Рецензии на произведение «Свадьба 22 июня 1941 года - отрывок из романа»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Со свадьбы на войну. А кто и со школы, но кто-то и членовредительством занялся, видно, с умом, если не раскрыли его подлое дело.
Игорь Исетский 07.07.2016 11:39 Заявить о нарушении
Больно добро, Алексей! Вкушал каждое слово, вслушиваясь в голоса свадьбы, перечитывал отдельные фразы, всматривался в традиции и обычаи старины. Русский Север «законсервировал» на века язык Руси, сберёг его вплоть до окоянных времён. В начале прошлого века пробудился интерес у некоторых истинных интеллигентов к народному богатству. Что-то успели отыскать, записать. Семнадцатый год, именуемый в народе «Переворотом», положил начало множеству переворотов в умах людей. Пострадал и язык. У Вас об этом образно сказано: «Бросили старухи недопетую песню. Новое время пришло – новые песни принесло. Рявкают-то дружненько, так и кобели дружненько тявкают, да те-то боле от голоду да от злобы… Ой, что-то будет!? Что принесёт с собой весёлое безбожное времечко?»
Весёлое безбожное времячко принесло пустоту душевную. Поскольку природа душ её не терпит, заполняются они суррогатами разными, да дрянью всякой. Примитивизацией языка расплачиваемся за блага т.н. цивилизации. Собиратель Слова В.И.Даль мудро предостерегает из глубины минувшего: «С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая, осязательная связь, звено меж душой и телом». Не слышат потомки, ибо нет пророков в своём Отечестве, зарубежные, импортные ближе. Вот и наблюдаем прогресс для тел и регресс душ.
Войну Отечественную «Великой» нарекли вожди, а в народе другие эпитеты, названия ходят. Проклятая она,подлая, мерзкая, гадкая. Деревни северные мужика лишила. На немощь обрекла.
Множество мыслей вызывает Ваш небольшой рассказ. И не только горьких. Солнце всходит каждый день. Когда нет его, можно и свечи зажечь. Как в Поморском Наказе:
Затепли свечу воску ярого,
Вспомяни жизнь земную покинувших,
След-завет нам оставивших.
То завет прародительский,
Мудрость вековечная, изначальная –
Послужи Родине трудом ратным,
Потрудись на путях её, на Земле,
Озари её светом разума,
Возвеличь её сердцем добрым,
Оставь ей потомков рачительных,
Воспой её словом верным,
Принесёшь ей радость мира и созидания.
Это Родине – благодарность твоя,
Счастье твоё,
Награда тебе.
Иных наград не надо.
С почтением – Александр.
Александр Чашев 02.12.2012 14:11 Заявить о нарушении
Прошу прощения за несколько эмоциональный ответ. Рад был найти в Вас единомышленника. Добавил в избранные авторы, теперь не потеряю, буду с удовольствием вчитываться в Ваши удивительно чистые произведения.
С уважением,
Алексей.
Алексей Кулёв 02.12.2012 15:19 Заявить о нарушении
Алексей Кулёв 02.12.2012 16:11 Заявить о нарушении
Пример – остров Буян. Умники помещают его в Балтийское море, говоря о том, что это де на самом деле возвышенный немецкий остров Руян (Рюге). А слово буян до сих пор на Русском Севере означает всего лишь «плоский, ровный».
Или возьмём сказку дворянина Ершова о коне Сивке-Бурке. Не понимал автор-дворянин, записавший текст от народного рассказчика, смысла имени коня. В деревнях Лешуконья до сих пор: сивка – «снег», бурка – «тепло».
Или вспомним «Бабушкины россказни» Мельникова-Печерского. Язык елизаветинского времени, звучащий в них, интересен и своеобразен, Но воспроизводит его дворянин, вкладывая в уста престарелой княгини. Это не язык народа.
Гигантский разлом между белой и чёрной костью, закончившийся катастрофой 1917 года, присутствовал и в языках двух антагонистических сословий. Поэтому в сочинениях дворян-писателей встречаем много кича, псевдонародности. На мой взгляд, европейцы они всё-таки в первую очередь, а уже затем русские.
Говоря об интересе к народному богатству, возникшему в начале прошлого века, я имею в виду исследователей лингвистики Русского Севера. Таких как П.С.Ефименко, А.О.Подвысоцкий, А.Г.Тышинский, А.Н.Грандилевский, О.Э.Озаровская и др. открывателей северного, поморского слова, живших, трудившихся на благо нам в конце XIX-начале XX веков. Им низкий поклон и благодарность за собирание, сохранение жемчужин словесности.
Александр Чашев 02.12.2012 17:55 Заявить о нарушении
А буево, буевище в наших говорах - погост, кладбище. И если это знаешь, Сказка о царе Салтане читается совершенно иначе. Пушкин, однако, пусть и не всё, но очень много знал. Чего стоит только одна рогатая кичка на старухе - более тонкого сарказма я не встречал. Даже девичьи свадебные головные уборы на хоровых бабульках отдыхают )))
Алексей Кулёв 02.12.2012 18:58 Заявить о нарушении
Вы знаете, а мне понравилось. Очень интересно.Язык этот хорошо читаю. Мои родные в 41 году уехали в эвакуацию из Архангельской области в Сибирь. У прадеда в Михреньге был приход. А бабушка много чего знала похожего на ваше описание. Сейчас что-то легче восстановить- время другое, а что-то ни за что уже не сделать- надо было раньше записывать. Семья много пережила, пострадала в советское время. Все это скрывали от детей. Теперь с трудом пытаемся восстановить. Вот были еще (по-моему и сейчас сестра хранит) полотенца свадебные бабушкины церковные. Она показывала в церкви. Сказали - не наше. Как же не наше, когда прадед попом был. Да там и дата была. Тоже 19 век.
Дина Исаева 07.06.2012 19:38 Заявить о нарушении
Алексей Кулёв 07.06.2012 23:37 Заявить о нарушении
Вообще архивы Архангельские отвечают, нашла деда в списках духовенства 1904 г. Он был привлечен в 29 за то, что был женат на поповской дочери. Отсидел полгода.Отпустили. Поэтому уехали из Архангельска. А второй раз в Нижнем Тагиле. У деда была большая школа. Судили большую группу учителей за избиение пионера в его школе (это был 32 г.) Деда обвинили в том, что принимал на работу детей кулаков. Он сам себя защищал. Оправдали вроде. Но после суда скрылся, чтобы не трогали семью. Скрывался 2 года. Но потом было письмо, что умер (так бабушка рассказывала). Этого письма никто не видел. Про деда нашла в прошлом году в деле его сына (тот отсидел 8 лет за чтение Есенина студентом фил. фака пединститута). Это дело у меня есть. Мы искали совсем в другом месте. Свердловские архивы про деда ответили, что нет среди репрессированных (но очевидно) и что искать в Архангельске.
Дина Исаева 08.06.2012 10:35 Заявить о нарушении
Дина Исаева 08.06.2012 10:40 Заявить о нарушении
Алексей Кулёв 08.06.2012 11:21 Заявить о нарушении
Вот сестра написала, что на нашем полотенце стоит год - 1841. Это что может означать?Бабушка замуж выходила в 1905-1906.
Дина Исаева 08.06.2012 18:36 Заявить о нарушении
Сергей Вдовин 3 15.06.2012 05:31 Заявить о нарушении