Рецензии на произведение «Диагноз»

Рецензия на «Диагноз» (Арье Бацаль)

Динамично, интересно написано.
Но скажу, что есть странное ощущение: Вам, автору, было интереснее писать, чем потом, как читателю, отстранившись от себя же, следить за собственной идеей. Я к тому, что некоторая словесная перегруженность (в данном случае, штампами "общения", которые не обязательно должны быть для придания большей реалистичности картинки) присутствует в диалогах, но это лишь моё ощущение после прочтения нескольких Ваших рассказов.

Смешную вещь скажу...Мне кажется, что все творческие люди немножко с паранойей, и если они любят своё дело, то больше всего на свете боятся потерять вдохновение. Представителям многих других интеллектуальных профессий ( в том числе и психиатрам) это непонятно (если следовать логике Вашего рассказа). С этой точки зрения Ваш ЛГ - Иосиф выглядит уж совсем дремучим. Между тем, у каждого "свои кубики" для игры в башню. :))

Я с удовольствием отправляюсь читать Вас дальше.


Ольга Борисова 2   06.04.2015 19:25     Заявить о нарушении
Прекрасная рецензия, дорогая Ольга! Побольше бы таких. Я тоже осмелюсь сказать Вам одну смешную вещь. У подавляющего большинства пишущих, включая классиков, есть проблема понимания их читателями. Иногда мне пишет какой-нибудь читатель, что он прочёл мой рассказ три раза, потому что был увлечён, но не мог понять. А то, что он в конце концов понял, было не моим прямым замыслом, а следствием анализа им той ситуации, которую я представил в рассказе. А для меня это высший оценочный бал, в том смысле, что у рассказа, как у самой жизни, получилась смысловая глубина. И Ваши трактовки тоже что-то подобное.
С благодарностью, Арье

Арье Бацаль   09.04.2015 22:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Диагноз» (Арье Бацаль)

Глубокая вещь. По-видимому, требуется перечитать несколько раз, чтобы понять до конца. Для меня, близко к детективному жанру. Иосиф - достойный человек. Ведущий вопрос - можно ли остаться здоровым в параноидальном обществе-мире? Вопрос не праздный и бессмертный.

Titan   21.12.2014 11:51     Заявить о нарушении
Очень рад Вашему вниманию, дорогой Титан. В обществах, страдающих психиатрическим заболеванием, манией величия или преследования, клаустрофобией (неудержимым стремлением к расширению национальной территории) и пр., очевидно, некоторое, небольшое число людей сохраняют психическое здоровье. Но даже они, по прагматическим соображениям, нередко внешне ведут себя как паранойики. Мой рассказ - попытка исследовать этот вопрос литературно-художественными средствами с весьма призрачными надеждами на понимание. Но в данном случае мне, кажется, крупно повезло.
С благодарностью, Арье

Арье Бацаль   21.12.2014 12:12   Заявить о нарушении
Да, и Вы даже не подозреваете, насколько...:) Titan когда-то (в вузе) хотел стать психиатром (прямо как Иосиф), но потом работал врачом других специальностей...:) При том, что Titan не относится к сынам израилевым.
Дело все в том, что есть люди порядочные, на которых можно положиться (в том числе в защите от массовой паранойи), а есть говно, которое сдаст при первом же шухере. А нация-то значения не имеет. Спасибо за тексты. Постараюсь продолжить чтение.

Titan   21.12.2014 12:18   Заявить о нарушении
Разумеется, уважаемый Титан, эти проблемы общечеловеческие. Национальный аспект просто иногда обостряет их. Но общие закономерности одни и те же. Должен признаться, что внимание медиков к моему творчеству мне всегда очень импонирует, но не без удивления. Однажды дело дошло до того, что, прочитав мой роман "Камера клаустрофобии", ко мне пришли врачи наркологического центра с вопросом, запатентовано ли описанное в романе устройство. В подростковом возрасте книги по психиатрии мне казались куда интереснее художественной литературы. Но потом я понял, что собственно психиатрия интересует меня только в той зоне, где она соприкасается с социологией, или философией.
С благодарностью за внимание, Арье (Луков Леонид Петрович - это моё настоящее имя)

Арье Бацаль   21.12.2014 12:46   Заявить о нарушении
Да, благодарю Вас, интерес не случаен, Вы профессионально, практически по-врачебному, описываете ситуации, более того - делаете достойные, обоснованные выводы. Как говорится, настоящие таланты отличаются в разных сферах. :)

