Рецензии на произведение «Гордость»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Вам в первой рецензии верно написали про 10 заповедей (а вообще Христос, можно сказать, сузил заповеди до двух, не отменив, конечно, и те 10), однако насчет "придумки" смертных грехов не всё так просто.
Разделение грехов на "смертные" и "несмертные" это больше католическая классификация. Любой грех, по сути, - смертный, т.к. укореняясь в нем, не желая расставаться с ним, человек уводит себя от Бога. Просто 7 смертных грехов - это наиболее очевидные что ли грехи, наиболее, быть может, ясные и понятные любому человеку. Соблюдая запреты на них, человек, так сказать, исполняет минимум морали. Однако мало уклоняться от греха, нужно (вообще-то) совершать благие дела и стремиться к Богу.
Насчет гордости. Если опять же не вдаваться в весьма обширную литературу на сей счет, можно вкратце сказать, что гордость (или правильнее - гордыня, как крайняя ее степень. И Вы верно отмечаете, что можно по-разному говорить о гордости. Фраза "Я горжусь тобой" не несет какой-то греховности. К сожалению, набор используемых слов в языке зачастую бедноват: например, слово "люблю" мы используем и к вещам, и к людям) - это самовозвышение себя (конкретного человека или человека вообще), самопревозношение, почитание себя выше, лучше всех. Из этого следует отрицание Бога (кто Он, собственно такой? Человек гордый не считает, что он чье-то там творение и тем более не желает подчиняться "чужому авторитету". Он сам себе авторитет) или во всяком случае нежелание признавать Его, борьба с Ним.
Полагают, что сатана, будучи самым высшим ангелом (Люцифером - Светоносным), возгордился своей властью и, забыв о том, что власть его, как ангела, дается Богом, решил посостязаться с Богом. И был низвергнут.
То же самое происходит и с человеком гордящимся (или опять же правильнее - впадшим в гордыню). Он - круче всех, он - выше всех, он - лучше всех. Кажется, такие установки приветствуются в нынешнем мире, однако Христос показал обратный пример - пример смирения. И смирение, не как принижение своих способностей или дарований, но как наоборот, осознание их наличия и источника их - Бога, понимание, что всё дается Богом, что все таланты и способности человека - от Бога, есть противоположность гордыни, в которой человек думает, что он сам в себе породил свои таланты, он сам - источник своих способностей, он сам - обладает властью, он сам - великий и могучий.
Поэтому гордость, как самовозвышение себя без достаточных к тому оснований (как внешних, так и внутренних), ведет прямо от (против) Бога и именно поэтому считается одним из тех смертных грехов, с очевидностью указывающий греховное состояние человека.
С уважением,
Ал Захаров 27.10.2013 18:29 Заявить о нарушении
Юлия Чудакова 27.10.2013 20:41 Заявить о нарушении
В религиозном плане это осмысляется иначе: мы все после смерти предстанем перед Богом и дадим "отчет", и неважно, кем ты был - богатым, правителем или великим ученым, ты будешь отвечать за свои дела и мысли наравне (т.е. никто не сможет избежать этого) со всеми остальными. И еще не факт, что богач окажется выше (в духовном смысле) бедного, царь - нравственнее слуги и т.д.
Если же принимать атеистическую точку зрения, то в общем-то, человек "имеет право" гордиться, сколько хочет. Бога нет, никто ему эти таланты (если, конечно, не обожествлять Природу и Фортуну) не дал, он всего достиг сам, своими биологическими силами и может вполне гордиться собой и задирать нос, поскольку по всем (или многим, да и одному даже) параметрам он превзошел кого-то (а то и преобладающее большинство). Ведь после смерти за него это не взыщется. Ну, подумаешь, попирал ногами слугу, ну, подумаешь, посрамлял конкурентов, ну, подумаешь, оскорблял кого-то... Умер и всё, конец. А те, кто порицали его при жизни, "завистники", - это их "грех". Впрочем, и они ведь тоже умрут и исчезнут, и все "грехи", таким образом, канут в небытие.
Это я всё к тому, что, на мой взгляд, в атеизме трудно осуждать кого-либо за "аморальные поступки" или ту же гордыню. Ведь мораль предполагает образец, эталон, против которого человек и идет, попирая его. В атеизме же свой эталон у каждого человека (есть, конечно, вроде бы какие-то "общие" моральные законы, но судя по тому, что мы не можем одинаково морально соотноситься ни с Европой, ни с Азией, уже говорит о том, что единой морали - нерелигиозной - как будто бы и нет). И то, что морально, для меня может быть аморально для другого, но это личные проблемы каждого. Один может гордиться сколько влезет, другой - завидовать ему. И никакой из этих "грехов" (грехов-то и нет, потому что нет единого для всех морального закона, который бы нарушался) не окажется "смертным". И да, человек вполне может понимать, что он превозносится только над каким-нибудь десятком тех, кто находится в его окружении, ну и пусть - он-то будет "рад" и тому, что он выше хотя бы этих людей.
Ал Захаров 27.10.2013 21:09 Заявить о нарушении
Юлия Чудакова 28.10.2013 00:58 Заявить о нарушении
Бог произнес лишь десять заповедей. А вот смертные грехи придумали хистиане. Но их нет ни в Библии ни в Евангелие. Только в писаниях христиан на библейские темы. Так может стоит просто прислушаться к Богу? И не считать себя умнее Его?
Арбуханов Владимир Русанов 27.10.2013 10:59 Заявить о нарушении
Юлия Чудакова 27.10.2013 15:17 Заявить о нарушении
Арбуханов Владимир Русанов 27.10.2013 15:52 Заявить о нарушении