Рецензии на произведение «Выстрел Пушкина»

Рецензия на «Выстрел Пушкина» (Светлана Герасимова Голова)

Редкая по плотности информации статья! И при этом прозрачна и чиста. Спасибо, Светлана, порадовали.
Мотив отложенной мести, "отложенного выстрела" можно проследить не только в литературе, но и в социальных катаклизмах, глобальных и локальных, когда целые классы и прослойки людей выжидают года и десятилетия для отмщения. Сколько таких "отложенных выстрелов" было хотя бы в нашей истории! И вполне вероятно, именно эту всеобщую атмосферу ожидания развязки, неминуемой мести, "рока", натянутую как тетива или как паутина, улавливают тонкие души поэтов.
С уважением,
Виорэль Ломов.


Виорэль Ломов   08.01.2015 17:20     Заявить о нарушении
Чтобы будущее не стреляло из пушки (Р.Гамзатов), мало не стрелять в прошлое из ружья, нужно вымаливать и творить настоящее, чтобы оно не превращалось в ничто между неудавшимся прошлым, которому хочется мстить, и будущим, ужасающим своей неотвратимой местью.
СУДЬБА - КАТЕГОРИЯ НЕВОЗМОЖНАЯ В ХРИСТИАНСТВЕ. СУДЬБА ДЕМОНИЧНА, И ТОНЬШЕ ВСЕГО ИЗ ПИСАТЕЛЕЙ ЭТУ МЫСЛЬ ВЫРАЗИЛ КАЛЬДЕРОН В ДРАМЕ "ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН".
Судьба существует постольку, поскольку человек во власти греха и искусителя. Атмосфера ожидания роковой развязки возможна только в постхристианском обществе.
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!

Светлана Герасимова Голова   12.01.2015 22:14   Заявить о нарушении
Да-да, "судьба существует постольку, поскольку человек во власти греха и искусителя", то есть во времени. А в Вечности судьбы нет, есть одна лишь Любовь.

Виорэль Ломов   12.01.2015 22:19   Заявить о нарушении
Была на патриаршей службе в Успенском в память св. митрополита Петра. Службу патриарх закончил словами, что в христианском храме нет ни времени, ни пространства - и благодать Сионской горницы сошла здесь и сейчас. Простите, нет времени дольше объяснять. Надеюсь только,
Что нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Сочувствие и понимание...

Светлана Герасимова Голова   13.01.2015 22:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Выстрел Пушкина» (Светлана Герасимова Голова)

Цитата: "Кстати, тема еврея-ростовщика, берущего плату частью человеческого тела (сердцем), есть и в «Венецианском купце» В.Шекспира." Шейлок требует плату не сердцем, а куском мяса, "flesh", как пишет Шекспир.

Кстати, архитепический сюжет отложенного выстрела изумительно читается и в истории Якова и Эсава, когда Яков, обремененный семьей, положением, состоянием, с волнением, если не со страхом, встречает Эсава...

Пока все.
Всех благ!

Семен Сухолуцкий   07.11.2014 18:45     Заявить о нарушении
Но более отомщенным оказался Исав - если я правильно поняла Вашу мысль.

Мир Вам!

Светлана Герасимова Голова   10.11.2014 02:56   Заявить о нарушении
Вовсе не уверен...

Семен Сухолуцкий   10.11.2014 06:10   Заявить о нарушении
Если хотите, поделитесь мыслями - буду благодарна.

Светлана Герасимова Голова   10.11.2014 22:29   Заявить о нарушении
Спасибо за сноску.
Насторожило следующее:

"И ближние для тебя уже не ближние, а чужие. Ты не вправе ни помогать другим, ни ждать от других помощи. Твой удел абсолютное одиночество. Понемногу Чехов убеждается в этой “истине”.

Эти строки - апология юродивых дев. Традиционная трактовка притчи: девы не купили в свое время масла добрых дел и пошли накануне Брака/Страшного суда подавать милостыню (покупать масло у нищих), но не преуспели.

Согласна, что Чехов показывает оюродивишее, апокалиптическое человечество, но не согласна, что это человечество - его идеал.

Насторожило и следующее:

"Как бороться с материализмом? И можно ли его победить? Может быть, читателю покажутся странными приемы Чехова, но, очевидно, он пришел к убеждению, что есть только одно средство борьбы, к которому прибегали уже древние пророки: колотиться головой о стену. Без грома, без пальбы, без набата, одиноко и молчаливо, вдали от ближних, своих и чужих, собрать все силы отчаяния для бессмысленной и давно осужденной наукой и здравым смыслом попытки. Но разве от Чехова вы вправе были ждать санкции научной методологии? Наука отняла у него все: он осужден на творчество из ничего, т. е. на такое дело, на которое нормальный человек, пользующийся только нормальными приемами, абсолютно неспособен".

и

”Смерть героя является как бы указанием, что всякая ненормальность, по мнению Чехова, ведет обязательно через нелепую жизнь к нелепой смерти. Меж тем, едва ли Чехов был твердо в этом убежден. По-видимому, он чего-то ждал от ненормальности и оттого уделял так много внимания выбитым из колеи людям.

В православной традиции бьются о камни не пророки, а бесноватые. Безблагодатное юродство приводит к одержимости - это симптом

"АПОКАЛИПСИСА МЕЛКОГО ГРЕХА" (АРХИЕПИСКОП ИОАНН САН-ФРАНЦИССКИЙ), о котором здесь: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1394#part_16554,

а творчество из ничего - делает поэта Богоподобным, но этого у Чехова нет.

У Чехова творчества из безблагодатности, из апостасии, которая насыщена материей, а духа и благодати в ней нет.

То есть творчество из духовного ничто, изобилующего пустой материей.

Божье: творчество из материального ничто - силой Духа и благодати.

С признательностью и уважением, С.В.Г.


Светлана Герасимова Голова   14.11.2014 15:46   Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за подробный и интересный отзыв. К сожалению, не могу продолжить нашу дискуссию ввиду незнания предмета, вернее его религиозно-церковной стороны.
С глубоким уважением.

Семен Сухолуцкий   14.11.2014 19:38   Заявить о нарушении
Будет добрая воля - помогу разобраться (без силы воли не сделаешь вообще ничего). Но нет и тени мысли навязываться.
Мир Вам!

Светлана Герасимова Голова   14.11.2014 21:35   Заявить о нарушении