Рецензии на произведение «Очерк о творчестве В. В. Вересаева»

Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

Читали, конечно, читали Вересаева советские вожди. И очень хорошо знали его, по сути, меньшевистское отношение к Советской власти.
Меньшевик. Ну и что? Зато писатель хороший. Вот и дали премию.
Горький вон сам говорил, что он совсем не коммунист, ругался с Лениным, уехал в эмиграцию! И что? Советская власть всё равно его ценила, даже очень ценила. Потому что писатель хороший.
Других хороших писателей у Советской власти не было. И Сталин это прекрасно понимал. Вот и награждал.

Вячеслав Анатольевич Тихонов   30.11.2023 14:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

Владимир, с большим интересом и с удовольствием прочла Вашу замечательную работу о моем одном из самых любимых классиков "второго ряда(эшелона)".

Спасибо Зое Чепрасовой, это по ее наводке я зашла к Вам и очень рада, что не испугалась объёма и дочитала до конца.

Я как раз только что дочитала его "Японскую войну". Это не первое мое знакомство с Вересаевым и каждый раз он прочитывался по-разному.
В оттепель были прочитаны "Записки врача" и рассказы, а "Война" не задела сознание тогда; через 20лет, в перестройку, снова захотелось перечитать.
И вот, сейчас, через 30 лет, помимо своей воли протянула руку к томику любимого автора и теперь не смогла оторваться именно от "Войны". Так все, там написанное, актуально и сегодня, что поражаешься нашему постоянству.

Должна сказать, что прилично зная творчество Вересаева, о нем самом почти ничего не читала, мне казалось, что в написанном он очень много о себе сказал.
Казенные радакторские статьи часто так предваряют творчество любого писателя, что читать его потом уже не очень хочется.

В Вашем же очень достойном и очень серьёзном исследовании предстает Человек в самом высоком звучании этого слова.
Спасибо за воскрешение памяти незаслуженно задвинутого в хранилища писателя, который своим честным подвижническим творчеством так много сделал для России.

Такие истинные патриоты и просто достойнейшие люди, "как тиин в чаю", они всегда в "подавляющем меньшинстве", а в наш просвещенный прагматичный равнодушный век они встречаются в единичных экземплярах.
И тех "агрессивно-послушное боьшинство" готово растерзать за их непохожесть.

Наверное, о таком Человеке мечтал Пушкин, но исполнение мечты пока отодвигается...

По прочтении Вашего замечательного очерка о моем любимом писателе я полюбила его еще больше.

С уважением и благодарностью. Успехов Вам!

Честная Спекулянтка   08.12.2014 13:51     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за теплые слова о Вересаеве, он достоин этого, но как Вам моя позиция о том, что он первым показал в литературе истинное лицо большевика, это можно было рассмотреть только прочитывая все его повести и собрать этот образ по крупицам. Спасибо ещё раз, что Вы сумели прочитать эту большую статью. Я убеждаюсь, что вложил в неё много времени не зря. С уважением.

Владимир Голдин   08.12.2014 14:01   Заявить о нарушении
Владимир, я не такой специалист по данному вопросу, чтоб что-то утверждать, но готова принять Вашу точку зрения.
Позиция Вересаева в оценках Вел. Соц. Рев мне известна давно из им же написанного.
Тем интереснее было сейчас прочесть в "Войне", как быстро менялось его мнение тогда:

"... в России, действительно, родилась светлая свобода. Ее могли теперь бить, душить, истязать. Но, раз рожденная она, была бессмертна. Убить и положить ее в гроб было уже невозможно"(540)

"Что это? Откуда у всех, с кем мы теперь встречались, эти светлые, чем-то изнутри осиянные лица, как будто совсем люди были из другой породы, чем два года назад?"

"Везде был праздник очнувшегося раба, почувствовавшего себя полноценным человеком".(548)
..............................

Последняя запись: "Пир свободы кончился. Начиналось похмелье. Со всех сторон вздувались кроваво-черные, мстительные волны. 1906-1907" (557)

Хрестоматийные этапы любой революции. Вересаеву посчастливится быть свидетелем и того, что будет дальше. И описать увиденное он сможет, возможно, как никто другой.
С уважением.

