Рецензии на произведение «Северные славяне»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Николай, очень интересная и познавательная статья. Кстати я давно замечал, что Шведы и Русы очень воинственны, близки по духу... Хорошего и тёплого Вам дня!!! Игорь.
Игорь Черных 12.09.2016 14:52 Заявить о нарушении
Николай Бузунов 12.09.2016 16:26 Заявить о нарушении
Спасибо за очень интересную статью! Успехов вам! С уважением
Сергей Горбатых 11.09.2014 00:57 Заявить о нарушении
С уважением,
Николай Бузунов 11.09.2014 14:40 Заявить о нарушении
Николай Бузунов 21.09.2014 10:25 Заявить о нарушении
RYUNTYU, YURI MATTHEW - Дмитрий Лихачев -
Вот это:
«НЕЛЬЗЯ УЙТИ ОТ САМИХ СЕБЯ... ИЛИ ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА РОССИИ»
Эти заметки возникли по разному поводу. Иногда как отклик, как реплика в невольном споре с автором очередной статьи (каких немало ныне в печати), содержащей те или иные примитивные суждения о России, ее прошлом. Как правило, плохо зная историю страны, авторы подобных статей неверно судят о ее настоящем и крайне произвольны в своих прогнозах на будущее.
Подчас мои суждения связаны с кругом моего чтения, с раздумьями о некоторых этапах отечественной истории. В своих заметках я никак не претендую на то, чтобы расставить все по своим местам. Кому-то эти записи могут показаться достаточно субъективными. Но не спешите с выводами о позиции автора. Я не проповедую национализм, хотя и пишу с искренней болью о родной для меня и любимой России.
Я просто за нормальный взгляд на Россию в масштабах ее истории. Читатель, думается, в конце концов поймет, в чем суть такого "нормального взгляда", в каких чертах национального – русского характера скрыты истинные причины нашей нынешней трагической ситуации.
Итак, прежде всего несколько мыслей о том, какое значение для России имеет ее географическое положение.
Евразия или Скандославия?
О том, что для Русской земли (особенно в первые века ее исторического бытия) гораздо больше значило ее положение между Севером и Югом, и о том, что ей гораздо больше подходит определение Скандо-Славии, чем Евразии, так как от Азии она, как ни странно, получила чрезвычайно мало, - об этом я уже говорил в своем вступительном слове на Византийском Конгрессе в Москве в 1989 году.
Отрицать значение воспринятого из Византии и Болгарии христианства в самом широком аспекте их воздействия означает становиться на крайние позиции вульгарного " исторического материализма". И речь идет не просто о смягчении нравов под влиянием христианства (мы по себе сейчас хорошо знаем, к чему в области общественной нравственности приводит атеизм или антихристианство как официальное мировоззрение), а о самом направлении государственной жизни, о междукняжеских отношениях и об объединении Руси.
Обычно русскую культуру характеризуют как промежуточную между Европой и Азией, между Западом и Востоком, но это пограничное положение видится, только если смотреть на Русь с Запада. На самом же деле влияние азиатских кочевых народов было в оседлой Руси ничтожно. Византийская культура дала Руси ее духовно-христианский характер, а Скандинавия в основном - военно-дружинное устроение.
В возникновении русской культуры решающую роль сыграли Византия и Скандинавия, если не считать собственной ее народной, языческой культуры. Через все гигантское многонациональное пространство Восточно-Европейской равнины протянулись токи двух крайне несхожих влияний, которые и сыграли определяющую роль в создании культуры Руси. Да - Юг и Север, а не - Восток и Запад, Да - Византия и Скандинавия, а не - Азия и Европа.
