Рецензии на произведение «Логика по Талмуду и Сократу»

Рецензия на «Логика по Талмуду и Сократу» (Рома Мининзон)

Мудрая притча. Помоему она чем то коррелирует с этой притчей - Однажды к Будде пришёл человек, очень культурный, очень образованный и очень учёный. И он задал Будде вопрос. Будда сказал:

— Извините, но прямо сейчас я не могу ответить на ваш вопрос.

Человек удивился:

— Почему вы не можете ответить? Вы заняты, или что-то другое?

Это был очень важный человек, хорошо известный во всей стране, и, конечно, он почувствовал себя обиженным тем, что Будда так занят, что не может уделить ему немного времени.

Будда сказал:

— Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас вы будете не в состоянии воспринять ответ.

— Что вы имеете в виду?

— Есть три типа слушателей, — сказал Будда. — Первый тип, как горшок, повёрнутый вверх дном. Можно отвечать, но ничего не войдёт в него. Он недоступен. Второй тип слушателей подобен горшку с дыркой в дне. Он не повёрнут вверх дном, он находится в правильном положении, всё, как должно быть, но в его дне дырка. Поэтому кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода вытечет, и он снова станет пустым. Очевидно, лишь на поверхности кажется, что в горшок что-то входит, на самом деле ничего не входит, поскольку ничего не может удержаться. И наконец, есть третий тип слушателя, у которого нет дырки и который не стоит вверх дном, но который полон отбросов. Вода может входить в него, но как только она входит, она тут же отравляется. И вы принадлежите к третьему типу. Поэтому-то мне и трудно ответить прямо сейчас. Вы полны отбросов, поскольку вы такой знающий. То, что не осознано вами, не познано, — это отбросы.

Владимир Ус-Ненько   11.07.2011 17:44     Заявить о нарушении
А также коррелирует с этой притчей - Воспарить над верой

Будду однажды спросили: «Есть ли Бог?». Он ответил: «Да!». В тот же самый день другой человек спросил его: «Существует ли Бог?». И Будда ответил: «Нет!». К вечеру того же дня третий человек спросил Будду о существовании Бога, и Будда промолчал в ответ, лишь подняв указательный палец вверх.

Всё это видел его ученик Ананда. Ночью он спросил Будду:

— Я не могу уснуть. Ответь, пожалуйста, почему на один и тот же вопрос ты дал три разных ответа?

Будда ответил:

— Вопрошающие были разными. Первый верил, что Бога нет, и ему очень хотелось, чтобы я укрепил его веру. Ему я ответил: «Бог есть!». Потому что прийти к Истине человек может, только освободившись от того, во что он верит. Другой человек верил, что Бог есть. Ему тоже очень хотелось получить подтверждение истинности своей веры. Ему я ответил, что Бога не существует. Я здесь для того, чтобы разрушать всякую веру, чтобы ум мог воспарить над ней и войти в Истину. Третий человек не был ни верующим, ни атеистом, поэтому не нужно было ни «да» ни «нет». И я промолчал, говоря этим: «Делай как я, просто погрузись в молчание, и тогда узнаешь!»

Владимир Ус-Ненько   11.07.2011 17:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. На 100% с Вами согласен.

Рома Мининзон   11.07.2011 19:31   Заявить о нарушении
рад Роман, что Вам понравилась моя рецензия, хотя заслуга в этом не моя а Будды ... :)

Владимир Ус-Ненько   11.07.2011 19:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Логика по Талмуду и Сократу» (Рома Мининзон)

Замечательная вещица!
Имеетя первоисточник, или это чисто Ваша придумка? Есть предположение, что это – Любавичер или Ваша пародия на него.
Если бы я был на месте знатока Сократа, раввин взял бы меня изучать талмуд (я отгадал все ответы), но сам-то раввин рассуждает не вполне в духе талмуда.
Например, логически возможен ответ, что пойдет умываться тот, у кого грязное лицо. Сначала к крану идет трубочист с чистым лицом, так как он посмотрел на грязного и решил, что и он сам грязный (первый тест), следом за ним пойдет грязный, потому, что поймет, что и он грязный (второй тест), однако чистый, сообразив, что грязный пошел не сразу, а вторым, решит, что он сам – чистый, и поэтому вернется (третий тест).
Раввин не прав, утверждая, что не возможно, чтобы один испачкался, а другой нет – это неосновательное утверждение.
Хоть раввин и говорит, что сам вопрос бессмысленный, однако, талмуд и горы комментариев полны решений такого рода серьезных проблем.
Подмечено характерное презрение раввина к неталмудической мудрости (Сократ, философия).


Дан Берг   04.06.2011 14:51     Заявить о нарушении