Рецензии на произведение «Гл. 9. И первый клад мой честь была-60»

Рецензия на «Гл. 9. И первый клад мой честь была-60» (Екатерина Домбровская)

А я жалею о дуэлях. Дело не в праве требовать к себе уважения, а в готовности отвечать за свои слова. Цитата из нашей современницы :
"Дуэль всегда запрещали, но она всегда жила. Ее исчезновенье будет главным признаком смерти дворянства.
- Ужас какой, жить в обществе, где нету дуэлей, - Нелли даже содрогнулась от нелепости самого такого предположения. - Вить слово тогда ничегошеньки не станет весить! Разве ж можно мужчине жить дальше, стерпевши оскорбление?
- А он и не стерпит его, мужчина неблагородной крови, - усмехнулся Ларошжаклен. - Он выждет случая, чтоб обидеть в деньгах, притеснить в делах, наконец просто оскорбит в ответ, когда будет с руки.
- Ну, это уж будет не мужчина, но женщина в штанах!
- О, нет! Сие будет существо нового пола, наделенное женской гибкостью - сим орудием слабых, но без женской доброты, без женской способности к самопожертвованию. Но и женщина рядом с подобным существом не останется собою! Она станет холодней и расчетливей, лишенная естественной опоры и не имея кому довериться.

Мария Березина   06.04.2012 17:24     Заявить о нарушении
исток дела - правильное отношение к проблеме чести. Исток ее - в почитании образа Божия в человеке. Князю чти, а себе славы - так ведь писал древнерусский человек о руссичах-воинах, которые в боях добывали "князю честь". Честь была выше славы. бесценное сокровище.
Соответственно и слово бесчестье - о многом говорит!

Екатерина Домбровская   06.04.2012 17:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 9. И первый клад мой честь была-60» (Екатерина Домбровская)

Екатерина, вы словом сплетаете венец из прошлого. хорошо вяжете, умело, с любовью. В некоторой степени идеализируете прошлое, но это
от любви " к отеческим гробам".Да и каждому из нас прошлое кажется
более праведным, чем настоящее. И в этом усматривается залог добра и человеколюбия.
Глава - трактат о ЧЕСТИ и ДОЛГЕ.

Виктор Герасин   09.12.2011 08:50     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор, здравствуйте - как рада я Вам. Благодарю за отзыв. Идеализация может иметь место, поскольку все-таки эта книга помянник. Однако даже окончание этой главы 12, некоторые штрихи к портретам героев все-таки говорят о неоднозначности их характеров и жизней. Впереди погуще будет - чем ближе к нашему времени, тем круче завязываются узлы. И даже дискуссии острые под последними главами свидетельствуют о том, что теперь меня скорее упрекают в попустительстве к грешникам. Но как бы то ни было Ваши добрые слова для меня - большое утешенье и опора. Доброго Вам здоровья, дорогой Виктор.
Ваша Екатерина.

Екатерина Домбровская   09.12.2011 10:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 9. И первый клад мой честь была-60» (Екатерина Домбровская)

Эту главу, дорогая Екатерина, можно рассматривать как духовный подвиг. Увидеть и предельно честно описать изъян, поразивший сословие, к которому принадлежишь, это очень трудно! "Погиб поэт, невольник чести", а через несколько десятков лет гибнет целое сословие. Честь! Это понятие пришло к нам с Запада, где не только дворянство, но и само духовенство стало заложником этой разновидности гордыни. Потом оно заменилось буржуазным служением золотому тельцу, когда уважения стали "требовать" уже не те, у кого склопилось много "нравственных достоинств", а те у кого много денег. В сущности, вполне логичное развитие событий! Как ни рассуждай, что ни делай, без возврата к православию нас ждет сначала сумрачная тень на лицах, а потом и погибель. Дай Бог нам избегнуть ее лап и вымолить тех, кто оступился. С глубоким уважением, Нина