Спекулянтка Ру   09.12.2014 10:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

Очень серьёзное исследование. Я читал Вересаева, хотя и немного. Но, с удовольствием, и многим рекомендовал. У меня сложилось впечатление, что он врач, пишущий на досуге, и его имя можно было бы поставить наравне с тем же Чеховым. Но марксистская деятельность, конечно, это не его "конёк".
Спасибо.
С уважением, Виктор.

Хорошулин Виктор   27.04.2014 15:06     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за прочтение и отзыв. Вересаев честный и откровенный писатель. Будучи известен всем членам политбюро, начиная с Ленина и Сталина, он смело излагал свои взгляды. Это меня подкупило в его творчестве. Но главное остался жив, уйдя в переводы древней греческой поэзии. Владимир.

Владимир Голдин   27.04.2014 15:10   Заявить о нарушении
Владимир, произошло недоразумение: опубликовала свой отклик здесь, в замечаниях.
Потом удалила, теперь не принимают как повторное. Зайду позже.
С уважением.

Честная Спекулянтка   08.12.2014 13:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

Владимир, я внимательно прочёл Вашу статью о Вересаеве. Это серьёзный труд, оценить который, к сожалению не в моих силах. Я читал его только "Записки врача" в семидесятые годы и с остальным творчеством просто не знаком, а теперь уже и не познакомлюсь. У меня несколько другие интересы. Но должен сказать, что поскольку сам много занимался подобными исследованиями, Вы потратили время не зря. Очень фундаментальный и интересный труд. Я с интересом прочитал и теперь больше знаю о творчестве Вересаева, его тематике и героях. Спасибо. Понравилось и изложение, язык. Конечно, трудно было читать такой объёмный материал о писателе, прочитав только одно произведение, но я не жалею.

Вадим Гарин   15.03.2014 16:18     Заявить о нарушении
Вадим, признателен за прочтение и отзыв. Вы правы пришлось много вложить времени на написание этого очерка. С уважением.

Владимир Голдин   15.03.2014 18:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

Уважаемый Владимир! Спасибо за этот труд-статью о В.Вересаеве.Ранее не встречала подобного серьезного исследования об этом писателе.Его творчество и для меня прошло по касательной. Вам удалось не только исследовать творчество этого полузабытого автора-писателя, но и проанализировать историческую эпоху на фоне которой он писал.И затронуть философские вопросы творчества("Художник должен быть самим собой, - другого пути к истине нет»).
Именно поэтому, я отступила от своего принципа
(не пишу ответных рецензий), и написала отклик на эту статью. Возможно, она заинтересует и других любителей литературы и истории.Ваше произведение написано профессионально и читается легко.И оно возвращает нас в мир настоящей литературы, от которого мы так отвыкли в наш век - сетературы. Ещё вернусь к статье для более детального изучения.
С поклоном и пожеланием успехов и вдохновения

Дарина Сибирцева   08.11.2013 11:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте Дарина! благодарю Вас за высокую оценку моей статьи о Вересаеве, он заслуживает этого, он первым в художественной литературе показал действительный образ большевика, и покорил своих современников порядочностью в отношениях с коллегами. С уважением и добрыми пожеланиями.

Владимир Голдин   08.11.2013 05:24   Заявить о нарушении
Господин Шрамко, я не понимаю для чего Вы шлёте всю эту информацию. Я её знаю. Главное давйте говорить по существу. Я высказал свою точку зрения о творчестве Вересаева и Арцыбашева, она отлична от других. Вот это главное. Вот об этом надо писать, а не перечислять сколько томов Вересаева в Вашей библиотеке. Она у меня тоже громадная. Это тоже не важно. Важна позиция автора, Вы изложите свою позицию на этих авторов, в сравнении с моим мнением, вот тогда у нас с Вами будет интереснейший разговор.

Владимир Голдин   01.03.2014 05:07   Заявить о нарушении
По существу: Вы, Владимир, слишком преувеличиваете дореволюционную роль большевиков и их значение в России, как в революции 1905-1907 годов, так и позже.

