Рецензии на произведение «Славные язычники Добрыня и Владимир»

Рецензия на «Славные язычники Добрыня и Владимир» (Андрей Иванович Ляпчев)

Неплохо сделаная работа. И верно замечено, что одной версии истори никто не знает, потому и нужно приводить все известные версии. Правда и это невозможнро, но к этому надо стремиться

Владимир Гольдин   05.03.2015 15:58     Заявить о нарушении
Добрый вечер!
Замечательная статья. Наткнулся на неё, когда искал в Сети информацию для написания фантастической повести. Ваша работа очень проинформировала меня.
Спасибо огромное, что уделили внимание данной теме.

Никита Нефёдов   24.09.2015 21:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Славные язычники Добрыня и Владимир» (Андрей Иванович Ляпчев)

Уважаемый Андрей Иванович!

Спасибо, что Вы вскрываете и анализируете давно забытые факты истории нашего далёкого прошлого. Это необходимый, полезный и кропотливый труд.
Желаю творческих Удач!

С уважением:

Игорь Скоробогатый   03.03.2015 22:18     Заявить о нарушении
Рецензия на «Славные язычники Добрыня и Владимир» (Андрей Иванович Ляпчев)

Версия об изнасиловании Рогнеды на глазах родителей вполне логична.
Вы правильно заметили, что Рогнеду никто не спрашивал, за кого она хочет замуж.Рогнеда просто озвучила слова Рогволода. А Рогволод конечно же, собираясь выдать свою дочь за Ярополка,объявлял войну Владимиру.При этом он смертельно оскорбил Добрыню. Ведь если Владимир рабынич, то его мать рабыня, а значит и Добрыня раб.Но судьба повернулась к Рогволоду спиной.Потерпев поражение и оказавшись в руках Добрыни (а что главным был именно Добрыня говорит летопись), он получил оскорбление за оскорбление.Это ведь Добрыня велел Владимиру изнасиловать Рогнеду на глазах ее родителей.

На сколько аморален был поступок самого Владимира? По сегодняшним понятиям Владимир конечно выглядит преступником. Но нужно вспомнить, что это было в очень далекие времена. Владимир и христианином то еще не был. Не было конечно еще и статьи закона о половой свободе женщин.А женщины в то время были ходовым товаром на невольничьих рынках. Пленница Рогнеда была по сути дела военной добычей, с которой можно было делать все, что заблагорассудится.Так, что с точки зрения закона того времени Владимир был неподсуден.
Если смотреть с моральрой стороны, так Владимир ведь собирался на Рогнеде жениться. По сути дела она уже была его жена, ведь церквей еще не было и поп на свадьбе был не нужен.
На глазах родителей? Ну так Владимира ведь тоже оскорбили. А родителей Рогнеды убивал не Владимир, а Добрыня. Вряд ли Владимир и вообще мог помешать этому при желании.
Был и политический мотив изнасилования Рогнеды принародно. Ведь унизив таким образом Рогнеду Добрыня и Владимир по сути дела расторгли обручение Рогнеды с Ярополком.А это в свою очередь влекло разрушение союза полочан и киевлян. И это было важно, так как исход борьбы с Ярополком был еще далеко не ясен.

Ну, а что Владимир был похотливым в язычестве, безусловно придумали монахи в последствии. Возможно даже и эпизод женитьбы на Рогнеде лег в основу этого утверждения.Многоженцем Владимир конечно был, но ведь только христианский закон многоженство запретил. А Владимир как раз и ввел христианские законы.

Ну и опять же в летописях мы видим сцену ревности Рогнеды. Ведь убить она Владимира собиралась не потому, что он ее родителей погубил, а потому, что "теперь меня не любишь".
Тот факт, что Владимир не убил Рогнеду даже за то, что она хотела его убить говорит о том, что Первокреститель был милостив к людям. И его выбор в пользу христианства был не случаен.
Таким же добрым и участливым мы видим Владимира и в письме святого Бонифация, который гостил у Владимира идя к печенегам.

Владимир Старовойтенко   18.11.2014 16:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир.
А как Вы считаете: на чём основывалась власть Добрыни? Он не был знатным варягом, не был потомком княжеского рода... По какому языческому праву он мог командовать всеми? У Рогволода оставались сторонники или его все ненавидели?..
Многоженцем Владимир, конечно был и это было заурядным явлением для того времени. Но масштабы, сообщаемые в ПВЛ, фантастичны...
Конечно, неопровержимых доказательств у меня нет, но основания для недоверия к летописным источникам имеются...
С уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   21.11.2014 19:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте Андрей Иванович.
По поводу Рогволода. Вряд ли его ненавидели. Но вряд ли его и так уж сильно любили. Полочане вообще не любили князей, которые проигрывали битвы. И как правило тут же звали на смену побежденному победителя.Исключением являлся Всеслав Чародей.Не смотря на то, что Полоцк был сожжен Мономахом, но в результате борьбы Всеслав все же удержал власть в городе.
А вот Рогволод как-то очень быстро потерял город. О разрушении Полоцка тоже речи не шло. Не иначе полочане заключили сделку с победителем. Ведь Рогволод был пришелец из-за моря.
Полностью с Вами согласен, что похоть Владимира явно преувеличена в летописи. Будь он похотлив, так наверно выбрал бы не христианство, а ислам.

