Рецензии на произведение «Я помню Глава9 Центральный Дом Работников Искусств»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Майя, не могли бы подсказать, кто был прав, кто виноват в раздоре Любимова с актёрами? У него это не в первый раз.
Вячеслав Вячеславов 07.02.2013 17:49 Заявить о нарушении
Мне кажется отсюда пошел раздел. Но были еще финансовые вопросы,о которых я ничего не знаю.
Как могла- ответила, Вячеслав.
Майя Уздина 23.03.2013 21:32 Заявить о нарушении
Вячеслав Вячеславов 24.03.2013 07:54 Заявить о нарушении
ЦДРИ - тогда действительно был храмом искусства. Вы счастливый человек Майя, Вы увидели как рождались выдающиеся постановки того времени.
Что-то сейчас не вспоминают Анатолия Васильевича Эфроса, а зря! Вы вновь напомнили какой это был выдающийся театральный режиссер.
С уважением,
Константин Каронцев 25.10.2012 00:54 Заявить о нарушении
Какие скандалы сейчас сотрясают ЦДРИ...
ВЫ застали расцвет этого дома искусств.
Людмила Береснева 13.08.2012 23:33 Заявить о нарушении
Больно слышать.Многие сотрудники умерли,некоторые уехали...
Майя Уздина 14.08.2012 02:07 Заявить о нарушении
О, Майя Владимировна, как много интересного Вы рассказали! Спасибо большое! А про Валентина Берестова я читала здесь, на Прозе, у Вадима Прохоркина. Тоже пишет с любовью! Вы его читали?!
Елена Воскресенская 12.05.2012 20:32 Заявить о нарушении
Леонид Волков -Лео Лево 12.05.2012 23:21 Заявить о нарушении
...Майя, учитывая предыдущую рецензию Галины Алининой, могу к ней присоединиться. Скажу, что Ваши воспоминания имеют не меньшую ценность, чем воспоминания издаваемых авторов. Вы - свидетель и очевидец многих событий, вживую общались с выдающимися творческими личностями, оценивали их достоинства и недостатки. Это и есть самый важный вклад. Оценка личности того или иного человека даётся на основе анализа многого. Материал собирается по крупицам. Поэтому не надо умалять достоинств Ваших воспоминаний.
На свой страх и риск отредактировал этот рассказ. Если не найдёте противоречий, то можно скопировать и заменить текст на страничке. Хотелось бы знать Ваш почтовый адрес, чтобы сбрасывать туда файлами правку. Так гораздо удобнее. Не уверен, что много смогу отредактировать, так как уже "чемоданное настроение" для убытия в деревню. Но на будущее можно так и договориться... Итак, мой вариант:
Я сразу же пошла в дирекцию ЦДРИ (Центрального Дома Работников Искусств) рассказала о себе и своём не очень большом опыте.
Дом принадлежал профсоюзу творческой интеллигенции и объединял художников, реставраторов, музыкантов, артистов. Ежемесячно членам Дома высылались книжечки – планы мероприятий на месяц.
Мне повезло: невзирая на некоторые сложности (имелась третья группа инвалидности, что позволяло работать на два часа меньше), зачислили на должность заведующей передвижным фондом библиотеки. Это означало, что в мои обязанности входит создание небольших библиотек и регулярный обмен книг в различных творческих коллективах. Я выбрала любимые театры – Таганку, театр А. Эфроса, М. Захарова, реставрационный комбинат и ещё несколько организаций.
Один день в неделю был разъездной.
Обычно, в такой день, помимо проверки своих библиотек, смотрела репетиции на Таганке или у А. Эфроса. Это выглядело новым и необычайно интересным занятием. Я видела, как рождаются спектакли, слышала общение актёров и режиссёров.
Однажды, смотрела репетицию «Мастера и Маргариты». Проигрывалась сцена, в которой Николай Иванович возвращается усталый после работы. Вдруг, он видит обнажённую Маргариту, раскачивающуюся на качелях. Сцена никак не удовлетворяла Ю. Любимова. Тогда Любимов сам стал показывать её. И это было гениально.
Интересно было слышать общение артистов с Ю. Любимовым. Работая на грани возможного, Ю. Любимов отражал все болевые точки нашего общества. Ему было свойственно использовать злободневные возможности текста. В спектаклях театра на Таганке ощущался гротеск, ассоциативная связь с современностью. Этот театр был нашей совестью.