Сергей Шрамко   01.03.2014 07:20   Заявить о нарушении
Сергей, Вы, на мой взгляд, никак не можите понять цимис моей статьи. Я показал откуда появился Санин в русской литературе, и во что он перерос - он перерос в большевика и только, ни о какой роли большевиков. Они угробили её. Вы всё время стремитесь подменить основную идею моей статьи во что-то другое, что Вам близко. В формальной логике, это называется подмена тезиса. С уважением.

Владимир Голдин   01.03.2014 08:40   Заявить о нарушении
Речь о другом, Владимир.
В то время в социал-демократии верховодили меньшевики. Большинство имен, названных Вами, имена меньшевиков. Та же Коллонтай, например, была убежденной меньшевичкой до 1916 года. В. Розанов являлся одним из вождей меньшевиков России. Много лет В.В. Вересаев состоял в переписке с такими противниками Ленина, как А. Богданов, Ф. Кон, А. Луначарский.
Миф о верховенстве большевиков создан гораздо позже - в конце 20-х - 50-х годах.
Поэтому и Вересаев, и Арцыбашев писали не о большевиках, а о их врагах.
Кроме того, в Ваших очерках имеется ряд исторических неточностей, которые в совокупности существенно влияют на ход мысли и ее результаты.
Возможно, все это мелочи. Но для такого зануды, как я, важен факт, что роман "В тупике" опубликован не в 1929, а в 1931 году - в 8-м томе Полного (в 12 т.) собрания сочинений В.В.Вересаева, выпущенного в 1928-1934 гг. издательством "Недра". Впрочем, я не хочу мешать Вашей литературной работе, поэтому можете не обращать внимания на мои придирки.
Всего доброго, Владимир -


Сергей Шрамко   01.03.2014 08:58   Заявить о нарушении
Зануда - это хорошо, но зануда нужен в поле обозначенного разговора, а не просто разговора вокруг да около. Место большевиков я знаю по архивам, в которые я постарался заглянуть глубоко. И Вам успехов.

Владимир Голдин   01.03.2014 09:07   Заявить о нарушении
Извините меня, Владимир, но повторю еше раз: герои Вересаева и Арцыбашева - меньшевики, в том числе и Санин. К большевизму они отношения не имеют.
Сталинский миф о ведущей роли большевиков в развитии революции в России до сих пор господствует в представлениях обшества о истинной истории нашей страны. Сталин создал свою извращенную версию истории для укрепления в стране культа партии и собственной диктатуры. Зачем же нам сегодня помогать ему? Надеюсь, что Вы поймете меня! Еще раз - желаю успехов в работе, с уважением -

Сергей Шрамко   01.03.2014 09:54   Заявить о нарушении
Вересаев - лауреат Сталинской премии по литературе, не состоял в партии. Арцыбашев - откровенный антикоммунист - не состоял в партии. При чем тут меньшевизм. Арцыбашев говорит, что его персонажи были членами соц-дем. партии.
Давайте по существу моей публикации.

