Рецензии на произведение «Виктор Чекиров - Правдолюбец Миха»

Рецензия на «Виктор Чекиров - Правдолюбец Миха» (Река Времени)

Уважаемый Виктор Мустафович! Это великолепное произведение! Спасибо большое за предоставленную возможность прочесть Вас и в электронном варианте!
P.S. И спасибо Вам большое, что несколько лет назад приняли активное участие в опубликовании целой серии моих стихов!
С теплом и уважением к Вам и Вашему творчеству!

Светлана Якунина   03.04.2012 13:28     Заявить о нарушении
Милая Светочка! Можете ли Вы простить меня, я долго долго тут не была и не видела Ваших прекрасных откликов.
Сам В.М. вряд ли посещает наш сайт. Вы же знаете, что писатели старой закалки доверяют только бумаге и своему перу. Приятно, что у Вас эта книжечка вызывает положительные эмоции.
С уважением, Е.И. Мосина, гл. ред.

Река Времени   12.06.2012 12:53   Заявить о нарушении
Уважаемая Екатерина Ивановна, спасибо, что отозвались! Не стоит извиняться, я и сама не так часто бываю здесь. Но очень рада этому проекту! Надо, чтобы и за границами нашего города знали наших прекрасных авторов! Хотелось бы видеть и произведения глубокоуважаемого Владимира Андреевича Добрякова тоже на этом проекте. Вечная ему память. Прекрасный человек и писатель!
Еще раз от всей души спасибо большое вам за то, что заметили!
С уважением и теплом к Вам и Вашему труду!

Светлана Якунина   13.06.2012 00:32   Заявить о нарушении
К сожалению, Добряков у нас не издавал своих книг. И в проекте "Воронежские писатели: 21 век" не участвовали его произведения, поскольку Е.Г. Новичихин включал в свои планы только ныне живущих авторов, членов СПР. А мне выпала честь быть координатором и главным редактором проекта.


Река Времени   13.06.2012 08:24   Заявить о нарушении
Светлая память Виктору Мустафовичу...

Светлана Якунина   03.10.2016 17:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Виктор Чекиров - Правдолюбец Миха» (Река Времени)

Хорошее отношение к воробьям

Чекиров В.М. Правдолюбец Миха: Глава из романа. – Воронеж: Река Времени, 2009. – 72 с. («Воронежские писатели: XXI век»)

В издательстве «Река Времени» вышла очередная (двенадцатая) книга из серии «Воронежские писатели: XXI век». Основал этот литературный проект и руководит им председатель Воронежского отделения Союза писателей России Е.Н. Новичихин. Серия издаётся с 2007 года. Цель этой акции – бесплатно передать книги во все библиотеки области для того, чтобы любой читатель мог иметь представление о творчестве нынешних писателей, живущих и работающих в Черноземье, и их месте в современном литературном процессе.

В числе выпущенных – произведения Ю.Гончарова «Княжна Джаваха», В. Попова «Одинокое счастье», И. Евсеенко «Вознесение», Е. Новичихина «След», Л. Артёменко «Год сорок седьмой» и другие. Обо всех изданиях «Воронежский курьер» информировал своих читателей по мере выхода их в свет.

Сегодня, представляя книгу Виктора Чекирова «Правдолюбец Миха», скажу, что это одна из глав его романа «Равный Богу, но равный сатане», над которым писатель работает уже немало времени. Роман обещает быть основополагающим в творчестве нашего известного земляка. Глубинная, философская, концепция произведения – это жизненные воззрения самого писателя. Поэтому в романе много размышлений, аналогий и ярких метафорических находок.

Многим читателям памятна книга Виктора Чекирова «Хлеб нашего детства». Редко кто удержался от горестных эмоций, читая трагические страницы о войне, голоде, умирающих от недоедания детях.

Теперь писатель обращается к страницам Святого Писания и библейским сюжетам, чтобы под знаком вечных ценностей анализировать жизнь персонажей, выведенных в своём новом произведении. Он художественно исследует нашу атеистическую действительность и моральное самосостояние человека в ней. Сам автор утверждает, что «пытается смотреть на проблему глазами Иисуса Христа. (Да простит Господь ему дерзость эту!)», от себя добавлю – и святотатство тоже пусть Господь ему простит.

Библейские строки о сотворении мира, запечатленные вечностью на страницах «Бытия» «И был вечер, и было утро: день один» - для персонажей романа имеют свою реальность:
«И было утро, был день и снова вечер – общага набирала и набирала темп, общага завелась и гудела, не переставая... Общага закружилась, закеросинила так, что стало невозможно отделить день от вечера и вечер – от ночи, а ночь – от утра... И снова – по кругу – один большой, длинный непрерывный день-ночь-вечер... И общие радости, горести, несчастия – один у всех общий рай и ад, и все родное, общежитейское. И все снова, все снова – по кругу повторялось и повторялось…»
Аналогия «закеросиневшей» общаги с матушкой Расеей в романе Чекирова – очевидна! Да и уводит эта аналогия в безрадостные словесные игрища: Россия-Расея-рассеять-растерять. И поразмышлять над столь очевидной цепочкой слов призывает писатель нас с вами. «Общага упивалась и убивалась – убивала сама себя, убивала своих домочадцев, убивала своих детей – общага вымирала и умирала».

