Рецензии на произведение «Мой друг Гоголь»

Рецензия на «Мой друг Гоголь» (Екатерина Садур)

Простая спокойная речь, настоящее мастерство. Вы уверенно миролюбивы. Часто бывает, что читаешь текст, и будто враги за тобой гонятся, а у вас спокойствие вечности: войдите, смотрите, время сейчас остановилось, так что вы никуда не опоздаете. Спасибо.

Теймураз Твалтвадзе   12.10.2014 23:45     Заявить о нарушении
Спасибо и за тёплые слова , и за ясную точность Вашего ощущения.Екатерина Садур.

Екатерина Садур   16.10.2014 04:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мой друг Гоголь» (Екатерина Садур)

Мне очень понравилась заинтересованность автора в очищении образа Гоголя от различного рода нападок.Спасибо большое за этот труд!
Однако мне показалось,что автор невнимательно читал,на мой взгляд,лучшее произведение Николая Васильевича - "Выбранные места...".
Некоторые выводы и эмоциональные крайности прямо на это указывают.
Более того,считаю несерьезными любые попытки анализа творчества Гоголя, его личности без анализа "Выбранных мест..."
С искренним уважением,

Сергей Горцев   20.03.2011 20:38     Заявить о нарушении
Ну, что ж, спасибо...Возможно, по поводу "Выбранных мест..." Вы и правы, поскольку я ,действительно, их не рассматривала, как , собственно, и не писала эссе обо всём творчестве Гоголя. Если внимательно прочесть эссе, то можно увидеть, что это не подробный анализ в хронологическом порядке всего, что Гоголь написал, вообще,и даже не анализ его основных произведений. В этом эссе речь идёт о доме, в котором Гоголь когда-то жил и умер, о памятнике, стоящем в палисаднике этого дома, и о том, что происходит в этом месте в наши дни и, возможно, происходило в прошлом...Если Вы заметили, это эссе написано на стыке прозы и литературоведения и на исследовательскую статью не претендует. Оно выражает мнение, даже скорее - ощущение, а не безапелляционное суждение о творчестве Гоголя и уж тем более о его личности.

Екатерина Садур   24.03.2011 16:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мой друг Гоголь» (Екатерина Садур)

Здравствуйте,Екатерина. Я полтора года на прозе. Многих читала.
Ваша работа одна из лучших. Мне стыдно за свое косноязычие, я не могу выразить словами состояние после прочтения Вашей работы. Мне очень понравилось! Стиль повествования - попеременно о том времени, о своем детстве и сегодняшних днях удивительно воздействовали на меня.
Конечно,Катя, Вы заслуживаете слова восхищения и в первую очередь за любовь к Гоголю, потому что,уверенна, если не любить - так написать нельзя. Спасибо за эту любовь, спасибо и за мою любовь тоже.
С признательностью и уважением,

Татьяна Чехова   18.03.2011 22:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за тёплые слова. Гоголь, действительно, очень меня интересует, - его личность, его творчество, его жизнь. Я написала это эссе достаточно случайно под впечатлением от "Реквиема" Моцарта, вернувшись из Консерватории. Вы, наверное, обратили внимание, что каждая глава эссе соответствует частям реквиема...Ещё удивительно то, что я живу в соседнем доме, следующем после дома Гоголя, где он жил, где он умер, и где он сжёг второй том "Мёртвых душ", и почти каждый день втечение многих лет хожу мимо прекрасного памятника Гоголю работы скульптора Андреева...По большому счёту мне бы хотелось переработать и дополнить это эссе, но сама не знаю, когда это сделаю...
Недавно я разместила отрывки из романа "Боги и звери", который сейчас пишу.Так что буду очень рада, если Вы прочтёте. Мне всегда интересно мнение со стороны и очень хочется полноценного профессионального диалога.

Екатерина Садур   20.03.2011 03:14   Заявить о нарушении
То, что Вы профессионал видно даже моим непрофессиональным глазом, поэтому лестно Ваше приглашение к прочтению частей романа. С удовольствием буду читать. Но вот по поводу профессионального диалога очень сомневаюсь, могу только на уровне - интересно-не интересно, трогает за душу либо нет.
Знаю, что настоящий мастер всегда не доволен своей работой и всегда ищет, даже не знаю, что можно переделывать в Вашей работе по Гоголю. По мне, так она совершенна, но Вам конечно виднее. Когда Вы сейчас сказали о консерватории, я тотчас поняла, чего мне не хватило Вам сказать. У вас удивительная музыка слов, я бы так это назвала. Сочетание музыки слов, их информационность и образность замечательна.
Жизненного и творческого вдохновения,
С уважением,

Татьяна Чехова   20.03.2011 08:44   Заявить о нарушении
По поводу эссе о Гоголе - мне всё же хотелось дополнить, вернее, прописать некоторые сюжетные линии. Мне бы хотелось подробнее расписать отношения Гоголя и Белинского и развить линию современной жизни, историю наблюдателей за тем, что происходит сейчас вокруг памятника Гоголю и вокруг его дома....

