Рецензии на произведение «О смысле поэзии»

Рецензия на «О смысле поэзии» (Любовь Царькова)

Александр Михайлов о поэзии - http://vk.com/litozapolarye?w=wall-176077777_4349
ЛитО «Заполярье»
ЛитО «Заполярье»
27 янв 2022 в 11:44
#Пристрастноечтение
Тематические выдержки из произведений литературной критики Александра Михайлова. К 100-летию со дня рождения автора 📚
О ПОЭЗИИ
***
... Слово рождено огромным желанием человека вырваться из гнетущего плена немоты. Вместе с великим благом, которое оно принесло человечеству, благом общения и способности мыслить слово открыло возможности и для лжи, источения яда. Поэзия родилась для блага, она уловила первородное назначение слова и утвердила себя как самая изящная и синтетическая форма мышления. Она есть верховный акт мысли.
***
Двадцатый век знал приливы и отливы поэтического вдохновения, он не знал момента, когда читатели и критика были бы довольны поэзией. В недовольстве отражается любовь – требовательная, строгая. Недовольство – стимул движения литературы. Писатель и читатель одинаково стремятся к постижению истины.
***
Истинный поэт тот, кто идёт навстречу жизни.
***
Когда нет поблизости чистого родника, жаждущий припадает губами к мутной лужице.
***
Из вагонного окна открывается небольшой сектор обозрения, но вагон пересекает из конца в конец великую страну, а мысль поэта все с большей смелостью раздвигает пространство и время и охватывает собою весь огромный мир.
***
Все воспринимается обнаженным нервом поэзии, вдребезги разбивая картонные замки герметизма.
***
В нашем сознании живут те стихи о поэзии, которые написаны в зрелости, как итог глубоких размышлений и трудного опыта.
***
Общественный пафос поэзии не измеришь количеством зарифмованных актуальных лозунгов и восклицательных знаков, он в самом существе поэтического творчества, в идейно-художественной концепции мира. Его нельзя подменить никакой риторикой, никаким фейерверком слов, модных новаций. Не потому ли так легко забываются иные громкие рифмованные филиппики, что за ними не обнаруживается достаточного социального опыта? И не потому ли иной негромкий стих навсегда врезается в память, что за ним стоит богатейший опыт художника?
***
…посредственность никогда не вызывает у потомков активного внимания к себе – ни положительного, ни отрицательного.
***
И пожалуй, наиболее чутким камертоном времени на определенном этапе оказалась поэзия.
***
Только не будем упрощать, не будем подставлять плоских дефиниций там, где витает дух поэзии. Увы, приходится еще иногда слышать, что «наш массовый читатель» берет в руки новую книгу стихов, снедаемый нетерпеливым желанием получить ответы на все вопросы жизни. Эта регламентация читательских «запросов», закованная в бетон казенных фраз, сводит поэзию до уровня поваренной книги или советов по домоводству. Однако она ни то, ни другое. Она – искусство.
***
Поэт взваливает на себя бремя ответственности за судьбы всего мира и человечества, считая, что «все несовершенство мира лежит на совести его» (Вас.Федоров), что «все печали и радости мира в соучастники просят меня» (Михаил Дудин).

ПОЭЗИЯ и ЭСТРАДА
***
Эстрадный опыт поэзии дает немало примеров как высокого искусства, так и дурного сочинительства на потребу невзыскательной публики.
***
Поэзия, наряду с публицистикой, очерком, вслед за ними, оказалась очень мобильным жанром, способным быстро, горячо и остро отреагировать на события общественной жизни.
***
В середине пятидесятых годов эстрадные выступления явились одним из живительных ферментов развития поэзии. Они сыграли важную роль в росте её популярности, в завоевании читателя, в резком увеличении тиражей книг.
***
Между поэтами и читателями становится посредник – профессиональный актёр. В драме он – необходимое звено. В поэзии даже самый искусный чтец не может заменить живого поэта.
***
Отрицательное влияние эстрады Евтушенко видит в ориентации стиха на мгновенное восприятие, на его ударную силу, на его публицистическую и фельетонную заостренность.
***
Конечно, «так собою можно побросаться», можно перестать «быть самим собой», то есть ориентироваться в поэзии только на то, что воспринимает и на что мгновенно откликается большая часть аудитории.
Но в этом сила и в этом слабость эстрады. Идеал надо искать где-то посередине.