Владимир Старовойтенко   21.11.2014 22:11   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир.
(К сожалению, не знаю Вашнго отчества.)
Очень интересен аргумент с исламом. Ислам конечно,не поощряет похоть, но многоженство допускает. С политической точки зрения принятие ислама сулило более тесный союз с Волжской Булгарией...
"Выбор религии" зависит не только от политических и личных факторов. Здесь должна быть мистическая основа... Но это не вопрос для обсуждения...
Постскриптум: Ваши статьи скопирую и обязательно прочитаю.
С уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   22.11.2014 06:30   Заявить о нарушении
Простите, меня все время заносит в сторону от темы. Я не ответил Вам на вопрос о Добрыне.
Сразу оговорюсь, что пользуюсь не своей идеей. В Интернете прочел книгу о родословии Добрыни. Так вот автор утверждал, что Добрыня, как и Малуша дети плененного Ольгой князя Искоростеня Мала. Раньше как-то в книгах тоже встречал такую идею но вскользь. Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу трудно, так как она строится на нескольких словах в летописи и сходстве имен Мал - Малк.
Но вот модернизировать эти идеи можно. Мал обычно преставляется историками, как славянский князь доваряжской династии. Но это совсем не обязательно и даже вряд-ли. Можно привести несколько примеров, что потомственные князья не терпели в своих рядах самозванцев и выскочек. Например, как помним из Повести, Олег убил Аскольда и Дира на том основании, что они не княжьего рода.Вряд ли чужаки могли выжить в этой "волчьей стае", где брат брата резал за власть. Так что наш славянский шовинизм и самолюбие нужно оставить в стороне. Если Мал и Малк одно лицо, по прозвищу Любечанин, то скорее всего он был из княжеского рода, хотя может и не из Рюриковичей, но из того самого клана, что и сам Рюрик. По летописи Рогволод ведь тоже пришел из-за моря значительно позже Рюрика и вряд ли принадлежал к потомкам Рюрика. Но до сих пор никто не усомнился в варяжском княжеском происхождении Рогволода.(Правда должен оговориться, что в моем представлении варяги это и есть русь-колонизаторы на чужих землях).Поскольку Малк назван Любечанином, то скорее всего это и был город, в котором Малк родился. Древляне просто могли пригласить Мала к себе на княжение, как это сделали новгородцы по отношению к Владимиру. И опять же заметьте, что древляне считали, что Ольга пойдет замуж за Мала. А это значит, что он равен ей по происхождению.
Так вот Добрыня и Малуша, являясь детьми этого самого Мала или Малка, были тоже князьями. Унизительные слова в летописи, что они рабы видимо связаны с тем, что они пленники Ольги, а не низкого происхождения.
Когда же Святослав женился на Малуше(в этом я полностью согласен с тем автором) и родился Владимир, то естественно никакими пленниками дети Мала уже не были. Да и вообще, скорее всего, выросши под опекой самой Ольги, они занимали видные государственные должности в ее государстве. Добрыня явно был профессиональным военным, а Малуша ключницей.
У нас в связи с высказыванием Рогнеды, сложилось мнение, что ключница это раба, хранившая ключи от спальни Ольги. Но думаю она хранила все ключи государственных учреждений, в том числе и от казны. По сути дела она являлась ее хранительницей. По сегодняшних рангах - министр финансов.

Я не сказал, что ислам похоть. Я только сказал, что для человека одержимого похотью, ислам предоставляет больше свободы в правовом поле. Выбрав христианство, Владимир ведь отрекся и от многоженства и от гарема наложниц, который у его явно был, хотя конечно, не в том масштабе, как это описывает летопись.

Владимир Старовойтенко   22.11.2014 07:42   Заявить о нарушении
И из Ваших слов получается, что обзывать сына Малуши «робичичем» не было разумных оснований. Так были ли вообще сказаны оскорбительные слова? Далеко не очевидно...
Я так понимаю: князья первоначально были предводителями дружин, а среди дружинников было немало людей из одного клана. Согласен с Вами, что Рогволод – князь варяжского происхождения. А коли так – и после поражения остаются люди из его клана, с которыми следует считаться...
Я тоже знаком с версией о том, что Добрыня и Малуша – сыновья Мала Древлянского. Гипотеза очень спорная и мало что объясняющая. Владимир в любом случае был знатнее, он сын Святослава. Игоря, отца Святослава, убили древляне князя Мала... Но тогда люди Рюриковичей и сторонники Мала скорее всего из враждебных кланов...
В междоусобной борьбе Добрыня опирался на новгородских и «заморских» варягов. Нет следов, что князь Мал и люди его клана были связаны с теми регионами...
Чтобы сохранить жизнь, а тем более влияние Добрыне нужно было уметь ладить с людьми. И навязывать свою волю племяннику было очень опасно...
У меня сумбурное изложение получается, но надеюсь, что «общее направление» понятно...
В любом случае за недостатком письменных источников мы можем лишь высказывать гипотезы...