Горько! Горько! Правда горька, как и сама «горькая», разливаемая в гранёные стаканы, одноногие рюмки, чарочки, бокалы и пивные пузатые кружки. Такова наша современная Русь в романе. И не только в нём.
И в этой сплошной разудалой, развесёлой, бесшабашной скоротечной жизни вдруг является читателю некий Миха, «правдолюбец» и «убивец баранов». Миха, который, как всякий русский человек имеет свою, загадочную, душу. Но Миху – изначально, по доброте его сердца и слабости души – писатель предлагает нам как исключение в жизни нашей, общежитейской. Только вот, что такое исключение даст? Откуда силы у бессильного? Откуда правда у «правдолюбца»? Он ведь только всего лишь в поисках её.

Правдолюбцы на Руси стояли всегда особняком. И если вспомнить классику, то у Некрасова, наверное, самый яркий пример тому: «Кому на Руси жить хорошо?» Со временем этот крик души героев 19-го века спроецировался в наш 21-й век, и зазвучал по-иному, хотя острота проблемы осталась: «Так какова же она, правда нашей жизни?»

Вот и Миха, хотя и не задаёт столь явного вопроса сам, но его образ – немой вопросительный знак. И в главе, опубликованной отдельной книгой, это особенно чувствуется. Все авторские симпатии на стороне своего, почти бессловесного, героя. И понимаешь, что беда России не только в пьянке, но и в таких Михах, которых писатель сравнивает с воробьишкой.
Миха – воробышек серенький и сиренький, по природе своей он не агрессивен, хоть и бывает, что ввяжется в драчку, не лезет в чужое гнездо, хотя, бывает, что от мороза спрячется в пустой скворечник. Он теряется с поисками своей правды жизни. И что этому воробышку остаётся делать?..

А скажите, дорогой читатель, Вас не обижали ни разу? Так, чтобы после не хотелось жить? Ведь было же, наверное. Было... Возвели напраслину, позавидовали, оговорили… Да при этом ситуация неравная: ваши обидчики всё могут, а вы – простой человек «серенький воробышек»?
Ситуация узнаваемая, в народе отражённая, и меткими выражениями помеченная. Помните: «Бодался телёнок с дубом»? «Наше дело телячье….», или, например, у Виктора Чекирова не телёнок, а птичка, – воробей: «Добрый он – оттого и воробей. Серый народец». Разве не было так, что и вы, проглотив обиду, покорно, по-воробьиному, опускали руки-крылышки, да отступались? И Миха делает то же, что и остальные. Он пьёт и на бровях ползёт в свою общагу.

Автор (и что греха таить – таких сердобольцев у нас всегда найдётся в переизбытке) проповедует здесь хорошее отношение к подобным людишкам-воробьишкам.

«И Господь видел: дух любви и сострадания ко всему живому, дух обостренной тяги к справедливости живет в парне. Бабушка… напутствовала Миху… постоянно: «Михаил, помни! Ты – крещеный! Не какая-нибудь нехристь... Что бы ни случилось, веди себя прилично и будь добрым, как подобает христианину. Имей страх Божий и помни: радость – не вечна, печаль – не бесконечна. А Бог видит все!» Бабушка заронила зёрна мудрости в благодатную почву, но не хватило ей времени взрастить эти ростки. И Миха, новый Недоросль нашей эпохи, растерялся…
Вот тут и следовало бы ему задуматься, обратиться к мудрым книгам, начать бороться с опутывающими накрепко тенётами убогого бытия коммунального, общежитейского…

Но на то он и воробей – серенький и сиренький. Ему не дано!
Роман Виктора Чекирова «Равный Богу, но равный сатане» должен быть в ряду таких книг, которые призывают читателя размышлять о жизни, учиться её ценить и благодарить Бога за посланную нечаянную радость – ощутить себя в Бытии. «Правдолюбец Миха» - один из трагических вариантов, куда унесёт нас, если бездумно, как бараны на бойне (где и трудится наш герой Миха), следовать за настроениями общежития – пьянствующей Расеи.

Как издатель приглашаю воронежских писателей присоединиться к проекту и предлагать свои произведения для публикации в серии «Воронежские писатели: 21 век». Мой телефон: 8-919-186-04-54.
Екатерина Мосина, главный редактор книжного издательства «Река Времени»

Катерина Мос   19.03.2011 10:03     Заявить о нарушении