Александр Михайлов

Стр. 3, 59, 87-90, 112, 138, 157-158, 164, 171, 201-209 книги "Избранные произведения в двух томах. Том первый. Ритмы ХХ века. Панорама поэзии" Издательство «Художественная литература», Москва, 1986.
Стр. 324-325 книги "Избранные произведения в двух томах. Том второй. Ритмы ХХ века. Панорама поэзии" Издательство «Художественная литература», Москва, 1986.
Стр. 154 книги "Северная тетрадь", Северо-Западное книжное издательство, г. Архангельск, 1976.
#ЗаполярьеМихайлов #оииридэкцнао #пристрастноечтениеэкцнао

Любовь Царькова   24.01.2023 18:20     Заявить о нарушении
Рецензия на «О смысле поэзии» (Любовь Царькова)

"Стихами мощу дороги" - замечательный образ!
Смысл поэзии - открытие новых путей для духа.

Надя Сорокина   04.09.2022 13:45     Заявить о нарушении
Пичков великолепен!

Любовь Царькова   04.09.2022 17:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «О смысле поэзии» (Любовь Царькова)

Поэзия, на мой взгляд, один из способов самовыражения личности с помощью слова. А слова, уложенные особенным способом, да еще объединенные рифмой, действуют сразу на душу чловека, а не на его мозг! Потому стихи и запоминаются.
Спасибо!

Виталий Овчинников   16.04.2014 15:05     Заявить о нарушении
Благодарствую за отзыв.
Виталий, далеко не всякий стих - поэзия.
С уважением,
Любовь

Любовь Царькова   16.04.2014 18:31   Заявить о нарушении
Писать рифмованные стрчки может научиться каждый грамотный человек. Но поэтами рождаются!

Виталий Овчинников   18.04.2014 12:10   Заявить о нарушении
Рифмованные строчки - ещё не поэзия.
Графоман и поэт - две больших разницы.

Любовь Царькова   18.04.2014 19:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «О смысле поэзии» (Любовь Царькова)

Сейчас мало интересуются поэзией,Любовь.
Как и литературой.
У меня рядом великолепная библиотека.
В залах пусто.

Реймен   06.09.2013 20:49     Заявить о нарушении
Странно. Значит - плохо работают. В Нарьяне - электронный зал всегда полон: бесплатный Интернет, обучение на "пользователя" с сертификатом, для пожилых "Униветситет", где - опять же - бесплатно - учат всему. На абонементе свободный доступ, ежемесячные выставки новых поступлений литературы. 27-й год работает клуб любителей Лит-ры. В детской библиотеке - ходят классами - с первого, все выбирают книги.

Любовь Царькова   06.09.2013 21:03   Заявить о нарушении
Там еще Россия.
Чем ближе к Центру, тем ее меньше.

Реймен   06.09.2013 21:54   Заявить о нарушении
У нас говорят про вненарьянмарье: "Там, на Земле".

Любовь Царькова   06.09.2013 21:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «О смысле поэзии» (Любовь Царькова)

Можно добавить.
Поэт - это человек, у кого голова расположена на облаках, а ноги крепко стоят на земле.
Степень устойчивости - характеризует уровень достоверности...

Солнца Г.И.   29.07.2013 15:12     Заявить о нарушении
Спасибо, тонко замечено!
С теплом,
Любовь

Любовь Царькова   29.07.2013 15:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «О смысле поэзии» (Любовь Царькова)

согласен с Вами,
Поэт испишет тоннами бумагу
И вроде интересно, хорошо
Великие стихи подвластны магу
Поэт из миллиона остальные в молоко...

С Теплом Души М.Волк

Миша Волк   16.05.2013 17:54     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку, Миша.
Главное в поэзии - цельность отточенной формыи содержания.
Больше креатива!