Андрей Иванович Ляпчев   22.11.2014 14:53   Заявить о нарушении
В том, что командовал именно Добрыня, ничего удивительного нет. Таковы были порядки в Руси. Вот как описывает их Ибн Фадлан, современник князя Игоря Рюриковича: «Он (Ибн-Фадлан) сказал: к порядкам (обычаям) царя русов
(относится) то, что вместе с ним в его замке (дворце) находятся
четыреста мужей из (числа) богатырей, его сподвижников, и
(находящиеся) у него надежные люди из их (числа) умирают при его
смерти и бывают убиты (сражаясь) за него. И с каждым из них
девушка, которая служит ему, и моет ему голову, и приготовляет
ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, (которую) он
употребляет как наложницу. И эти четыреста (мужей) сидят под его
ложем (престолом). А ложе его огромно и инкрустировано
драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок
девушек для его постели. Иногда он употребляет, как наложницу,
одну из них в присутствии своих сподвижников, о которых мы (выше)
упомянули. И он не спускается со своего ложа, так что если он
захочет удовлетворить потребность, то он удовлетворяет ее в таз,
а если он захочет поехать верхом, то лошадь его подводится к
ложу, так что он садится на нее верхом с него (ложа). А если он 84
захочет сойти (с лошади), то подводится его лошадь (к ложу)
настолько, чтобы он сошел со своей лошади. У него есть
заместитель, который управляет войсками и нападает на врагов и
замещает его у его подданных.»
Как видно Игорь царствовал, но не правил. Вся власть была в руках Олега.
Таким же заместителем видимо был и Свенельд при князьях Святославе,а после Ярополке. Вы ведь помните, что древлянский князь Олег, брат киевского Ярополка, поплатился жизнью, когда убил сына Свенельда, а Ярополк в ответ мог только упрекать Свенельда словами и плакать.
Учитывая такие порядки, можно с уверенностью сказать, что сцена сватовства Владимира к Рогнеде не выдумана летописцем.
Добрыня, был родным дядей Владимиру. Добрыня, подобно Олегу, привел Владимира на трон в Киев, заботился как о сыне. Его мы видим руководителем войск Владимира и после того, как Владимир стал князем Киевским, например, в походе на болгар. Где-то встречал в документах, что Добрыня крестил новгородцев с помощью меча. Так что не похоже, что Добрыне было опасно указывать Владимиру.
Удельные князья в русских городах действительно были предводителями войска. Но князь всей руси, как видим просто царствовал. И конечно он считался выше всех по происхождению, кроме своих братьев.
Обидные слова в его адрес скорее всего были сказаны. Во-первых это был повод для объявления войны, а во-вторых в документах не раз переписанных монахами, не могла сохраниться такая ложь на первокрестителя.
Нигде не читал, что клан Рюрика враждовал с каким-то другим кланом варягов. На кланы распался сам клан Рюрика, но это было значительно позже. Помните в Повести – внуки Рогволожьи, внуки Ярославли. А так враждовали князья, а наемные дружины варягов были как правило с обоих сторон. Только их было видно не много. Встречал в летописях, что у Мономаха, во время пребывания князем черниговским, дружина была 100 человек. С таким же количеством дружинников Всеслав Чародей подавлял бунт язычников в Полоцке. Думаю, что и Мал ничем не отличался от других. Хотя основная дружина у его конечно были горожане Искоростеня. Цифра в 5000, конечно преувеличена раз в 10.

Владимир Старовойтенко   23.11.2014 10:13   Заявить о нарушении
ВЛАДИМИР: В том, что командовал именно Добрыня, ничего удивительного нет. Таковы были порядки в Руси.
Вот как описывает их Ибн Фадлан, современник князя Игоря Рюриковича: « (...) У него есть заместитель, который управляет войсками и нападает на врагов и замещает его у его подданных.»
Как видно Игорь царствовал, но не правил. Вся власть была в руках Олега...
АНДРЕЙ: Уважаемый Виктор, я сократил приведенную Вами цитату из Ибн Фадлана, чтобы отсечь лишнее. Здесь фактически ложный вывод, из труда Ибн Фадлана он никак не следует. Олег Вещий не мог быть «заместителем» Игоря в это время. Олег умер в 912 году, согласно ПВЛ, а посольство Ибн Фадлана состоялось в 921-922 годах, почти 10 лет со смерти Олега прошло. Так что кто был «замом» неясно. (Возможно Свенельд?)
Далее; в намеренной лжи Ибн Фадлана никто не уличал, но список с его «Записок» довольно позднего времени, дошёл до нас не в полном объёме и возможно искажен переписчиками... (Я где-то читал очень похожее описание жизни хазарского кагана...)
И меня совсем не удивляет опекунство Добрыни, «удивляет», что он публично принуждал к чему-либо племянника.
ВЛАДИМИР: Добрыня, был родным дядей Владимиру. Добрыня, подобно Олегу, привел Владимира на трон в Киев, заботился как о сыне. Его мы видим руководителем войск Владимира и после того, как Владимир стал князем Киевским, например, в походе на болгар. Где-то встречал в документах, что Добрыня крестил новгородцев с помощью меча. Так что не похоже, что Добрыне было опасно указывать Владимиру.
АНДРЕЙ: Не похоже, что он как-то помыкал племянником, демонстративно командовал племянником-рюриковичем.
ВЛАДИМИР: Обидные слова в его адрес скорее всего были сказаны. Во-первых это был повод для объявления войны, а во-вторых в документах не раз переписанных монахами, не могла сохраниться такая ложь на первокрестителя.
АНДРЕЙ: Владимир, я ведь христианин... В документах, переписываемых монахами, полно лжи о языческом прошлом христиан. Тут цель простая: показать, как христианство сделало из скотины-язычника добродетельного и даже святого человека. И греческие монахи могли с чистой совестью записать любые сплетни о равноапостольных Ольге и Владимире до их крещения.
ВЛАДИМИР: Нигде не читал, что клан Рюрика враждовал с каким-то другим кланом варягов.
АНДРЕЙ: Так о варягах даже у Нестора очень мало сказано! Они ассимилировались! Нет даже точных доказательств, что Игорь, названный сыном Рюрика, и Игорь, убитый древлянами, - это одно лицо!
А вражда внутриваряжская была, но умные люди старались этого избегать...
ВЛАДИМИР: А так враждовали князья, а наемные дружины варягов были как правило с обеих сторон.
АНДРЕЙ: И нанимали как правило "своих"...

