Рецензии на произведение «Постфактум»

Рецензия на «Постфактум» (Сергей Александрийский)

"Теперь мало кто сосредотачивается на внимательном прочтении философской литературы, чтобы в тишине себя сверить личный экзистенциальный план со смыслом бытия в Истории." - чтобы был план и нужно понимать смысл бытия, проблема не в том, что никто не хочет "сверять", а в том, что никто не знает - с чем конкретно.

"Видимо, способ восприятия настолько изменился, а скорость накопления информации настолько возросла, что уже надо говорить о парадигмальном сдвиге человеческой эволюции, неком квантовом скачке в иную форму существования. " - скорость накопления информации, действительно, возросла, а вот то, что Вы пишете дальше похоже на "сборную солянку" - эволюция, в данном случае, человеческая, процесс не быстрый,это во-первых, а во-вторых, зачем сюда квантовость приплели? В какую иную форму существования, Вы о чём? Ни биологическая форма существования, ни законы физики на данный момент не изменились оттого, что информации стало больше.

Подобное всегда будет доступно только единицам."; "Не даром у греков философ был синонимом "человека вообще". - противоречия не замечаете?

Анна Гершалина   15.05.2019 16:28     Заявить о нарушении
Вы, заметно, и близко не философ, поэтому требуете плоской конкретики по сложным и далёким от вас вопросам. Занимайтесь тихонько своим, одного интеллекта, образования и учёной степени для таких вещей маловато.

Сергей Александрийский   15.05.2019 17:18   Заявить о нарушении
Вопросы об информации и прочем - ни от кого не далеки, тем более, от меня. Попытка себя возвысить с Вашей стороны и указывать мне, что делать и как - неуважение к читателю. Подумайте об этом. Всего доброго!))

Анна Гершалина   15.05.2019 21:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Постфактум» (Сергей Александрийский)

Рассуждения ваши в основном просты и понятны, но вы не сформулировали: чего же вы хотите в этом мире и чего ожидаете. Вы не расставили вехи своего отношения к миру и людям.

Лев Полыковский   26.04.2019 19:06     Заявить о нарушении
Мне 63, достаточно, что философия помогла мне остаться порядочным человеком. Связи с миром я никогда не терял.
Если вы внимательно читали, о "пользе" философии я достаточно ясно выразился.
"...Ошибочно думать, что философия существует ради какого-то окончательного результата, некой полезной для социума рецептуры. Нет, тогда бы она тут же исчезла. Философ, отвечающий на вопросы "в чём смысл жизни?" или "что есть Истина?", автоматически перестаёт быть философом. Подобные риторические фигуры по ведомству проповедников и "учителей жизни". Философ призван пасти не народы, а собственное Бытие... Прикладной характер философия имеет только эпифеноменально."
Эссе было написано давно, ныне я всё понимаю глубже, но в основных положениях взгляды мои остались прежними.

Сергей Александрийский   26.04.2019 19:34   Заявить о нарушении
Для меня же эти вопросы предельно понятны. И я не считаю зазорным говорить о смысле жизни. Для меня смысл и цель жизни связаны с назначением человека и основными ключевыми способностями. Смысл жизни у меня следует из моей теории человеческих способностей. Познаваемость мира тоже не считаю крамолой для философа. Для него нет никаких запретных тем.

Лев Полыковский   26.04.2019 21:26   Заявить о нарушении
Кстати мне почти 69 лет.

Лев Полыковский   26.04.2019 21:27   Заявить о нарушении
Я вовсе не считаю свою модель реальности абсолютной. Каждый носитель сознания волен понимать происходящее как ему вздумается. При этом не стоит забывать, что границы наших убеждений совпадают с границей наших заблуждений. Как полисолипсист, я за все виды дискурсов.
А упоминая возраст, я хотел сказать, что уже сложился как личность и мыслитель.

Сергей Александрийский   26.04.2019 21:42   Заявить о нарушении
На границах убеждений и заблуждений находятся множество аномальных точек нашего миропонимания, то есть нерешённых нами проблем. Это область нашего незнания. С этой позиции любой философ, у которого сложились какие-то убеждения вблизи этих границ не сможет их правильно применить, ибо это область всеобщего незнания. Рано или поздно мы изучим проблемы этой области и у нас откроются совершенно другие границы убеждений и заблуждений. Поэтому на этой границе ни у кого не может быть твёрдых убеждений до момента радикального изменения этих границ.