В самом деле: обращение к заветам христианской любви сказывалось на Руси не только в личной жизни, что в полной мере трудно учитываемо, но и в политической. Приведу только один пример. Ярослав Мудрый начинает свое политическое завещание сыновьям следующими словами: "Се аз отхожю света сего, сынове мои; имейте в собе любовь, понеже вы есте братья единого отца и матере. Да аще будете в любови межю собою, Бог будеть в вас, и покорить вы противныя под вы, и будете мирно живуще; аще ли будете ненавидно живуще, в распрях в которающеся (враждуя - Д.Л.), то погыбнете сами и погубите землю отець своих и дед своих, иже налезоша трудом своим великым; но пребывайте мирно, послушающе брат брата". Эти заветы Ярослава Мудрого, а затем Владимира Мономаха и его старшего сына Мстислава были сопряжены с установлениями взаимоотношений князей между собой и правопорядком наследования княжеств.
Гораздо сложнее, чем духовное влияние Византии с Юга, было значение для государственного строя Руси - Скандинавского Севера. Политический строй Руси в XI-XIII веках представлял собой, по аргументированному мнению В. И. Сергеевича, смешанную власть князей и народного веча, существенно ограничивавшего на Руси права князей1. Княжеско-вечевой строй Руси сложился из соединения северо-германской организации княжеских дружин с исконно существующим на Руси вечевым укладом.
Говоря о шведском государственном влиянии, мы должны помнить о том, что еще в XIX веке писал немецкий исследователь К. Леманн: "Шведский строй в начале тринадцатого века (следовательно, спустя три века после признания варягов. - Д.Л.) еще не достиг государственно-правового понятия - государства. "Riki" или "Konungsriki", о котором во многих местах говорит древнейшая запись вестготского права, является суммой отдельных государств, которые связаны друг с другом только личностью короля. Над этими "отдельными государствами", "областями" нет никакого более высокого государственно-правового единства, ни самостоятельного единства, ни единства, происходящего из областей посредством избрания или рождения. Внезапно они стоят один рядом с другим, если не обращать внимания на королей. Каждая область имеет свое собственное право, свой собственный административный строй. Принадлежащий - к одной из прочих областей - является иностранцем в том же смысле, как принадлежащий к другому государству"1.
Единство Руси было с самого начала единством русской государственности, с Х века, гораздо более реальным, чем единство шведского государственного строя. И в этом, несомненно, сыграло свою роль христианство, пришедшее с Юга, ибо Скандинавский Север еще долго оставался языческим. Призванные из Швеции конунги: Рюрик, Синеус и Трувор (если таковые действительно существовали) могли научить русских по преимуществу военному делу, организации дружин. Княжеский же строй в значительной мере поддерживался на Руси собственными государственными и общественными традициями: вечевыми установлениями и земскими обычаями. Именно они имели значение в период зависимости от татар-завоевателей, ударивших главным образом по князьям и княжеским установлениям.
Итак, в Скандинавии государственная организация существенно отставала от той, которая существовала на Руси, где междукняжеские отношения сложились в основном при Владимире Мономахе и его старшем сыне Мстиславе, а затем продолжали меняться под влиянием внутренних потребностей в XII и XIII веках.
Когда в результате нашествия Батыя, явившегося чрезвычайным бедствием для Руси (что бы ни писали о нем евразийцы, подчинявшие сомнительные факты своей сомнительной концепции), был разгромлен княжеско-дружинный строй русской государственности, опорой народа остался только его общинно-государственный быт (так думал и крупнейший украинский историк М. С. Грушевский).
Рюнтю Юри 25.01.2015 19:34 Заявить о нарушении
С уважением,
Николай Бузунов 25.01.2015 23:12 Заявить о нарушении
История кровных ветвей Славян нужна в полном обьеме и уточнении сегодня как никогда! Спасибо за очерк! Люди должны очнуться и понять что борьба за власть и территории между "князьками" Славян в нынешнее время может привезти лишь к развалу и гибели- Разделяй и Властвуй самая подлая поговорка для лжепатриотов- политиков на сегодняшний день! С Уважением
Максимушка 18.05.2014 13:07 Заявить о нарушении
С уважением,
Николай Бузунов 19.05.2014 23:21 Заявить о нарушении
Спасибо. Вопросы заданы-есть над чем работать...
