Рецензии на произведение «Глава 1. Свобода быть рабом»

Рецензия на «Глава 1. Свобода быть рабом» (Алексей Рахе)

"«Каждому полагалось по ячейке. По чертовой маленькой клетушке два на четыре метра. Но даже в них мы были лишь гостями.

Одним из правил было усыпление. Если тебе 50 лет — Голос прикажет твоему ребенку или соседу усыпить тебя. "
--
Здесь не понятно то, почему они называются или считают себя "лишь гостями", когда видно, что они в чем-то невольны. Подразумевается что "не хозяева", как можно понять из дальнейшего описания. Но... гости ли?

"И приказывал усыпить одного из ваших родителей. А когда ребенок рождался, его селили в освобожденную ячейку."
--
А если ребенок родится мертвым? Выкидыш... Не до конца продумал "Голос" свою социальную политику.

"Мы работали, чтобы когда мы и наши дети нажали кнопку, на лоток упал сверток с едой."
--
Накладка смысловых соответствий и прореха в текстологическом: "когда мы и наши дети" (не единичность), то есть, надо ли понять так, что кнопку должны нажимать обязательно все вместе? Такая "большая семейная кнопка". Судя по изуверствам, к которым склонен "Голос", он вполне мог и до такого (садизма) додуматься.
Текстологическая (возможно): "нажали бы кнопку".

"Вполне достаточно, чтобы жить и работать. Чтобы жить и расти."
--
Но... "расти" как относится к родителям? Или имеется в виду рост не только физический? Голос развивал (гостей) духовно?

"Из найденных дневников номера 24 694 552."
--
Дальнейшее описание, как воспринимается, предполагает видео-дневник, потому что мы видим не только описание чего-то, но и действие, будто наблюдаем со стороны (сцену).

"Я полуприкрыл блеклые глаза, слушая ее"
--
Вот здесь мы будто наблюдаем записанную на видео сцену, на экране видны блеклые глаза ЛГ. И... он как бы сам смотрит старую запись и видит себя. Поэтому, возможно, не лишним было бы ранее указать про "видео дневник".

(Интересно пишите)


Изабар Гежб   16.04.2018 07:52     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв.

Гостями, потому что вся их личная жизнь была ограничена этими ячейками, их первые воспоминания, взросление, старение, смерть. Их комнаты были этакими «контейнерами», со временем просто менявшими своих обитателей. Поэтому они были просто гостями.

Если читать продолжение, будет понятно, что несколько иные условия и персонажи, а не привычные нам. Но, опять же, если ребёнок родится мёртвым, то некоторое время ячейка будет пустовать, и перед рождением нового ребёнка никого не будут усыплять. Но это статистически незначимый случай, anyway.

Разделение на «мы и наши дети» как раз для последующего «чтобы жить и работать. Чтобы жить и расти». То есть первое про взрослых, второе про детей. Косноязычность изложения частично моя вина, частично моя заслуга — попытка передать изъяснение человека, у которого в жизни были не очень обширные возможности социализации (в таких-то условиях).

Про описание сцен — это не видео-дневник, это просто книга. А в книгах предполагается зачастую подробное изложение происходящего, включая описания. А автор выступает некой вездесущей камерой, которая транслирует виды в слова. Но я слегка видоизменил то, что не от первого лица, чтобы воспринималось лучше. Спасибо.

Алексей Рахе   16.04.2018 15:31   Заявить о нарушении
"Их комнаты были этакими «контейнерами», со временем просто менявшими своих обитателей. Поэтому они были просто гостями."
--
Так читатель (я в данном случае) так и понимает, что никак не хозяевами; однако, с гостями не обращаются так... по-скотски.

"Но, опять же, если ребёнок родится мёртвым, то некоторое время ячейка будет пустовать, и перед рождением нового ребёнка никого не будут усыплять. Но это статистически незначимый случай"
--
Пробел-то в рассказе, а он существует независимо от комментариев и любого обсуждения — в завершенном виде. Читатель не в состоянии догадаться о том, что Вы сейчас пояснили, а если и оставлять (намеренно) /пробелы/ то только такие которые доступны логике читателя — относительно изложения (имеется в виду).
В то же время, если автор оставляет текстологические пробелы/прорехи, то это отнимает в конечном итоге у читателя возможность воспринять текст настолько цельно насколько рассчитывал автор.

