Рецензии на произведение «Лицо и маска Марины Цветаевой»

Рецензия на «Лицо и маска Марины Цветаевой» (Наталья Гвелесиани Годарова)

Простите, Наталья, к сожалению не удалось найти в Интернете Вашего отчества, поэтому обращаюсь так, не сочтите за фамильярность.
Нахожусь под огромным по силе и глубине впечатлением от прочтения Вашего текста "Лицо и маска Марины Цветаевой". Какие-либо оценки с моей стороны были бы смешны, поскольку я не компетентен вести диалог на Вашем уровне. Но то, что мной владеет чувство безграничного восхищения автором этого сгустка мыслительной энергии, чистая правда. Удивительная по изощренной тонкости исследования работа, исполненная в равной мере огромной любви к предмету и строгой интеллектуальной честности ученого изумляет тем, как гармонично здесь найден баланс между тем и другим.
Приходилось ли Вам встречать в нашей реальности личности, типологически схожие с Мариной Ивановной? Мне приходилось. При всей волнующей, манящей и пьянящей привлекательности их даровитых натур - прямое соприкосновение с ними всегда было мучительно и катастрофично. И Вам удалось необыкновенно верно и полно выявить внутренние излучатели этого поразительно прекрасного и ужасного душеустройства.
Мне думается, фантастическая по трагизму драма судьбы Марины Ивановны имеет истоком ее, склонен думать, врожденную, имманентно присущую убежденность в том, что ей изначально позволено то, что заведомо запретно для других, всех "прочих" людских существ. То есть ее внутренняя установка состояла не просто в противоречии, противоборстве и непокорности каким-либо внешним "порядкам", "правилам" и "волям", но в категорическом утверждении своего права быть не только вне ряда, но и выше чего-либо и кого-либо, когда и "Бог нам не указ".
Её любовное приятие "чёрта", слияние и "симфония" с ним и вообще влечение к приятию "нарушающих божеские правила и табу" сатанинских сил - питается стремлением выйти, непременно вырваться из Божией "юрисдикции", встать с Богом, по крайней мере - наравне, но в конечном счете и в идеале ниспровергнуть своей убежденной "самостью" даже Его "авторитет". Тут уместен был бы девиз "нам ваши законы не писаны!"
А к чему приводит такой бунт, такой мятеж - мы слишком хорошо знаем. Применительно к личности огромного поэта это катастрофа личности такого масштаба, которую вряд ли можно осознать и постичь до конца. Это уже ряд... космогонический, теологический. И, вместе с тем, здесь, на примере ее горчайшей жизни, как я понял, с удивительной очевидной наглядностью показано, что всё же прерогативы человеческие имеют положенные Отцом Небесным пределы, и в приложении к воле Господней отсутствие (а у неё, Марины Цветаевой, - нарочитое, дерзкое, вызывающее отсутствие) библейского "страха Божия" ведет прямо к гибели, к низвержению во ад, к елабужской петле. Помните - "И стали три пальмы на Бога роптать..."? Нет, не дано нам на Бога роптать, не дано заноситься перед Ним. Всегда справедливо и всегда актуально "Мне отмщенье и Аз воздам..." Истинно так. Бедная, бедная и бесконечно дорогая в своем бессильном вселенском протесте Марина Ивановна! Бедный, одареннейший и искалеченный ею Мур, бедная, измученная диктатом матери, лагерями и пытками Ариадна Сергеевна... Об Ирине, привязанной к стулу, и говорить не стоит. Все это круги от камней безрассудно брошенных Мариной Ивановной в реку высших и незыблемых богоданные установлений жизни.

Еще раз благодарю Вас за сильнейшие чувства, вызванные Вашим трудом. Спасибо.

Счастья Вам и успехов во всём.

Феликс Ветров

Феликс Ветров   15.07.2013 12:27     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за понимание!
Да, Вы правы - "бедная и бесконечно дорогая в своем бессильном вселенском протесте Марина Ивановна!"

