Рецензии на произведение «Нетрадиционные размышления вместо предисловия»

Рецензия на «Нетрадиционные размышления вместо предисловия» (Ант Адаев)

Позволю себе кое-какие ремарки относительно нетрадиционных размышлений автора.
«Известно, что изначально «был один язык». Так говорит «Библия», основываясь на древних устных сказаниях и мифах. С точки зрения «языкознания» вся пушистая крона языковых семей произрастает из одного ствола, первые ветви на котором появились совсем недавно, где-то около 5—5,5 тысяч лет тому назад.»
На мой взгляд, вы упрощенно трактуете вопрос. Библия в данном случае не научный аргумент. А у «языкознания» на сей счет имеются лишь гипотезы. Серьезные ученые лишь установили, что в период 500-250 тысяч лет назад строение мозга и органы речи наших предков вполне позволяли им заговорить. В целом число научных аргументов в пользу теории о едином праязыке растет.

«Невзирая на бурный поток информации об артефактах доисторической цивилизации, «богоизбранность евреев», освященная Библией, не подлежит сомнению.»
Нет, не согласен. Любой объективно мыслящий непредвзятый человек видит в ветхозаветном постулате о богоизбранности евреев лишь исторический пример того, как определенный этнос пытается в своем развитии утвердиться и обеспечить свою выживаемость в мире агрессии, придумывая пакт с ни с того, ни с сего возлюбившем его богом.

«Аврам (пока с одним «А») родился в Уре Халдейском, хотя это не стыкуется с историческими данными.
История свидетельствует: «халдеи» стали известны только в начале VII века до н.э., что не совпадает с эпохой Моисея, которому приписывается авторство «Ветхого Завета».
Халдеи впервые упоминаются в ассирийских документах в 9 в. до н.э. (878 г. до н.э.). Еврейские религиозные книги создавались не единовременно и редактировались веками. Поэтому, чтобы читателям было понятно, что за Ур имеется в виду редакторы того времени вполне могли внести уточнение – Ур Халдейский. До нашествия халдейских племен многострадальный Ур был и Шумерским, и Аккадским, и Вавилонским, и Ассирийским. Есть серьезные исторические исследования, доказывающие, что исход «праевреев» (племени Ебера) из района Ура происходил в несколько этапов (2025-2017 г. до н.э. – миграция вызвана нашествием кочевников-амореев, что согласуется с «Хроникой» Евсевия Кесарийского, в которой Фарра с родными покидает город около 2016 г. до н.э.; 2006-2003 г. – разграбление города эламитами; 1740-1739 г. до н.э. – разрушение города вавилонским царем Самсуилуном).

«Некоторые исследователи считают, что этноним «евреи» происходит от слова «хабиру» (апиру). Согласно историческим данным, в Древнем Египте этим словом называли наемников, слуг и отверженных, и чаще всего оно произносилось в значении «люди праха». Это значит, что «хабиру» не относилось к определенной этнической группе, а к определенной социальной прослойке «отверженных». Имеются свидетельства, согласно которым израильтяне стали называть себя евреями только в I тысячелетии до н.э., но никак не в эпоху библейского Исхода около 1300 г. до н.э.»
Хапиру фигурируют не только в египетских документах, но также и в аккадских, хеттских, митаннийских и угаритских источниках между 1800 и 1100 г. до н.э. на обширных территориях Ближнего Востока и Анатолии в качестве бродяг, мятежников, изгнанников, разбойников, рабов, наёмников и т.п. «Люди праха» - интерпретация сомнительна; этимология основана на западносемитском корне «пр/бр» – «пыль» (покрытые пылью = бродяги) – однако до нас дошли аккадские переводы термина «хабиру», звучащие как «резатели жил» - т.е. что-то вроде «головорезов». Известно, что в местности Харран, где умер Фарра, существовали города Нахур, Фаррахи, Сарухи и Фалеки, что согласуется с именами ветхозаветных родственников Аврама - Нахором, Фаррой, Серугом и Фалеком. В хрониках государства Мари (датируется 18 в. до н.э.), куда входила территория Харрана, сообщается о племенах Абам-рам (Аврам?), Иакоб-эль (Иаков?) и разбойничьем племени Бениамин (колено Вениаминово?). Имеются данные, свидетельствующие, что эти племена кочевников какое-то время проживали по берегам местной реки Хабур (Хабир). Резонно предположить, что здесь и зародился этноним «хабиру».
Интересно, что Пятикнижии Моисеевом слово «евреи» (иври) упоминается чуть более 30 раз, причем как экзоним (при описании столкновений между будущими израильтянами и инородцами - Он привел к нам Еврея ругаться над нами; И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея; ибо Египтяне не могут есть с Евреями; и скажете ему: Яхве, бог Евреев, призвал нас…; Укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев) и как слово, обозначающее переселенцев (бродяг), живущих на чужбине. Замечено, что «иври» по смыслу соответствует «хапиру», и после захвата 12 коленами в Ханаане было усвоено израильтянами как «внешнее» наименование их этноса (мол, так нас зовут другие). Примечательно, что древнееврейский язык назывался его носителями не "иврит", а "кенаанит", т.е. пришельцы, смешавшись с ханаанеями, перешли на их язык.