Наталия 3 18.05.2014 11:12 Заявить о нарушении
Николай Бузунов 19.05.2014 23:32 Заявить о нарушении
Николай, весьма убедительно!
Очевидно, деньги на лженауку текут по политическим соображениям.)))
С теплом,
Любовь
Любовь Царькова 18.05.2014 09:33 Заявить о нарушении
С уважением,
Николай Бузунов 19.05.2014 23:19 Заявить о нарушении
Довольно странно читать подобные рассуждения без какого либо упоминания о кельтской культуре. Или Вы кельтов со славянами отождествляете?
Роман Мальгин 17.05.2014 21:39 Заявить о нарушении
Николай Бузунов 19.05.2014 23:34 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай!
Слежу за Вашими публикациями. Постоянно хочется спорить, но так как "не Копенгаген", просто ограничиваюсь мыслями вслух. Например, по поводу интонации в скандинавских языках и славянских. Если лексика и совпадает, и это вполене естественно, так как всегда соседствовали скандинавы со славянами, а топонимы, возможно, и говорят о пребывании славян на тех территориях, то вот интонация, отражающая темперамент народов, резко разнится. Славянская богата переливами, изменениями ударений, а скандинавская отличается ровностью и фиксированным ударением. Речь шведов, норвежцев, датчан и финнов монотонна, а наша, славянская, причем во всех языках, просто сплошные подъемы, спады, логические ударения, интонационные выделения и так далее. Возможно, это влияние южных языков и южных темпераментов. Финны называют русских кричащим народом, и действительно, русскую речь услышишь в любом магазине именно благодаря бурливой интонации. Кстати, так еще говорят африканцы!!
Милла Синиярви 17.05.2014 13:54 Заявить о нарушении
Большое спасибо за рецензию и внимание к моим скромным опусам!
Николай Бузунов 19.05.2014 23:14 Заявить о нарушении
Поверьте, слишком разнимся мы, славяне и англо-саксы. И эта диаметральная непохожесть на ментальном уровне, она проявляется и в темпераментах, и во всем. Во времена великого Новгорода было несколько языков, а еще раньше - и искусственные языкы, как Вы говорите. Но характеры просто отталкивались, как абсолютные противоположности.
Милла Синиярви 20.05.2014 05:53 Заявить о нарушении
Но насчёт "Поверьте, слишком разнимся мы, славяне и англо-саксы. И эта диаметральная непохожесть на ментальном уровне, она проявляется и в темпераментах, и во всем. Характеры просто отталкивались, как абсолютные противоположности" - согласен. Саксы, внедрившись в Европу в 4-5 вв., слегка ассимилировались со славянской массой, но остались на своих позициях. Усугубили эту пропасть ТМИ и разность церквей.
Николай Бузунов 20.05.2014 08:38 Заявить о нарушении
Я думаю, что все объясняется разницей культур.
Милла Синиярви 20.05.2014 11:01 Заявить о нарушении
Милла Синиярви 20.05.2014 11:10 Заявить о нарушении
Николай Бузунов 20.05.2014 11:22 Заявить о нарушении
Прочитал с интересом. Как человеку погружённому в проблему, хотел бы у вас поинтересоваться- как объяснить малое количество славянских имён в дружине Олега,Рюрика, Игоря, исходя из летописей и договоров с Византией? С Уважением.
Александр Гусаров Бел 17.05.2014 12:55 Заявить о нарушении
Инегельд – венедское слово, «Иноглед» - Иной взгляд.
Фарлаф – Варлав – охранник – ловец или от "варливъ" - дерзкий.
Веремуд (Вельмуд) – «моудъ» - медленный, вялый. Веремуд – плохо бросающий, Вельмуд – очень медленный, говоря по-современному «горячий финский парень».
