Рецензии на произведение «Мастер и Маргарита»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Христина, какие интересные мысли! Здорово!
Люся Иващенко 29.09.2013 14:33 Заявить о нарушении
Добрый день Христина! Я тоже давно полюбил этот роман, но у меня несколько иной взгляд : реально все мы обычные люди страдаем от повседневных проблем или конкретных нехороших людей( или властей и ее представителей)В романе же их Булгаков не только высмеял ,но и наказал посредством дъявола и нам то читателям ,сопереживающим героям, все равно кто их наказал.Главный герой романа- ЛЮБОВЬ - грустная,печальная, красивая : с одной стороны Мастера и Маргариты, с другой Иисуса к человечеству. И она торжествует,и это для нас главное.Ведь все нормальные люди этого хотят: любви ближнего и любви человечества.И еще мне кажется :роман не был бы таким прекрасным без огромного душевного ,умственного вклада в него жены Булгакова. С уважением
Сергей Максутов 09.11.2011 13:50 Заявить о нарушении
------------------------------------------------------
А сами они хотят любить ближних и человечество, эти нормальные люди? Не придуманное, а реальное, такое, как оно есть.
А любовь... да, я знаю, что многие люди считают именно это любовью.:( Только я бы не торопилась из называть "всеми нормальными людьми".
Христина Либенсон 09.11.2011 14:06 Заявить о нарушении
Яков Каунатор 10.11.2011 17:24 Заявить о нарушении
Яков Каунатор 10.11.2011 18:51 Заявить о нарушении
Христина Либенсон 10.11.2011 19:32 Заявить о нарушении
Христина Либенсон 10.11.2011 19:32 Заявить о нарушении
- ищи причину в себе;
-умный человек тот, кто способен увидеть себя со стороны;
они-то и помогали, но, почему-то, ожидал и в других увидеть то же самое, а встречалось иногда... Вот рассказ "Кровники". Как тут быть?
кровники
Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
--------------------------------------------------------------------------------
Комментарии: 2, последний от 29/12/2010.
© Copyright Каунатор Яков (yakov95@rambler.ru)
Размещен: 30/09/2010, изменен: 30/09/2010. 5k. Статистика.
Миниатюра: Проза
Ваша оценка: шедевр замечательно очень хорошо хорошо нормально Не читал терпимо посредственно плохо очень плохо не читать
--------------------------------------------------------------------------------
Кровники.
Для Александра Гринберга школа и учительство были призванием. Год назад
став учителем, он распределился со своей молодой женой Кристиной в
сельскую школу в самой глубинке Латвии. Посёлок, где находилась школа,
был у самой границы с Россией.Гринбергу, человеку городскому, сельский
быт, традиции и уклад жизни был в новинку и тем интересен. Нравилось
ему, не привыкшему в столь молодом возрасте, чтоб величали его по
имени-отчеству, когда обращались к нему - Учитель. С первых же дней
жизни в посёлке поразило его, что незнакомые ещё ему люди, встречая его,
говорили: Здравствуйте, Учитель! Как же непохоже было это на ту
отчуждённость и безразличие, с которым он сталкивался в своём родном и
большом городе. Нравилось ему и то любопытство, с которым приняли его
жители посёлка и их дети, его ученики. С некоторыми коллегами Александр
и Кристина встречались не только на работе, но и вернувшись после уроков
домой. Поселили их в учительском доме, где кроме них проживало 5 семей,
в которых женщины работали учителями, мужья же их - в здешнем совхозе.
