Рецензии на произведение «Гордость»

Рецензия на «Гордость» (Юлия Чудакова)

Вам в первой рецензии верно написали про 10 заповедей (а вообще Христос, можно сказать, сузил заповеди до двух, не отменив, конечно, и те 10), однако насчет "придумки" смертных грехов не всё так просто.
Разделение грехов на "смертные" и "несмертные" это больше католическая классификация. Любой грех, по сути, - смертный, т.к. укореняясь в нем, не желая расставаться с ним, человек уводит себя от Бога. Просто 7 смертных грехов - это наиболее очевидные что ли грехи, наиболее, быть может, ясные и понятные любому человеку. Соблюдая запреты на них, человек, так сказать, исполняет минимум морали. Однако мало уклоняться от греха, нужно (вообще-то) совершать благие дела и стремиться к Богу.
Насчет гордости. Если опять же не вдаваться в весьма обширную литературу на сей счет, можно вкратце сказать, что гордость (или правильнее - гордыня, как крайняя ее степень. И Вы верно отмечаете, что можно по-разному говорить о гордости. Фраза "Я горжусь тобой" не несет какой-то греховности. К сожалению, набор используемых слов в языке зачастую бедноват: например, слово "люблю" мы используем и к вещам, и к людям) - это самовозвышение себя (конкретного человека или человека вообще), самопревозношение, почитание себя выше, лучше всех. Из этого следует отрицание Бога (кто Он, собственно такой? Человек гордый не считает, что он чье-то там творение и тем более не желает подчиняться "чужому авторитету". Он сам себе авторитет) или во всяком случае нежелание признавать Его, борьба с Ним.
Полагают, что сатана, будучи самым высшим ангелом (Люцифером - Светоносным), возгордился своей властью и, забыв о том, что власть его, как ангела, дается Богом, решил посостязаться с Богом. И был низвергнут.
То же самое происходит и с человеком гордящимся (или опять же правильнее - впадшим в гордыню). Он - круче всех, он - выше всех, он - лучше всех. Кажется, такие установки приветствуются в нынешнем мире, однако Христос показал обратный пример - пример смирения. И смирение, не как принижение своих способностей или дарований, но как наоборот, осознание их наличия и источника их - Бога, понимание, что всё дается Богом, что все таланты и способности человека - от Бога, есть противоположность гордыни, в которой человек думает, что он сам в себе породил свои таланты, он сам - источник своих способностей, он сам - обладает властью, он сам - великий и могучий.
Поэтому гордость, как самовозвышение себя без достаточных к тому оснований (как внешних, так и внутренних), ведет прямо от (против) Бога и именно поэтому считается одним из тех смертных грехов, с очевидностью указывающий греховное состояние человека.
С уважением,

Ал Захаров   27.10.2013 18:29     Заявить о нарушении
Именно эту мысль я и пыталась провести через свое рассуждение, возможно, мне это не совсем удалось. Но главное, что я хотела подчеркнуть, это то, что в религии довольно много простых и логичных вещей, которые оправданы не только верой, но и здравым смыслом, что для меня, например, наиболее ценно. И порицание гордыни, на мой взгляд, может исходить из утверждения, что ты произошел, как и все живое, от первой клетки, и прошел вместе со всем этим миром длинный путь развития, а потому не можешь говорить и думать, что ты лучше, чем кто-то или что-то вокруг тебя. Это в большей степени атеистическое трактование, чем религиозное, как мне кажется

