Рецензии на произведение «БК. Повторы, многосоюзие, замедление действия»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Прочитал всё включённое в сборник. Как дилетант на литературном поприще, нашел для себя много интересного и полезного. А то, что Б.К. и читатели поломали в полемике немало копий, только повысило интерес к публикациям.
С признательностью за полезные советы
Вадим Прохоркин 15.12.2012 12:59 Заявить о нарушении
Мне показалось, что то что вы посчитали бы недостатком начинающего автора, вы превозносите у авторов известных. Ну, не было бы этих повторов у Стругацких, и что? Их тексты были бы менее эмоционально, а главное внутренне насыщенными? Да ничуть! Все ваши доводы по-моему притянуты за уши:))) Люблю Стругацких, но никогда не смотрел на них с редакторской точки зрения, всегда только с подачи философского мироощущения. А так, извините, можно, что угодно превратить в плюс. Достаточно просто просто чиркнуть по минусу сверху вертикально:)))
Сергей Упоров 2 17.10.2012 22:56 Заявить о нарушении
Что касается Стругацких, то в отличие от вас я, в том числе, очень люблю их стиль и, манеру, и хорошо знаю, что у них есть достаточно ограниченный набор фирменных приемов (среди которых и повтор), и именно эти приемы и создают узнаваемый стиль Стругацких.
А говорить о том, что "Ну, не было бы этих повторов у Стругацких, и что? Их тексты были бы менее эмоционально, а главное внутренне насыщенными?" - совершенно не нужно. Это разные вопросы. Потому что суть в том, что повторы есть (уже есть), и это прием, а не ошибка редактуры, и этот прием постоянно используется, значит, Стругацкие видели в нем смысл, использовали его вполне сознательно. Об это и речь.
Всего,
Беспощадный Критик 23.10.2012 08:03 Заявить о нарушении
Сергей Упоров 2 23.10.2012 08:14 Заявить о нарушении
Всего,
Беспощадный Критик 23.10.2012 08:18 Заявить о нарушении
тысячу извинений!
Сергей Упоров 2 23.10.2012 08:30 Заявить о нарушении
Я предпочитаю дискуссии, а не скандалы.
Беспощадный Критик 23.10.2012 08:45 Заявить о нарушении
Сергей Упоров 2 23.10.2012 08:54 Заявить о нарушении
Если хотите дискуссировать, давайте начнем сначала и определим предмет спора. Я за вашими криками его пока не вижу. Я готов допустить, что формулировка "говорить не нужно" была некорректной, правильнее было бы так: "говорить непродуктивно". Повторю аргументацию: с моей точки зрения, я отвечал на ваш вопрос, состоящий в том, что мое желание назвать повторы стилистическим приемом обусловленно только тем, что в качестве примера я привел цитату из давящих на меня своим авторитетом Стругацких. В качестве доказательства, вы предлагали провести мысленный эксперимент и убрать повторы из произведений Стругацких. Мои возражения заключались в том, что этот мыслительный эксперимент не имеет отношения к обсуждаемой теме (повтор как стилистический прием), потому что отсутствие или присутствие конкретного приема в творчестве любого автора еще не является доказательством его эффективности / неэффективности. В связи с этим, мне ваш эксперимент представляется непродуктивным.
Так понятно? И не обидно?
Всего,
Беспощадный Критик 23.10.2012 09:12 Заявить о нарушении
Что же здесь не продуктивного? Уберите повторы из текстов Стругацких и прочитайте их ещё раз. Это и будет доказательством того, что они вкладывали в свои тексты вначале мысль, а критики уже после их смерти развивают на них теории. Мне кажется их повторы обыкновенными огрехами обычных людей, какими они и были и есть. В конце одной повести у них было написано ( по-моему как раз в "Необитаемом острове", хотя могу и ошибаться и путать с "Жуком.." или с "Миллиардом лет.."), что текст написан во время пребывания в одном из домов отдыха в течении месячного отдыха. А уже позже переделан по требованию редактора. Другими словами они писали так же как Достоевский торопливо и быстро, убегая за своей мыслью, и вряд ли задумывались о стилистических нюансах:))) Разве это не доказательство?
Сергей Упоров 2 23.10.2012 09:28 Заявить о нарушении
Ваши фантазии про крики и про красные тряпки это просто чудо! Вы думаете это красноречие? А мне кажется это у вас истерика, которую вы хотите приписать кому-то другому. Я полностью спокоен и даже флегматичен по утрам:)))) Не пейте с утра кофе - это заводит, хотя это просто совет, а не указание, можете его не замечать:)))
Сергей Упоров 2 23.10.2012 09:32 Заявить о нарушении
1) Ваши рассуждения от противного - это домыслы. Почему? Потому что у Стругацких (а) четко выверенный стиль и (б) были всегда очень хорошие редакторы. Очень хорошие. Они сами об этом часто писали. Это первое. Второе: если есть в научном обиходе некая категория (в нашем случае, стилистический прием "повтор") и эта категория обнаруживается последовательно в каждом достаточно большом тексте Стругацких (я готов поспорить, хотя времени у меня нет, но можем договриться), и функциональное назначение обнаруженного приема не подлежит сомнению (очевидно, что повтор не случаен, а злонамерен), тогда мы в праве утверждать, что это именно характерный прием. Рассуждения же о том, что они писали это во время отдыха и просто проглядели - это домыслы, потому что этому нет ни доказательств, ни статистических данных.
