Рецензии на произведение «В чём смысл жизни?»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Уважаемый Николай. Вы великолепно знаете Священное Писание, и многое для меня прояснили в ее истолковании. В частности о незавершенности человека и его альтернативности. Это вполне согласуется с моими представлениями, основанными на идеях И. Ефремова, Шри Ауробиндо и Т. де Шардена. Позвольте кратко изложить мои представления о смыслах жизни, которые, отнюдь, не претендуют на абсолютность.
Смысл жизни – это системное понятие в системе Человека, а по теории систем его нельзя разрешить в рамках этой системы. Бог – надсистемное понятие, но его недостаточно для разрешения этого вопроса. Это видно из приведенных Вами фактов о том, что Библия и богословская мысль ограничиваются общими утверждениями, оставляя суть проблемы на усмотрение каждого. Масштабы мышления большинства людей пока остаются в рамках отдельных конфессий, претендующих на "своего истинного" Бога.
С самого начала следует принять, что проблема Смысла есть проблема Целого и надо принять мир весь, как он есть, и тогда это проблема времени. Это этапная проблема постепенного раскрытия Замысла в ходе эволюции Знания, в том числе и осознания Бога. По моим представлениям смыслы жизни – это ценности, находящиеся в центре Души или вселенной смыслов личности (ВСЛ) или аксиосферы. По универсальной философии (УФС) на данном этапе антропогенеза, понимаемый смысл жизни складывается из трех составляющих: личного, общего и высшего.
Личные ценности: познание, любовь и творчество(счастье); общие или всечеловеческие: жизнь, любовь и разум(симбиоз народов); высшие надчеловеческие – это наш первородный долг или грех перед биосферой из которой мы вышли и которой обязаны служить, как мозг, разумно ей управляющий. Высшая задача Человека на данном этапе – создать научно организованное общества (НООсферу), а следующий этап будет раскрыт в ходе создания этого этапа. Это этапы взросления человека и приближения к божественности, как и утверждал Шри Ауробиндо. Социальный аспект смыслов изложен в эссе «Миссия Человека» на моей страничке. С уважением. Геннадий.
Геннадий Мельников 01.04.2016 17:51 Заявить о нарушении
Доброго времени суток!
"Времени было мало" (или много?) потому ответ получился длинным(?)
Беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым "...о цели христианской жизни..." http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/seraphim-motovilov.htm
С уважением,
Рафаил Кадыров 01.07.2013 04:24 Заявить о нарушении
О призывах преподобного Серафима Саровского стяжать Духа Святого я конечно знал, и про эту беседу слышал - но прочитал её впервые.
А "времени было мало - и потому ответ получился длинным" - это шутка в письме кого-то из великих. Действительно, чтобы ответить кратко, надо долго обдумывать ответ. А тут у меня получился свободный "поток сознания"...
Николай Шошунов 01.07.2013 07:41 Заявить о нарушении
Рафаил Кадыров 02.07.2013 12:45 Заявить о нарушении
"Не ищите смысла жизни, его нет", - сказал ОШО... и он прав, для меня смысл жизни за жизнь менялся несколько раз, и, думаю, не раз еще изменится, с уважением, Елена Зайцева
Елена Зайцева Коревина 02.05.2013 06:54 Заявить о нарушении
Николай, Вы очень хорошо раскрыли многие кажущиеся противоречия в Библии, которые церковь объяснить не может и не хочет.
Касаемо стихов об образах и подобиях церковь признать не хочет, что они о разных людях. А у Вас объяснено. Здесь имею схожее мнение. Мужчина и женщина, Адам и Ева были сотворены "по образу Своему". А "по образу Нашему и по подобию Нашему" человек сотворялся на протяжении всей истории человеческой. И это Иисус Христос, точнее Его Святой Дух. И не одним Богом, а в сотворчестве.
Насчет того, что человек станет Богом также истинно. Я думаю, что Богом станет в свое время любой живущий или живший человек. Христос это не только Сын, Он еще и путь. Надо только пройти этот путь.
С уважением
Михаил Гарнов 15.01.2011 19:59 Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил!
Николай Шошунов 15.01.2011 20:17 Заявить о нарушении
Спаситель 17.01.2011 12:53 Заявить о нарушении
Николай Шошунов 17.01.2011 15:08 Заявить о нарушении
Спаситель 17.01.2011 15:22 Заявить о нарушении
Апостол Павел специально разъясняет, что смерть и воскресение Иисуса Христа и людей - однократны. "Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога" (Рим 6:8-10). "Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Ев 9:24-28).
Николай Шошунов 23.01.2011 11:16 Заявить о нарушении
Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием.
Неправо умствующие говорили сами в себе: "коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша - прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается.
Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным.
Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами - обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет".
Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.
А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.
Конец цитаты. Прокомментирую ещё по поводу "они воссияют, как искры". Когда Кирилл и Мефодий переводили Евангелие, они запнулись на греческом слове "анастасис", которое в славянских языках не имело эквивалента. Тогда они, возможно, опираясь на вот эту метафору из Книги Премудрости, придумали неологизм - "воскресение". Слово это имеет ту же славянскую основу, что и слово "искра", а также "кресало" - инструмент для высекания искр и зажигания огня. В прямом смысле "воскресение" означало "повторное зажигание потухшего огня путём высекания искр кресалом".