Всегда, о каком бы времени ни говорил спектакль, мы чувствовали сегодняшний день. И в «Гамлете» с Высоцким мы вместе с ним боролись против всей власти. Эти часы в театре были нашими свободными часами. И именно поэтому посещения Таганки являлись прорывом в свободу. Я просмотрела весь репертуар театра.
Недавно к 90-летию Ю. Любимова вышла в свет книга «Личное дело одного театра» (авторы Е.Абелюк и Е.Леенсон – М; «Нов.литературное обозрение» 2007 г.). В предисловии сказано: «Жить, не изменяя себе, театр мог только в постоянной и изнурительной борьбе.»
В день смери режиссёра Анатолия Эфроса у театра собрались тысячи поклонников этого светлого, талантливого человека. На крыше театра играл скрипач. Так прощались с особенным человеком, чья эстетика в корне отличалась от эстетики
Ю. Любимова.
«Если вы хотите прочесть пьесу, – обычно говаривал Анатолий Васильевич своим оппонентам, – то приготовьтесь встретиться с её интерпретацией.»
«... Спектакль должен быть с о в р е м е н н ы м не ассоциациями и аллюзиями, а своим построением и манерой. Аллюзии могут только испортить дело»
Режиссёр разрешал смотреть репетиции. И я побывала на многих, например на прогоне (первый показ для «пап и мам») «Колеса», спектакля по Н. В. Гоголю. Колесо на сцене (оформление Левенталя) означало, что в разные времена всё повторяется.
Когда я вернулась домой после «Женитьбы», поставленной А. Эфросом, для себя написала рецензию на спектакль, потрясший своей неожиданной драматичностью.
Мне казалось, что образ Агафьи Тихоновны – образ женщины несчастной, терзаемой противоречиями и нерешительностью – это образ России. Может быть, я ошибалась, но именно так чувствовала.
Общение Эфроса с актёрами в корне отличалось в от общения Ю. Любимова. Разбирая пьесы, А. Эфрос ждал сотворчества от актёров, а Любимов показывал сам.
Его спектакли на Малой Бронной выглядели совершенными. Он ставил Гоголя, Тургенева, Достоевского, Шекспира. Театральная номенклатура была оскорблена.
Звучали выступления о том, что режиссёр с такой фамилией не имеет права касаться классики. Каждый спектакль Анатолия Эфроса был не только праздником, он заставлял много думать, а иногда и перечитывать пьесы, желая до конца понять творческий замысел режиссёра.
Вскоре мне предложили проводить литературные вечера. Директор по творческой работе, Эммануил Самойлович Разниковский, был очень внимателен к сотрудникам, в его подчинении трудились инструкторы, которые и проводили вечера по своим направлениям: эстрада, цирк, музыка, театр, живопись (отдельно – инструктор по общественно-политической работе), работа с народными коллективами. Литературная ниша была почти пуста, лишь изредка чтецы приходили выступать со своими программами.
Мой первый вечер – «Встреча с московскими прозаиками». В гостях находились Ф. Искандер, Г. Горин, В. Аксёнов и А. Битов. Это была неожиданная встреча для посетителей Дома. Зал оказался переполнен – пришли даже сотрудники ЦДРИ, а это являлось хорошим знаком.
В Доме Работников Искусств было три зала: Большой зал (вмещал 650 человек), Камерный (на 200 человек), Малый зал. А ещё – очень уютная «Каминная» (на 150 человек).
Вход для членов ЦДРИ – бесплатный. Кроме членов ЦДРИ, на вечера могли приглашаться другие зрители, которым посылали пригласительные билеты, но и выступавшим тоже ничего не платили. Время было глухое, появиться перед зрителями могли немногие. Поэтому выступать соглашались почти всегда и почти все приглашённые. Вспоминая вечера и людей, которых я приглашала, думаю о том, что только два раза случились отказы от приглашения. Один раз это была Людмила Марковна Гурченко. Я пригласила её выступить в «Устном Литературном Альманахе» на странице «Артист за письменным столом», когда вышла её книга воспоминаний. Она ответила очень кратко, по-русски, что, мол, ей это не нужно...
В другой раз осмелилась позвонить И. Смоктуновскому, однако, услышав его жалобный голос и сетование, что ему и с детьми некогда общаться, почувствовала себя виноватой, извинилась и быстро свернула разговор.
Однажды, долго уговаривала Григория Бакланова выступить в Альманахе на странице «Прозы». Он отказывался, ссылаясь, что не умеет выступать, а я всё уговаривала: «Вы только посмотрите в глаза своим читателям, тем для кого ВЫ пишете.» – И говорила, говорила... До тех пор, пока он не засмеялся и согласился.