Но и здесь, на общей кухне, на общем дворе, все общались друг с другом
баз фамильярностей, не по именам: Имант, Янис, Гунар, Лайма, Бирута, а
одним славным и ёмким словом: Сосед. Точно также, как сугубо городскому
человеку Александру Гринбергу был интересен мир сельского жителя, так и
соседям его был интересен этот горожанин, прибывший к ним из другого
мира. Все считали своим долгом подсказать, помочь и наставить на "путь
истиный" в этой привычной и потому простой, как им казалось, сельской
жизни. Именно она, эта сельская жизнь с её весенне-летне-осенними
заботами об огородах да всякой живности, была истиным призванием. Школа
же воспринималась как некая повинность, которую надо отрабатывать. Этой
весной, первой их весной на селе, и Гринберги решили приобщиться к
славному братству сельчан, и уже успели вскопать свой огородик, что
выделили им метрах в 50 от дома. Всё было в новинку, а потому - в
радость. Весна на селе - это вам не весна в городе, кажется, и здесь, и
там с приходом солнца лопаются почки и распускаются первые ярко-зелёные
листочки на деревьях и кустах, но только здесь, в деревне к земле
относились как к женщине, которая как будто предлагала себя, отдаваясь в
крепкие и заботливые крестьянские руки. И по осени земля воздавала
сторицей за нелёгкий труд. Договорились сегодня по-соседски помочь
Янису, чья жена работала в школе учителем истории. Время пришло сажать
картошку, и на помошь Янису вызвались соседи, Гринберг Саша и Гунар
Зиемелис. Должен был подойти друг Яниса -Зигмунд Путеклис, хозяин
тягловой силы, то бишь, лошади. Раннее утро было расцвечено солнцем да
птичьим гомоном, когда мужчины взялись за работу. Она спорилась, и к
полудню вспашка была почти закончена, когда Янис предложил передохнуть,
да перекусить чем бог послал да жена Янина принесла. Уселись, прилегли
на прогретую и уже высохшую после зимних снегов землю, уже и по второй
рюмашке пропустили, когда Зигмунд вдруг спросил:
- слышишь, учитель, а ты какой нации будешь? - Вопрос прозвучал так неожиданно, что Александр поначалу воспринял его как простое любопытство.
- - А какая тебе разница, сосед?
- - Ну а всё же, чего стесняться, можешь ответить?
- - Конечно же,- отвечал Гринберг, - кровь у меня зелёного цвета, вот и отгадай, какой я нации.
- - Слышал я, что ты из жидов будешь?
- - Я не из жидов, сосед, я - из евреев.
- - а мне без разницы, только пострелял я вашего брата в своё время ох как много! - усмехнулся Зигмунд Путеклис.
Капли крови зачастили на траву у головы Зигмунда. Бить было неудобно, Александр лишь ладонью хлопнул по лицу, попав тому по носу. Путеклис попытался вскочить, но крепкие ладни Яниса и Гунара прижали его к земле,и Янис проворчал грубовато:
-Сиди уж, дурак, сам напросился. Александр взял нож и легко
полоснул себе по пальцу, заструилась кровь и Гринберг с деланым
удивлением произнёс:
-Смотри-ка, тоже красная! Саша встал и ничего не
говоря поплёлся домой. Но и там быть было тягостно, и выйдя из дому, он
добрёл по дороге до знакомой тропинки, ведущей к школе, по ней он дошёл
до берёзовой рощицы, окружившей старый костёл, всегда закрытый. Там,
невдалеке от костёла в оправе из зазеленевшего и аккуратно
подстриженного кустарника спряталось братское кладбище, напоминание о
боях 44-го года. Гринберг уселся на прогретую гранитную лавку, не
хотелось никого видеть, хотелось лишь вот этой тишины, до которой не
доходил даже птичий щебет. Всего лишь час назад жизнь казалась
безмятежной и весёлой.
--
Яков Каунатор 10.11.2011 19:54 Заявить о нарушении
Христина Либенсон 10.11.2011 23:47 Заявить о нарушении
Яков Каунатор 11.11.2011 04:30 Заявить о нарушении
Христина Либенсон 11.11.2011 13:01 Заявить о нарушении
Сергей Максутов 11.11.2011 15:24 Заявить о нарушении
Христина Либенсон 11.11.2011 15:48 Заявить о нарушении
@Почему Бог не появляется в этом романе? А Его никто не зовет и не ждет.@
Вы абсолютно правы, Христина.
Эту же мысль я недавно слышала и по Культуре - шел повтор фильма Мастер и Маргарита, а перед ним были лекторские выступления.
Сожалею, что не смогла все из них посмотреть... но, и этого - самого главного, думается -понимания,
наверное, уже достаточно для вдумчивого читателя, слушателя и зрителя.
С благодарным уважением
Людмила Солма 13.10.2011 20:46 Заявить о нарушении
Пожалуй, Христина, я это возьму с собой... Большое Спасибо Вам...
