Рецензии на произведение «Чарльз Диккенс и Джон Джаспер»

Рецензия на «Чарльз Диккенс и Джон Джаспер» (Николай Аба-Канский)

Замечательно интересная статья, огромное спасибо. В самом деле, неожиданный, но совершенно оправданный взгляд на Джона Джаспера. Не буду распространяться на тему моих личных представлений на то, как должны были развиваться события романа дальше (у каждого поклонника "Тайны" есть свои соображения), но ваша трактовка уточняет и не опровергает то, что я для себя напридумывал. Спасибо! Замечу лишь, что вряд ли роман был задуман как псевдонезаконченный - это было бы слишком неинтересно и недостойно Диккенса, развешивать по стенам нестреляющие ружья. То, что прекрасно функционирует в романтизме ("Житейские воззрения Кота Мурра") и в модернизме ("Признания авантюриста Феликса Крулля"), в литературной системе Диккенса выглядит... пижонством. Разгадка "тайны", несомненно, подразумевалась.
Между прочим, ваша гипотеза о "эллиптическом самоубийстве" Диккенса рифмуется с гипотезой покойного Л.Козлова (а, может быть, Славы Цукермана, я не знаю, чей там приоритет) о "самоубийстве фильмом" Сергея Эйзенштейна. Загнанный в тупик личными проблемами и социальным давлением, убедившись в невозможности работать в советской киносистеме, Эйзенштейн снял невероятный, невозможный для советского кино того времени фильм, сознательно загнав себя работой так, чтобы умереть сразу после премьеры - что у него и получилось. А Диккенс (которого Эйзенштейн очень ценил) неверно рассчитал свои силы и умер до завершения проекта. Вполне можно представить, что завершённый роман Диккенса получился бы столь же вызывающе "неуместным" в викторианской литературе, как и "Иван Грозный" в советском кино, и что этот эффект был запланирован именно как часть проекта "загнать себя насмерть работой".

Дюбал Вахазар   06.03.2019 11:28     Заявить о нарушении
Не знаю, как и благодарить за высокопрофессиональную рецензию! Такая редкость на нашем сайте! Легче кистеперую рыбу поймать в сельском пруду! Отдельная благодарность за сведения, помещенные в Вашей рецензии, - мне они неизвестны. По "Коту Мурру" аз многогрешный также разразился статейкой, не смею предлагать ее Вам для прочтения. (Гм... лицемерие... ведь предложил таки!.. Извиняйте за авторское нахальство!..)
С уважением - Николай

Николай Аба-Канский   07.03.2019 10:58   Заявить о нарушении
Это вам спасибо за замечательный, хорошо продуманный анализ. Ваши рассуждения заставили меня пересмотреть часть моих собственных предположений по поводу "Друда". В частности, ваша мысль о том, что Джаспер не замышлял убийство. Я полагал, что убийство было спланировано, но не осуществлено, и растеряный Джаспер пытается выяснить, что же случилось - и, естественно, подозревает Невила. Но вы правы, и, вполне возможно, Джаспер не хотел убивать.
Про "Кота Мурра" я прочитал с большим интересом и полностью согласен с вашими рассуждениями.
По поводу "Тихого Дона", я тоже прочитал первую часть. Я согласен, что как Шолохов не мог быть автором этого романа, так и Шекспир не мог быть автором приписанных ему пьес: необразованный, патологически жадный актёришка, занимавшийся ростовщичеством и беспощадно преследовавший своих должников не мог быть автором "Отелло" и "Король Лир". И ваша оченка "Судьбы человека" верна - сентиментальное пшено, рождественская сказочка, игра на эмоциях читателя.

Но меня удивило, что вы вообще не поклонник Диккенса. Я понимаю, что большинство его романов, при всей их гениальности, устарело, но неужели вы можете то же самое сказать о совершенно гениальном "Романе, сочёнённом во время каникул"? Этот текст (непонятно, рассказ или повесть или что-то ещё) вообще выходит за рамки литературы XIX века.

Дюбал Вахазар   07.03.2019 16:39   Заявить о нарушении
Не то, чтобы не поклонник, а... В моем "иконостасе" слишком много места занимают англоязычные Эдгар По, Стивенсон, Мелвилл ("Моби Дик")и "беззаконной кометой" ворвалась в него "Тайна Эдвина Друда"!.. Нельзя, как говорится, объять необъятное!..
Что касается моей "трактовки", то мне неясно: Вы имеете ввиду статью "Завершение сюжета"? В предшествующих статьях, мне кажется, трактовок не имеется, но, может, я ошибаюсь.
С благодарностью и уважением - Николай

Николай Аба-Канский   08.03.2019 11:17   Заявить о нарушении
Я воспринял ваши статьи о "Тайне" как единое целое, как комплекс статей.
Кстати, о ваших предпочтениях в англоязычной литературе - получается, вы поклонник неоромантизма. Интересно, как вы относитесь к Джозефу Конраду.

Дюбал Вахазар   08.03.2019 14:32   Заявить о нарушении
К стыду моему должен признаться: Конрада я не читал!.. В молодости он мне не попался, хотя имя его было знакомо, а сейчас я читаю "по кругу" с десяток книг и... "шаг в сторону - стреляем без предупреждения!" Грустная шутка...