Владимир Голдин   01.03.2014 10:20   Заявить о нарушении
Для Вас именно это существенно. Вот Вы пишете о Вересаеве.
"Но здесь нужно подчеркнуть другое. Если народники шли в народ, чтобы нести какие-то знания, духовность и при этом знали особенности русского народа, однако потерпели поражение (русский народ в то время с большим недоверием относился к грамотности), то большевики пошли по другому пути, используя все темное, они кинули в массы теорию классовой ненависти.
В. Вересаев вращался в марксистских кругах, он знал среду людей революции. Если рассматривать повести В. Вересаева как единое художественное полотно, то можно проследить процесс зарождения и становления революционера-марксиста. Гаврилов в повести «Без дороги» говорит с «заметною усмешкою» голосом «проповедника-фанатика». С большой наглостью советует: «Семью можно бы в настоящее время и не иметь». Гаврилов ведет беседу не от своего лица, он утверждает: «Да, «партия» людей, которые думают, что общее благо должно ставиться выше личного».
В «Поветрии»: «Даев, странный парень с черною бородой и презрительно-надменною складкою меж тонких бровей», говорил пренебрежительно учительским тоном». Наталья Александровна говорит с усмешкою. На мягкую интеллигентность и воспитанность хозяина дома она отвечает опять же с усмешкою и с вызовом: «Какая есть».
Героев повести «На повороте» мы уже отмечали: Татьяна и Сергей эгоистичны, они сторонники «больших» дел, на «малые» они плюют.
В повести «Два конца» В. Вересаев вскользь упоминает о двух рабочих: Барсукове и Шепотьеве, но и здесь: «Шепотьев был странный парень с энергичным, суровым лицом, с насмешливой складкой в углах губ».
Еще более откровенные характеристики дает В. Вересаев революционерам в повести «К жизни» и это не удивительно. Движение уже сложилось, оформилось, появились революционеры-профессионалы, для которых «борьба стала фетишем».
Доктор Розанов, который был руководителем восстания, и который практически владел городом. В нем «чувствуется безмерно деспотичный человек, сектант, с головой утонувшей во фракционных кляузах». Когда Розанов узнал, что Чердынцев интересуется Ницше, «он поднял брови и со скрытою усмешкой протянул: «Вот вы чем начинаете интересоваться!», и в зеленых глазах «проступило жесткое презрение», «Кто не за нас, тот против нас».
Перевозчиков – «навязчивостью и ложью он много достигает, - тою фальшивою «пролетарской моралью», которую культивируют как раз интеллигенты. «В квартире, данной буржуем, он пачкает сапогами диваны из презрения к буржуазии».
Турман – «кто это был, - живой человек или страшное испарение жизни, спустившееся в человеческую фигуру с наивно-реальным шрамом на лбу?».
И еще одна цитата. Чердынцев говорит: «Мне не интересны десятки. Вот эти сотни тысяч мне важны – стихия, только мгновениями способная на жизнь».
Мы видим в развитии тип большевика-революционера: от появления с «заметною усмешкою», с каким-то превосходством над людьми, с презрительной улыбкой в углах губ до людей, готовых на: фальшь, ложь, хамство, решительное подавление инакомыслия, презрение к отдельно взятому человеку и откровенным хамством по отношению ко всем, кто «не за нас».
Вырос человек насилия и ненависти.
Все это прикрывалось интересами классовой борьбы. В этом обобщенном образе революционера марксиста есть ответ тем исследователям творчества В. Вересаева, которые хотят судить о нем по одному какому-нибудь произведению писателя.
Так, И. Прусакова в статье «Речь очевидца», анализируя роман «В тупике», задает вопрос: «…откуда они взялись, эти наводящие ужас новые властелины в кожанках, где таились до сих пор?».
В. Вересаеву ясно, откуда они взялись, и он дает ответ на этот вопрос в своих повестях. Интересно проследить отношение героев повестей к действиям марксистов... И далее опять про большевиков...

А ведь речь в романе совсем не о профессиональных революционерах.
Меньшевики как раз отрицали ленинский план партии - организации, руководимой работавшими за зарплату агентами ЦК. Против него они и боролись, заявляя, что в партии можно числиться, лишь время от времени помогая ей.
Вы же это прекрасно знаете...
Да и "учительский тон" тоже всегда приписывался не большевикам.

Утверждение, что Санин Арцыбашева позже стал большевиком, тоже вызывает сомнения. То, что меньшевичка Коллонтай меняла любовников и мужей, как перчатки, и проповедовала в России цеткинскую "теорию свободной любви", - слабое доказательство эволюции Санина.
Короче говоря, персонажи писателей состояли не в той партии, поэтому ваши ссылки на большевизм, как объяснение мотивации их поведения, на мой взгляд, могут быть художественным приемом, но, с точки зрения историка, приводят к пропагандистским, то есть ошибочным выводам по поводу творчества писателей.