Лев Полыковский   18.06.2019 18:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Постфактум» (Сергей Александрийский)

"Как всякий начинающий практику психоаналитик обязан сам пройти инициацию искушения сакраментальной кушеткой, так и философ должен отрефлексировать философию как предмет посвящения (читай, освящения) личного сознания в сознание субстантивное -- в ничейность мышления.
Серьёзный мыслитель не ищет истину, он создает предпосылки к её возникновению. То есть выстраивает онтологию возможного."

Согласен на все сто. Я было начал эссе "Океан", а теперь после прочтения вашей статьи закончил. Можно сказать, это мой отзыв, моё соучастие в ваших размышлениях.
http://www.proza.ru/2017/09/09/482

Владислав Крылышкин   09.09.2017 09:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Постфактум» (Сергей Александрийский)

Из-умление Ницше ставит под вопрос безопасность занятий философией, равно и смысл постижения Абсолюта.

Андрей Ефимов Энгельс   06.04.2015 19:48     Заявить о нарушении
Философия это усилие сознания, в этом усилии цель и средство совпадают. Ницше отрицал философию как метафизику. Сам, впрочем, искал метафизику в земном. Об это подробней у К.Ясперса.

Сергей Александрийский   06.04.2015 20:11   Заявить о нарушении
Интересно Ваше мнение. Сверхчеловек Ницше - это ли не метафизика? Зверь, Унтерменш, Человек. Эта цепочка конечна. Не является ли все остальное - домыслами,
абстрактными понятиями для игры ума?

Андрей Ефимов Энгельс   06.04.2015 20:43   Заявить о нарушении
В каком то из моих эссе я уже развивал эту тему. Сверхчеловек метафизичен, это вытекает из самого определения Ницше -- "Человек, то что должно превозмочь" -- как "больное животное". Обозначив понятие, Ницше его так и не развил. Сверхчеловечество, отданное на волю инстинктов, "толкни слабого", может оказаться самопожираемыми пауками в банке, где последний умирает от голода.
Ницше не считал себя философом, он как и Л.Витгенштейн объявил ей войну. Но странным образом, философия от этого только приобрела - история человеческой мысли впоследствии строилась на самоотрицании, и в конце концов упёрлась в постмодернистский тупик. Ничтожная воля сменилась волей к Ничто. Что Ницше и предсказывал -- "Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать".

Сергей Александрийский   06.04.2015 21:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Постфактум» (Сергей Александрийский)

Почти правильные наблюдения, а почти потому, что нет никакой сложности выйти за любые ограничения. Живые чувства и мысли никакими пределами не ограничены, они способны понять и им необходимо всегда помнить об этом своём качестве. Надо не в Бога верить, а в вечно живую способность нематериального духа чувствовать и помнить виртуальные образы воспринятых объектов действительности и никогда не забывать о том, что все материальные объекты могут быть ограничены только живым сознанием индивида. Никто кроме него не может в относительно безразмерном мире сотворить что-то ограниченное пространством, временем или силой. Именно поэтому человек подобен Богу, но только тот, кто понимает это собственным сознанием.

Александр Двинский   04.03.2015 02:17     Заявить о нарушении
Не всё понял из сказанного, но с тем что понял, согласен. Если вы о границах сознания, как оно есть само по себе, то, действительно, оно ограничено только собственным трансцендентальным бытием. Остальное -- порождаемые им через частных носителей реальности, как и реальность самих носителей -- ограничены временем и пространством, и онтологического доказательства не имеют. Но это по Канту, у Гегеля картина немного яснее, но проще. Один поставил массу неразрешимых вопросов, другой -- массу вызывающих вопросы ответов. Почему я то и дело упоминаю Гегеля и Канта, описано в моем настоящем эссе. О соотношении сознания и бытия я в живой метафоричности рассказал в "Вопрошании". В меру сил пытался быть оригинальным, но не очень серьёзным, чтобы развлечь себя и предполагаемого читателя.
Спасибо, Александр, что вникли.
Буду к вам заглядывать тоже.)

Сергей Александрийский   04.03.2015 13:18   Заявить о нарушении
За что спасибо, мы дожили до конца бытия, воспринимаемого только материально и счастлив тот, кто хотя бы приблизился к пониманию этого, даже не осознавая. Рад встретить одну из немногих единиц, идущих к цели, а не толпу несущихся в другую или обратную сторону. Даже не представляю, как эти безмерные массы вдруг начнут и в этом году, осознавать безумие своего бытия? Настало именно это безвременье.