Екатерина Садур   24.03.2011 16:30   Заявить о нарушении
Было бы здорово,Катя.Тем более Вы коснулись потомков Белинского.

Татьяна Чехова   24.03.2011 16:42   Заявить о нарушении
Это интересная тема. О Белинском я написала иронично, даже зло и очень эмоционально, но не аргументировано. В контексте этого эссе - это возможно, так как оно всё-таки больше тяготеет в сторону прозы... Но всё же Белинский в своём письме к Гоголю, которое растащили советские учебники - как единственное безапелляционное исследование Гоголя, выступает как такой рупор русского протестантизма, тогда только в Росси зарождающегося... Белинский писал, что вовсе необязательно ходить в церковь, неважно - где причащаться, важно только иметь Бога в своей душе, носить Его в своей душе...Такой взгляд, подрывающий исконный православный устой русской церкви, а значит и русской жизни был Гоголю, конечно же, глубоко чужд. Это вытекает не только из его "Мёртвых душ", на которые так оголтело кидался Белинский, это вытекает из всего его творчества, в том числе и из "Рассуждений о Божественной литургии". Дальше Белинский писал, и с моей точке зрения - это никакого отношения не имеет к литературе, а только к протестантскому, чрезвычайно комфортному взгляду с точки зрения гуманизма, который опять же никакого отношения к Гоголю не имеет; о том, что Гоголь должен, просто обязан, как порядочный гражданин и верный патриот не описывать в деталях простонародных деревенских мужиков с колтунами в волосах и бороде, а ринуться в деревню, собственноручно вычёсывать эти колтуны, просвещать их, учить грамоте и в корне менять их жизнь и мировоззрение...Реакцию Гоголя можно только предположить...Думаю, что никаких мужиков, из-за которых в такое непристойное бешенство впал Белинский и не существовало, думаю, что это был лишь образ Гоголя в контексте "Мёртвых душ"... Думаю я также, что Гоголя очень занимало страдание простого народа и страдание,вообще, только он, в отличие от Белинского классово страдание не делил, - что так вот страдают аристократы, а так - крестьяне, последние, конечно же, страдают лучше! Понять, увидеть это совсем несложно, достаточно обратиться к его творчеству и к истории его жизни и смерти...Интересно так же, что свои гнусные письма к Гоголю Белинский писал в Швейцарии, в частном, закрытого типа пансионе, а не из деревни, где просвещал колтунобородых мужиков...И я почему-то всё время представляю его, как он сидит за письменным столом - ночь напролёт, и строчит письмо Гоголю, вдохновенно марая пальцы в чернилах, давясь раздражением и чахоточным кашлем, и яростно понукает служанку, что кофе принесла не тот - с молоком. А он просил со сливками... Ещё мне кажется. что по ночам Белинского душила ярость,потому что его мозг, его тело, его жизнь сгорали в чахотке, и он не владел собой, вставал с постели и бросался писать Гоголю...И эта его предсмертная ярость очень пришлась по вкусу последующей преступной власти, нал мёртвыми душами вурдалаков, которые надолго воцарились над Россией.

Екатерина Садур   24.03.2011 17:26   Заявить о нарушении
Интересно,Катя. Личность Белинского интересна и совершенно не знакома,во всяком случае мне. Думаю,что многим будет интересны истинные отношения писателя и критика. И вообще есть ли примеры воистинну блага критика для писателя? Извините, я достаточно невежественна и не стесняюсь об этом сказать.
А вот выражение Белинского,что можно не ходить в церковь, а носить образ Бога в себе, мне очень по душе и кажется не мне одной.
Катя! Здорово,что Вы можете и имеете что сказать читателю. Удачи Вам!
Будем ждать.
С уважением,

Татьяна Чехова   24.03.2011 17:45   Заявить о нарушении
Разговор о Гоголе всегда восходит к разговору о русской культуре, а русская культура неотделима от русской духовной жизни, в основе которой лежит православие...Идея "ношения Бога в себе",благодаря которой ставится под вопрос назначение Церкви возвращает человека в лучшем случае к язычеству и подрывает христианские духовные основы. Назначение Церкви или Собора сводится к тому, чтобы собирать людей воедино во имя Бога, чтобы они вместе возносили соборную молитву, как это делалось в ранне-христианские времена. Один из отцов церкви в 3-ем веке от Р.Х. Киприан Карфагенский сказал:"Кому Церковь не мать, тому Бог - не отец"...И так же в молитве "Символ веры", в которой перечисляются догматы христианской церкви сказано:"Верую... и во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь..."

