Рецензии на произведение «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков»

Спасибо, Евдокия, но это не я.
Это Булгаков.😀
Недолюбливал он профессоров...

Андрей Иванович Ляпчев   09.02.2022 15:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков» (Андрей Иванович Ляпчев)

Профессор просто бесподобен, а так их как Шариков мне встречалось в жизни немало.

Константин Ольховский   06.11.2021 16:33     Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков» (Андрей Иванович Ляпчев)

Мне понравилась Ваша статья, особенно Вы – в рецензиях.

Хомуций   30.11.2017 21:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Хомуций.
С уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   02.12.2017 10:13   Заявить о нарушении
А с 1991 восторжествовали швондеры!

Петр Евсегнеев   19.08.2018 11:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков» (Андрей Иванович Ляпчев)

Да хуже такого "естествоиспытателя", а на деле фашиста хуже Габона и Штирнера нет никого вообще.

Старый Ирвин Эллисон   06.10.2017 20:58     Заявить о нарушении
Макс Штирнер не фашист, а крайний индивидуалист.

Андрей Иванович Ляпчев   07.10.2017 10:11   Заявить о нарушении
И с каких пор сие мешает друг другу? У него всё совсем в крайность это, фашизм по принципу "я избранный" не избранная нация или класс, а конкретный имярек. Читать надо...

Старый Ирвин Эллисон   07.10.2017 10:18   Заявить о нарушении
Сие мешает изначально.
fascio - "союз, пучок, связка, объединение".
Индивидуализм этому мешает.

Андрей Иванович Ляпчев   07.10.2017 10:28   Заявить о нарушении
Почему, уважаемый? Основная черта фашизма какая, напомните.

Старый Ирвин Эллисон   07.10.2017 10:29   Заявить о нарушении
Как можно "напомнить", если у вопроса нет однозначного ответа?
Но в конкретном случае могу сказать, что фашизм - это извращенный коллективизм.

Андрей Иванович Ляпчев   07.10.2017 12:12   Заявить о нарушении
Иногда, но идея, что избранный один (почему он избранный? по кочану), а прочие - скот, тоже фашизм, да.

Старый Ирвин Эллисон   07.10.2017 12:13   Заявить о нарушении
"Один избранный" - кандидат в фюреры-дуче. Но это ещё не фашизм...
Пёс с ним, с фашизмом.
Вернёмся к повести.
Преображенский не страдает манией величия, не считает себя избранным.
Он действительно гениальный хирург и то, чего он добился, он добился своим трудом.

Андрей Иванович Ляпчев   07.10.2017 12:49   Заявить о нарушении
Кто сказал, что не считает, считает, причём его бред на голову выше гитлеровского. То, что он набредил под вином, тянет много, на что.
http://rksmb.org/articles/culture/sobache-serdtse-povest-preduprezhden/

Старый Ирвин Эллисон   07.10.2017 16:24   Заявить о нарушении
Я читал повесть ещё до просмотра фильма.
Статья эта не понравилась.
Булгаков не любил советскую власть. Царскую власть тоже не любил.
Он вообще власть не любил...
А что Шариков и Клим Чугункин одно и тоже - не согласен. Вульгарный материализм со стороны Преображенского.

Андрей Иванович Ляпчев   07.10.2017 17:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков» (Андрей Иванович Ляпчев)

Интересная статья, только не со всеми выводами согласен. Что Преображенский, что Шариков, что Швондер это костыли для выражения своих собственных мыслей. Раз это говорят персонажи, то к писателю не должно быть никаких претензий! Наверное, персонажи для этого и были придуманы. Искать какую-то историческую точность в их высказываниях? Наивно. Как верить Гулливеру, что говорит он чистую правду. Нет там никакой научности и исторической правды. Но выводы-то правильные! Меня очень удивило, что режиссёр фильма Бортко коммунист. Вот вам и ответ на вопрос - что это за фильм? Каждый видит в этом фильме то, что хочет. А фильм очень хороший! Просто киношедевр!

Гулевский Серж   29.01.2017 17:08     Заявить о нарушении
Ну почему-же "костыли"? Персонажи высказывают свои мысли, но это не значит, что нет авторского замысла и авторского отношения к своим персонажам.
И где я высказывал "претензии автору"? Я утверждал, что Преображенский и Булгакова - сатирический персонаж, а я полностью солидарен с Михаилом Афанасьевичем в оценке этого неоднозначного персонажа.

Андрей Иванович Ляпчев   30.01.2017 16:42   Заявить о нарушении
Ну да, я просто хотел сказать, что он их и придумал-то именно для этого! И главное, какие персонажи у автора колоритные. Не в исторической правдивости смысл. Булгаков просто хотел высказать своё отношение к новой власти, а как это сделать? Только сочинив эти гротесковые персонажи. Но что хотел сказать режиссёр Бортко? Он же коммунист! Для меня это загадка.