Александр Двинский   04.03.2015 14:07   Заявить о нарушении
Вы правы мы накануне больших перемен. В движение пришла не столько геополитика, сколько вся тектоника человеческого бытия. По большому счёту 21 век ещё не наступил, как запоздал и век 20, начав свой отсчет только с 1920-го года. Проблема человека лежит гораздо-гораздо глубже. Экзистенциальная неудовлетворенность априори присуща человеческому существу, поскольку существование это конфликт сознания и реальности. Человек выгорает от жизни, в которой отсутствует полнота бытия. И никаким "карьерным ростом" эти экзистенциальные прорехи не заткнуть. По большому счёту, все виды социальной реализации ложны. Человек не означен исключительно социальными параметрами, он не клякса Роршаха, что-то сакральное по центру всё таки есть. Без духовного приоритета проблема не решаема.
Мир проходит через нигилистический хаос постмодерна в неомодернистскую фазу развития с новыми ценностными ориентирами. А пока -- хвосты собачьи уже не отличить от самих собак. Короче, будет хреново, пока не пройдём узкие родовые пути. Гегель со своей вылизанной диалектикой, развёл бы руками. Всё оказалось сложнее и запутанней. Абсолют, оказывается, тоже может сходить с ума вопреки науке логики.)) Да и Кант, говоря о вещи в себе, не осмелился сказать и о вещи не в себе.
России, стоящей уже тысячу лет на якоре истории, можно попасть в постмодерн с черного входа. Русская архаика, с её неинтенциональным кружением в пустоте ради пустоты, глубоко постмодернистична. Просто уже готовые тезисы требуют разработки. Если бы нашлась пара-тройка авторитетных интеллектуалов, то мир бы пошел за Россией в это неопостмодернистическое будущее с большой охотой. Делёзова воля к Ничто обратилась бы в волю к представлениям в представленном волевым порядком мире. Это ли не перспектива?


Сергей Александрийский   04.03.2015 15:55   Заявить о нарушении
"Жизнь слишком быстро входит в привычку.
Хочешь заработать деньги, чтобы жить счастливо, и в итоге все силы, весь цвет жизни уходят на их добывание.
Счастье забыто, средство принято за цель." Альбер Камю
Если превратить зарабатывание денег в романтическое хобби или в забавную философию, то не всё так мрачно выглядит. К сожалению, современный бизнес, особенно в правовом поле, скучное занятие, которое может, играя, оживить только весёлый гений. Но система его рано или поздно сломает. Мир становится всё более механистичным, технологии технологий требуют технологически сконструировавшей себя личности для которой личная экзистенция лишь жертва на алтарь бога Комфорта. Образно, Адам вырождается в Голема. Думаю, даже освоение космоса лишится романтической устремленности и станет лишь освоением жизненного пространства. То что останется от человечества будет искать тёплые места в складках материи. Ницше писал : "Мы проводим эксперимент с истиной... быть может, человечество погибнет от этого. Что ж, пускай!". Может и эти опасения избыточны, будем надеяться природа в своем отчуждающем проявлении в "техно", как-то вырулит.

Сергей Александрийский   04.03.2015 16:00   Заявить о нарушении
Она уже вырулила, живая жизнь вечна, значит ни начала ни конца не имеет, всё, что можно измерить являет собой виртуальную действительность, а она не имеет для сути вечности, никакого значения. Все конечные проявления имеют значение лишь для промежуточных форм в шестидневном цикле её пробуждения и воскресения в день седьмой. Великие философы останавливались гораздо раньше, чем достигали истины, а может не хотели раскрывать её недотёпам.

Александр Двинский   05.03.2015 19:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Постфактум» (Сергей Александрийский)

Прочитал. Вам к Игорю Гарину, который трётся тут с похожей философией.
С уважением.

Виктор Морозов   22.02.2015 09:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Постфактум» (Сергей Александрийский)