Нина Изюмова   16.09.2011 17:18     Заявить о нарушении
Вы правы, как это не прискорбно... Хотя человек чести, если он глубоко православен - явление поистине прекрасное. И такие люди были , конечно, на Руси. Сегодня нас окружает совершенно бесстыдное и наглое бесчестие со всех сторон. Только честь сословная должна перемениться в честь и достоинство человека как образа Божия. Очень это тонкая материя.
Как бы не выплеснуть с водой и ребенка.
А избегнуть погибели не так просто - гордыня, к сожалению, живет запросто и в людях бесчестных. Трудное дело - что-то новое должно было бы родиться в России, - да, истинное православие. Только вот рождается оно "путем зерна" - про это тоже нельзя забывать. И надо признать, несмотря на высоты святости, в 19 веке церковность не умела с этим справится. Западный воздух все выхолащивал...
Спасибо огромное!
Вас любящая и всегда с трепетом ожидающая Ваших суждений - Екатерина.

Екатерина Домбровская   16.09.2011 18:06   Заявить о нарушении
Оккам справедливо говорил, что "не следует множить сущее без необходимости". Если человек православен, говорить о том, что он верен долгу чести, по-моему, только запутывать дело. Ведь получается, что верность православию недостаточна, а требуется что-то бОльшее. А есть ли бОльшее? Дворянству показалось, что есть, и это очень жаль.
А насчет гордыни бесстыжих - это сущая правда.

Нина Изюмова   16.09.2011 20:02   Заявить о нарушении
Опять правы. Опять правы на все сто. Только приходится учитывать, что проповедуешь нечто против чести, с самых высоких позиций Православия в море бесчестия, и что воленс-ноленс множишь беззаконие. Но будем уповать на то, что Господь поможет: где-то сгладит, что-то упорядочит, а кого-то и прижмет.

Екатерина Домбровская   16.09.2011 21:36   Заявить о нарушении
Уточним. Есть честь человека, образа Божия. А есть дворянский или интеллигентский или любой корпоративный кодекс чести. В первом случае блюдешь честь, потому что любишь Бога и заповеди Его. Во втором случае, следуешь кодексу, потому что любишь...даже не себя, а свой социальный статус.

Нина Изюмова   16.09.2011 21:45   Заявить о нарушении
Милая и уважаемая Нина! кто же это может оспорить? Мы умрем и корпорации наши умрут с нами, а Божие в нас пойдет в вечность с Богом. Другое дело - в чисто воспитательном аспекте - в дворянском воспитании - если в основе оно христианское, - есть чему поучиться, в особенности сегодня.
Выставила следующую главку - там, возможно, есть не прямые ответы на сомнения и возможные вопросы.

Екатерина Домбровская   16.09.2011 22:43   Заявить о нарушении
Иду читать!

Нина Изюмова   16.09.2011 22:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 9. И первый клад мой честь была-60» (Екатерина Домбровская)

Обаяние Вашего слова,Екатерина,привело меня на страницу альбома Борисова-Мусатова. "Мелодия грусти старинной",по словам самого художника, струится с его полотен.Вот они эти женщины Микулинского рода."Словно сумеречное облако покрывало их облики...немного спрятанный в себя,тихий сумеречный взгляд",который
(да,простит мне мой дорогой автор),чуть проглядывает и на Ваших сегодняшних фотографиях. А дальше - "не сон и не явь" Николая Рубцова.Образы Микеланджело Буанаротти. Чеховские мотивы "Вишнёвого сада". Вот какие имена призывает мой замечательный автор в подспорье, описывая облик старинного семейства своих предков, "великого русского прошлого".
И горькие первые признаки "нелюбовного разделения душ" в семье своего прадеда.Драмы братьев Микулиных.Вечные обиды младшей сестры Мани.И не видит автор другой причины для этого, "как умаления света Божия в жизни людей...реального и сильного ощущения безысходности и тоски...",которые привели сестру впоследствие к спиритизму "смертельно опасной травмы для души человеческой", гибели на дуэли двадцатилетнего младшего брата. Той самой дуэли, полный свод писанных и неписанных правил которой,(трагический парадокс) через семь лет издал их средний брат Иосиф Александрович,роскошным фолиантом.
И это на фоне обитателей,давно мною любимого Орехова, на лицах которых "даже в самые серьёзные и скорбные моменты жизни просвечивала радость,говорящая о явном присутствии Божием в ней".
И дивный Ваш слог,Екатерина, осторожно привлекает и не даёт повода усомниться в Вашей правоте. С благодарностью,мой редкий автор. Галина.