Андрей Иванович Ляпчев   24.11.2014 20:06   Заявить о нарушении
= АНДРЕЙ: Уважаемый Виктор, я сократил приведенную Вами цитату из Ибн Фадлана, чтобы отсечь лишнее. Здесь фактически ложный вывод, из труда Ибн Фадлана он никак не следует. Олег Вещий не мог быть «заместителем» Игоря в это время. Олег умер в 912 году, согласно ПВЛ, а посольство Ибн Фадлана состоялось в 921-922 годах, почти 10 лет со смерти Олега прошло. Так что кто был «замом» неясно. (Возможно Свенельд?)=
С датами, пожалуй, соглашусь. Но тут остается заковырка, что Фадлан не был сам в Киеве. О русском царе и его заместителе, да и вообще об обычаях царей он знал только по рассказам. Но самих русов он видел в Болгарии. Видел их образ жизни, поведение, похоронный обряд. Если смотрели фильм «Тринадцатый воин», так там русы точная копия описанных Фадланом.

=Далее; в намеренной лжи Ибн Фадлана никто не уличал, но список с его «Записок» довольно позднего времени, дошёл до нас не в полном объёме и возможно искажен переписчиками... (Я где-то читал очень похожее описание жизни хазарского кагана...)=
Описание жизни хазарского кагана следует у Фадлана сразу за описанием царя русов. Вы наверно
решили, что это относится к хазарам.

= И меня совсем не удивляет опекунство Добрыни, «удивляет», что он публично принуждал к чему-либо племянника.=
Принуждение это когда насильно. А мы видим, читая Фадлана, что половой акт на глазах людей у руси в то время было делом обычным. Так что Добрыня просто велел, Владимир исполнил.

=АНДРЕЙ: Не похоже, что он как-то помыкал племянником, демонстративно командовал племянником-рюриковичем.=
Скажите, а если бы Вы вырастили племянника, как приемного сына, Вы бы перед ним шапку снимали? Помнится, Грозный обвинял любовника матери, что тот в детстве не оказывал ему почтения. А тут не какой-то любовник, а свой собственный дядя. Может на церемониях Добрыня и соблюдал этикет на приемах послов, но при дележе добычи, мести в кругу своих дружинников вряд ли церемонился. Для аналогии приходят на память насмешливые слова Свенельда когда Святослав неудачно бросил копье в древлян: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».
= АНДРЕЙ: Владимир, я ведь христианин... В документах, переписываемых монахами, полно лжи о языческом прошлом христиан. Тут цель простая: показать, как христианство сделало из скотины-язычника добродетельного и даже святого человека. И греческие монахи могли с чистой совестью записать любые сплетни о равноапостольных Ольге и Владимире до их крещения.=
То, что Вы говорите, правда. Если бы речь шла о деяниях Владимира, тогда и спора нет. Но тут прямое оскорбление киевского князя. Вера ни при чем.

= АНДРЕЙ: Так о варягах даже у Нестора очень мало сказано! Они ассимилировались! Нет даже точных доказательств, что Игорь, названный сыном Рюрика, и Игорь, убитый древлянами, - это одно лицо!
А вражда внутриваряжская была, но умные люди старались этого избегать...=
Да, загадок много. Я вот думаю, а одна ли была Ольга? Посчитайте по летописи, сколько ей должно было быть лет, когда она родила Святослава? А о других детях вроде речи нигде нет. Получается, что Святослав первенец.

