Русский авангард. Справа, рядом с нулём

Вверху: Малевич. Автопортрет

Продолжение диалога.
Начало http://proza.ru/2011/01/21/1548
А еще раньше http://proza.ru/2011/01/17/1265


      Правоверные россияне любят помянуть в сердцах «дьявола модернизма» (Лада Григорьева, 2010). Благонравно-умеренные говорят не так сильно, но по существу: «Культ абстракции – яркий симптом одичания буржуазной культуры». (Л. Рейнгардт, «Абстракционизм / модернизм. Анализ и критика основных направлений» М, 1969 г.)
      Модернизм между тем еще и чертовски смиренен. Кличку «дикие» (les fauves) приняли и носили гордо Матисс, Дерен, Брак, Руо; да и Кандинский не избежал влияния фовистов.
      Матисс? – удивятся граждане. Мы думали свой, худо-бедно переваренный, «хороший»! А Ван Гог? Наш всё-таки или «ихний», рога и сера? А Модильяни с выводком его длинношеих дам, безобразных и прекрасных одновременно? Что за паморок косил людей, переставших писать в традиционной манере? Эти плоскости, треугольники, квадраты. «Трудно представить, что увлечение такими дикими фантазиями возможно на фоне современной науки и подъема народного движения во всем мире» (Рейнгардт, указ. соч., стр. 136).

      Нет, не трудно.
      Теперь, в эпоху всеобщей семиотизации явлений, нам ничего не стоит отдать изобразительному искусству право определиться. С языком, чёрт возьми. Есть он или нет. Если есть, пусть предъявит нам свои «буковки». (Говоря попросту, язык – система повторяющихся элементов. Устойчивых носителей каких-нибудь значений. Крючочков, рун, на которые навешена вся эмоциональная тяжесть пережитого нами в Третьяковках и Эрмитажах. Живописных а, б, в. Изобразительных пра-, про-, пре-. Красочных маша – мыла – раму.)

      Мы привыкли считать, что семиотика – филологическое изобретение. Кому, как не писателям? Самое смешное, что художники их опередили. Я упоминал работу Кандинского по соотнесению звучаний геометрии и красок. В 1910 году, пусть на немецком языке и в Мюнхене, совершил этот труд русский живописец.

      Чем свободнее (от изобразительной нагрузки) элемент формы, тем чище и притом примитивней его звучание. Уважаемый «Век Искусства» дрогнул перед чёрной супрематической бабой Малевича и подумал что-то о психологе:) – вот вам простой внятный тест.
      В. Кандинский придумал: а уберём весь цвет и посмотрим просто на геометрию;
а отбросим геометрию и понаблюдаем только за цветом, – будет впечатление еще примитивнее и сильнее?
      Концепцию Кандинского теперь вспоминают в вузах. Мне нравится проверять, жива или нет старушка? Показываю студентам слайд – плоскость экрана залита острым лимонно-желтым цветом. «Ваше впечатление?» «Увеличивает». «Еще что?» «Беспокойно». «Еще, еще?» «Неприятно. Агрессия».
      Меняю, показываю темно-синее поле. «Что с плоскостью?» «Уходит. Глубина. Спокойствие».
      Меняю на зеленый. «Что с плоскостью?» «Вроде на месте».
      Красный. «Тоже на месте». «А разница с зеленым? Есть? В чем?»

      Кандинский выстроил для цвета то, что называют теперь ассоциативным спектром.
Он характеризовал главные краски и их оттенки  в категориях материальности, движения (к зрителю – от зрителя) либо покоя, эксцентрики и концентрации. Связал с простыми реакциями и состояниями: печаль, веселье, равнодушие, серьезность, здоровье, юность, отрешенность, энергия, рассудительность. Отдельно – параллели с музыкальными звучаниями: фагот, альт, разные тона виолончели и скрипки, фанфары, труба.
      Эта индексация впечатлений – самые интересные места в книге. Кандинский дал подвижное, но живое поле значений. Он говорил, что его утверждения эмпирические и не связаны с позитивной наукой, но получился все-таки шикарный пример исследования, перевитого красивой сдержанной поэзией.
      Труд вышел под странным для авангарда названием «О духовном в искусстве». Книжка чуть больше Пропповой «Морфологии волшебной сказки». Текст доступен в сети; 6-я глава: «Действие форм и красок». Потом была книжка про геометрию. Потом теория наложения звучаний. Каждый желающий может прочесть.

