Рецензии на произведение «Грустные мысли в Рождественскую ночь»

Рецензия на «Грустные мысли в Рождественскую ночь» (Владимир Лобанов)

Я уважаю Христа за то, что он впервые пытался изменить людей и не насаждал никаких религий. Но не созрело человечество для таких перемен и религия сейчас - это государственный институт(хотя формально и отделенный от государства) Лицемерно возводят помпезные церкви и обрекают сотни больных детей. А к афонским монахам отношусь настороженно: все застойное неизбежно загнивает.

Гелена Труфанова 2   28.02.2013 09:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «Грустные мысли в Рождественскую ночь» (Владимир Лобанов)

Не буду критиковать Вашу точку зрения: каждый имеет право выбирать для себя мировоззрение. Но вот никогда я не чувствовал присутствия в мире трансцендентных сил, мир всегда казался самодостаточным и самодействующим.
Я пытался изучать Библию и делал это, как мне кажется, основательно. Начал с Ветхого завета. Бог ужаснул меня немыслимой жестокостью и непоследовательностью, доходящей до абсурда. Удивительно ли, что христиане всячески задабривают его, "служат" ему, стараются превратить свою жизнь в пытку в надежде получить утешение за дверью гроба?
Моя профессия такова, что вынуждает каждый день разбираться, как устроен мир. И ни разу в этом устройстве я не видел божественного вмешательства. На низшем, фундаментальном уровне царит хаос. Там нет траекторий, по которым движутся частицы, там нет времени, там само пространство запутано и понятие направления теряет смысл. Из этой мешанины кристаллизуются законы: вспомните, как хаотичные движения молекул в сосуде порождают простые законы идеальных газов с их элегантным математическим выражением.
Кант был прав: нравственный закон в нас существует (либо отсутствует) без всякой привязки к религиозности. Наверное, когда мать говорит ребенку, что брать чужое и причинять боль другому - это плохо, то ребенок впитывает это на всю жизнь, а потом некоторые из нас "прикрепляют" Бога к душе в качестве гаранта соблюдения нравственных норм, в качестве действенного, хотя и фиктивного хранителя.
Не думаю, что единая религия когда-то возникнет - хотя когда-то мне этого очень хотелось, я надеялся, что осуществится некий "департамент общественного здоровья" нацеленный на милосердие, реализацию здоровой семьи, без предрассудков, без аскезы, без инквизиции и ксенофобии, без изнурительных обрядов. Но история учит, что религия - идентификатор сообществ по принципу "свой - чужой" и в этом одно из ее основных назначений. Для христианина мусульманин или иудей никогда не будут братьями, они враги, что бы там нее бормотали лукавые священники о толерантности и веротерпимости. Угли костров еще не остыли, кости убитых в крестовых походах дымятся ненавистью, жертвы погромов оставили потомков, которые никогда не будут доверять детям и внукам мучителей.
А в школах надо не изучать основы религий, а осваивать знания и учиться жить сообща, руководствуясь ценностями, которые практически одинаковы у всех религий и у всех атеистов. К сожалению, для этого в школе все меньше времени и места: "ОБЖ", "Основы православной культуры" - взамен астрономии. Моя внучка уже не знает, наверное, чем метеорит отличается от метеора и от болида, и почему проводить обследование места падения метеорита на предмет радиационного заражения - чушь несусветная.
Еще раз подчеркиваю: я вовсе не утверждаю, что моя точка зрения лучше вашей. Вы не зовете к всеобщей христианизации, не доказываете примата какой-либо религии над другими - значит, делить нам нечего и в том, что в жизни действительно важно, мы, вероятно, согласны друг с другом.
С уважением,

Алексей Степанов 5   27.02.2013 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей, за столь развернутый диалог. Мы соприкасаемся с Вами в своей критике христианства и религий. Как видимо и Вы, я в церковь не хожу, но, в отличие от Вас, я давно ощущаю себя человеком глубоко верующим, чувствующим и ищущим Божественное не в дни церковных праздников, а постоянно - это перманентное мое состояние и я всегда, где бы ни был и что бы ни делал, нахожусь как бы в присутствии Бога, но мое представление о Нем радикаьно отличается от общепринятого и того, который культивирует церковь. Я со школы хорошо запомнил один стишок В.Маяковского, со смыслом которого совершенно согласен и по сей день: "..."Это — церковь, божий храм, сюда старухи приходят по утрам. Сделали картинку, назвали — «бог» и ждут, чтоб этот бог помог. Глупые тоже — картинка им никак не поможет."(отрывок из стихотворения "Гуляем")". И хоть я нынче убежденный антикоммунист, я скорее согласен с Ульяновым-Лениным, чем, "нет" в том, когда он написал, что "религии - это опиум для народа". Но у меня с Лениным тут разные причины этого сходства. "Опиум " тут я вижу в том, как религии изображают Бога и как предлагают ему поклонятся. В отличие от Вас, я же божественное в Мире, все же и чувствую и вижу, и оно для меня во всем. И я действительно уверен в том, что в "В любой травинке божественного больше, чем во всех религиях Мира" - это мое убеждение и эта именно моя фраза, я не спер ее из интернета и нигде не встречал ранее. О том, что божествееное есть всюду и о нем для меня просто "кричит" все явленное, я пытаюсь показать самыми разными доводами и способами, посмотрите хотя бы здесь же на прозе мою ироничную публикацию "о какашках, как о Божьем замысле": http://www.proza.ru/2010/10/19/750 В своем отношении к современной церкви я очень близок к позиции и доводам Льва Толстого, которые он в начале прошлого века изложил в своем письме к Русскому Синоду. Считаю также, что когда власть с церковниками умилительно и с пафосом рассказывают нам о тысячелетней истории христианства на Руси, о его роли и влиянии, то они сильно преувеличивают этот миф. Об этом я как-нибудь напишу тоже "с цифрами в руках". Изучать же религии в школе нужно не для заимствования из них обрядов и способов поклонения, а чтобы просто хотя бы ориентироваться в опыте и истории искания Бога человечеством. Для себя же я давно определился и в своих жизненных принципах и в своем мировоззрении, которые реально помогают мне жить и интересно и со смыслом, что кратко можно свести к следующему: "Сохранять удивленно-восторженное отношение к Жизни, как к Великому Замыслу и Мудрому Творению" и уже через это смотреть на себя и свои поступки и мысли, не как на обреченный на смерть организм, а как нечто более долговечное и возвышенное, что для меня давно очевидно и это наполняет мою Жизнь такими смыслом и надеждой, которые вытесняют из нее любую фальш, злобу, зависть, любые страхи и даже болезни.

Владимир Лобанов   28.02.2013 06:59   Заявить о нарушении