Сергей Шрамко   01.03.2014 10:45   Заявить о нарушении
"Хороша жизнь! Жить, жить, - жить широкой жизнью, не бояться ее. Не ломать и не отрицать себя, - в этом была та великая тайна, которую так радостно и властно раскрывала природа». Как мало я знала о Вересаеве до Вашей глубокой и серьёзной рецензии. Как мало я знала о Ваших публикациях.А жаль. Поняла бы не только о Вересаеве,о котором так грамотно изложен материал. Поняла бы и об авторе и о его позиции по многим вопросам,которые так важны. Я очень благодарна случаю, прмведшему меня к Вам на страницу, где теперь буду частой гостьей. Принимаете?
С благодарностью!

Майя Уздина   01.03.2014 11:40   Заявить о нарушении
Майя, принимаю с великой благодарностью такого Читателя и Автора, как Вы. С увавжением. Владимир Голдин.

Владимир Голдин   01.03.2014 13:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

Спасибо за очень интересное исследование! Дом-музей Вересаева находится в Туле. Роман "В тупике" требует экранизации. Там, как в "Тихом доне", не всё так однозначно с тем, какую власть принять. И позиция интеллигенции замечательно прописана! От приспособленца до восторгающейся простой аудиторией артистки, которую слушают, как никто и никогда раньше. Врач умер, дочь его пропала. Спасти от гибели помогают знакомства, убивают запросто и казнят. Всё это было в России. Когда прочла роман, удивилась, как могли такую антисоветчину напечатать. Действительно, не читают. У Вересаева о Пушкине замечательное исследование, всё на документах. Хороший писатель, его бы надо если не школьникам, так студентам точно знать. Я читала если не все произведения Викентия Викентьевича, то многие.
С уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   23.05.2014 18:44     Заявить о нарушении
Любовь Алексеевна, признателен за отзыв. С уважением и наилучшими пожеланиями

Владимир Голдин   15.07.2013 21:35   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир Николаевич.
С большим интересом прочитала Ваш очерк о Вересаеве. Некоторые произведения Вересаева читала лет 20 назад. В настоящее время на радиостанциях ("Эжо Москвы", "Свобода") активно обсуждается "дело Фарбера". В связи с этим делом мне и вспомнилась повесть Вересаева, где убивают врача. Из-за ремонта книгу дома сейчас найти затруднительно, а поиск в Интерненте предоставил Вашу статью. Мне кажется близкой и убедительной Ваша оценка творчества Вересаева. Наши "управленцы" не читали не тольо Вересаева, но и Л.Н. Толстого. Премного благодарна - есть повод перечитать произведения Вересаева.
С уважением,
Наталья Леонидовна.

Ронара   07.08.2013 16:08   Заявить о нарушении
Наталья Леонидовна, спасибо за прочтение моего очерка. Его много читают, но понимают только единицы. С уважением.

Владимир Голдин   07.08.2013 20:22   Заявить о нарушении
Отношение Вересаева к Марксу не менялось. Изменилось отношение к Марксу в СССР. Точнее, начиная с прихода большевиков к власти, который произошел вопреки теориям Маркса и Энгельса. Маркса в стране чтили, но не читали, по той простой причине, что его не печатали или прятали в спецхранах. Сталин так и заявлял: "Чтобы быть марксистом, надо читать не Маркса, а устав ВКП (б)".
Как Ленин, так и Сталин опирались не на анализ экономического положения и не на классовый подход. Они исходили из необходимости воплотить свои идеалы в жизнь, подчинить действительность собственным желаниям. Попросту говоря, они исповедовали не объективный материализм, а субъективный идеализм. А марксисты истреблялись.

Сергей Шрамко   19.10.2013 20:41   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей за прочтение этого большого и в общем-то не простого очерка, читают его многие, но высказаться по поводу прочитанного не могут. Вот и Вы, почему-то, откликнулись не в рецензиях, а в добавить замечания. С уважением.

Владимир Голдин   20.10.2013 10:52   Заявить о нарушении
Просто это не по основной теме - именно попутное замечание. Я думаю, что я еще исправлюсь, - мне интересно то, что и как Вы пишете.

Сергей Шрамко   20.10.2013 11:01   Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за отклик и внедрённые в моё сознание надежды. С уважением.

Владимир Голдин   20.10.2013 11:16   Заявить о нарушении
С уважением, Владимир! Заглядывайте и в мои исторические буреломы!