      Вот так появился изобразительный синтаксис.
      Кто это мог сделать? Академики? Хм-хм. В 1897 Грабарь писал брату про своего соседа в школе искусств в Мюнхене: «Пришел господин с ящиком красок. Московского такого вида. И даже университетского московского. Ничего не умеет! Но симпатичный малый».
      А в 1911 книгу «О духовном» два дня читают с трибуны на всероссийском съезде художников. Кандинский поставил в живописи фундамент из простых чисел (тех, что справа от нуля и близко к нему), а потом воздвиг сверху безумно тонкую математику своих полотен.
      МГУ в прошлом, что скажешь!

      Не надо думать, что Кандинский всех отлечил, и все стали так.
      Летало в воздухе и ощупью шло на полотна. Кандинский подобрал слова, появилась другая теория изобразительного искусства. Не он, так кто-то написал бы вместо него такое. Потому что вокруг – десятки честолюбцев, бросивших училища, вузы, курсы – что-то чуявших, то, что их позвало.
      Про них вообще ничего не понять с одной позиции академиста-сноба: а ты, батенька, портрет рисовать умеешь? Надо встать на две, на три точки зрения, повертеть головой, подумать. Малевич портрет умел (Солоухин свистит). Но скукой веет от его портретов «под академию» – как мало это его волновало! А вот если крупными плоскостями, звенящим цветом! Ван Гог ведь в то время повреждал умы не хуже, чем в 90-е Павич. Сначала нагоняли трепет новизной французы, итальянцы, немцы. Потом они же говорили: «О духовном» – новое евангелие в искусстве, новый завет со зрителем. Книжку Кандинского читали в Европе все, кто мало-мало искусством интересовался (3 немецких издания за 1911 г).

      Значит, 100 лет назад от живописи потребовали (кто? германский? русский? обыватель? ценитель?) не только рисовать быстро? (Хотя и это тоже!):

      «Наблюдая за студентами, Татлин сквозь дым от трубки рассказывал о Северини, Боччони и Балла.
      Он объяснял идеи Маха, скорость, звук.
      Только мы, русские, можем услышать эту музыку.
      Наш отклик более красноречив, чем итальянский источник. Наталья Гончарова видела гармонию винтиков и рукоятей. Малевич писал своё «Точило».
      Русская живопись становилась звонкой, динамичной, скорой, живой».

      А теперь вопрос –
      Что осталось от того взрыва сверхновой –
      кроме музейных залов, аукционов и скандалов?
      Только для орнаментов годится то, что Малевич и иже с ним говорили о ритме линий и цветов? Правда ли, что только для орнаментов это действительно?
      Да.
      Да и да и да.
      Но /(с) «Век Искусства»/ «я показал, и теперь вы будете видеть то же самое» –
никуда не делись фигуративные художественные изображения, но теперь кроме других воздействий они – и орнамент.
      Даже так скажу. Даже в нашей тмутаракани каждый из сотни местных живописцев нашел свое отношение к предметности-беспредметности в живописи. И градаций ровно 100. (Развитые, черти! В институте искусств и в училище царит тухлый академизм – но ведь косят глазом, куда им интересно!) И давно ясно, что у хорошего колориста больше шансов, чем у просто рисовальщика.
      Живопись – живое сверкающее письмо. 100 лет назад была декларирована ее примитивная главная основа.
      Мир вообще есть орнамент. Наклоните голову слегка набок. Прижмурьтесь. Теперь смотрите. Вот он: ковры кругом.

      И еще одна очень орнаментальная область благодаря авангарду обрела свободу и силу в построении формы: архитектура. И с ней все пластические художества в пространстве.
      Архитектурную академию скатали в трубочку и кинули на полку.
      Лишь недавно распаковали ее весёлые постмодернисты. Для еще большей свободы и веселья.

      «Малевич, говорил Татлин, рисует в своем воображении будущее.
      Я  – вот будущее.
      Малевич – воздушный змей.
      А я – планёр.
      Малевич был прав: если человек живет среди гармоничных линий, отвлеченных примеров баланса и правильной пропорции, он будет жить с чувством дизайна в соответствующей степени.
      Только мы должны следовать за ним с системой гармонических преимуществ.
      Дом – это словарь.
      Город – язык.
      Каждая созданная вещь –  конструктивистское утверждение, продолжающееся во времени.
      Петроград – роман на нашем языке с барочными официальными пассажами, военными трактатами и религиозными фантазиями».

