарушении
Дорогой Вячеслав Омерович!
Начало всему положил Император Петр,который вместо того, чтобы форточку приоткрыть в Европу, а он окно прорубил. Вот и тянет оттуда сквозняком уже неодну сотню лет,но сейчас кажется уже ураган все сметает с нашей земли... и мозги и людей...
Вл.

Владимир Багаев   26.09.2010 23:13   Заявить о нарушении
Вячеславу Кудякову:
"Это было время такой межконфессиональной гармонии, о которой сегодняшние экуменисты могут только мечтать." - к сожалению эта гармония не спасла (от слова пасти - прямое предназначение иерархий обоих конфессий) от культурного и экономического кризисов, а также и от кризиса государственности бывший Союз ССР.
Я согласен с Вами в части того, что "нет принуждения в религии и уже ясно обозначился прямой путь", что мусульманские и славянские народы щедрой рукой обогатили самобытность русской цивилизации, в том числе и украинцы и народы Кавказа и хазарские иудеи и народы Сибири.
Вячеслав Омерович, что Вы можете сказать как историк об явлении Смуты, описанном в данной работе? http://dotu.ru/2006/12/14/20061214political_distemper_in_russia/
С уважением.

Романенко Юрий   18.11.2010 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.