Любовь Царькова   16.05.2013 17:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «О смысле поэзии» (Любовь Царькова)

Мне, как специалистке по душеправке, очень понравилось. Особенно про весло. Мне пришлось править души нескольким поэтам и поэтэссам. Один даже писал стихи. Поэты трудноизлечимы, их души эфимерны, а волосы длинные и не всегда хорошо промытые. Нужно пользоваться качественным шампунем, вроде "Власяницы" Пермского п/я-2707 или французким "Вошье". и обязательно кондиционером потом, энергично втирая его в волосы и кожу кончиками пальцев.

Клавдия Эполетова   02.02.2013 09:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «О смысле поэзии» (Любовь Царькова)

Баринова Елена
ОТ БОГА НАСТОЯЩИЕ ПОЭТЫ
О, как ущербны, как косноязычны,
Как ошибаются, пришёптывают, свищут,
Как сумасшедшие, как пойманы с поличным,
Как будто бы всё время что-то ищут.

Как в дверь войти не могут, не споткнувшись,
Как день и ночь не сразу различают,
Как будущее путают с минувшим,
А счастливы бывают, лишь отчаясь.

О том, что знают, как молчат упорно,
Как говорят о том, чего не знают,
Как одиноки и как беспризорны,
Как помнят всё, как тут же забывают.

Как бережны и как неосторожны,
Самоуверенны и суеверны.
Как велики они, когда ничтожны,
И так малы, когда высокомерны.

Как связаны не страхом, только ленью.
Обязаны нарушить все запреты.
Как искренни во лжи и заблужденьи
От бога настоящие поэты.

10 декабря 2004 г.
но комментс

Анс -Тот Самый   02.08.2012 21:08     Заявить о нарушении
Хорошее стихотворение. Чувствуется, что Вы очень увлечены поэзией и литературной критикой. У меня всю жизнь было весьма избирательное отношение к поэтам, советских вообще не воспринимала, кроме Хлебникова и Маяковского. Потом открыла для себя Заполярье - Алексей Пичков, Андрей Чуклин, Ангелина Прудникова, наша молодёжь: Этне, Инга Артеева, Олег Ягель, Светлана Коныгина.
Для души нашла теперь поэтов на ПРОЗЕ (Стихирь - сайт графоманский). Поэты - очень сложные люди и общение с ними нелегко. Среди "друзей" - только литераторы. Каждый год выходит альманах тир. 500 экз., который я редактирую и верстаю.

Любовь Царькова   02.08.2012 21:44   Заявить о нарушении
ну эта...
"в наш тесный круг не каждый попадал..."(с)

Инвалиды любви
Муся(с)

Удел переклиненных механизмов -
какой-нибудь годный узел
плюс память в коробке. Иллюзия жизни.
Живейшая из иллюзий.

...Когда у тебя - одинокое око
на гибкой подвеске - это
для робота - мало, для бога - много.
Но - самое то - для поэта.
Всю ночь трепетать, поглощая зрачком
пространства живую мякоть,
а утром - повесить трубу ничком -
и вспоминать. И плакать...

...что нынче опять эти двое украдкой
сошли с параллельных линий.
И голоса нет, чтобы крикнуть: ребятки,
одумайтесь - переклинит!
А эти уже подключились друг к другу...
и стихли... не дышат вовсе...

...Я помню - нам тоже казалось грубым
втягивать в камеры воздух,
пока там что-то дрожало на высшей,
на запредельной ноте...
Мы знаем, чем платят, чтоб это услышать.
Скоро и вы поймёте.

Анс -Тот Самый   02.08.2012 21:56   Заявить о нарушении
А вот последнее стихотворение очень понравилось. Кто автор? Муся? Такого автора можно бы взять к нам на конкурс.

В приведенных стихах много новых для меня ритмов.

Любовь Царькова   02.08.2012 23:31   Заявить о нарушении
Муся (в миру Люба Сметанина)
http://www.stihi.ru/avtor/vecz
удивительная поэтесса

Анс -Тот Самый   03.08.2012 05:27   Заявить о нарушении
Взяла её в ИЗБРАННЫЕ на Стихире, куда я изредка захожу под именем ПОЛЯРИНА. Вообще-то у меня псевдоним СЕВЕРИНА с ударением на 3 слоге, но, обнаружив там дюжину Северин, стала Поляриной.
Внимательно изучу её творчество.
Спасибо!

Любовь Царькова   03.08.2012 07:40   Заявить о нарушении