Юлия Чудакова   27.10.2013 20:41   Заявить о нарушении
Если остановиться на Вашем "атеистическом" толковании, то не совсем понятно будет, почему человек не может решить, что он лучше других. Не в смысле происхождения, как "человеческий детеныш", а в смысле того, что он, скажем, обладает большей политической властью, физически сильнее, интеллектуальнее и т.д. Это тоже виды самопревозношения. Ведь человек считает, что раз он всего достиг сам (власти, денег и так далее. Не Бог же ему это дал, Бога нет), то следовательно, он выше своих "конкурентов", соперников, и у него, в общем-то, есть повод гордиться, возвышаться над ними, поглядывать на них свысока - мол, они-то не такие успешные, они-то не такие уж и сильные... То, что биологически все мы люди, не отменяет того, что мы различны социально - мы различаемся хотя бы местом и временем рождения, условиями жизни, успешностью в обществе, богатством и т.д.
В религиозном плане это осмысляется иначе: мы все после смерти предстанем перед Богом и дадим "отчет", и неважно, кем ты был - богатым, правителем или великим ученым, ты будешь отвечать за свои дела и мысли наравне (т.е. никто не сможет избежать этого) со всеми остальными. И еще не факт, что богач окажется выше (в духовном смысле) бедного, царь - нравственнее слуги и т.д.
Если же принимать атеистическую точку зрения, то в общем-то, человек "имеет право" гордиться, сколько хочет. Бога нет, никто ему эти таланты (если, конечно, не обожествлять Природу и Фортуну) не дал, он всего достиг сам, своими биологическими силами и может вполне гордиться собой и задирать нос, поскольку по всем (или многим, да и одному даже) параметрам он превзошел кого-то (а то и преобладающее большинство). Ведь после смерти за него это не взыщется. Ну, подумаешь, попирал ногами слугу, ну, подумаешь, посрамлял конкурентов, ну, подумаешь, оскорблял кого-то... Умер и всё, конец. А те, кто порицали его при жизни, "завистники", - это их "грех". Впрочем, и они ведь тоже умрут и исчезнут, и все "грехи", таким образом, канут в небытие.
Это я всё к тому, что, на мой взгляд, в атеизме трудно осуждать кого-либо за "аморальные поступки" или ту же гордыню. Ведь мораль предполагает образец, эталон, против которого человек и идет, попирая его. В атеизме же свой эталон у каждого человека (есть, конечно, вроде бы какие-то "общие" моральные законы, но судя по тому, что мы не можем одинаково морально соотноситься ни с Европой, ни с Азией, уже говорит о том, что единой морали - нерелигиозной - как будто бы и нет). И то, что морально, для меня может быть аморально для другого, но это личные проблемы каждого. Один может гордиться сколько влезет, другой - завидовать ему. И никакой из этих "грехов" (грехов-то и нет, потому что нет единого для всех морального закона, который бы нарушался) не окажется "смертным". И да, человек вполне может понимать, что он превозносится только над каким-нибудь десятком тех, кто находится в его окружении, ну и пусть - он-то будет "рад" и тому, что он выше хотя бы этих людей.

Ал Захаров   27.10.2013 21:09   Заявить о нарушении
Я думаю, что и для атеиста очевидно, что не сам он создал себя, не он решал, когда и как это произойдет, и ему не известно, когда он умрет. Разница между атеистом и верующим только в том, что верующий называет все это Богом, а атеис никак не называет

Юлия Чудакова   28.10.2013 00:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гордость» (Юлия Чудакова)

Бог произнес лишь десять заповедей. А вот смертные грехи придумали хистиане. Но их нет ни в Библии ни в Евангелие. Только в писаниях христиан на библейские темы. Так может стоит просто прислушаться к Богу? И не считать себя умнее Его?

Арбуханов Владимир Русанов   27.10.2013 10:59     Заявить о нарушении
Наверное вы правы... И еще я, видимо, плохо разбираюсь в предмете

Юлия Чудакова   27.10.2013 15:17   Заявить о нарушении
Знание или не знание предмета - не страшно. Да и незнание - оно всегда лучше знания - есть что еще узнавать! А так? - Вопросы поставлены. Осталось найти ответы. Удачи Вам в этом!

Арбуханов Владимир Русанов   27.10.2013 15:52   Заявить о нарушении
спасибо :)

Юлия Чудакова   27.10.2013 20:33   Заявить о нарушении