Сергей Шрамко   20.10.2013 11:17   Заявить о нарушении
Сергей, уже заглядывал, и ещё не раз загляну. Это интересно. Искркнне.

Владимир Голдин   20.10.2013 11:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

Владимир, меня наитие привело к этому Вашему фундаментальному труду. Какую огромную работу Вы проделали, чтобы раскрыть личность такого сложного человека и писателя. как Вересаев! Спасибо Вам. Я использовала его "Пушкин в жизни" ,когда писала свой роман " А это - мой Пушкин!", совершенно не думая о нем самом. У меня есть четрехтомник его, но прочитан давно. Читая, я тогда следила за перипетиями судеб ЛГ и о его соьственном мировоззрении думала меньше всего...
Вы глубоко проанализировали его творчество и и сделали именно тот вывод, который его наиболее всего характеризует: он - честный человек,который не желал лгать ни перед кем.
Спасибо Вам, что дали мне толчок к изучению творчества такого неординарного человека.
С уважением - Асна

Асна Сатанаева   15.04.2013 22:18     Заявить о нарушении
Вот, наконец-то, я получил то, чего ждал. Асна, я признателен вам за понимание. У меня Вересаева многие читают, но молчат, иногда выскажутся, но невпопад. Сегодня с утра у меня будет хорошее настроение. С уважением

Владимир Голдин   16.04.2013 05:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

У ВЕРЕСАЕВА, кроме известных исследования тв-ва, есть прекрасные рассказы, проникнутые сопереживанием с героями и даже героинями, что свойственно только большим писателям

Нина Тур   06.04.2013 08:31     Заявить о нарушении
Нина, спасибо за отклик. Я прекрасно знаю творчество Вересаева, но я рассматривал в своём очерке его отношение к советскому герою, и более того к формированию образа коммуниста-большевика, как в дореволюционное, так после революционное время, так как его описал Вересаев, а до него и после него этого так никто и сделал объективно, больше никто не делал. После 1928г. пошло искажениее действительности, разукрасили образ большевика до неунаваемости и совсем оторвали от действительности. Что делать? Так было приказано, и из этого искусственно созданного образа не могут выйдти до сих пор. С уважением

Владимир Голдин   06.04.2013 08:43   Заявить о нарушении
С уважением, с ответным!

Нина Тур   06.04.2013 10:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

У Вас тут целое серьёзное исследование! К сожалению, по творчеству Вересаева у меня громадный пробел, который, чувствую, надо восполнять.

Михаил Ливанов   05.03.2013 12:02     Заявить о нарушении
Михаил, спасибо за мнение. Вы правы, мне хотелось разобраться в творчестве Вересаева, и мне кажется, что я этого достиг, так о нем до меня никто не писал. Пришлось покорпеть, но игра стоила свечь.Вересаев первым показал действительный образ зарождающийся образ революционера большевика, но сами большевики не заметили в его творчестве этого. С уважением

Владимир Голдин   05.03.2013 12:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Очерк о творчестве В. В. Вересаева» (Владимир Голдин)