2) На экране крики, вопли и вообще истерика отображаются специфическими конструкциями предложений (с яркой эмоциональной окраской: "Послушайте Критик!", "глупые нотации не имеющие ничего конструктивного!", "Он слишком глуп для Критика, и слишком наивен для Беспощадного") и обилием неформального синтаксиса ("истерическими смайликами" (обычно :)))) или что-то в этом роде), тройными вопросительными и восклицательными знаками). Спокойные смайлики лаконичны:) Как у меня:)
Всего,
Беспощадный Критик 23.10.2012 09:51 Заявить о нарушении
Однако по теме. Ваши доводы понятны, но для меня лично не убедительны по одной причине. Я могу указать издание где я прочитал само предисловие о торопливом написании. Это предисловие авторов. Ваши же доводы о редакторах ничем не обоснованы. Сейчас назову издание и страницу.
Сергей Упоров 2 23.10.2012 09:57 Заявить о нарушении
От авторов - стр 6.
"Авторы с удовольствием представляют читателю текст повести (или романа?),максимально приближенный к тому, что сошёл у них с машинки в доме творчества "Комарово" в солнечный апрельский день 1968 года...
Этот текст на протяжении последующих лет подвергался множественным нападкам цензоров и редакторов - Юрий Флейшман (которому авторы рады высказать здесь свою живейшую благодарность за помощь в восстановлении исходного текста) насчитал более семи сотен(!) отклонений Детлитовского (1971г) издания от первоначального авторского варианта. Некоторые из этих изменений приобрели теперь необратимый характер..."
Это пишут сами авторы, а не кто-то. Это документ межу прочим - как говорил один очень известный герой очень известного фильма:)))
Сергей Упоров 2 23.10.2012 10:09 Заявить о нарушении
Вы хоть понимаете, о чем там речь? неужели о повторах? Неужели детлитовские редакторы ВНОСИЛИ повторения в текст Стругацких? Или неужели Стругацкие внесли ОБРАТНО повторения, чтобы приблизить текст к тому, каким он вышел и так дале..? Им что, хотелось, чтобы их "случайные ошибки" вернулись для - чего? Для исторической правды?
Сергей, речь там только об одном: о цензуре. Стругацкие подвергались жесткой цензурной правке, приходилось менять вплоть до фамилий персонажей. О повторах и прочих чисто стилистических нюансах речь в ЭТОМ документе не идет:) С чем опять же вас и поздравляю:)
А количество скобочек после двоеточия - это вам к психологам. Они объяснят, что манерность в сети так же показательна, как и особенности почерка.
Всего,
Беспощадный Критик 23.10.2012 10:22 Заявить о нарушении
Сергей Упоров 2 23.10.2012 10:30 Заявить о нарушении
Еще раз: редакторы у них были хорошие. Очень хорошие. Редакторы пытались СПАСТИ тексты от правки ЦЕНЗОРОВ. Вот цензоры были плохими. Очень плохими.
Вам нужно разъяснить в чем разница межту редактором, главредом и литкомисией? В чем разница между цензурой и редактурой? Я могу. Я знаток в этом вопросе:)
Всего,
Беспощадный Критик 23.10.2012 10:37 Заявить о нарушении
Сергей Упоров 2 23.10.2012 10:40 Заявить о нарушении
Беспощадный Критик 23.10.2012 10:44 Заявить о нарушении
Сергей Упоров 2 23.10.2012 10:50 Заявить о нарушении
Дополнение: я читал некоторые тексты Стругацких в "каноническом" (авторском) и "печатном" (редакторском) вариантах. Более того, я читал статьи Стругацких (включая книгу "Комментарии к пройденному") о том, как писались, редактировались, отвоевывались, востанавливались тексты их повестей и романов, поэтому я имею представление о предмете нашего разговора. Уверяю вас, что стиль во всех вариантах имеет одни и те же особенности, включая частое использование приема "повтор".
Иначе говоря, я знаком с более широким перечнем документов, включая и разные варианты текстов. Повторы есть везде. Это особенность стиля АБС.
Еще вопросы?
Беспощадный Критик 23.10.2012 11:02 Заявить о нарушении
Пока!