      Вот уже лет 40 (наверно, не вру) университеты Запада и Востока читают студентам спецкурсы по русскому авангарду.
      В 90-е даже притомили эти разговоры приезжих: о, вы, русские, такие широкие. Подарили миру сами не знаете, что.
      Прочитав записку Владимира Евграфовича Татлина товарищу государственному человеку Енукидзе (статья «Века Искусства»), я подумал: вот где начиналась наша забывчивость:
      «Интересующие обо мне сведения, элементарные, можете получить в Малой Советской энциклопедии…»
      1932 год. Жалкие остатки татлинского великолепного языка:
      «дать идею… новой материало-формы…»

      Татлин в 1953, в марте. За три месяца до смерти:

      «За чаем он говорил Виктору Шкловскому о политиках: все они безумны.
Они сидели в какой-то печали, в какой-то радости – ошеломленные.
      - И они опубликуют твои книги, построят мою башню, откроют тюрьмы?
      - Умер же один Сталин.
      - А мы все – нет, что ли?
      …Виктор ушел. Можно выбрать, что почитать у лампы, поскольку читал он одни и те же страницы, снова и снова: Хлебников, Циолковский.
Можно поразмыслить над планёром, одна распорка за другой.
      И тихонько урча и танцуя пальцами, вообразить его проворной летучей мышью над реками, озерами, полями».


25-26 января 2011
 

За Татлина говорил мой коллега Гай Давенпорт,
американский ученый, преподаватель и писатель.
Его известная миру минихроника «TATLIN!» по-русски здесь:
http://spintongues.vladivostok.com/davenport17.htm


Рецензии
Очень интересно, Григорий. Статья, полагаю, вне пределов понимания обывателя. Скажу своё мнение, может, и ошибочное. Ненависть "средних умов" к авангарду и модернизму имеет чисто психологические причины. Например, нацисты ввели в своё время термин entartete Kunst, дегенеративное искусство, и под патронажем Гёббельса имела место выставка под соответствующим названием... Это яркий пример нетерпимости, не эстетической, а психологической.
Простите пожалуйста, что я написал не совсем по теме Вашей статьи, просто захотелось поделиться своими мыслями.
С уважением,
Сергей

Капитан Медуза   02.01.2018 17:21     Заявить о нарушении
Сергей, да вроде не сильно я мудрил).
Это была дискуссия. В ответ на мой "Квадрат" редактор журнальчика, где его напечатали, написал умно-скептический ответ.
Смысл его был - а не лукавая ли затея весь этот авангард. Ведь, говорят, Малевич не умел нормальный портрет написать, только квадратики рисовал? Такая заведомая провокация, чтобы подискутировать и привлечь читателей.
Вот это был ответ. Привлек к нему Давенпорта, которого люблю как читатель. Его "Татлина" можно найти по моей ссылке.
А редакционная статья не сохранилась здесь, пустая ссылка...

Ту нацистскую выставку знаю, знаю. Почему только психологическая нетерпимость? - это был и в эстетике жест сильный и властный. Нацисты многое делали эстетически осмысленно.

Спасибо за отзыв! Григорий.

Григорий Лыков   03.01.2018 12:01   Заявить о нарушении
Тогда понятно. Спасибо!
Но психология тут играет роль, народу нужен враг, и его назначают, тогда жить массам комфортнее. Потому и Хрущов выставки громил, я полагаю ))

Капитан Медуза   03.01.2018 15:09   Заявить о нарушении
Ну да, любимое дело было в ХХ веке на роль врага назначать художников.
Русский авангард был просто разгромлен в промежутке 1930 (закрыли ВХУТЕМАС) - 1934 (окончание архитектурного конкурса на проект Дворца Советов в Москве и съезд нового единого Союза писателей).

И вот отношение нацизма к христианству - видимо, своеобразная тема. Де-юре Рейх оставался христианской страной. Де-факто - христианская мораль вполне могла бы тоже быть "назначена"... Мало знаю об этом, увы.

Григорий Лыков   05.01.2018 05:50   Заявить о нарушении
О, да - это весьма интересный момент. Имело место сочетание традиции (в тч милитаристской) и новых идей нацистов.
Всё ж я бы сказал скорее о сочетании старых форм и нового содержания. Не стоит забывать и о том, что нацизм просуществовал всего 13 лет, и лишь с июля 1944 начал обретать законченные формы (к счастью для немцев, не успели...)