Владимир Старовойтенко   24.11.2014 22:02   Заявить о нарушении
ВЛАДИМИР: Принуждение это когда насильно. А мы видим, читая Фадлана, что половой акт на глазах людей у руси в то время было делом обычным. Так что Добрыня просто велел, Владимир исполнил.
ВЛАДИМИР: Скажите, а если бы Вы вырастили племянника, как приемного сына, Вы бы перед ним шапку снимали? Помнится, Грозный обвинял любовника матери, что тот в детстве не оказывал ему почтения. А тут не какой-то любовник, а свой собственный дядя. Может на церемониях Добрыня и соблюдал этикет на приемах послов, но при дележе добычи, мести в кругу своих дружинников вряд ли церемонился. Для аналогии приходят на память насмешливые слова Свенельда когда Святослав неудачно бросил копье в древлян: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».
АНДРЕЙ: Святослав был ребёнком, когда бросил то копьё, а слова Свенельда формально сказаны с формальным почтением... Грозный приказал казнить любовника матери за то, что этот дурак не оказывал ему в детстве почтения. Приказ был исполнен... А Добрынюшка был умным... «Шапку снимать» - это излишество, а «просто велеть» - это «борзость». И почему Вы решили, что «в кругу СВОИХ дружинников»? Дружину набрали за морем и в Новгороде. Шла дружина за сыном великого князя Владимира, а не за сыном Малка Любечанина...
ВЛАДИМИР: То, что Вы говорите, правда. Если бы речь шла о деяниях Владимира, тогда и спора нет. Но тут прямое оскорбление киевского князя. Вера ни при чем.
АНДРЕЙ: Прямое оскорбление князя-ЯЗЫЧНИКА, это именно «дело веры».
ВЛАДИМИР: Описание жизни хазарского кагана следует у Фадлана сразу за описанием царя русов. Вы наверно решили, что это относится к хазарам. (...) А мы видим, читая Фадлана, что половой акт на глазах людей у руси в то время было делом обычным. (...)
Да, загадок много. Я вот думаю, а одна ли была Ольга? Посчитайте по летописи, сколько ей должно было быть лет, когда она родила Святослава? А о других детях вроде речи нигде нет. Получается, что Святослав первенец.
АНДРЕЙ: А ведь это уже другая тема, но тема тоже интересная... Напишу отдельную статью, тогда и продолжим разговор, если Вы не возражаете.
С уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   25.11.2014 18:03   Заявить о нарушении
=Святослав был ребёнком, когда бросил то копьё, а слова Свенельда формально сказаны с формальным почтением... Грозный приказал казнить любовника матери за то, что этот дурак не оказывал ему в детстве почтения. Приказ был исполнен... А Добрынюшка был умным... «Шапку снимать» - это излишество, а «просто велеть» - это «борзость». И почему Вы решили, что «в кругу СВОИХ дружинников»? Дружину набрали за морем и в Новгороде. Шла дружина за сыном великого князя Владимира, а не за сыном Малка Любечанина...=
Вряд ли Владимиру во время взятия Полоцка было больше 16-ти лет. Все делал и руководил Добрыня. Это он подговорил новгородцев просить на княжение Владимира, он и дружину набирал, он и определял, что скажет Владимир врагам, кому объявить войну, с кем дружить. Даже 5 лет спустя Добрыня определял брать с болгар дань или нет. Добрыня определил, что нет, на том Владимир и заключил мир: "В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: "Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать - пойдем, поищем себе лапотников". И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: "Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель - тонуть". И вернулся Владимир в Киев."
И конечно же новгородцы понимали, что выбрав Владимира князем,они выбирают военным руководителем Добрыню. И дружина понимала, что хозяин у них Добрыня. И Владимир понимал, что без Добрыни он никто. Поэтому и выполнял указания Добрыни.

Владимир Старовойтенко   25.11.2014 22:48   Заявить о нарушении
А позвольте узнать, а кто такой Добрыня для новгородцев и дружины?
А Владимир – сын великого кгязя Святослава, претендент на киевский престол!
Как Добрыня дружину набирал без денег?
Под «вексель Рюриковича». И «хозяином дружины» он не был.
А Владимир слушался советов Добрыни, как человека...
Я прочитал Ваши статьи. Мне было интересно.
Но, что характерно; мы практически по всем вопросам оппоненты. Так что к согласию мы всё равно не придём, а чтобы высказать свои аргументы по вашим статьям мне необходимо время, с которым «напряжёнка»...
Как говорил один наш знакомый: «Иду на Вы». На выходных всё напишу.

Андрей Иванович Ляпчев   26.11.2014 16:16   Заявить о нарушении
Вы действительно считаете, что шестнадцатилетний юнец мог распоряжаться казной, нанимать дружину, командовать ею в бою?
А для новгородцев Добрыня князем и остался, даже когда Владимир уже сам твердо сидел на троне.

Это хорошо, что мы оппоненты. Тем интереснее будет дискуссия. Если взгляды одинаковы, то очень скоро замечаешь, что говорить не о чем.

Владимир Старовойтенко   27.11.2014 09:07   Заявить о нарушении
Я не уверен, что у них была казна для найма дружины. "В кредит брали", а здесь имя необходимо, желательно имя Рюриковича...
В 16 лет они уже "совершеннолетними" считались.
А людям свойственно взрослеть и даже стареть. "Шестнадцатилетний юнец" вырастал и если у него осталось уважение к дяде, значит дядя этого заслуживал.

Андрей Иванович Ляпчев   27.11.2014 15:12   Заявить о нарушении
Никто не отрицает значения имени Рюриковичей. Без этого имени Добрыня бы был просто самозванцем и несомненнобыл "съеден". Все что Добрыня делал, он делал от имени Владимира, но делал все же он. И вряд ли кто этого не понимал.

Казна должна была быть.Князья собирали дань, платили дань сюзеренам, выплачивали жалованье дружинникам, покупали наемные дружины. Кредит доверия к князьям конечно был. Например Владимир так и не выплатил деньги наемным варягам. Но есть факт, что прежде, чем нанять варягов, новгородцы собирают налоги. Ну как без казны?

Владимир Старовойтенко   27.11.2014 15:46   Заявить о нарушении
А деньги Владимир Святославич так и не выплатил. И Вы сами признаёте этот факт, о котором говориться в ПВЛ.
И Вы сами говорите, чем занимается КНЯЗЬ. Именно КНЯЗЬ, а не КНЯЖЕСКИЙ ДЯДЯ.
И Вы помните из ПВЛ, что Владимира посадил князем в Новгороде сам Святослав в 970 году. Владимир был князем новгородским, а не его дядя по матери...
Я свою позицию высказал.
Вы с ней не согласны - воля Ваша...

Андрей Иванович Ляпчев   27.11.2014 16:10   Заявить о нарушении
Хорошо, давайте посмотрим, что написано в Повести и посмотрим роль Добрыни в вокняжении Владимира в Новгороде: "В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: "Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя". И сказал им Святослав: "А кто бы пошел к вам?". И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: "Просите Владимира". Владимир же был от Малуши - ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: "Дай нам Владимира", Он же ответил им: "Вот он вам". И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец. "
После того как Владимир победил Ярополка, Добрыню он посадил князем Новгороде: "Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу."