Уважаемый Владимир Николаевич!
Преодолела Ваш очерк о Вересаеве. Сознаюсь, что это было непросто.
Попробую рассказать о причинах.
Вы проделали огромную работу, перелопатив всего Вересаева.
Не только прочли, но и проанализировали его рассказы, повести и романы, отслеживая динамику его общественно - политической позиции, взглядов, пристрастий.
От этого очерк получился чрезвычайно насыщенным аналитическим материалом.
На мой взгляд, тем, кто читал Вересаева, подробный анализ произведений покажется излишним, а другим, Вересаева не читавшим, он ни к чему, потому что вряд ли привлечет их внимание. Я говорю о таких вот местах вашей публикации:
А что же получается? Давайте обратимся к роману «Сестры».
Две сестры Ратниковы – Люська и Нинка – выходцы из интеллигентной семьи, порвали отношения с родителями. Их мать, бывшая революционерка, «все ругает советскую власть за аморализм, за неразборчивость в средствах, за дискредитацию идей социализма и превращение его в «щигалевщину». С самого великого октября, с самых тех пор она нам ругала и изобличала коммунизм» (102). Поэтому сестры полюбили социализм и возненавидели мертвый интеллигентский морализм. Отношение к мама чисто комсомольское, как пишет в дневнике Нинка: «Я маму люблю и даже уважаю, но только – но только не ближе, чем за километр» (103). Обе сестры стремятся изжить интеллигентность, стать настоящими комсомолками, ленинками, но природа, естественное начало – любовь, - с одной стороны, и общественное, с другой стороны, усиливают внутреннюю борьбу героинь романа, заставляют их искать смысл жизни. Обе студентки престижных московских вузов: МГУ и МВТУ. Обе пропагандистки: Лелька руководит комсомольской политшколой на текстильной фабрике. Нинка руководит 60-ю пролетарскими детьми, воспитывает классовую ненависть к буржуазии и капиталистическому строю. Обе стремятся быть активными, быть в центре событий. Лелька делает доклад в общежитии о новом быте, доклад воспринят хорошо. Однако в дневнике она пишет, что в душе с содержанием доклада не согласна. Нинка путем подлогов и обмана, объясняя это «объективными причинами», плетет интриги против неугодного профессора. Их все больше окружают люди (типа Баси Бронер) с одними требованиями к окружающим и другими требованиями к себе.
В своем комсомольском кругу молодые люди не стесняются, вспоминают гражданскую войну (Нинка) то ли с грустью, то ли с осуждением: «Грабили киргизов, били… уголовные наклонности. Хищные искания авантюр, самых диких, опасных, а главное безыдейных! Ведь не с басмачами мы дрались, а с мирными жителями» (104). Это отзвук, связь с содержанием романа «В тупике». Сестры отмечают, что вокруг «много замечательных фраз» и «мало замечательных дел», воспитывается и пропагандируется показуха. Они задают себе вопрос: «… куда мы идем? Зачем мы туда, откуда не будет выхода. И остается одно: ликвидировать себя» (105). А поэтому, чтобы жизнь тебя не надула, нужно хоть на время стать «великим шарлатаном», не верить ни во что, и в то же время во все верить, научиться понимать всех людей, стать насмешливыми наблюдателями на арене жизни – и непрерывно производить эксперименты (106).
В личной жизни сестры терпят фиаско.
В Лельку влюбился Володя Черновалов, но она грубо отвергла его, в дневнике написала – полюбить так настоящего пролетария. А в жизни она тоскует по Володьке, ищет с ним встречи, но Володька высоко пошел по комсомольской линии и о прошлом уже не вспоминает.
Нинка тоже влюбилась в крупного партийного деятеля, который возил ее в личной автомашине, но она быстро поняла, что ему от нее ничего не надо, кроме тела.
На этом практически заканчивается первая часть романа. С Нинкой Ратниковой мы встречаемся только в конце романа. Но чтобы лучше понять ее, нужно обратить внимание на следующую запись в дневнике: «Я стала настоящая комсомолка, та же внешность – кожаная куртка и красная косынка, не хватает стриженых косм и папиросы в зубах. Но этого не будет, хотя могло бы быть, нет, не сейчас. Ша! Довольно подделок – сказала я себе» (107). То есть мы видим: внешняя форма у Нинки образовалась и окрепла, но не до конца. Происходит изменение и внутреннего содержания героини, только более болезненно. Она ищет свое место в реальной действительности.
