Рецензии на произведение «Терроризм взгляд через призму религии»

Рецензия на «Терроризм взгляд через призму религии» (Галым Жусипбек)

Статья написана тяжеловесным языком, затрудняющим ее восприятие. В некоторых местах встречаешь ряд между собой не связанных по логике повествования сентенций. Это по форме.
По содержанию. В исламе, впрочем как и в христианстве за его долгую историю было много замечательных гуманистов, философов, святых и просто хороших, добрых людей. Увы, там были, есть и будут фанатики, террористы и садисты. Даже буддизм не помешал своим верующим вести крайне кровопролитные войны в средневековье. Поэтому попытка доказать полную непричастность ислама к насилию похвальна, но проблематична.
Приведу только один пример, в английском языке уже в средневековье появилось слово assassin. Откроем словарь Lingvo: 1) убийца, террорист Syn: terrorist 2) (Assassin) ассасин (член тайного общества мусульман-шиитов; ассасины практиковали убийство своих противников как средство политической борьбы)

Русеже   12.09.2012 13:39     Заявить о нарушении
Спасибо за замечания! Я учту их, они очень важны.
Насчет ассасинов, они как раз-то являются очень ярким образцом отхождения, отклонения от верной методологии толкования Ислама. Представители секты ассассинов не считаются мусульманами, и их главной мишенью были мусульманские (сунниты) ученые и правители, только потом другие

Галым Жусипбек   13.09.2012 10:06   Заявить о нарушении
Хочу добавить, что на мой взгляд базовая причина появления тероризма не в религиозных или идейных корнях, а в болезнях самого общества. Сейчас это- "шахиды", в конце XIX века - народовольцы, эсеры. В Европе середины XX века- Красные Бригады. Все это,-молодые люди, которые не видят смысла в продолжении своей личной жизни. Чем менее они культурно развиты, тем легче разного сорта манипуляторам найти им найти врага, которого надо уничтожить, чтобы обрести этот смысл.
И еще, должен отметить, что вами проведена большая работа, собрано много фактического материала, что вызывает уважение.

Русеже   13.09.2012 13:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Терроризм взгляд через призму религии» (Галым Жусипбек)

Я совсем не в теме, просто обратил внимание на часто упоминаимых автором суннитов.
Однако, кроме суннитов, в мусульманстве есть и шииты. Извините.
Буду признателен, если Вы изложите и их точку зрения на терроризм.

Феликс Бобчинский   12.09.2012 06:46     Заявить о нарушении
Рецензия на «Терроризм взгляд через призму религии» (Галым Жусипбек)

Материал качественный.
Можно более точно сформулировать генезис явления "терроризм".
В чистом виде он является вторичным явлением (как реакция).
В нечистом виде - продукт провокационных манипуляций.
Согласен, что терроризм не вытекает из основных религиозных учений.
И, напротив, его продуцируют множество разных сект, которые активно отбирают у истинных учений их адептов.
Процесс зашел слишком далеко, чтобы оставались хоть малые шансы на оптимизм...

Антанд   21.06.2012 16:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Терроризм взгляд через призму религии» (Галым Жусипбек)

Уважаемый Галым Жусипбек,когда Вы пишете ,что ислам не претендует на государственность, то здесь есть некоторое лукавство. Ведь Турция,где халифат был отменён в 1924 году делает как раз всё, чтобы вернуть феодальную теократию в страны Ближнего Востока, Египет. Халифатские движения существовали и в Индии в 1918-1922 г.г.,характеризовавшиеся национальными восстаниями,а в Европе халифат образовался в результате арабских завоеваний в VII-IX в.в.

Любовь Лерман Закатова   20.06.2012 13:00     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий!
1.Но в Исламе нет теократии, тем более в суннитской доктрине и намека нет на это! Насчет современной Турции в России очень много предрассудков.
Фарид Закария (особо не жалующий мусульман, несмотря на то, что сам является этническим мусульманином) пишет: «Если и стоит отметить какую-то свойственную только Исламу черту, так это не его приверженность деспотии, а как раз обратное: в Исламе существует анти-авторитарная составляющая, … в Исламе нет религиозного истеблишмента, пап и епископов…».
2.некоторые «модернистско-политические» течения, зародившиеся в качестве реакции на колониализм и на пост- колониальный синдром «инструментализировали» Ислам в качестве доктрины сопротивления и национально-освободительной борьбы или же использовали исламские лозунги с целью борьбы с авторитаризмом и преодолением социальной несправедливости, что также является отклонением, девиацией от понимания верного кораническому и пророческому духу понимания Ислама