Капитан Медуза   05.01.2018 10:02   Заявить о нарушении
Сызнова отркыл Ваши тексты, Григорий. Мерси, весьма уютно в них.
Всенепренно

Ваш

Капитан Медуза   24.03.2023 01:59   Заявить о нарушении
А что ещё

Капитан Медуза   24.03.2023 02:02   Заявить о нарушении
Перечитал статью, надо посмотреть всё на примерах. Но в любом случае идеи были интересные, для того времени и характерные, и не совсем. Я совсем не специалист, но думаю, соотношения между цветом и числами в большей степени игра ума, а вот соотношения между цветом и геометрической формой попытаться построить можно, в том случае если политики не будут мешать. А уж Церковь не помешает точно! Католическая не помешает, а протестантская пожалуй и помешает со своей моралью рисовать дерево сефирот

Капитан Медуза   24.03.2023 10:59   Заявить о нарушении
Но вопрос. Почему справа рядом с нулём. Простые числа же не только рядом с нулём, хоть 61, хоть 79, хоть не знаю, 1000110011 ))

Капитан Медуза   24.03.2023 11:03   Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей!
Совершенно случайно заглянул в старую свою статью – и увидел Ваши добавления.
Не каждый день отслеживаю страницу на Прозе, пропустил, простите.

Тем охотней отвечу – почему «рядом с нулём».

Здесь в основе – сравнение искусства с неким массивом, лежащим в поле координат. Даже не знаю, метафорическое это сравнение или нет – лень вглядываться, ей-е.

Сравнение принято мной для наглядности.
В «Злобном Квадрате» (1-й мой очерк из двух) есть фраза:
«За живописным нулём нет живописи. Стремясь оставить в искусстве только сущность, Малевич вышел за его орбиту….»

Вот я и представил искусство, как некий массив, характеризуемый положительными числами. Такое сравнение-допуск.
А выйти из него как? – только за рисочку «0» – в область отрицательных значений.
В дальнюю («правую») сторону от нуля, типа, можно переть сколько угодно – туда искусство развивается. А за ноль – раз, и ты уже вышел из домика.
(Нет, всё-таки это метафора, как ни крути!)

Теперь почему простые числа.
Во втором очерке (вот в этом) есть про «безумно тонкую математику» полотен Кандинского.
И про то, а есть ли у этой сложнейшей математики какая-то конструктивная простая основа наподобие тому, как наши сложнейшие речи основаны на элементарных правилах синтаксиса (например, как выбираем, куда вставить «пра-», куда «про-», куда «пре-» и тысяча подобных правил построения фразы).
Есть. И в живописи она есть. Её показал Кандинский в помянутой книге.

А поскольку эти характеристики построены для простейших цветов, – я позволил себе назвать фундаментом из простых чисел.

Из простых ведь складываются остальные числа?
А поскольку речь об этом, о «конструкторе», то – для наглядности, метафоричности именно ради, я отбросил те далёкие наподобие 1000110011, оставив «ближние к нулю»: 3, 5, 7 – такие же простые, как «красный», «жёлтый», «синий», «черный», «белый» – и тд и тп.

И фраза «справа от нуля» значит лишь то, что всё это в поле искусства находится, не вывалилось отсюда, как некоторые эксперименты Малевича.

Кстати! –
Ваша дама, графические работы которой Вы прислали, пользуется именно таким простым языком, тоже работает и «справа», и «близко к нулю» (никакой цветовой «высшей математики!»)
Мондриан так работал, например ещё.

Конечно что-то где-то складывается в живописи и из чисел наподобие 1000110011. Но это за рамками моего разговора в статьях.

Что касается связи цвета и геометрической формы, представляется Кандинский нащупал некие объективные закономерности.
Можно ли развить эту тему больше – не знаю.

Зато уверенно скажу, что связь цвета с числами в восприятии вряд ли может быть доказательно объективирована.
Просто потому, что с точки зрения визуальных искусств это явления разного порядка.
Цвет воспринимается визуально. Цифра нет.

Ну, как-то так.
Ваш, Григорий.

Григорий Лыков   16.06.2023 11:29   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Григорий! Кажется, Ваше мысль начал понимать, как идею. Хотя уровень моих теоретических знаний столь прост, что вряд ли я могу увидеть суть достаточно чётко. Однако всё равно интересно, надо подумать. Потом продолжу обсуждение, если получится.

Ваш Сергей

Капитан Медуза   16.06.2023 22:44   Заявить о нарушении
А что Вы могли бы мне посоветовать почитать о теории Кандинского, Григорий - черкните при случае

Капитан Медуза   17.06.2023 20:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.