«Официальная историология особое место в истории мировой культуры отводит Древней Греции и Риму, благо что «патриархами исторической науки» признаны Геродот и Тацит.»
Поздравляю автора с термином «историология». Тацит – не патриарх, Тит Ливий посолидней будет. Да, Геродота зовут «отцом истории», и он этого вполне заслуживает. А древние Греция и Рим потому занимают в исторической науке особое место, что заложили фундамент европейской цивилизации, которая, нравится нам это или нет, занимает ведущее место в современном глобальном мире.

«так назы-ваемая «культура эллинов» проросла на развалинах «крито-минойской культуры», которая, в свою очередь, сформировалась на базе расширения культуры эпохи Воз-рождения в Азии, в том числе на Ближнем Востоке...»
Ну и что? Эллины имеют свои неоспоримые заслуги, и это не значит, что они выше, мудрее и лучше остальных древних наций. Да, возвеличивание своего этноса – характерная черта, отчетливо прослеживающаяся в истории человечества. Мы видим, что еще до возникновения ранних государств первобытные люди с какого-то периода начинают убивать друга ради владения материальными благами. А история государств – это история войн, в которых победивший бахвалится перед потомками числом убитых и плененных врагов и прославляет себя и свой этнос. Так что пантюркизм, как панславизм, воспевание ариев, восхваление своего этноса в качестве «истинно арийского», унижение остальных, как «неполноценных» - узнаваемая черта так называемых патриотов, не просто любящих свою родину, но ставящих ее выше родин других. Это было характерно для гитлеровской Германии и для современных националистов, независимо от их этнической принадлежности. Недаром следы русов вдруг узревают в Древнем Египте; а бедных этрусков и венетов считают в доску русскими.

синонимам и эпитетам типа «Аз/Ас» и др., то пространственно-временные координаты присутствия болгар расширяются в пределах цивилизации...
Ну, как тут не воспеть архидревние исторические корни болгарского народа, любезного сердцу автора! Мы, мол, подревнее тюрков будем, но не хвастаемся!
Зачем столь многословно и нетрадиционно размышлять по вопросу, который и так достаточно ясен?

Алексей Аксельрод   12.01.2017 10:27     Заявить о нарушении
Рецензия на «Нетрадиционные размышления вместо предисловия» (Ант Адаев)

Здравствуйте, Ант. Несколько лет назад прочитала Вашу книгу "Алтари цивилизаций". Очень интересно и нестандартно Вы мыслите. Лично мне не хватает знаний в области археологии и истории, чтобы оценить Вашу книгу беспристрастно. Хотелось бы знать, что думают о Вашей теории возникновения праязыка человечества профессиональные филологи.

Ирина Басова-Новикова   07.01.2017 20:45     Заявить о нарушении