Евгений Григоренко 12.10.2011 23:42 Заявить о нарушении
Я так и не смог прочесть М и М. Что-то отвращает, не моя книга, хотя столько людей вокруг меня ее прочло, что стыдно было самому не прочесть. Вот и думаю- ничего не потерял!))) Довольно странно слышать, что у многих это любимая книга, отрывки оттуда я конечно слышал и читал, не вдохновляет...
А вот Евангелие прочел впервые примерно в то же время (в молодости), читал взахлеб и не мог остановиться. Для меня оно было потрясающим откровением, я почувствовал что это правда.
Выдумщик 11.10.2011 21:16 Заявить о нарушении
Я как раз сегодня встретила взгляд Патриарха Кирилла на роман и поместила эту цитату в замечание к рецензии Марии Антоновны Смирновой.
Христина Либенсон 11.10.2011 21:26 Заявить о нарушении
За отзыв патриарха Кирилла спасибо, и всё- таки, по- моему мнению, Булгаков переступил в этом романе некую мистическую грань дозволенного. Получилось своего рода Евангелие от Воланда.
Выдумщик 11.10.2011 23:15 Заявить о нарушении
Выдумщик 11.10.2011 23:38 Заявить о нарушении
Интересный взгляд на любимый многими - роман.
Правда. Бога в том романе никто не ждал и не звал. Хитрые варианты с квартирами в Москве были интереснее...
Спасибо за Ваш взгляд!
Жанна Марова 11.10.2011 20:43 Заявить о нарушении
помню, когда надо было его читать по программе, то я буквально спала над книжкой, особливо над пилатовыми главами. :)))
а когда не по программе, то очень увлекательно было читать. но дело в том, что я решительно не могла отыскать, в чём же там высший-то смысл, и читала просто "как книгу". эдакая готическая сказка, разбавленная остросоциальными картинками.
а потом был Кураев со своей толстой книжкой (она даже на экране увесистая какая-то)...
а то, что Маргарита просила за Фриду - может быть, это намек на то, что сами по себе "дела", какими бы они ни были добрыми, не могут никого спасти?.. (о чем многократно писал Игнатий Брянчанинов)
а еще в ЖЖ недавно был опрос - у кого какие любимые книги. и меня поразил тот факт, что этот роман встречался не просто часто, а значительно чаще других... =)
Русский Инвалид 11.10.2011 19:29 Заявить о нарушении
Христина Либенсон 11.10.2011 19:40 Заявить о нарушении
Христина, м. б., Вам будет интересна работа Михаила Михайловича Дунаева, покойного преп-ля Моск. дух. академии "Рукописи не горят?":
http://www.proza.ru/2010/03/29/158
)))
Борис Пинаев 10.10.2011 23:59 Заявить о нарушении
Воланд не творит никакого добра, он - обманщик. А его справедливость, которая завораживает всех читателей и некоторых персонажей... Я когда-то прочла в одном романе замечательную фразу: "Справедливость начинается там, где кончается любовь". В Раю любовь, в аду справедливость. И когда мы жаждем и алчем справедливости, мы алчем ада. Люди сами добровольно выбирают ад - книга об этом.
Почему Левий приходит к Воланду просить за Мастера и Маргариту? Эти люди выбрали дьявола и попадут в ад. В аду Бог не властен. В аду правит Воланд.
Христина Либенсон 11.10.2011 12:15 Заявить о нарушении
Особенность этого гениального романа в том, что сколько читателей, столько прочтений. Не знаю, Христина, обратили ли Вы внимание на заинтересовавшие меня размышления Наташи Александровой.
http://www.proza.ru/avtor/natasha10
Думаю, роман неисчерпаем, и мнение каждого читателя, на мой взгляд, бесценно.
С уважением,
Татьяна Алейникова 10.10.2011 18:55 Заявить о нарушении
Я не вижу противоречия между "тремя концами" романа. Это просто материальный и духовный планы. А убив любовников, дьявол забрал их к себе. Труп человека, убитого на балу у сатаны, тоже найден потом самым прозаическим образом в обычной квартире.
А произведение - это всегда соработничество писателя и читателя.:)
Христина Либенсон 10.10.2011 19:09 Заявить о нарушении
Спасибо, Христина!
Татьяна Алейникова 10.10.2011 19:15 Заявить о нарушении