P.S. Вместо последней фразы в предыдущем комментарии нужно читать: "...его предсмертная ярость очень пришлась по вкусу последующей преступной власти - мёртвым душам вурдалаков, надолго воцарившихся над Россией..."

Этот разговор может оказаться очень длинным, но если у Вас есть интерес или вопросы, то в меру своих сил я попытаюсь на них ответить...

Что касается русской критики, то это прекрасная исследовательская традиция. Достаточно вспомнить имена Бахтина, Шкловского, Тынянова и многих других .

С уважением,
Екатерина Садур.

Екатерина Садур   24.03.2011 19:39   Заявить о нарушении
Благодарна Вам,Катя, за разговор. Вы владеете вопросом и это вызывает уважение и интерес. Разрешите несколько слов.
К вопросу о ношении Бога внутри, как это не прискорбно, есть очень простое объяснение этому утверждению некоторых верующих( не всех,конечно).
Это просто дань все большей и больше показушности религиозности,что мы наблюдаем сейчас. Стать истинно верующим религиозным человеком, думаю, непросто в силу нескольких причин, среди которых это элементарное воспитание, не давшее толчок и примера в раннем детстве и еще,думаю, одна очень примитивная причина - а элементарно лень посещать регулярно церковь,соблюдать все каноны и т.д. И все таки всередине этих людей сидит сомнение- а вдруг есть, а вдруг надо и поэтому....
Не являюсь ни воинствующим атеистом и не считаю себя глубоко верующим и религиозным,хотя глубоко скорблю( имено так) и не знаю причины отчего нет настоящей искренности в вере.Хотя верю, что конечно Жизнь возникла не по Дарвину и безбожие больше плохо, в частности в части нравственности. А ее то так не хватает в сегодняшней жизни.Впрочем нравственность не обязательный атрибут только верующих. И если человек глубоко нравственен, следовательно соблюдает заповеди Господа, то хотя он и считает себя неверующим и нерелигиозным, его можно считать таковым.

Татьяна Чехова   24.03.2011 20:00   Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласна, дорогая Татьяна! В действительности, наш разговор шёл о русской культуре, разрушение и попрание которой идёт от Белинского( и раньше!) и - "иже с ним народовольцев", которые русскую культуру и веру попытались подогнать под "удобный формат"...Достаточно вспомнить роман Достоевского"Бесы", в котором описаны все страшные предреволюционные брожения умов и настроений, окончившиеся кровью, попранием веры и России, после которого мы до сих пор не можем очнуться....
Я хотела только сказать, что по большому счёту Белинский и народовольцы, вклад которых в литературу очень ничтожен и мал, даже если они и были искренними и способными людьми, - всего лишь частный случай истории русской литературы, по большому счёту они незаметны. Если бы не смена идеологии и режима, о них знали бы только узкие специалисты по истории второй половины 19-ого века...Но они были настолько идеологически удобны новой власти, что во всех учебниках литературы писалось о том, что они -её единственные исследователи... Они, наверное, и помыслить не могли о такой "оглушительной славе"...
Я выступаю против идеи русского протестантизма, лишь потому, что он упраздняет и упрощает идею христианства, подрывает основы Православной Церкви, пытаясь их переиначить, чтобы сделать "более удобными и понятными для жизни"... Для того, чтобы поработить народ, нужно лишить его культуры, чтобы лишить его культуры, нужно подорвать его веру, а чтобы подорвать веру, нужно сначала упразднить, прикрываясь гуманизмом-протестантизмом, церковь, а потом и вовсе её отменить...А дальше - дать "нужную трактовку" историческим событиям...

Екатерина Садур   24.03.2011 20:22   Заявить о нарушении
Спасибо, Катя за разговор. Буду искренна и скажу,что он для меня более приятный, чем понятный. Но в первую очереь,конечно, интересен, как в вопросе о христианстве, так и еще более о литературе.
Жизненного и творческого вдохновения Вам.
С признательностью и уважением,

Татьяна Чехова   24.03.2011 20:55   Заявить о нарушении