О смысле поэзии

Поэт, послушный властному зову вдохновения, держит поток лирической стихии под контролем, отливая образы в чеканную ритмическую форму. «Строка к строке – и есть крыло» – это крылья, которые вырастают у человека, испытывающего божественный экстаз, состояние сверхсознания.

Ясный ответ на вопрос: зачем нужна поэзия, я нашла только у ненецкого классика Алексея Ильича Пичкова. Он говорит: «Стихами мощу дороги, чтоб меньше другим осталось беды иль какой тревоги»:

Сижу, пока не рассвело,
чтобы слова для песни подыскать,
чтобы рыбак держал свое весло,
чтобы птицей карбасу взлетать,
и чтоб пастух спокойно стадо пас,
чтобы его костер пылал, не гас,
и чтобы песня ладилась для всех,
и обещала радость и успех.

Такие стихи – молитвы за всех, преодоление чудесной властью поэзии сил мрака и небытия.
Он заклинает злое, поет доброе, бессознательно воздействуя на тонкоматериальный мир, чтобы в плотном, физическом, стало больше гармонии.

 Слово действует как самостоятельная сила – в этом основной смысл поэзии.
Настоящее стихотворение - это молитва.

Полный текст эссе  http://www.proza.ru/2012/03/31/32

Александр Михайлов о поэзии - https://vk.com/litozapolarye?w=wall-176077777_4349


Рецензии
Александр Михайлов о поэзии - http://vk.com/litozapolarye?w=wall-176077777_4349
ЛитО «Заполярье»
ЛитО «Заполярье»
27 янв 2022 в 11:44
#Пристрастноечтение
Тематические выдержки из произведений литературной критики Александра Михайлова. К 100-летию со дня рождения автора 📚
О ПОЭЗИИ
***
... Слово рождено огромным желанием человека вырваться из гнетущего плена немоты. Вместе с великим благом, которое оно принесло человечеству, благом общения и способности мыслить слово открыло возможности и для лжи, источения яда. Поэзия родилась для блага, она уловила первородное назначение слова и утвердила себя как самая изящная и синтетическая форма мышления. Она есть верховный акт мысли.
***
Двадцатый век знал приливы и отливы поэтического вдохновения, он не знал момента, когда читатели и критика были бы довольны поэзией. В недовольстве отражается любовь – требовательная, строгая. Недовольство – стимул движения литературы. Писатель и читатель одинаково стремятся к постижению истины.
***
Истинный поэт тот, кто идёт навстречу жизни.
***
Когда нет поблизости чистого родника, жаждущий припадает губами к мутной лужице.
***
Из вагонного окна открывается небольшой сектор обозрения, но вагон пересекает из конца в конец великую страну, а мысль поэта все с большей смелостью раздвигает пространство и время и охватывает собою весь огромный мир.
***
Все воспринимается обнаженным нервом поэзии, вдребезги разбивая картонные замки герметизма.
***
В нашем сознании живут те стихи о поэзии, которые написаны в зрелости, как итог глубоких размышлений и трудного опыта.
***
Общественный пафос поэзии не измеришь количеством зарифмованных актуальных лозунгов и восклицательных знаков, он в самом существе поэтического творчества, в идейно-художественной концепции мира. Его нельзя подменить никакой риторикой, никаким фейерверком слов, модных новаций. Не потому ли так легко забываются иные громкие рифмованные филиппики, что за ними не обнаруживается достаточного социального опыта? И не потому ли иной негромкий стих навсегда врезается в память, что за ним стоит богатейший опыт художника?
***
…посредственность никогда не вызывает у потомков активного внимания к себе – ни положительного, ни отрицательного.
***
И пожалуй, наиболее чутким камертоном времени на определенном этапе оказалась поэзия.
***
Только не будем упрощать, не будем подставлять плоских дефиниций там, где витает дух поэзии. Увы, приходится еще иногда слышать, что «наш массовый читатель» берет в руки новую книгу стихов, снедаемый нетерпеливым желанием получить ответы на все вопросы жизни. Эта регламентация читательских «запросов», закованная в бетон казенных фраз, сводит поэзию до уровня поваренной книги или советов по домоводству. Однако она ни то, ни другое. Она – искусство.
***
Поэт взваливает на себя бремя ответственности за судьбы всего мира и человечества, считая, что «все несовершенство мира лежит на совести его» (Вас.Федоров), что «все печали и радости мира в соучастники просят меня» (Михаил Дудин).

ПОЭЗИЯ и ЭСТРАДА
***
Эстрадный опыт поэзии дает немало примеров как высокого искусства, так и дурного сочинительства на потребу невзыскательной публики.
***
Поэзия, наряду с публицистикой, очерком, вслед за ними, оказалась очень мобильным жанром, способным быстро, горячо и остро отреагировать на события общественной жизни.
***
В середине пятидесятых годов эстрадные выступления явились одним из живительных ферментов развития поэзии. Они сыграли важную роль в росте её популярности, в завоевании читателя, в резком увеличении тиражей книг.
***
Между поэтами и читателями становится посредник – профессиональный актёр. В драме он – необходимое звено. В поэзии даже самый искусный чтец не может заменить живого поэта.
***
Отрицательное влияние эстрады Евтушенко видит в ориентации стиха на мгновенное восприятие, на его ударную силу, на его публицистическую и фельетонную заостренность.
***
Конечно, «так собою можно побросаться», можно перестать «быть самим собой», то есть ориентироваться в поэзии только на то, что воспринимает и на что мгновенно откликается большая часть аудитории.
Но в этом сила и в этом слабость эстрады. Идеал надо искать где-то посередине.

Александр Михайлов

Стр. 3, 59, 87-90, 112, 138, 157-158, 164, 171, 201-209 книги "Избранные произведения в двух томах. Том первый. Ритмы ХХ века. Панорама поэзии" Издательство «Художественная литература», Москва, 1986.
Стр. 324-325 книги "Избранные произведения в двух томах. Том второй. Ритмы ХХ века. Панорама поэзии" Издательство «Художественная литература», Москва, 1986.
Стр. 154 книги "Северная тетрадь", Северо-Западное книжное издательство, г. Архангельск, 1976.
#ЗаполярьеМихайлов #оииридэкцнао #пристрастноечтениеэкцнао

Любовь Царькова   24.01.2023 18:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.