Все очень точно подмечено, раскрыто, осознано. Начало где-то кое в чем спорно, однако далее все в самую точку. Это своего рода философия над философией. Сложно избавиться от ощущения некоего тупика. Интуитивно понимаешь его связь с голой абстракцией, где бытие, ничто, сознание, истина и пр. становятся шашками или числами или еще чем-то таким, с чем разум может играть как ему заблагорассудится. Я все же вижу в этом определенный подвох, ибо могу смоделировать ситуацию, при которой свободный, независимый разум начнет кренить в сторону определенного выбора, ежели тело, от которого зависит разум, будет испытывать известную потребность. Поэтому, говоря "бытие", не мешает вспомнить однокоренное "быт". Это тот набор вещей, явлений и процессов, который направлен на жизнь тела, а разум лишь вспомогательная функция. Все то, что есть философское - это отрыв. Взятое само по себе, единично, умозрительно, отстранено и все такое прочее. Определение смыслов ради некоего высшего смысла (окончательный вопрос о котором никогда не будет решен, ибо бытие не замкнуто). Но мы видим снова и снова, что вместо того, чтобы приблизиться к чему-то, мы приходим в тупик, а нутром чуем, что истинные смыслы остались там позади - в родовых обрядах, песнях и преданиях. Это тоска души, уставшей от словесно-понятийной виртуализации. Нас не устраивает, что означает H2O, когда хочется пить. И не всегда мы можем понять, увидеть, как меняется наше мышление и восприятие в трудную минуту.
Когда в школе на уроке по органической химии ученики спрашивали - зачем нам учить азотистые основания, если все равно нам художникам это в жизни не пригодится? Я говорил, мол воспринимайте это как интеллектуальные гири или штанги. Это накачивание умственных мускулов. А это пригодится в любой сфере. Думаю, что значение философии примерно такое же, только в каком-то более объемном, смысловом разрезе. Ведь очевидно, что нет никаких абсолютных итоговых точек, целей, истин.
Спасибо!
Ваш текст заставляет задуматься, потому что в нем ощущается духовная работа (халявы на прозеру очень много - надоело).
С уважением, Павел

Павел Гурачов   25.05.2014 02:18     Заявить о нарушении
Рад, что именно вы прочли эту статью. Извините, Павел, но людей вашего уровня мышления я назначаю на роль альтер эго. Так что вы попали в приличную компанию -- там весь философский пантеон от Гераклита до Делёза.)))
Статья философографическая, пытался интерпретировать траекторию человеческой мысли. А заодно отпечатать визитку своей философской позиции.
Тупик, безусловно, мнимый, Perpetuum Mobile абстрактного мышления остановить невозможно. Просто наступила пора, как во времена схоластики, поработать этому двигателю на холостом ходу. Ничто перемелется, мука Бытия сортом повыше будет.)
От того, что постмодернисты свели мышление до двумерного листа ризомы, не значит, что этот лист уже невозможно свернуть в метафизическую трубу и посмотреть Колумбом за горизонт возможного, Новой смысловой Америки. В конце концов, это всего лишь языковые игры в картинах мира.
"Конец философии" оказался преждевременным. Она "тупиками" и жива. Философию, читай метафизику, как состояние сознания, отменить нельзя. Мумифицированная Логосом, она воскреснет в Мифосе. И всё начнётся сначала. Сейчас всё больше говорят о "жертвоприношении Логоса" и начале логомифического мышления.
В данный момент пишу об онтологии смысла. Рикуя изобрести велосипед, специально не заглядываю в литературу на эту тему, чтобы "мыслить самому". По большому счёту, важно, не выдумывать порох, а порохом быть.)))Важны интерпретации, а не их объект. Текстами мы наблюдаем за сознанием, как врач за пациентом.)))

Сергей Александрийский   28.05.2014 14:28   Заявить о нарушении
Спасибо! С огромным удовольствием прочел Ваш отзыв. Пожалуй, закачаю пару Ваших статей. Вот только дочитаю манифест коммунистической партии и минуя Розанова примусь за них.
С уважением, Павел

Павел Гурачов   28.05.2014 22:06   Заявить о нарушении
О, да... Призрак Маркса бродит по Европе.))) Розанова В.В. уважаю, певец сомнения.
Надеюсь на дальнейшее общение. Осмыслю ваши тексты, дам рецензии, диалог и наладится.

Сергей Александрийский   28.05.2014 22:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Постфактум» (Сергей Александрийский)

"Мир всегда существовал за счёт невежества большинства и осведомлённости немногих."

"Философия не поддаётся опредению, но сама она и есть усилие к такому определению."

"Философии научить нельзя. Она дело глубоко интимное."

ПЕРЛЫ!

А вот тут я снова вспомнила о двух птицах...:

"Но проблема в том, что сознанию недоступна собственная тайна, по той же причине по которой невозможно укусить собственные зубы."

Читала с огромным удовольствием. Вы здорово не только мыслите, но и выражаете мысль!

Татьяна Васса   25.01.2014 18:29     Заявить о нарушении