Рецензии на произведение «Хаврогоры. Этимология, этиология названия»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Очень интересная статья о Хаврогорах у Рины Полесьевой. Особенно потому, что она догадалась подключить и персидский язык. Но я предлагаю немного изменить направление поиска.
Не персидский. Санскрит, как наиболее близкий русскому и ,особенно, его северным диалектам. "Хава" - жертвоприношение, жертва. Потому что топоним "хвойные (даже не еловые (!)) горы" в том месте, где, как я понимаю, никаких гор нет - это абсурд. Ещё в санскрите есть "рага" - краска и "Рага" - привязанность. Ещё есть Сва-Раг (Сварог) от svarga «небо, небесный».
Если вспомнить сказку про Крошечку-Хаврошечку (а никто уже не скажет, почему у неё такое странное имя), то была у неё удивительная корова, которая ей во всём помогала. Здесь можно увидеть отголосок культа Небесной Коровы-матери. Это тоже никак не финский эксклюзив.
Итак, Сварог - небесный огонь. Скифы знали Фарна - древнеиранский Хварно (hvarnah). "Обычно это божество трактуется как материальное воплощение животворящей силы Солнца, божественного огня..." (Вики). Рарог, Рарашек, Рариг — в славянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага. Ра - древнеегипетский бог солнца. "Иногда его передавали в виде страшной змеи, изрыгающей из пасти огонь и уничтожающей врагов, иногда - в образе мужчины с головой барана. Чаще всего - в образе человека с головой сокола..." (Вики). Страх-Рах - в русских заговорах воплощение огненного ветра суховея. Птица Рухх (или Рук, Рок Страх-рах, Ногой, Нагай)- гигантская птица Востока.
Интересный поворот: птица (Ногой) или змея (Наг)? А ведь у финикийцев был Баал Тамар в образе змея, обвивающего пальму (http://www.stihi.ru/2015/12/18/553 - вот он на горе Небо). Медный змей Моисея. Символ Анкх и... Распятие. Кстати, русское х** (родственно нем. "her") через "хвуй" тоже к хвое возводят. Да и новогодняя ель - дерево особое. Я Вас ещё не запутала?))
По поводу хавроньи и кабана. Фрейр, в германо-скандинавской мифологии бог плодородия и лета, которому подвластен солнечный свет. Священное животное - кабан. Возвращаясь к статье Рины, ни какие-то загадочные племена, а праславяне (арии), которых оказалось предостаточно в предках современной немецкой нации.
А ещё есть город Хеврон (Аль-Халиль) - второй по святости после Иерусалима город в иудаизме. Известен Пещерой Патриархов, где, как говорят, похоронены Адам и Ева, и кое-кто ещё. Изначально - финикийский город, хотя теперь давно уже еврейский.
Ева. Др.-евр. хawwͻ:h, совр. евр. Хава — букв. «дающая жизнь».
Думаю, и Хаврогоры до христианизации были одним из святых мест, а вовсе не "хвойных" или разбойничьих.
Светлана Каплун 13.05.2016 19:17 Заявить о нарушении
Санскрит использовал в качестве дополнительного инструмента при этимологизации северных гидронимов. Результаты - в книге «Тайны языка земли холмогорской». «Зазвучал» он неплохо (примеры в статье http://www.proza.ru/2012/12/20/1747 ). Разумеется, представители «официальной науки» сказали свое презрительное «фи» и зачислили автора в перечень «творцов псевдонаучного бреда». Впрочем, иного и не ожидалось.
Удач в поисках!
Александр Чашев 13.05.2016 20:53 Заявить о нарушении
А по поводу гор... То, что на их вершинах разводились ритуальные костры, учёные уже не оспаривают. Санскрит: гар - смех, пение (гар-мония?) и "огонь". Мы говорим "горение", но чаще "жар". Поэтому перечисленные Вами -горы первоначально могли быть более связаны с огнём, чем с современным понятием "гора". Подзабылось, переосмыслилось. Кстати, египтяне тоже ведь не зря такое большое значение Горам придавали... А у нас где-то рядом и "горе". Поэтому я поинтересовалась также "хворью" и "хворостом".
В связи с хворостом интересны сербское, хорватское и словенское "храст" в смысле "дуб" (дерево Перуна). У остальных индоевропейцев - вариации "храста" как "заросли, кустарник", даже англосаксы - hyrst «лес». Англичане вообще дают!
У них лес - forest (хво-рест). Это как "хвать - фать", "хвилин - филин", "хварно-фарн")))
Да. И всё-таки я думаю, что наши предки отличали такие породы как ель, сосна, лиственница. Вряд ли они говорили "хвойный лес" и "хвойные горы" (есть ведь "бор", "дубрава", "роща"). А вот Лысая гора - это какая? (Укр. ліс - лес).
Светлана Каплун 13.05.2016 22:12 Заявить о нарушении
Лысая гора – «голая». На лысых горах располагались древние святилища. Ныне стоят церкви.
Александр Чашев 13.05.2016 23:23 Заявить о нарушении
Санскрит: леша - кусок, лешья - белая, светлая. А наш леший - от "леса". А "лес" от чего? Кстати, та же Лысая гора в Киеве - не совсем голая, а именно с лысиной.
Интересно, что с праславянской "лысиной" сравнивают арм. lois «свет», lusin «луна», lusn «бельмо в глазу». Далее сюда же луч, луна. От *leuk- «белый». Тут вроде бы понятно.
А вот лиса. Диал. лисый «желтоватый», залисеть «приобрести желтоватый оттенок», Череповецк. Самое интересное, что жёлтый, золотой и зелёный - родственные слова! Так что значит слово "лес"?! Кстати, тому же Перуну дубовые рощи посвящались, и кабаньи челюсти в стволы вживлялись... Вот и с хвойным лесом не всё так просто. Как и с ёлкой. (Жёлтый, золотой, зелёный. Я бы добавила белого как мел и черного как меланиста. И Полоза до кучи.)
По поводу хвойника спорить не буду, поскольку действительно во многих языках схожие слова обозначают ель или что-то колючее. Это очень древнее. Просто я предполагаю, что к началу н.э. уже появились и бор, и ельник, и прочие разновидности взамен общего понятия. Согласитесь, хвойный лес - это научное определение (по-крайней мере, мне не приходилось сталкиваться с простонародным употреблением этого слова как "леса"). А вот жертвы мы до сих пор приносим (и хаваем, и хватаем, и ховаем).
Светлана Каплун 14.05.2016 01:54 Заявить о нарушении
Уже не удивляюсь совпадениям. Уже прослеживается закономерность. В данном случае получается, что я своими попытками узнать происхождение названия своего родного села Хаврогоры (http://www.proza.ru/2013/01/19/1729)продолжила и Вашу тему.
С уважением.
Рина Полесьева 06.06.2013 19:46 Заявить о нарушении
Александр Чашев 06.06.2013 23:35 Заявить о нарушении