"попытка передать изъяснение человека, у которого в жизни были не очень обширные возможности социализации (в таких-то условиях)."
--
Большое искусство "не рассорится" с восприятием читателя и передать мироощущение плохо социализированного персонажа от лица которого как бы идет повествование.
Речь о том только, что кнопка одна, а нажимающих на нее (как следует из стилистики текста) ОДНОВРЕМЕННО несколько. Вспоминается телешоу с красными кнопками: кто быстрее нажмет. Нелепость в каком-то смысле.

"Мы работали, чтобы когда мы и наши дети нажали бы эту очень тугую кнопку, на лоток упал сверток с едой. Кнопка поддавалась плохо, с огромным трудом, приходилось наваливаться как минимум втроем. Не знаю зачем Голосу это было нужно, возможно, таким образом проверялось насколько мы еще дееспособны, потому что если семья не могла ее одолеть она оставалась без еды. А позже эти люди не могли выйти на работу от истощения. От таких избавлялись."

Как видно... смысл вполне может быть. Хотя и... немного "свихнутый", но... что делать раз "таков Голос" этот... бесчеловечный.

"А автор выступает некой вездесущей камерой, которая транслирует виды в слова."
--
Ну да, имелись в виду "блеклые глаза", сам рассказчик не может же видеть своих глаз. Если у него нет зеркала перед собой.

БЛЁКЛЫЙ
Потерявший свежесть и яркость.
Тусклые глаза. А с чего они (теперь) слезятся?

(Мой интерес также чисто авторский, в плане обмена опытом, не более, то есть, это не критика по сути).

Изабар Гежб   16.04.2018 16:49   Заявить о нарушении
Ни о каких одновременных нажатиях нет и речи. Тут антиутопичная эксплуатация, а не цирк

Алексей Рахе   16.04.2018 17:01   Заявить о нарушении
Голос — это работа живого оператора-надсмотрщика, да и то, одного из, работающих посменно, а не некая абстракция. Не надо предявлять высоких требований, я не мог в коротком рассказе раскрыть абсолютно все мелочи создаваемого мира, поэтому позволил себе вольность положиться на фантазию читателей. Вы представили так — ну что же, такое понимание тоже имеет право на жизнь) Вопрос трактовок. Вы спросили — я ответил, что имелось ввиду

Алексей Рахе   16.04.2018 17:04   Заявить о нарушении
Насчёт глаз — переформулировал вещи, создающие образ персонажа. Свой цвет глаз в такой ситуации он действительно не стал бы упоминать, несмотря на то, что в зеркале наверняка себя видел и представляет себя. Слезятся чисто по физиологическим причинам, эмоциональные были бы упомянуты отдельно.

Алексей Рахе   16.04.2018 17:06   Заявить о нарушении
Хотя, может, там есть и эмоциональные. Зависит от степени эмпатии читателя)

Алексей Рахе   16.04.2018 17:06   Заявить о нарушении
"Ни о каких одновременных нажатиях нет и речи. Тут антиутопичная эксплуатация, а не цирк"
--
Да при чем здесь эксплуатация... речь только про описание, которое стилистически заводит в неопределенность.
"Мы работали, чтобы когда мы и наши дети нажали кнопку, на лоток упал сверток с едой."
Мы работали (для того чтобы) — нажать (кнопку).
Структурно язык требует такого расклада внутри заявленной формы (предложения).
Поэтому "выпадает" глагол в прошедшем времени "нажали", не пакуется с общим смыслопостроением. А тут еще и ОДНА кнопка и НЕСКОЛЬКО нажимающих.

Изабар Гежб   16.04.2018 17:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава 1. Свобода быть рабом» (Алексей Рахе)

Надеюсь, это не тот же самый Голос, что и в новеллах-притчах об ослепшем путнике?..
Особенно оригинален диалог героя и героини.

Александр Малиновский 2   23.06.2016 16:06     Заявить о нарушении
Это отдельные ветки) Человек, который говорит в микрофон и не виден тем, кто его слышит — чем не безликий голос?

Алексей Рахе   23.06.2016 21:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава 1. Свобода быть рабом» (Алексей Рахе)

хорошая антиутопия,с хэппи-эндом.легко читается,невольно задумываешься.прекрасно! :-)

Леди Хаос   17.06.2013 21:03     Заявить о нарушении
Спасибо большое :) очень приятно. Ну хэппи эндом все таки не пахнет, мне кажется) как всегда, склоки, скандалы, интриги, расследования)

Алексей Рахе   17.06.2013 21:06   Заявить о нарушении