Владимир Старовойтенко   28.11.2014 09:25   Заявить о нарушении
Чесслово, ПВЛ перечитывал неоднократно. И из этого отрывка следует, что Добрыня был советчиком, помошником. А поставил Владимира в Новгород его отец Святослав...

Андрей Иванович Ляпчев   28.11.2014 15:07   Заявить о нарушении
Помощник, замаеститель, а фактически регент при малолетнем князе. Когда Владимир занял Киев, то Добрыню он посадил на свое место в Новгороде. А по сути дела, это все делал Добрыня от имени Владимира.
Ну скажите, чем роль Добрыни при Владимире отличалась от роли Олега при Игоре?

Владимир Старовойтенко   28.11.2014 19:11   Заявить о нарушении
"Регентом" его Святослав назначил?
А с Олегом Вещим и Игорем Рюриковичем много непонятного...
Владимир, Вы мои рецензии на Ваши статьи уже прочитали? (Я по всем четырем поместил сегодня.)

Андрей Иванович Ляпчев   28.11.2014 20:24   Заявить о нарушении
Летопись молчит, кто назначил Добрыню регентом. Не обязательно Святослав. У Владимира еще и мать была, бабушка. Но дело ведь не в том, кто назначал. Здесь как в семье. Есть глава семьи, есть шея. Не думаю, что кто-то писал об этом указ.

Вчера успел прочесть только одну рецензию, на ее ответил.

Владимир Старовойтенко   29.11.2014 22:01   Заявить о нарушении
Глава семьи - Святослав, у которого несколько жён.
А Добрыня - его родственник по жене, не из его рода.
"Регентом" Добрыня не мог быть по определению.
Регент - временный правитель монархического государства.

Андрей Иванович Ляпчев   30.11.2014 17:10   Заявить о нарушении
Ну а как же тогда Годунов? Он ведь тоже только родственник жены Федора Ивановича. Тем не менее он практически руководил Московским государством и при Федоре, а после и вообще царем себя объявил.Правда у его как и у Мамая ничего не вышло.А пока пользовался именем Рюриковичей как флагом, все было хорошо.
И при Дмитрии Донском государством фактически руководили другие люди. Тот же Алексий. А разве он родственник Ивану 2?
А в ситуации, когда киевский князь не дорожил этим престолом,мог назначить кого угодно. Тем более, что речь шла и не о Киеве, а о Новгороде, где князь был наемником, а не господином.

Владимир Старовойтенко   02.12.2014 08:56   Заявить о нарушении
ВЛАДИМИР: Хотелось бы в работе услышать Ваши ответы на некоторые каверзные вопросы:
- почему мы знаем только одну жену Игоря? Ведь он был язычником, а образ его жизни красочно описал Фадлан;
- об одной ли и той же Ольге идет речь в Повести временных лет?
- почему у Ольги был только один сын и во сколько лет она его родила?
- почему мы не знаем сыновей Игоря от других жен, или их просто не было?;
- почему летопись называет Вышгород ольгиным городом(часть дани идет именно туда и специально для Ольги), в то время как ранее сказано, что Игорь взял в жены Ольгу из Пскова;
- один ли сын был у Рюрика, ведь Повесть говорит о племянниках Игоря?;
- если это были братья, то младше или старше Игоря они были?;
- почему к грекам Игорь посылает посла от Ольги, равно как и от других князей, в то время как жен у него было много?
АНДРЕЙ: О жёнах Рюрика и Олега мы вообще ничего не знаем. (Если не считать ссылок у Татищева на Иоакимовскую летопись.)
Ибн Фадлана я читал: не считаю его цитату достоверным источником. На Руси он никогда не был. В Волжскую Болгарию пришел с восточной стороны. Кто-то ему рассказал, а может переписчик что-то напутал... И что? Почему о таком образе жизни молчат византийские, скандинавские, германские, польские источники? (Я Вам так скажу: пустое это...)
А каверзные вопросы можно добавить:
- почему у Рюрика согласно ПВЛ только один сын и тот родился в самом конце жизни отца?
- почему у Олега не было детей?
Ну ведь странно, мяго говоря... Ответов у меня нет и интересных гипотез нет. Поэтому и статьи в обозримом будущем не будет. (Лучше «никак», чем «как нибудь»...)
По Ольге скажу: Родилась она около 890 года. Брак по расчету: отец Ольги был влиятельным варягом. (Так считал Антон Владимирович Карташев.) Мать наверняка славянка. Святослав родился не позднее 942 года. (Возможно раньше, а про копьё, которое он в сторону древлян кинул – просто анекдот...) В 52 года женщины довольно редко, но всё-таки рожают. Старшие дети были, но умерли раньше. Детская смертность к сожалению была частым явлением...
Мало этого, на статью «не тянет»...

Андрей Иванович Ляпчев   27.12.2014 03:53   Заявить о нарушении
Про "теперь меня не любишь" - это средневековая беллетристика. Кто мог слышать, что сказала Рогнеда Владимиру? А придумать кто угодно мог...

Андрей Иванович Ляпчев   27.12.2014 03:54   Заявить о нарушении
О женах Рюрика и Олега мы действительно ничего не знаем. Но в составе посольства Игоря в Византию мы видим послов от племянников Игоря. Вот и интересно, как они могли появиться если у Игоря не было братьев и сестер.