Думаю, что такая участь постигает олчень больших идеалистов. А идеализм может приводить к перфекционизму. Пренфекционизм же - к попыткам скрыть от себя самих истинное положение вещей. Об этом - моя новая статья -
http://proza.ru/2013/07/22/1370

Наталья Гвелесиани Годарова   23.07.2013 19:38   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку на новую работу.
Вы очень глубокий и яркий мыслитель.
Всего Вам самого доброго.
Ф.В.

Феликс Ветров   23.07.2013 21:30   Заявить о нарушении
Вот эта сылка на новую статью. Прежний материал я доработала и удалила.
http://www.proza.ru/2013/07/24/588

Наталья Гвелесиани Годарова   24.07.2013 13:14   Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!
А сейчас в нашем городе - ураган с градом, громом и молнией! :-)

Феликс Ветров   24.07.2013 16:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лицо и маска Марины Цветаевой» (Наталья Гвелесиани Годарова)

Признаюсь, Марина Цветаева для меня всегда прекрасной поэтессой, но я ее не понимал и относился к ней поверхностно. После вас я посмотрел на творчество Цветаевой с другой стороны и думаю, что смогу оценить ту глубину, которую несет ее поэзия. Меня тронул один эпизод ее жизни - очень важный. Момент, который сегодня дублируется, к сожалению, во многих. Это ее отношение к дочери - ее душевное бессилие в предоставлении того, что требует материнский долг, который обуславливается в любви, но именно здесь, как вы пишете, произошел кризис. Бессилие, которое вытекает в драматическое, искалеченное формирование личности. Внешнее, предоставляющие нам то, что внутренне мы не готовы принять и понести. Это проблема современности. Это трагедия современности, которая порождает то, что мы должны принять и проглотить, но для это мы не готовы. Внешний прогресс настолько ушел вперед от внутреннего, что он просто своей тяжестью растаптывает нас самих, наши души и мы живыми мертвецами, без жизни мало сказать душевной, а духовной, волочимся туда, куда несет толпа таких мертвецов. Надеюсь, я вас правильно понял. Личность Марины Цветаевой не была сильной, но она была живой и желающей жить. Не существовать! А жить самой живой жизнью, которая заключает в себя в проявлении Любить всей своей душой, плескаясь, как дитя, но не смогла. Поэтому она жила Желанием, трагично воспевая бессилие Любить, что она искала и добывала внутри себя. Антиномия человеческого бытия, долг Любить, заложенный Творцом, и долг перед реальностью, предоставленный жизнью, разветвляют страдальческую личность Цветаевой и это отражается на ее дочери. Далее, что хотелось бы сказать, это употребление вами архетипов Юнга. Здесь я с вами не совсем согласен, так как сами эти архетипы очень ограничены и, как мне показалось, слегка конфузят изображение личности Марины Цветаевой. Юнг не уступает тенденции остальных "западников", которые берут свое начало с католичества или же с протестантства и уходят от самой сущности. Гете это прекрасно изобразил в "Фаусте": " Живой предмет желая изучить.../ ... прежде душу изгоняет,/ Затем предмет на части разделяет/ И видит их, да жаль: духовная их связь/ Тем временем исчезла, унеслась!" Эти вот части я вижу в архетипах К. Юнга. Поэтому ими, как я полагаю, не совсем верно изображать личность, которая имеет образ Божий, всегда уподобляясь Богу. А Марина Цветаева - личность. Пусть не как святые подвижники, но личность. Вам личность Марины Цветаевой, как по мне, удалось изобразить, но отнюдь не благодаря архетипам Карла Юнга, которые затрудняют подход своей шаблонностью. Может быть, это вам удалось благодаря своей личности. Это мне тяжело сказать. Простите меня, если где-то был резковат и, что вообще захотел высказать свое худое мнение.

Александр Игольник   07.05.2012 18:33     Заявить о нарушении