Гулевский Серж   30.01.2017 23:33   Заявить о нарушении
Бортко в то время "колебался вместе с партией"... Но режиссер он всё-таки талантливый и, возможно, "идея" у него была. Дескать, в либеральные 20-е правили бал Шариковы и Швондеры, а потом в 30-е их "вымели железной метлой". Бортко - сталинист по духу. И возможно подсознательно он оправдывал в этом фильме будущую сталинскую политику. "Городовой!" - это ему близко.

Андрей Иванович Ляпчев   31.01.2017 15:32   Заявить о нарушении
Может быть, хотя мне кажется, что Собачье сердце опаснее в философском плане Солженицына. Ведь там есть намёк и на Ленина - кухарки будут руководить страной. Чем не Швондер? И многое другое. То есть, роман можно сказать антиреволюционный. А Бортко странный человек. То есть, он задумывал этот фильм как критику на первые неграмотные шаги советской власти? Но уж слишком уж едко он их припечатал! Не знаю как Бортко, но Булгаков явно не жаловал такие революционные начинания. Неприязнь революционной глупости в романе очевидна.

Гулевский Серж   01.02.2017 10:56   Заявить о нарушении
Дарья, кухарка Преображенского, страной не руководит...
А о том, что кухарки могут участвовать в управлении страной, говорилось задолго до Ленина. Кухарка ходит на базар, видит, как изменяются цены и как на это реагируют люди... А профессора ничего подобного не видят...

Андрей Иванович Ляпчев   02.02.2017 15:17   Заявить о нарушении
Да, но Булгаков как бы подрывает саму идею народного управления. Он явно на стороне "преображенских". То есть, не следует разрушать государственные основы, и не нужно допускать "швондеров" до управления государством. И в этом он прав. Переворот можно сделать, но труднее этих самых "шариковых" из себя выдавить! Точно то, что сейчас происходит в Украине. Вместо одних коррупционеров пришли другие коррумпированные шариковы.

Гулевский Серж   02.02.2017 16:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков» (Андрей Иванович Ляпчев)

Прекрасная статья до определенного момента. Блестяще доказана вами мысль о не-идеальности профессора Преображенского. Но вывод - разочаровал. Он много раз отовсюду звучал. И он совсем из ваших тезисов - не следует.

Лев Рыжков   29.01.2017 14:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Лев.
Спасибо за отзыв.
Последние строки, это не вывод, а мой ответ на вопрос, что делать сейчас.
Ответ мой банален. "Он много раз отовсюду звучал", как Вы совершенно справедливо сказали.
Но я не стремлюсь быть всегда оригинальным и не боюсь быть банальным.

Андрей Иванович Ляпчев   29.01.2017 16:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков» (Андрей Иванович Ляпчев)

"...Талантливый человек может выразить то, что хочет. Гений говорит о большем, чем сам понимает. Булгаков – гений…"... -
- Очень верно, Андрей, подмечено. Иногда гений задумывает одно, а из-под его пера выходит совсем другое, но не менее грандиозное, чем он первоначально задумывал.
Профессор Преображенский, конечно, хотел улучшить "человеческую породу", и это похвально, но одной операцией на гипофизе тут не обойтись. Вот и расплодилось сейчас шариковых, как Вы пишите, такое количество, что скоро проходу от них не будет. И лают они, и кусаются, и гадят где попало, одновременно являясь уважаемыми членами общества. А многие делают вид, что так и надо, что это современно, "продвинуто", "креативно" и "успешно". Но... будут у нас ещё писатели масштаба Булгакова, а, может, даже и Чехова. Будем на это надеяться и поддерживать по возможности достойных.
Спасибо, Андрей, за статью и за высказанную точку зрения.
Удачи Вам в жизни и в творчестве!
С уважением.
Виктор Решетнев.
P.S.
Прочитал сейчас другие рецензии на эту статью, а потому выскажу мысль, которая во мне уже достаточно давно:
Нельзя даже понарошку обращаться к нечистой силе (даже, если её нет...всё равно нельзя), а уж тем более, не обращаться к ней за помощью...

Виктор Решетнев   06.08.2016 18:09     Заявить о нарушении
Абсолютно с Вами согласен: НЕЛЬЗЯ!
Боюсь, что Булгаков до сих пор "не развязался".
Я потому так резко и отозвался о МиМ, надеясь, что это хоть немного ему поможет...

Андрей Иванович Ляпчев   07.08.2016 07:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков» (Андрей Иванович Ляпчев)

Важные вопросы поднимаете, над которыми надо думать и думать.

Вдохновения Вам и хороших читателей.