Что касается Игоря и Олега, то нужно обратиться к Первой Новгородской летописи младшего извода. Считается, что первоначальная летопись изложена именно в ней. Так вот согласно ее Киев захватывал сам Игорь. Тоесть он был не ребенком, а именно действующим князем.
Что касается Олега, так это всего лишь наемный воевода, возглавлявший поход на Византию. Сразу после похода он уходит в Скандинавию и по дороге его жалит змея.Так что сведений о нем вообще немного. Если жены и дети у его были, то жили они в Скандинавии, а не в Руси.Какой летописи верить, я сам в растерянности.

Что касается Ольги, то вряд ли ее мать была славянкой. Русь вообще презирала славян. И даже на простой руске вряд ли бы князь женился.
Ну и смертность среди князей тоже не надо сравнивать с простым людом. Женщина родившая после 50 есть и у меня в родне, но это нонсес. И кроме того у ее было и раньше детей много и выжили все. А у Ольги вообще случай невероятный. Один ребенок, рожденный после 50-ти и единственный выживший. К этому наслаивается, что у Игоря нет других детей от других жен. Обычно это если мужчина бездетный. Подобный случай у Ягайлы. Но там молоденькая жена. Поляки даже суд по этому поводу устроили, потму что сомневались, что это ребенок Ягайлы.

Что касается Фадлана, так он действительно в Киеве не был. Но он общался с русью, наблюдал их обычаи. И о князе ихнем скорее всего от руси и узнал.

Владимир Старовойтенко   27.12.2014 22:24   Заявить о нарушении
Я больше склонен верить ПВЛ...
О том, что мать Ольги была славянкой... Посмотрите на имена. До Ольги имена варяжские. Сын и внуки Ольги носят имена славянские: Святослав, Ярополк, Владимир.
Откуда появляется "славянское влияние"? Осмелись предположить, что это результат материнского влиния на Ольгу, больше неоткуда... Это конечно всего лишь роедположение, но при скудности письменных источников большего мы и не можем...

Андрей Иванович Ляпчев   28.12.2014 06:08   Заявить о нарушении
Думаю по именам судить тоже не очень верно. Ведь мы не знаем как они произносились на дославянском языке. Первые русские источники относятся к 11-му веку. Но это уже время христианства. А к тому же княжеские имена могут и не совпадать с (так скажем) мирскими, как не совпадают имена церковных иерархов с их настоящими именами. В любом случае мы знаем только имена князей на славянском языке.
На мой взгляд славянство начало брать верх только с усилением влияния православной церкви. И связано это видимо с письменностью. Русь вынуждена была молиться на славянском языке, поэтому и славянизировалась. Тем не менее даже в начале 11 века в Правде Ярослава видна дискриминация славян. Например, жизнь славянина, согласно этому документу, оценивалась в два раза дешевле, чем русина: "1. Аже убиеть мужь мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь мужь или тиуна княжа; аще ли будеть русин, или гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгои, ли словенин, то 40 гривен положити за нь."

Вот сейчас подумал, быть может слова Рогнеды о рабском происхождении Владимира объясняются тем, что его мать славянка??? Тогда и выбор веры объясняется тем, что учение написано на понятном Владимиру языке. Не от сюда ли и начало влияния славян?

Владимир Старовойтенко   28.12.2014 12:05   Заявить о нарушении
"ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ИСТОЧНИКИ ОТНОСЯТСЯ К 11 ВЕКУ".
Совершенно верно.
Поэтому всё, что было раньше, может рассматриваться только в качестве гипотез...
"Фактических бумажек" нет! Поэтому каждый волен любое известие под сомнение поставить...
Михаил Александрович Шолохов, прочитав одну статью о себе, воскликнул: "Уж если при жизни ТАКОЕ пишут, что же после моей смерти будут рассказывать?!"
После гибели Юрия Гагарина множество людей утверждали, что пили вместе с ним. А "пили с Володей Высоцким" столько, что никакая печень не осилит... Это совсем недавно было...
А уж по 10-му веку...
Я на этом и "споткнулся", когда о святой Ольге хотел написать...
Постскриптум: Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Желаю здоровья, жизнелюбия и отсутствия "исторических событий" в следующем году.
ХРАНИ ВАС БОГ.
С уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   28.12.2014 12:45   Заявить о нарушении
ПОСТСКРИПТУМ 2: Не вполне уверен, что значение слова "славянин" времён "Правды Ярослава" и сейчас полностью совпадало...

Андрей Иванович Ляпчев   28.12.2014 12:48   Заявить о нарушении
Не совсем гипотез. Есть ведь и зарубежные источники. Мне кажется греческие документы еще хранят массу тайн, только вряд ли ими кто основательно занимается.

Русская правда отстоит не так и далеко от Нестора. Так что его толкования славян, думаю, вполне подходят.

Спасибо за пожелания. И Вам того же. Полностью разделяю Вашу точку зрения - не дай нам бог жить в интересные времена.

Владимир Старовойтенко   28.12.2014 13:55   Заявить о нарушении
Вы очень интересную версию высказали о том, что городское население тогда могло разговаривать на другом языке, чем деревенское. А авторы зарубежных источников, в том числе и византийских, общались в основном с горожанами, поэтому зарубежные авторы многого просто не могли знать... Множество византийских документов погибло во время разорения Константинополя крестоносцами,так что и заниматься особе нечем. К сожалению рукописи горят...
О словенах есть такая информация в Вики:
«Словене (ильменские словене) — самое северное восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли».
То есть «словене» - лишь одно из восточнославянских племён.