Потом, слушая не раз его выступления, была уверена, что есть и моя заслуга в том, как он общается с читателями.
Вечера, объявленные в ежемесячном календаре, вызывали внимание цензуры. Нужно было найти обходной путь, чтоб суметь рассказать о литераторах трудной судьбы. Такой путь был, как показалось, найден. Мы создали «Клуб читателя».
Такое нейтральное название не вызывало никаких вопросов. При клубе создали совет, в который входили:
Валентин Берестов – поэт.
Виктор Камянов – критик.
Владимир Порудоминский – писатель.
Юрий Манн – литературовед.
Андрей Чернов – поэт.
Совет – это люди, горячо преданные литературе, готовые сами выступить перед аудиторией и пригласить известных и малоизвестных авторов. К этим замечательным людям присоединились их друзья, ставшие многолетними помощниками и советчиками – Лидия Борисовна Лебединская, Натан Яковлевич Эйдельман, Владимир Яковлевич Лакшин.
Всегда буду помнить их и любить. Это – интеллигенты, которым до всего было дело. Изменить они ничего не могли, но открыть для неосведомлённых и непосвящённых людей окружающую несправедливость, жестокость, рассказать о времени, открыть новые грани известных творческих людей – это они делали. Об этих людях попытаюсь рассказать подробнее.
Жду приговора. Мира и добра!
Володя.
Владимир Теняев 29.04.2012 08:31 Заявить о нарушении
Uzdinamaya@gmal.com
Добра Вам всякого!
Майя Уздина 29.04.2012 10:25 Заявить о нарушении
Но не думайте,что я такая корыстолюбивая. Главное, рада, что человек, о котором и знать не знала, понимает меня.
А так писать я никогда не смогу.Мне даже жаль Ваше время. Вы столько бы успели за это время сочинить.Столько бы радости доставили читателям. Мне стыдно, что я бессовестно пользуюсь Вашей добротой.
С теплом и бесконечной благодарностью.
Майя Уздина 29.04.2012 15:29 Заявить о нарушении
Владимир Теняев 29.04.2012 16:44 Заявить о нарушении
Майя Уздина 23.03.2013 21:42 Заявить о нарушении
Дорогая Майя, перечитываю Ваши публикации.Счастлива,что поначалу не удосужилась на каждую написать отклик и теперь есть для этого местечко.Оказывается,на любое событие,любого известного человека можно иметь совсем неожиданный взгляд. Вот театры "На Таганке" и "На Малой Бронной".Вы - не коллега, не критик, не автор...Вроде бы,человек со стороны.И мы слушаем великолепно изложенный рассказ,словно выхваченные неожиданно ярким лучом, эпизоды жизни легендарных театров.Хочется остановить повествование и просить,умолять,дорогая, добавьте воспоминаний,характеристик,портретов.Кроме Вас здесь больше нЕкому это сделать. С горячей просьбой и признательностью. Галина.
Галина Алинина 19.12.2011 16:05 Заявить о нарушении
Это глубокое воспоминание в том числе и об Эфросе и
Любимове.
Приятельница прислала мемуары "Чужая девочка" И.Мягковой. Там тоже и много интересней,чем у меня об этом.
А я на все смотрела,
как бы открывая для себя новый мир.
Ни образования,никаких знаний не имея.Таких оценок я недостойна.Должна признать.
С благодарностью-Майя.
Майя Уздина 19.12.2011 17:20 Заявить о нарушении
Галина Алинина 19.12.2011 17:33 Заявить о нарушении
А мне нравится активная позиция автора, не сморя на трудности, не плакать, а действовать. И вот, вроде как-будто автору везёт, но это как награда за поведение: не сдаваться.
Томас Квастхофф тоже шёл навстречу своей мечте, не смотря на объективные трудности. (Я продолжила перевод его автобиографии.)
Маргарита Школьниксон-Смишко 12.12.2011 20:47 Заявить о нарушении
С уважением и пожеланием успехов в работе и жизни,
что неразрывно.
Майя.
Майя Уздина 12.12.2011 21:50 Заявить о нарушении
С таким интересом читаются Ваши микроочерки, Майя. И думается: мои года - моё богатство! И я жил в это время.
Владимир Эйснер 18.10.2011 23:24 Заявить о нарушении
Вы работали в таком интересном месте, дорогая Майя Владимировна, видели и знали ТАКИХ людей! Это счастье!!!
С уважением
~*
Вера Петрянкина 22.09.2011 17:48 Заявить о нарушении
С уважением-Майя Уздина.
Майя Уздина 22.09.2011 18:18 Заявить о нарушении