Вера Вестникова   01.02.2015 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Вера.

Андрей Иванович Ляпчев   01.02.2015 17:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков» (Андрей Иванович Ляпчев)

В Вашем замечательном очерке, уважаемый Андрей Иванович, я обратил внимание на два момента:

"Вытащить на свет тёмные стороны души лучших людей гораздо труднее, чем показать низость дрянного человека. М. А. Булгаков – один из редких писателей, кому это удалось".

"Может быть и сам Михаил Афанасьевич всего не понял... Гений говорит о большем, чем сам понимает. Булгаков – гений…"

Это именно то, что исчерпывающе характеризует Булгакова. Спасибо за правильно расставленные акценты.
Всего Вам доброго.

Виорэль Ломов   11.05.2014 19:45     Заявить о нарушении
У меня очень сложное отношение к Булгакову.
Талант и трудолюбие всегда достойны уважения.
И отношение к религии у каждого - своё.
Есть формальные атеисты, которые ближе к Богу, чем иные верующие.
А Михаил Афанасьевич Булгаков... Он внук православных священников, сын профессора духовной академии... У него есть страницы, которые нельзя писать с такими предками, которые можно назвать предательством их памяти...
Бог ему судья. Мы все на милость Божью надеемся...
Всего Вам хорошего.
С уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   11.05.2014 20:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Профессор Преображенский и Полиграф Шариков» (Андрей Иванович Ляпчев)

Здравствуйте, Андрей Иванович. Вы по-русской традиции не представились просто по имени, как это делают нынче многие на западный манер. Подзабылось, что когда после 30 лет к человеку обращались по одному имени, то это означало простое неуважение. Приятно, когда к достойному человеку есть возможность обратиться как полагается. Спасибо.

Андрей Иванович, статьи на тему этого произведения Булгакова на Прозе есть. И в защиту Шарикова, и против революции, и против Преображенского. За любой фантастикой, если она талантлива, видна душа автора. За "Собачьим сердцем" - Булгаков, за Вашим исследованием - Вы.
Вы пишите: "Вытащить на свет тёмные стороны души лучших людей гораздо трудней, чем показать низость дрянного человека", - вот этим именно и занимается настоящая литература всех времен и народов, с разной степенью успешности преодолевая трудности. Точно так же, как и "вытащить" светлые стороны дрянных людей - это тоже дело литературы, - добавлю от себя. В настоящем произведении нет плохих, нет хороших. Вот это Вы доказали в своей статье, потому и приблизились к Булгакову, поняли.
Есть такое высказывание, не помню кому принадлежит: "Я не знаю, что такое душа подлеца, я знаю, что такое душа порядочного человека - это ужасно!" Не сатира на общество, а исследование души на предмет наличия в человеке "образа и подобия Божьего" - это главная задача. Как социальное существо, человек живет "в предлагаемых обстоятельствах". Пьеса "Отравленная туника" Н.С.Гумилева - ярчайший пример того, как (уникально!) в одном произведении показано несколько героев, но все - одинаково главные. Все хорошие, все плохие - они же. Причем в РАВНОЙ степени. Я потому о пьесе написала, что создана она в послереволюционное время, и повествует о временах далеких, о Византии. Но не о Византии пьеса, а о людях, которые суть заложники обстоятельств, как и герои Булгакова.
Мне кажется, что Булгаков первым запечатлел пагубность стремления всех властей создавать "новое мышление", нового человека. "Под скальпелем природы и искусства кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства",- так в стихотворении Гумилева определено, кто и что может работать с душой человека: природа и искусство. А скальпель Преображенского тут не при чем, как и "скальпель" революций, который знает один принцип: "все поделить", (экспроприация - приватизация).
Спасибо Вам за глубокое и актуальное исследование. Извините за многословие, но далеко не обо всем написала, о чем подумалось, когда читала Вашу статью. С уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   17.05.2013 12:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Любовь Алексеевна.
Согласен с Вами: Как социальное существо, человек живет "в предлагаемых обстоятельствах".
Но ведь каждый сам выбирает, как ему жить.
Помните фильм "Восхождение" Ларисы Ефимовны Шепитько?
Там двое партизан, - Сотников и Рыбак, - попали в плен. Сотников выстоял против пыток и принял казнь, а Рыбак, на коленях моливший о пощаде, согласился стать полицаем...
В Шарикове нет образа и подобия Божия. Нет образа и подобия Божия и в некоторых пациентах профессора Преображенского...
А в самом Филиппе Филипповиче "искра Божья" есть.
Поэтому он и ответственен за то, что делает своим скальпелем...
С уважением