Андрей Иванович Ляпчев   28.12.2014 14:13   Заявить о нарушении
Самое главное в моей гипотезе, не то, что за границей знали только горожан. В городах я вижу механизм для славянизации местного населения сравнительно небольшой кучкой славян пришельцев.
Обычно славянизацию видят как замену аборигенного населения на вновь прибывшее. По этих версиях славяне приходят и изгоняют, уничтожают и лищь частично ассимилируют местное население. Я же выдвигаю гипотезу, что менялся только язык. А по сути оставалось та же самая популяция людей, но с другим языком. Только так можно объяснить почему на территории Беларуси популяция людей существует как минимум 3500 лет, а славяне появились всего лишь 1500 лет назад.

Что словене одно из славянских племен никогда секретом не было. Но Нестор говорит, что только оно назвалось своим именем: "Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом."
Поэтому словене - это название славян в древней Руси.

Владимир Старовойтенко   29.12.2014 21:37   Заявить о нарушении
Статья о древней Руси безусловно интересная. Вопросы подняты интересные. С чем-то можно согласиться, с чем-то нет. Конечно в мифических частях летописей сказок много. Но вряд ли летописец писал сказки о своем и близком к нему временах. Его бы просто уважать перестали. Например, я склонен верить летописям в той части, где стоят даты. Они конечно могут быть не точны, и события описываться с разных точек зрения, но все равно это довольно близко к истине.
Думаю, что и Вадим существовал. Сильно мало о нем известий в летописи, чтобы это было сказкой.Возможно только его имя изменено на славянский лад более поздними переписчиками.

Владимир Старовойтенко   29.12.2014 21:52   Заявить о нарушении
ВЛАДИМИР: Самое главное в моей гипотезе, не то, что за границей знали только горожан.
АНДРЕЙ: Я это совсем по другому поводу сказал. Вы говорили: «Есть ведь и зарубежные источники». А я считаю, что за рубежом и в то время толком ничего не знали. Они с основной массой людей просто не контактировали.
А Вашу гипотезу я понял правильно.

ВЛАДИМИР: Самое главное в моей гипотезе, не то, что за границей знали только горожан. В городах я вижу механизм для славянизации местного населения сравнительно небольшой кучкой славян пришельцев. (...) Менялся только язык. А по сути оставалось та же самая популяция людей, но с другим языком.
АНДРЕЙ: Именно так я Вас и понял из основной статьи. И в основном согласен с Вами. Кстати, именно так и увеличивалось в основном русское население, путём ассимиляции.
ВЛАДИМИР: Что словене одно из славянских племен никогда секретом не было. Но Нестор говорит, что только оно назвалось своим именем: "Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом."
Поэтому словене - это название славян в древней Руси.
АНДРЕЙ: А вот здесь Ваш вывод меня не вполне убеждает. Вполне возможно, что под «словенами» из «Правды Ярослава» подразумевались тоько ильменские.
ВЛАДИМИР: Конечно в мифических частях летописей сказок много. Но вряд ли летописец писал сказки о своем и близком к нему временах. Его бы просто уважать перестали.
АНДРЕЙ: Это не «сказки». Летописец фиксирует то, что слышал, то что его современники считают правдой о прошлом... Но даже сейчас у нас о сравнительно недавних временах есть прямо противоположные воспоминания и часто бывает трудно перепроверить. Во времена Нестора многое было вообще невозможно перепроверить. Он записал то, что сохранилось в предании людей его круга.
ВЛАДИМИР: Думаю, что и Вадим существовал. Сильно мало о нем известий в летописи, чтобы это было сказкой.Возможно только его имя изменено на славянский лад более поздними переписчиками.
АНДРЕЙ: «Сказка», не совсем корректное понятие. Я считаю это сомнительной информацией... Но отрицать на 100 % конечно не могу.

Андрей Иванович Ляпчев   30.12.2014 17:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Славные язычники Добрыня и Владимир» (Андрей Иванович Ляпчев)

Полностью с Вами согласен. На Руси "ДО" и "ПОСЛЕ" часто применяемая тактика. И после смерти И.Грозного, династия Романовых точно так же переписала историю. А во Времена Владимирской Руси, так поступить было просто необходимо, чтоб укрепить христианство.С уважением Олег.

Олег Борисенко   29.01.2014 07:02     Заявить о нарушении
Уважаемый Олег, Вы меня не совсем верно поняли. Я православный христианин и не считаю, что для укрепления христианства могут быть полезны фальсификаии. Я не утверждал, что летописные своды были намеренно фальсифицированы, тем более, что они фальсифицированы для укрепления христианства.
Что касается преподобного Нестора Летописца, я лично уверен в том, что он искренне заблуждался. А предшествующие летописцы из греков относились к Владимиру Святому с неприязнью, поэтому и собирали все сплетни о нём. (О возможной фальсификации со стороны греков пишет, в частности, профессор А.В. Карташев в «Очерках по истории Русской Церкви».)
«Переписыванием истории», конечно, многие занимались, и наша Родина не исключение, но династии Романовых не было никакой выгоды как-то очернять Иоанна Грозного. Прямых наследников у Иоанна не осталось, а Романовым он был «не чужой». Первая жена Иоанна Грозного – Анастасия Романова. Романовы эту преемственность власти подчеркивали и ценили...
Николай Михайлович Карамзин, критикуя Ивана Грозного, совершил мужественный поступок, а теперь Карамзина пытаются выставить чуть ли не «продажным» человеком. Это тоже очень плохо.

Андрей Иванович Ляпчев   29.01.2014 18:26   Заявить о нарушении