Рулав – от «ролия» - пашня. Пахарь или имеющий пашню.
Гуды – Годый – годный, ладный.
Руалд – венедское «Ролад» - пахарь.
Кари – карий или заботливый или высокомерный, надменный.
Фрелав – Врелав. Върети – бросать, лав – лов. Вероятно рыбак с сетью.
Руар – Рвар – рвущий.
Актеву – «акты» – берег моря.
Труан – Трван от трава.
Лидул – принадлежащий людям, общительный.
Фост – Хвост. Трактовок перевода с германских я не знаю.
С уважением,
Николай Бузунов 20.05.2014 00:22 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай!
Сам живу на Севере (Архангельск), в этих землях в 12-м веке обитала чудь заволоцкая, с которой полностью как бы мирно ассимилировались Новгородские "первооткрыватели" (ну не захватчики же!).
Мне ваш рассказ показался особенно интересным, поскольку чувствую себя "северным" человеком, а близость Скандинавии (на Запад через Мурманскую область) никак о себе знать не дает. :)
По языку в рассказе вы провели хорошую работу. Действительно много общих слов из древнеславянского языка в скандинавских языках. Но над Историей за прошедшее время основательно потрудились переписчики и корректоры. И только лишь по изучению языков мы, пожалуй, способны теперь приоткрыть завесу, возведенную западными "делателями истории" над славянскими народами.
Иногда мне кажется, что если бы "Властелин Колец" или "Сильмариллион" Толкина появились бы не в середине 20го века, а две тысячи лет назад, то самой популярной книгой всех времен сейчас была бы совсем не Библия, и церковь была бы не католической, а западно-валарской. :)
Вот, кстати, недавно я закончил выкладывать главы романа "Четвертый Рейх в Третьем Риме", первые 2 главы которого вы читали и писали отзыв. Я написал аннотацию, убрал введение, подкорректировал главы.
Если интересно: милости прошу: http://www.proza.ru/2013/11/05/1385
С уважением, Сергей Аксенов!
Дмитрий Георгиевич Донской 16.01.2014 17:11 Заявить о нарушении
Сейчас нет проблем ездить в Скандинавию и от них к нам, но они остаются "немцами" по отношению к нам. Это вбито в головы веками.
Насчёт ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ у меня в http://www.proza.ru/2013/05/06/1070.
Обязательно прочитаю Ваш 4-й РЕЙХ!
А Вы с А. Чашевым не пересекаетесь?
С уважением,
Николай Бузунов 16.01.2014 18:31 Заявить о нарушении
А кто это?
Дмитрий Георгиевич Донской 17.01.2014 09:21 Заявить о нарушении
Живёт недалеко от Архангельска.
Николай Бузунов 17.01.2014 21:41 Заявить о нарушении
Дмитрий Георгиевич Донской 18.01.2014 01:53 Заявить о нарушении
Балты пришли из ///////////// на берега Балтийского моря, не зная ни одного славянского слова/// ????А что они тогда знали?
Балтийские языки- вариация старославянского. С таким утверждением на 100 согласен.
Просто, стараниями англосаксов наплодили "нерусских русских".
Владимир Погожильский 05.01.2014 19:00 Заявить о нарушении
С уважением,
Николай Бузунов 05.01.2014 19:25 Заявить о нарушении
В литовском (который я знаю) половина слов, по меньшей мере, славянские, причем,древние почти как санскрит. Не думаю, что основные понятийные термины (земля, солнце, ветер, день, ночь) могут быть заимствоваными (жяме,сауле,веяс, дена, нактис). А латышский: работа -страда, молодой-яунс, день-дена и т.п.
Что ж, дл встречи со славянами они знали только "Му"?
Владимир Погожильский 05.01.2014 19:46 Заявить о нарушении
Николай Бузунов 05.01.2014 23:21 Заявить о нарушении
Леинатас 06.01.2014 02:42 Заявить о нарушении