Сергей Упоров 2 23.10.2012 12:05 Заявить о нарушении
Фактами оперировать тоже нужно уметь. К вам это не относится.
Всего,
Беспощадный Критик 23.10.2012 12:12 Заявить о нарушении
Интерпретация содержания текста - личное дело критика.
Беспощадный Критик показался ягнёночком, которого хотел съесть упорный волк. Не получилось. Показалось волку
Иван Невид 27.03.2013 16:00 Заявить о нарушении
Если многосоюзие рационально применено и аккуратно вписано в текст, то это усиливает эффект впечатления от прочитанного. Особенно в поэзии.
"Положим, - гудение улья,
и сад утопает в стряпне,
и спинки соломенных стульев,
и чёрные зёрна слепней.
И вдруг объявляется отдых,
и всюду бросают дела..." - "Сирень", Б. Пастернак.
Но повтор слов в рамках предложения или абзаца ничего не даёт. Кроме сомнений в словарном запасе автора. Ваш пример со словом "отвратительный" тому доказательство. Ощущение тряски в грузовике при езде по мостовой можно было передать более сильными эпитетами.
Всего доброго!
Виктор Марков 2 06.10.2012 13:19 Заявить о нарушении
Это у меня такое мнение.
БК
Дискуссионный Клуб Прозы 08.10.2012 17:07 Заявить о нарушении
Спасибо за урок !
Он очень важен для меня, взявшейся за перо лишь только в январе...
С Вашего позволения в избранные...
С благодарностью.
Надежда Опескина 18.07.2012 12:41 Заявить о нарушении
Удивительно! Не зная о таких приёмах, как повтор и замедление, я написала в рассказе "Добряк - любимый ученик": "...мелкие бедные цветочки выпали у неё из рук и медленно-медленно полетели..." Такие статьи нужны. Тогда кто-то применит приёмы интуитивно, а кто-то сознательно.
Елена Соломбальская 24.06.2012 16:42 Заявить о нарушении
Статья понравилась лаконичной конкретностью именно сути по теме и убедительностью примеров.
Приведенный отрывок настолько хорошо написан, что хочется найти книгу и прочитать.
Кстати, Веллер посещал семинар, который вел Борис Стругацкий.
Зоя Чепрасова 04.05.2012 04:11 Заявить о нарушении
Посетить семинар БСа - это, конечно, мечта. Хотя, как и все мечты, осуществление ее скорее всего принесет разочарование. Невозможно научить писать художественно - нет таких приемов. Можно только расширить горизонт, зарядить идеями, дать информацию. Собственно. мы здесь для чего-то подобного:)
Всего,
Беспощадный Критик 07.05.2012 04:10 Заявить о нарушении
Андрей, есть неточность, хочу предложить поправку.
"2) Замедленная съемка – кадры воспроизводятся на медленной скорости."
Это заблуждение, обычная ошибка, которую допускают люди, далекие от кино. Простительно, но нельзя пройти мимо.
Кадры воспроизводятся всегда на одной скорости, обыкновенной, нормальной =24 кадра в секунду (25 для ТВ). А вот съемка может производиться на повышенной скорости, чтобы потом - при вопроизведении изображения - получить эффект медленного движения.
С уважением,
Мнемозина 27.04.2012 22:10 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 28.04.2012 00:56 Заявить о нарушении
:) ликбез по истории кино:)
Мнемозина 28.04.2012 01:08 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 28.04.2012 08:14 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 28.04.2012 11:03 Заявить о нарушении
Мнемозина 28.04.2012 13:58 Заявить о нарушении
Идеи прямо сюда выкладывать?
Или присылать секретарю, а потом они (если) появятся (после модерации)?
Феронин 02.05.2012 16:15 Заявить о нарушении
В следующий раз буду более внимательным. Кстати, сразу вопрос: кто-нибудь может привести пример ускоренного движения в литературе? Как достигается в тексте эффект ускорения восприятия действия?
Всего,
Беспощадный Критик 07.05.2012 04:18 Заявить о нарушении
Спасибо! Столько раз читала Стругацких, не задумываясь над стилем. Ещё раз спасибо.
Софья Шпедт 27.04.2012 13:25 Заявить о нарушении
Может быть, и у Вас есть что предложить проекту. С удовольствием рассмотрим.
Дискуссионный Клуб Прозы 27.04.2012 18:43 Заявить о нарушении
Да, повторы иногда усиливают эффект.
Любовь Царькова 27.04.2012 11:36 Заявить о нарушении
Дискуссионный Клуб Прозы 27.04.2012 14:52 Заявить о нарушении
А так, одна условность и примета.
Морщин суровость, мужественность рта –
Сталь января и скромный ропот лета.
Полярный круг... Попробуй, не запнись,
Попробуй, встань, попробуй, пересиль
Ее стену, ее крутую высь
На самой кромке матери-России.