3.для суннитской доктрины (в отличие от доктрины иранского шиизма и идеологии маргинальной секты «хариджитов»), воспитание идеальной личности с божественной моралью, и посредством этого формирование идеального общества имеет первостепенное значение, нежели политика или система управления. Следовательно, «глубоко ошибочно утверждать, что идеи мыслителей и течений, превративших Ислам в своего рода «идеологию протеста» популярны повсеместно в исламском мире. Это является очередным «ориенталистким» умозаключением. Но современные исследователи в силу определенных причин, как правило, не придают надлежащего внимания всему тому, что «аполитично», т.е. вне политики или выше политики, особенно если речь идет об Исламе.

Галым Жусипбек   24.06.2012 00:03   Заявить о нарушении
Зато есть имамы. Назовите мне хоть одно общество,которое существовало бы без какого-либо управления?

Любовь Лерман Закатова   24.06.2012 00:45   Заявить о нарушении
Вы наверное подразумеваете Иран, т.е. шиитскую доктрину.
Ученые мнениями которых я дорожу, негативно оценивают как свершение так называемой "исламской революции" в Иране, так и вообще политику ИРИ.
Суннитская доктрина, представители которой составляют 90% всех мусульман мира имеет иной взгляд на политику и статус "имамов" кардинально другой. Имамы - всего лишь уважаемые, грамотные и праведные люди, они не имеют какой-либо отличительной особенности, не говоря о власти.
согласно учению Ислама, границы полномочий государства четко обозначены и ограничены, таково единодушное мнение («иджма») ученых ханафитской школы (мазхаба), представители которой составляют большинство мусульман- суннитов.
Насчет управления - если оно наставляет людей на праведный путь, воспитывает высоконравстенные личности, то это должно только приветствоваться! Но к сожалению, не говоря об этом (это фантастика) в настоящее время дефицит просто порядочных, скромных и добрых людей во власти.


Галым Жусипбек   24.06.2012 01:17   Заявить о нарушении
Позвольте,почему тогда муфтиям,высшим духовным лицам позволено осуществлять и решать юридические правовые вопросы, вплоть до шариата,не является ли это проблемой для другого государства, где другие государственные законы. Тогда давайте объявим Медину или Мекку, например, вторым Ватиканом, где папская власть осуществляет жизнь по вверенным ей правилам.

Любовь Лерман Закатова   24.06.2012 18:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Терроризм взгляд через призму религии» (Галым Жусипбек)

Вашими бы устами да мёд пить. К сожалению, РЕАЛЬНЫЙ ислам ничего общего не имеет с Вашей статьёй, в которой столько "почему?", что их не имеет смысл задавать. Идеал недостижим, во всяком случае на земле. С гяурским приветом.

Алекс Рус   20.06.2012 06:37     Заявить о нарушении
Уважаемый Алекс Рус! Спасибо за ваш комментарий!
1.Статья, можно сказать, была написана как результат 20 летнего поиска, жизненного опыта, исследований. Как всякий гражданин СССР, смотрящий на мир через определенную призму (понимаемую сполна только такими как они) я впервые оказался в далеком зарубежье в 1992 году. С того времени и начался мой поиск как в мире секулярном (удостоилось учиться и специализироваться около 15 лет в сфере международных отношений, в частности в сфере Европейской интеграции, НАТО) и путем личного опыта и изучением надлежащей литературы в мире Ислама.
2.В настоящее время в деле изучения и понимания Ислама, прежде всего, существует (как это было упомянуто в статье) проблема методологии. Т.е. как невозможно понять традиционную тибетскую медицину оперируя понятиями материалистической западной медицины (они имеют различные методологии, т.е. мировоззрения ), точно также невозможно (!) понять Ислам, оперируя нашими «материалистическими» , позитивистскими понятиями, помноженными на ориенталистические понятия (в статье есть пояснение) . Что прискорбно, а также иронично, этим страдают сами мусульмане и так называемые «исламоведы». Данная проблема непонимания относится и к христианству. Невозможно понять христианство через призму материализма и позитивизма!!
3.Если брать конкретней наши общества, то проблема как раз таки в том, что сами мусульмане на пост- советском пространстве (если будем брать Россию- прежде всего, выходцы с Кавказа, мигранты с Центральной Азии и другие «этнические мусульмане») в основной своей массе не знают как подобает Ислам, далеки от «истинно религиозного мировоззрения». Это естественно, так как за 70 лет Советской власти, мировоззрение этих людей очень сильно изменилось, целые поколения были или уничтожены или насильственно перевоспитаны- об этом мы все более- мене осведомлены. Похожий, но более «либеральный» процесс эрозии исламского мировоззрения наблюдался в бывших колониях Британии и Франции – в Южной Азии, на Ближнем Востоке, Африке.
3.Одна из проблем современных мусульман в том, что они из-за религиозной неграмотности понимают и принимают Ислам как некий «кодекс». Подобно гражданскому или уголовному, часть которого можно сухо или тупо (без божественной одухотворенности) исполнять, а часть можно не исполнять, если это не выгодно, или тяжело для самолюбия, или же обременительно для души и тела и т.д. Или они принимают Ислам как нечто подобное политической идеологии. А люди вне Ислама оперируют понятиями секулярной теологии и секулярного исламоведения, которые априорно принимают материалистические и ориенталистические установки. Ни то и ни другое, не может показать реальную суть Ислама. Пророк Мухаммед, предрекал, что наступят время, когда Ислам станет «гарип», т.е. «не понимаемым», «странным». Конечно же это в первую очередь вина самих приверженцев Ислама.