Галина Алинина   16.09.2011 17:02     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Галя. Дал же Вам Господь такое чуткое и отзывчивое сердце! Благодарю за поддержку за готовность верить автору , тем более, что все это - только пересказ того, чему его учили духовные по-настоящему люди.
Кланяюсь Вам, милая Галя, и за себя, и за них даже в большей степени.Есть такие духовные люди, - редкость, конечно, алмазы, через которых нас созидает и преобразует Сам Господь, Любящий нас и помогающий нам не увянуть и не увязнуть в темных селениях жизни.
Ваша К.

Екатерина Домбровская   16.09.2011 12:15   Заявить о нарушении
Что интересно,дорогая Катя, в своём рассказ "Тамань", весёлом с грустинкой, о простой и немного наивной душе русских людей,приветивших нас в этой поволжской деревне Ундоры, я писала, что сегодняшний город Ульяновск,скорее, похож на Симбирск,на своё прежнее имя.Вот таким, как на Вашей иллюстрации, застали мы улицы, по которым проезжали. И,как не соответствовал духу города Ленинский Мемориал, пустой и неинтересный,как аэропорт.И только домик Ульяновых привлекал внимание.
Смущает Ваш вывод о фразе И.А.Микулина "Каждый человек, признающий за собой известное нравственное достоинство, имеет право требовать, чтобы его ценили и уважали".Конечно, по-генеральски звучит "требовать".Заменить бы на "ожидания" и всем бы нам подошло. Но не годится генералу сознавать себя аскетично "ниже других". По-моему, даже в душе. Живу среди военных в городке,вижу их, нельзя управлять этой массой "смиренно". Это я, к слову, а вообще об иллюстрации и Симбирске,который тоже видела. Как подвигаются Ваши дела, моя милая? Галя.

Галина Алинина   12.12.2011 13:18   Заявить о нарушении
Дорогая Галя, один очень солидный читатель упрекнул меня в идеализации прошлого. Но с другой стороны, я чувствую, что часто задевает читателя некоторая обнаженность правды. которую я не скрываю. Я ничего не причесываю. дело в высказываниях Иосифа Александровича - в нем самом, а не в его генеральстве. Я передаю читателю реальный образ человека. который вскоре порвет с братом - жестоко и непреклонно из-за несходства политических взглядов, а на самом деле - не политических а несходства некоторого душевных устроений братьев. Тут уже пролог темы "чести и совести" - тем очень важной, принципиально важной для людей чести - дворян, для русской истории. Одним словом, пролог гражданской войны. Я же с даже смягчающими добавками, не приемлю фразу Микулина, потому что церковь учит нас концентрироваться на том. что МЫ несем людям, и каково ИМ с нами, а не та том. как к нам относятся - любят ли нас, чтут ли нас. По церковному учению важна только установка нашей ответственности: любил ли мы, и как? Добро ли несем людям? Милуем ли, прощаем ли, покрываем ли недостатки ближних любовью, терпим ли их и смиряемся ли, когда нас гладят не по шерсти. Так что пусть генерал, но лично мне эти суждения понятны, но не близки.
Простите, что пространно отвечаю - мне кажется, что в главе я не допрописала свою позицию по этой проблемме, и вот теперь Вы мне любезно дали повод - "довысказаться". Я это делаю в первую очередь для тех. кто нас читает.
Очень поразили вы меня тем, что в Симбирске и сейчас есть схожие картинки - как это замечательно! Спасибо Вам!

Екатерина Домбровская   12.12.2011 13:27   Заявить о нарушении
Я бы,Катя, тоже сказала, что кое в чём идеализируете. Даже где-то упомянула эту фразу. И жёстко сама себя поправила.Документы! Вы приводите документы. Письма (даже в иллюстрациях) потрясают,а подлинное их содержание -прочь все сомнения.А как получилось с Верой,Вы даже "перехлёстываете", могли бы и утаить. Нет,Катюша, всё весьма достоверно.Чуть-чуть сократила бы я "богословия",самые сложные моменты. Светскому люду будет проще,понятнее и интереснее.Ваше собственное толкование так тщательно, так понятно, так захватывающе.Но,мой дорогой автор, я - не указ, я бы просто сама для себя так хотела, очарованная Вашим языком. Как? Подтягивается барка к берегу? Галя.