Лелька уходит из ВУЗа, устраивается на фабрику по изготовлению резиновых калош и без оглядки отдается комсомольской работе: выступает в газете; пресекает продажу водки частным лицом; проводит «легкую кавалерию» против прогульщиков и воровства на заводе; по приказу сверху образует тройки и бригады; организует социалистическое соревнование. Привлекает на свою сторону рабочего Юрку, сближается с ним, а сама думает о другом рабочем – Ведерникове, который не доверяет ей из-за ее интеллигентности. Лелька преодолевает это препятствие и сближается с Ведерниковым.
Главная часть романа – третья. Здесь В. Вересаев раскрывает практическую деятельность комсомольцев по проведению всеобщей коллективизации. Выставляя на первый план комсомольцев, а не членов партии, автор как бы списывает на неопытность молодых все грубые методы проводимой работы. Эту работу проводят Ведерников и Лелька вместе с другими комсомольцами родного цеха. При этом они опьянялись грандиозными планами будущей жизни, которые рисовали перед слушателями. Нажимали на сплошную коллективизацию и, опьяненные властью, шли на откровенную подлость, Приводили людей из других деревень, чтобы те голосовали за коммуну в данной деревне. Раскулачивали всех неугодных, не разбирались, кто стоит перед ними – действительно эксплуататор или честный труженик. Дошли до крайности – отобрали валенки у пятилетнего мальчика. И тот бежит по снегу босиком за санями, плачет и причитает: «Дяденька! Отдай валенки!» (108).
По району прошел слух: какая-то Ратникова работает не по шаблону. Подозрения падают на Лельку, но ее защищают комсомольцы бригады, с которыми она работает.
Все проясняет Юрка, который тяжело переживает уход Лельки, методы проводимой ими коллективизации, и потому пьет. Он случайно попадает в другую деревню и встречает Нинку Ратникову. Нинка работает другим методом – методом убеждения. Она создает коммуны и открывает детские сады. Крестьяне верят ей и поддерживают ее. Юрка потрясен, он и предположить не мог, что могут существовать человеческие методы работы. И, как во всех повестях и романах В. Вересаева, те герои, которые не согласны с методами работы большевиков, или порывают с ними, или кончают с собой.
Юрка повесился.
Показалось, что подобные моменты тормозят развитие идеи.
С другой стороны, эти исследования интересны с точки зрения Вашего погружения в художественный мир писателя и проникновения в его духовный мир.
Мне кажется, что не стоило подробно разбирать каждое произведение автора, приводить доказательства из текста, цитировать (или сделать это отдельной статьей). Меня бы устроили выводы из Ваших наблюдений.
И в то же время приятно удивила Ваша находчивость, когда Вы обращаетесь к трудам В.И. Ленина и по именному указателю находите информацию о родственных связях Вересаева.
Кроме этого, экспозиция очерка соответствует жанру, а вот анализ произведений – это скорее научный стиль, поэтому во время чтения ощущается некоторый дискомфорт восприятия: сначала я читала очень внимательно, а потом у меня возникло лукавое желание пропускать кое-какие моменты.
По той же причине финал очерка, несмотря на его оправданность экспозицией, кажется притянутым за уши: в процессе чтения давно забыт случай у костра, с которого начинается очерк, последние предложения перечеркивают все мысли, которые остались в голове после прочтения, над которыми хотелось поразмышлять. Я начала вспоминать превосходно написанное вступление.
Но вопреки этим замечанием, очерк понравился, я узнала много нового и интересного о Вересаеве.
Пока все, Владимир Николаевич. Если появятся новые мысли, я добавлю.

С глубоким уважением к Вашей работоспособности,

Наталия Уралова   03.03.2013 12:51     Заявить о нарушении
Наталия Ивановна, спасибо за подробный анализ, но я хотел использовать и использовал метод анализа самого Вересаева.Мне понравилось, что он не сразу раскрывает все черты большевика, а постепенно от повести к повести. Если Есенин говорил: "Лицом к лицу...", то Вересаев видел характер большевика сразу без временного лага. Он говорил правду в глаза всему руководству партии, но когда говорят правду открыто, то почему-то ее не воспринимают, как правду. Вот это я хотел показать в первую очередь.
Ещё раз спасибо за ваш труд. С уважением

Владимир Голдин   03.03.2013 15:48   Заявить о нарушении
"...но я хотел использовать и использовал метод анализа самого Вересаева..."
Владимир Николаевич, если говорить о методе, то с этим Вы справились превосходно.
Я ж пишу немного о другом - о перегруженности очерка аналитическим материалом:))
Впрочем, это тоже на любителя:)), поэтому все время подчеркиваю: "на мой взгляд, мне показалось..."
С днем писателя Вас, Владимир Николаевич!

Наталия Уралова   03.03.2013 16:25   Заявить о нарушении