Николай Шошунов 23.01.2011 13:25 Заявить о нарушении
Николай Шошунов 23.01.2011 19:04 Заявить о нарушении
благодарю
Спаситель 24.01.2011 08:24 Заявить о нарушении
Жизнь к смыслу не свести. Смысл может быть у бетона, у ломика, ключа, замка... А у жизни — нет, потому что она куда больше...
Рустэм Юлдашев 09.01.2011 14:59 Заявить о нарушении
То, что жизнь больше её смысла, вовсе не значит, что этого смысла у неё нет. Ведь то, что вы больше своего имени, не значит, что у вас нет имени.
У бетона, ломика, ключа, замка есть назначение. А смысла у них нет. В отличие от жизни человека. Человек изготавливает ключ, чтобы открывать им дверь, а не затем, чтобы этот ключ стремился стать человеком.
Николай Шошунов 09.01.2011 15:12 Заявить о нарушении
А я ответ о смысле жизни прочитал в одной детской книжке о православных святых. Очень коротко и просто: "Смысл жизни - в спасении души".
Сергей Шилов-Старобардинский 16.11.2010 16:34 Заявить о нарушении
Но, как писал апостол Павел, "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое" (1 Кор 13:11). Удовлетворившись поначалу детским ответом, по мере накопления духовного опыта пытливый ум неизбежно поставит перед собой и вопрос: а зачем и для чего надо спасать мою душу? Если ответить опять по-детски: "чтобы иметь жизнь вечную" - то мы снова попадаем в замкнутый круг с вопросом "а в чём тогда смысл жизни вечной?" и пустым ответом "в ней самой!".
Николай Шошунов 16.11.2010 16:16 Заявить о нарушении
Сергей Шилов-Старобардинский 16.11.2010 16:36 Заявить о нарушении
Но, разумеется, нам сейчас открыто не всё и представляется всё это нам далеко не очевидным, а скорее невероятным. Продолжу цитату из послания апостола Павла: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор 13:12-13)
Спасибо вам за ценное замечание! Постараюсь учесть его при внесении поправок и дополнений в эссе.
Николай Шошунов 16.11.2010 16:59 Заявить о нарушении
Ольга-Гось Литвинова 05.03.2017 15:23 Заявить о нарушении
не читала этой Юлии Ткачевой, но будучи ее полной тезкой, уже понимаю, что во многом бы с ней не согласилась.
поражена Вашими познаниями в этой области. это свидетельствует для меня о том, вы, так же, как и я всетаки взялись за эту "неразрешаемую" задачу - понять смысл жизни. удивительно ли то, что я пришла к тому же выводу?
лет в 15 любила шокировать ближних фразой "плох тот человек, который не мечтает стать богом". и с трепетом листала купленные папой на перепродажу томики Блаватской.
только вступив в сознательный возраст, и впервые столкнувшись со смертью, я решила, что люди видно сумасшедшие, коль считают смысл их существования недоступным разуму. это был кризис. первый и самый тяжелый. душа, опережавшая в чувствительности способности моего мозга, корчилась от всего этого лицемерия, двойных стандартов и грязи, в которую окунули все святое, что дали небеса людям... но я ведь даже не знала тогда значение слова "лицемерие" и "двойные стандарты"... чтобы понять бога мне пришлось покинуть его, отринуть и плевла, и зерна. медленно я начала отсев.
и путь к нему в себе.
спасибо большое за очерк.
Юлия Ткачева 27.10.2010 21:05 Заявить о нарушении
С таким же недоумением перелистал много другой религиозной, атеистической, философской, научной, художественной и прочей литературы. А недоумение моё было вызвано именно тем, что главный, на мой взгляд, вопрос о смысле жизни там либо не рассматривался, либо рассматривался, но не решался, либо решался так, что душа никак не принимала такого решения. Ну, а к чему я в конце концов пришёл - я, собственно, в этой статье кратко и изложил.
Николай Шошунов 27.10.2010 21:33 Заявить о нарушении
Хорошо написано. С уважением.
Самсон 20.10.2010 22:36 Заявить о нарушении
Как я показал, Священное Писание и святоотеческая литература вроде бы дают нам достаточно материала для глубокой богословской проработки вопроса о смысле жизни. Тем не менее, решение этого вопроса в христианской догматике не пошло дальше общих слов о спасении души, воскресении из мертвых и будущей жизни. В разных конфессиях мы имеем здесь существенные разногласия. Католики не дерзают даже ставить вопрос о перспективе обожения людей. А протестанты считают, что они и так уже спасены и всё о'кей. И внутри современного православия я не видел серьёзных рассуждений на эту тему даже у таких смело мыслящих богословов, как протодиакон Андрей Кураев и профессор Алексей Осипов. Вот и, прочитав этюд Юлии Ткачёвой, я решил как-то изложить свои мысли по этому поводу.
Николай Шошунов 21.10.2010 21:09 Заявить о нарушении