Галина Алинина   12.12.2011 13:50   Заявить о нарушении
Насчет барки так: "тянет-потянем", помаленьку вытягиваем: сегодня может появиться след. главка... А насчет богословий - так ведь читателям приходится отвечать - как без этого смущать-то правдой? А чтобы упростить несколько - ну еще попытаюсь, конечно, но смысл-то прост и не прост - все ведь мирской логике на 180 градусов противоречит.

Екатерина Домбровская   12.12.2011 14:26   Заявить о нарушении
А я Вас очень и очень благодарю за замечания - очень! Я все оставляю на размышления, все взвешиваю, думаю... Для меня им цены нету. Спасибо!

Екатерина Домбровская   12.12.2011 14:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 9. И первый клад мой честь была-60» (Екатерина Домбровская)

Дух Микулиных витает... над юзерами! 21 век... Начало!

Фёдор Клюев   15.09.2011 22:43     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Федор.А начало чего?

Екатерина Домбровская   15.09.2011 23:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 9. И первый клад мой честь была-60» (Екатерина Домбровская)

В этой главе, повествующей о семейной ветви рода Микулиных, кроется, вероятно, ответ на вопрос, где черпали силы достойно выжить несколько поколений семьи Домбровских, переживших революцию, гражданскую и Отечественную войны. Стойкость, жесткие испытания раннего сиротства Микулиных заложили прочную основу потомкам для грядущих испытаний. Мне эта глава показалась очень лиричной, потому что всё сильнее звучит голос рассказчика и летописца Екатерины Домбровской. Поиски свидетельств жизни и деятельности членов разветвлённого дворянского рода, размышления о характерах и особенностях личности дорогих людей необыкновенно поэтичны. Меня поразила точность сравнения портретных характеристик реальных женщин и образов, созданных художником В. Борисовым -Мусатовым. Особенно обращение автора к портрету бабушки. Мне вспомнились строки М.Волошина: «порой в чертах случайных лиц её улыбки пламя зрело. И кто –то звал со дна темниц из бездны призрачного тела». У Е.Домбровской иной образ, но вероятно, мастерство прозаика и состоит в том, чтобы заставить читателя искать своё определение поразившему факту или сравнению. Особенно волнующим, на мой взгляд, служит авторское отступление, пленяющее своей изобразительностью: «на фоне уже совершенно призрачной, неземной красоты срубленных русских вишневых садов, погруженных в весенние туманные дрёмы, опустевших усадеб и парков, красотой надмирной, ещё живущей неизменно только в редких сердцах…» Читателю безмерно повезло окунуться в эту надмирную красоту, созданную автором.
Глава очень важна в философском понимании чести, веры, верности долгу, но я не буду касаться этого в своём сугубо субъективном анализе того, что особенно тронуло душу и сердце. В этой главе каждый отыщет для себя нечто заповедное в соответствии с собственным строем души.

Татьяна Алейникова   15.09.2011 20:47     Заявить о нарушении
Спасибо за столь обстоятельный, невероятно доброжелательный и проникновенный анализ, дорогая Татьяна. Вы поистине пристальный читатель!Большая ответственность лежит на авторе - не испортить восприятия читателя. Рассказ и тема этой главы - продолжается, все ближе и ближе подступая к нашим дням. Однако как автору мне хочется еще раз подчеркнуть, что предмет моего главного внимания - жизнь веры в человеке: ее умирания и ее воскрешения и соответственно с этим ход внешних событий. Помоги нам все Господи, видеть и понимать то, что было и что есть, чтобы мы оказались готовыми к тому, что будет.
Благодарю Вас сердечно, уважаемая Татьяна. Желаю Вам всех благ и помощи Божией.
Ваш признательный автор.

Екатерина Домбровская   15.09.2011 21:04   Заявить о нарушении