Галым Жусипбек   23.06.2012 22:39   Заявить о нарушении
4.Пророк Мухаммед не основывал новую религию он продолжатель монотеистической традиции, берущей начало с самого первого человека и пророка Адама. Поэтому есть толкование гласящее, что история Ислама (история единобожия) начианется с сотворения первого человека Адама. Более того, Пророк Мухаммед говорил, не предпочитайте меня Пророку Мусе (Моисею) и Юнусу (Иону).
Как говорилось в статье, мировоззрение Ислама не основано на нахождении «чужого» среди людей, т.е. «кафиров», «гяуров» и т.д. «Чужой» это наш «нафс-уль аммара», т.е. проводник Сатаны в нашей душе, с которым суждено бороться до самого последнего момента земной жизни. Все люди условно делятся на две категории «уверовавшие» и «потенциальные верующие». Согласно Исламу, никто не праве давать заключение – верит человек, или не верит в Бога – это компетенция самого Бога! А Исламе ясно говорится никто не вправе вмешиваться в компетенцию Бога. это мнение таких ученых как Матуриди, Ашари, Абу Ханифа и других признанных ученых.Они наверняка знали Ислам лучше, нежели наши идеологизированные и религиозно неграмотные современники.
5.История (не ориенталистическая и не позитивистская) говорит о том, что были периоды, когда приверженцы Ислама ведомые правильно понимаемым религиозным духом, воплощали как гуманность, плюрализм, так и «всякого рода продвинутость».Где-то к началу, а где-то к середине 20-ого века, после победного шествия анти-религиозного модернизма по миру произошел надлом и в сознании мусульман. Т.е. истинно религиозное сознание стало рушиться, в результате чего в исламском мире зародился этнический, региональный, политический и конфессиональный партикуляризм.

6.Верующий должен воспринимать любого человека как брата или сестру –он/она или брат/сестра по вере, или же по сотворению. К тому же если рассматривать с призмы именно «религиозного мировоззрения» то многие люди в наш период, особенно если брать бывший Союз, могут быть охарактеризованы как живущие в эпоху «фатра», т.е. когда люди не могут найти истинный путь. Поэтому люди эпохи «фатра» ни в коей мере не могут быть охарактеризованы как «неверные». Более того, если у этих людей не было возможности постичь истину, то Всевышний простит их (одно толкование). Или же подобные люди, чтобы быть прощены Аллахом, должны как минимум в душе принимать и уверовать в единого Создателя (второе толкование). По моему мнению, большинство людей, живущих в пост-советском пространстве могут быть охарактеризованы именно как люди эпохи «фатра».
Поэтому ни один верующий, кто в своем уме, не может делать поспешные заключения о своих современниках, что кто-то кафир, гяур и т.п.. Ибо это ведомо только Богу, во 2-х, наши современники могут находиться в эпоху «фатра», в 3-х если кто либо из верующих объявит кого-то неверующим, но тот не будет таковым, то объявивший это сам становится неверующим.
И последнее, не все так плохо, идет бурный процесс возрождения истинной религиозности, в мусульманских сообществах очень сильны «гражданско-гуманистические, гражданско-интеллектуальные движения».

С большим и пламенным приветом моему брату автору рецензии, а также всем другим братьям и сестрам!

Галым Жусипбек   23.06.2012 22:42   Заявить о нарушении