Андрей Иванович Ляпчев   17.05.2013 17:17   Заявить о нарушении
Андрей Иванович, а вот Гоголь, например, признавался, что героев "Мертвых душ" писал с себя. Да, обозначил, что души мертвые, когда люди вот такие, но исследовал свою душу и нашел, что такие проявления в ней тоже есть.
Я вовсе не утверждаю, что, например, предательство, это хорошо (иудин грех), и что все люди одинаковы, но именно образ Божий, живая душа отличают одного человека от другого. Клим Чугункин, этот негодяй, имел душу, конечно. Мы не знаем, что именно привело его к такой жизни и смерти от ножа в пьяной драке. Передалась ли его душа Шарикову? - вопрос излишний. Но что литература именно исследованием души человека занята и признает за ним право даже в последний момент ощутить свое падение - как это было в "Восхождении", это очевидно.
"Было 12 разбойников и Кудеяр-атаман, много разбойники пролили крови честных христиан"... это тоже литература. Даже такой безупречный высоконравственный человек, как Державин, писал строки, которые меня очень удивили и сразу запомнились: "...падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек". В общем, не так все просто, как кажется иногда на первый взгляд. Потому и трактовок много. Я, конечно, не могу согласиться, что у пациентов Преображенского не было души, а вот у него - была. В жизни так. Мы сразу определяем. А литература не дает в принципе отрицательных и положительных персонажей. Как ни странно, но это так. С уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   17.05.2013 21:06   Заявить о нарушении
Уважаемая Любовь Алексеевна.
Вы говорите: «А литература не дает в принципе отрицательных и положительных персонажей».
Но Элен Курагина или Бетси Тверская – натуральные отрицательные персонажи.

Между Гоголем и Булгаковым разница огромная. Николай Васильевич Гоголь – христианин…
О Климе Чугункине мы ничего не знаем.
А Шариков выписан рельефно и однозначно. Ну нет в нем «дыхания Божьего», один «прах земной»…
«Легенда о двух великих грешниках» - одно из моих любимых стихотворений у Николая Алексеевича Некрасова.

…Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Шил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.

Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек: «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда за труд;
Только что рухнется дерево
Цепи греха упадут».

Смерил отшельник страшилище:
Дуб — три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,

Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут — подвигается
Медленно дело вперед.

Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!

В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,

Глянул — и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..

Это литература.
А пан Глуховский – персонаж совершенно однозначный. (Хотя и «чтит женщину.)
Старый разбойник «в бешеном гневе» убивает человека и… искупает все свои грехи.

Гаврила Романыч Державин был хорошим человеком… Но ведь подхалимничал в поэзии перед «матушкой императрицей»…

С уважением

Андрей Иванович Ляпчев   18.05.2013 07:40   Заявить о нарушении
Андрей Иванович, во многом с Вами не согласна, но возражать не буду - сейчас немного занята другими делами, не Прозу редко захожу и ненадолго. Вот только о моём любимом Державине напрасно Вы так! То, что Вы называете "подхалимничал" тогда по-другому называлось. К царской власти относились как к богоданной. И служить и услужить было делом чести. Да, передал "Фелицу" через графа Зубова царице для ознакомления, но никогда по заказу не писал. Не получалось, даже когда пробовал. Это удел настоящих талантов.
"Роза мира" - тоже не аргумент, а рассуждения из разряда - поди проверь. В общем, будет больше времени, продолжим разговор, если Вам будет интересно. С благодарностью за внимание и уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   18.05.2013 21:18   Заявить о нарушении
Любовь Алексеевна, я тоже с огромным уважением отношусь к творчеству Гаврилы Романовича, и как личность, как человек своей эпохи, он мне очень симпатичен. (Знаю о Державине в основном по книге Ходасевича…)
Но уж если говорить о «делах чести» - свержение законного Государя Петра Федоровича никак не может быть названо делом чести.
И власть, полученная его женой Екатериной в результате дворцового переворота 1762 года, никак не могу считать «богоданной»…
Возможно, "подхалимничал" сказано слишком резко, но о Державине можно сказать, что он был конформистом. Не обвиняю, не упрекаю, и сам не безгрешен. Более того, считаю, что конформисты приносят намного больше пользы, чем бунтари…
Но Вы, уважаемая Любовь Алексеевна, назвали Державина «безупречным человеком», а конформист не является безупречным человеком…
Что касается "Розы мира"– конечно, это не аргумент в споре. И сам я, хотя очень люблю эту книгу, - во многом не согласен с Даниилом Леонидовичем Андреевым. Но его понимание «метапрообразов» очень интересно…
У меня сейчас тоже много дел и увлекся одной исторической темой, далекой от русской литературы…
Приятно было познакомиться.
Всего Вам доброго.
С искренним уважением

Андрей Иванович Ляпчев   19.05.2013 09:06   Заявить о нарушении