Николай Аба-Канский   09.03.2019 10:51   Заявить о нарушении
О, если вы любите Мелвилла и Стивенсона, то мимо Конрада пройти не удастся. А Борхес вообще назвал Конрада лучшим английским романистом ХХ века (хотя Конрад и в конце XIX века отметился).
Очень советую прочитать всё подряд - и "Тайфун", и "Лорд Джим", и "Фрейя Семи Островов", и особенно "Сердце Тьмы", повесть, которая относится к лучшим текстам ХХ века.

Дюбал Вахазар   09.03.2019 18:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чарльз Диккенс и Джон Джаспер» (Николай Аба-Канский)

Я тоже пытался написать продолжение романа, было это уже полвека назад. Я бредил тогда Диккенсом. Помню, как ждал выхода каждого следующего тома из тридцатитомника. Двадцать седьмой том я прочёл несколько раз (не перечитывал уже лет сорок, но хорошо помню сюжет и все имена). Я начал свою работу над продолжением «Тайны…», намеренно не читая помещённых в конце тома «Ключей к роману…» (автор – то ли Уолтер Каммингс, то ли Камминг Уолтерс). Помню, как у меня ничего не получалось. Промучившись несколько месяцев (с большими перерывами), я сдался, прочёл «Ключи…» и был сильно поражён, если не сражён. Полезны для меня были и сама работа, и уроки, из неё проистекшие.

Вспоминаю, как, сдавая в университете зарубежную литературу XIX века, я выдернул билет с вопросом «Первый период творчества Диккенса» (это по «Барнеби Раджа» включительно, до поездки в Америку). Я зацепил преподавательницу ещё «Очерками Боза», то и дело переходя к прямому пересказу; затем долго держал её в плену «Пиквика», которого знаю так же, как любой нормальный русский интеллигент знает «12 стульев», то есть практически наизусть; потом столь же детально говорил об Оливере Твисте, Николасе Никльби, про «Лавку древностей» и «Барнеби» – и вдруг умолк. Преподавательница с трудом вышла из экстатического смакования моей болтовни и на автомате спросила: «А дальше?..» Я имел наглость ответить: «А дальше – это уже второй период творчества Диккенса». – «Считайте, что он тоже есть в билете», – отпарировала она, и мы поехали дальше, для начала в Америку.

Кстати, у меня в своё время отложилось в памяти, будто Диккенс именно в этом первом турне по Америке читал со сцены своего «Оливера Твиста», время от времени заходя за простынь, позади которой горела свеча, и изображая в тенях наиболее эффектные сцены. Я и не думал (узнал только от вас), что он делал это во время второй поездки… Помню, я одновременно прочитал про то, как барышни теряли сознание, впадали в буйство и бились в припадках на выступлениях Диккенса и… (как раз в те годы, когда я учился в университете) на концертах «Роллинг стоунз».

Закончу про экзамен. Таким манером я продержал преподавательницу в неком гипнотическом трансе аж до «Нашего общего друга» (или «Больших надежд»). У меня осталось ощущение, будто бы она очень надеялась, что я ошибусь хоть в каком-нибудь имени хоть какого-нибудь второстепенного персонажа, но меня несло строго по курсу. Наконец она, обессилев (нет, не обессилев. Она явно наслаждалась моим ответом. Просто нужно ведь было принимать экзамен ещё у двух десятков гавриков), спросила: «И «Тайну Эдвина Друда» читали?» – «Не просто читал, но даже писал свой вариант окончания», – быстро выпалил я. Дальше можно не рассказывать… Добавлю лишь, что она через семестр специально пришла послушать, как я буду сдавать литературу ХХ века. Я тогда довольно скучно ответил про Мопассана (напомню, что по курсу зарубежки он входит в ХХ век), но про Скотта Фицджеральда ответил весьма хорошо, умело уведя разговор в сторону анализа романа «Ночь нежна», который уже тогда нравился мне больше «Гэтсби».

Что-то я расхвастался. А похвалить-то нужно в первую очередь вас. Работу вы проделали большую и нужную. Я получил искреннее удовольствие.

С уважением,

Shadrin   11.04.2014 19:18     Заявить о нарушении
Уважаемый коллега! (Простите за нескромность, что зачислил себя в Ваши коллеги!..) Такой роскошной рецензии я еще не получал! Благодарю! Сам я к творчеству Диккенса равнодушен, за исключением... Ну, понятно - за исключением "Тайны Эдвина Друда", который обожаю до сумасшествия! Рад встрече с Вами и еще раз БЛАГОДАРЮ!
С уважением - Николай

Николай Аба-Канский   12.04.2014 10:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чарльз Диккенс и Джон Джаспер» (Николай Аба-Канский)

Интересно. Спасибо. Всю дорогу, думала: что это? И вот действительно подходящее слово - "арабеска".

Юлия Жемчужникова   14.04.2013 15:13     Заявить о нарушении
Благодарю за добрый отзыв! Обе статьи (Еще "По следам "Тайны Эдвина Друда"") явились результатом страстного желания написать продолжение романа, из которого (желания, стало быть) ничего не получилось! Ну, что ни делается - все к лучшему, есть такая оптимистическая поговорка!
С уважением - Николай

Николай Аба-Канский   15.04.2013 09:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чарльз Диккенс и Джон Джаспер» (Николай Аба-Канский)

Интересный и познавательный очерк.
Узнал много нового.
Спасибо.

Реймен   23.03.2013 17:51     Заявить о нарушении