Полярный круг – попробуй, упади –
Здесь лед трещит
и рушат ветры камень.
Лишь тот, чье сердце гордое в груди
Сдает сполна на Север свой экзамен.
Алексей Пичков
5,6 строки сверху.
Любовь Царькова 27.04.2012 14:58 Заявить о нарушении
В этих сопках настоящий Север.
Если ветер – страшным великаном
Рвет он вереск – тот не поддается,
И кустарник в сопках остается....
...Алексей Пичков
и т.д.
Любовь Царькова 27.04.2012 14:59 Заявить о нарушении
Сижу, пока не рассвело,
Чтобы слова для песен подыскать,
Чтобы рыбак держал свое весло
Так, чтобы птицей карбасу взлетать,
И чтоб пастух спокойно стадо пас,
Чтобы костер его пылал, не гас,
И чтобы песня ладилась для всех
И обещала радость и успех.
Любовь Царькова 27.04.2012 15:03 Заявить о нарушении
Появилась листва на густых переплетенных зарослях ив, зазеленели, заискрились кусты корявых полярных березок. Интересные в этих местах были березки. Смотришь издалека – вроде бы сплошные заросли. Подойдёшь поближе – березки стоят друг от друга на десятки наших мальчишечьих шагов. Ствол березы около земли толстый, с белой берестой, но выше вдруг начинает извиваться, выкидывает по сторонам десятки побегов – ветвей. Крона от этого получается широкой и плоской. Поэтому издали и кажется, что это сплошные заросли. А под березками сухая земля, разнотравье. (А.Пичков)
Любовь Царькова 27.04.2012 15:27 Заявить о нарушении
Андрей, доброе утро. Недавно пробовала дочитать до конца "Асфальт" Гришковца. Может, я чего-то не понимаю, не улавливаю. В трёх предложениях - по 6 раз слова "было", был", были. Бесконечные повторы имени, местоимений. Решила, что для усиления, но ведь так - на протяжении всего романа, мука какая-то читать, лишь тема немного спасла книгу. Хотя есть, вроде бы, и оправданные приёмы - для передачи отчаянья, например. "Миша знал, что это сейчас невозможно, знал, но всё равно думал и мечтал, знал, думал, ругал себя за это, знал и гнал это знание..." Что-то типа этого. А всё равно глаз режет, когда - сплошь и рядом.
Отрывок, который Вы привели, замечателен. Эту серию буду обязательно читать. Спасибо.
Елизавета Григ 26.04.2012 09:40 Заявить о нарушении
Статья очень поспешная, Андрей, больше запутывающая, чем объясняющая.
Света Малышева 26.04.2012 09:49 Заявить о нарушении
Нет, я и не думал ни спешить, ни запутывать. Когда мы обсуждали речевые фигуры - точнее, хвалили статью о них, - я именно говорил о том, что одна и та же ситуация в тексте может быть и стилистическим приемом, и стилистическим проколом. Здесь я привожу примеры именно удачного применения повторов и многосоюзия. Естественно, что чаще всего и то, и другое встречаются как ошибки стиля. Часто - но не всегда. И те, кто возводит в ранг абсолюта отсутствие повторов или запрет на "будет-было", только ограничиваю свои стилестические возможности, а не улучшают качество текста.
Повторы слова "был" - вполне могут быть удачным стилистическим приемом. И есть множество тому примеров. И давайте сразу признаем: чаще всего повтор - это от общей безграмотности или небрежности, или (как удачно кто-то подметил) от частого редактирования и переписывания моментов - тогда просто не помнишь, что слово уже было чуть выше по тексту. Но такие повторы чувствуются читателем именно как ошибки. А вот фразы, в которых повтор заложен автором сознательно, чаще всего воспринимаются как фигура речи, чего, собственно, и добивасемся.
Всего,
Беспощадный Критик 26.04.2012 10:10 Заявить о нарушении
С уважением,
Душкина Людмила 27.04.2012 13:41 Заявить о нарушении
Против оправданных повторов возражать никто не станет. Но если они использованы как приём, а не от неряшливости/лени или по незнанию.
МС
Дискуссионный Клуб Прозы 28.04.2012 13:55 Заявить о нарушении
Душкина Людмила 28.04.2012 14:10 Заявить о нарушении
Люда! Я, если чесно, не помню своих притензий к повторам в Прыгуне, а ОТ закрыт и посмотреть, что там было, невозможно. Но если у вас что-то сохранилось - давайте еще раз обсудим:)
Всего,
Беспощадный Критик 07.05.2012 04:23 Заявить о нарушении
Доброго утра!
Душкина Людмила 07.05.2012 06:26 Заявить о нарушении
Доброго утра, кстати:)
Будет повод - еще обсудим ваши повторы:)
Всего,
Беспощадный Критик 07.05.2012 06:30 Заявить о нарушении