Рецензии на произведение «Русский авангард. Справа, рядом с нулём»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Очень интересно, Григорий. Статья, полагаю, вне пределов понимания обывателя. Скажу своё мнение, может, и ошибочное. Ненависть "средних умов" к авангарду и модернизму имеет чисто психологические причины. Например, нацисты ввели в своё время термин entartete Kunst, дегенеративное искусство, и под патронажем Гёббельса имела место выставка под соответствующим названием... Это яркий пример нетерпимости, не эстетической, а психологической.
Простите пожалуйста, что я написал не совсем по теме Вашей статьи, просто захотелось поделиться своими мыслями.
С уважением,
Сергей
Капитан Медуза 02.01.2018 17:21 Заявить о нарушении
Это была дискуссия. В ответ на мой "Квадрат" редактор журнальчика, где его напечатали, написал умно-скептический ответ.
Смысл его был - а не лукавая ли затея весь этот авангард. Ведь, говорят, Малевич не умел нормальный портрет написать, только квадратики рисовал? Такая заведомая провокация, чтобы подискутировать и привлечь читателей.
Вот это был ответ. Привлек к нему Давенпорта, которого люблю как читатель. Его "Татлина" можно найти по моей ссылке.
А редакционная статья не сохранилась здесь, пустая ссылка...
Ту нацистскую выставку знаю, знаю. Почему только психологическая нетерпимость? - это был и в эстетике жест сильный и властный. Нацисты многое делали эстетически осмысленно.
Спасибо за отзыв! Григорий.
Григорий Лыков 03.01.2018 12:01 Заявить о нарушении
Но психология тут играет роль, народу нужен враг, и его назначают, тогда жить массам комфортнее. Потому и Хрущов выставки громил, я полагаю ))
Капитан Медуза 03.01.2018 15:09 Заявить о нарушении
Русский авангард был просто разгромлен в промежутке 1930 (закрыли ВХУТЕМАС) - 1934 (окончание архитектурного конкурса на проект Дворца Советов в Москве и съезд нового единого Союза писателей).
И вот отношение нацизма к христианству - видимо, своеобразная тема. Де-юре Рейх оставался христианской страной. Де-факто - христианская мораль вполне могла бы тоже быть "назначена"... Мало знаю об этом, увы.
Григорий Лыков 05.01.2018 05:50 Заявить о нарушении
Всё ж я бы сказал скорее о сочетании старых форм и нового содержания. Не стоит забывать и о том, что нацизм просуществовал всего 13 лет, и лишь с июля 1944 начал обретать законченные формы (к счастью для немцев, не успели...)
Капитан Медуза 05.01.2018 10:02 Заявить о нарушении
Всенепренно
Ваш
Капитан Медуза 24.03.2023 01:59 Заявить о нарушении
Капитан Медуза 24.03.2023 10:59 Заявить о нарушении
Капитан Медуза 24.03.2023 11:03 Заявить о нарушении
Совершенно случайно заглянул в старую свою статью – и увидел Ваши добавления.
Не каждый день отслеживаю страницу на Прозе, пропустил, простите.
Тем охотней отвечу – почему «рядом с нулём».
Здесь в основе – сравнение искусства с неким массивом, лежащим в поле координат. Даже не знаю, метафорическое это сравнение или нет – лень вглядываться, ей-е.
Сравнение принято мной для наглядности.
В «Злобном Квадрате» (1-й мой очерк из двух) есть фраза:
«За живописным нулём нет живописи. Стремясь оставить в искусстве только сущность, Малевич вышел за его орбиту….»
Вот я и представил искусство, как некий массив, характеризуемый положительными числами. Такое сравнение-допуск.
А выйти из него как? – только за рисочку «0» – в область отрицательных значений.
В дальнюю («правую») сторону от нуля, типа, можно переть сколько угодно – туда искусство развивается. А за ноль – раз, и ты уже вышел из домика.
(Нет, всё-таки это метафора, как ни крути!)
Теперь почему простые числа.
Во втором очерке (вот в этом) есть про «безумно тонкую математику» полотен Кандинского.
И про то, а есть ли у этой сложнейшей математики какая-то конструктивная простая основа наподобие тому, как наши сложнейшие речи основаны на элементарных правилах синтаксиса (например, как выбираем, куда вставить «пра-», куда «про-», куда «пре-» и тысяча подобных правил построения фразы).
Есть. И в живописи она есть. Её показал Кандинский в помянутой книге.
А поскольку эти характеристики построены для простейших цветов, – я позволил себе назвать фундаментом из простых чисел.
Из простых ведь складываются остальные числа?
А поскольку речь об этом, о «конструкторе», то – для наглядности, метафоричности именно ради, я отбросил те далёкие наподобие 1000110011, оставив «ближние к нулю»: 3, 5, 7 – такие же простые, как «красный», «жёлтый», «синий», «черный», «белый» – и тд и тп.
И фраза «справа от нуля» значит лишь то, что всё это в поле искусства находится, не вывалилось отсюда, как некоторые эксперименты Малевича.
Кстати! –
Ваша дама, графические работы которой Вы прислали, пользуется именно таким простым языком, тоже работает и «справа», и «близко к нулю» (никакой цветовой «высшей математики!»)
Мондриан так работал, например ещё.
Конечно что-то где-то складывается в живописи и из чисел наподобие 1000110011. Но это за рамками моего разговора в статьях.
Что касается связи цвета и геометрической формы, представляется Кандинский нащупал некие объективные закономерности.
Можно ли развить эту тему больше – не знаю.
Зато уверенно скажу, что связь цвета с числами в восприятии вряд ли может быть доказательно объективирована.
Просто потому, что с точки зрения визуальных искусств это явления разного порядка.
Цвет воспринимается визуально. Цифра нет.
Ну, как-то так.
Ваш, Григорий.
Григорий Лыков 16.06.2023 11:29 Заявить о нарушении
Ваш Сергей
Капитан Медуза 16.06.2023 22:44 Заявить о нарушении
Капитан Медуза 17.06.2023 20:14 Заявить о нарушении