Titan   21.12.2014 12:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Диагноз» (Арье Бацаль)

Очарован и заворожен, могу только вспомнить слова Ницше: «Кажущийся» мир и есть единственный: «истинный мир» только прилган к нему…

Виктор Золя   21.11.2014 23:42     Заявить о нарушении
Дорогой Виктор Иванович! До чего же приятно сознавать, что тебя понимают.
Глубоко признательный Арье

Арье Бацаль   22.11.2014 09:44   Заявить о нарушении
Дорогой Виктор Иванович, я рад, что такие люди, как Вы, углубляются в философскую сущность рассказа. Попытаюсь сказать о нём несколько слов, чтобы облегчить читательское восприятие, хотя обычно избегаю этого. Я исхожу из того, что человеческие общества страдают от тех же психиатрических заболеваний, что и отдельные люди. Мания величия, клаустрофобия и пр., и пр. Меня интересуют взаимотношения индивидуума и больного общества. В рассказе психически здоровый художник Мохов принимает идеологию общества, хотя прекрасно понимает, что оно страдает от паранойи. (Ох, какое громадное число психически здоровых людей по прагматическим соображениям поступают так же!) Но, в какой-то момент, личные убеждения художника невольно прорываются наружу, и он, иллюстрируя "Божественную комедию" Данте, изображает чертей с лицами членов сталинского политбюро. В результате, он арестован. А психиатр Иосиф, оценив ситуацию, принимает решение спасти художника, тем самым подвергая себя смертельному риску. Вот вам два подхода к ситуации - художника и психиатра. И психиатр спасает его, доказывая медицинскому консилиуму, что Мохов - параноик и, значит, невменяем. Тоже параноик, как и общество. Но консилиум этого "Тоже" не замечает, или делает вид, что не замечает. Это, уважаемый Виктор Иванович, я лично так пересказал содержание рассказа. Но возможных трактовок здесь - бесконечное количество, потому что у каждого литературного произведения всегда два автора - тот, кто его написал, и читатель.
С благодарностью за внимание, Арье

Арье Бацаль   15.12.2014 12:16   Заявить о нарушении
Взаимоотношения индивидуума с родимым обществом - по моему важнейший предмет исследования...

меня, дилетантствующего энтузиаста, просто поражает, насколько эта тема что называется запущена и заброшена философами.

вот свежайший пример -

Эразм, так ведь и я ничего не навязываю, но просто пытаюсь показать некоторую несостоятельность Ваших представлений о личности.
12 дек 2014 в 10:19
Эразм Фроммсократ

Валерий, мои несостоятельные представления позволяют чётко формулировать ответы на конкретные вопросы, тогда как ответы с позиций общепринятых представлений выглядят неубедительно по причине зыбкости и непоследовательности оснований...

если "Личность это, прежде всего, социальная характеристика индивида, а не какие-то его животные или биологические качества" , то где момент перехода от толпы асоциальных индивидов к обществу, требующему от участников личностных социальных характеристик?

а у меня всё по порядку: вечером тупо сбиваемся в стаю, чтобы не замёрзнуть, утром отправляемся охотиться и к вечеру те из нас, кто не способен ориентироваться на то, что может и хочет более умелый, станут добычей других хищников или ужином своих соплеменников, а на следующий день мы присматриваемся к соратникам, запоминаем места в строе - без социализации нет добычи, которая может оказаться шустрее, чем та, которую съели вчера, так что сама жизнь заставляет индивидов быть более сплочёнными, необходимость действовать сообща - стимулирует развитие памяти и интеллекта как способности ориентироваться в окружающей среде и обстановке внутри стаи, а когда значение факторов взаимоотношений внутри стаи становится важным в такой же степени, что и внешние условия и физиология внутри организма вынуждена подчиняться неписаным правилам "корпоративной этики", его можно поздравить с рождением в нём личности, хотя общества как такового, строго говоря, ещё нет - стая может разбежаться и не собраться вновь, а общество, основополагающие понятия которого сформулированы членораздельным языком, может возродиться усилиями одного энтузиаста-носителя этого языка даже при отсутствии письменности...
14 дек 2014 в 1:04

Валерий Садовников

Эразм, скажу, что с точностью наоборот. Весьма сомнительны Ваши основания и представления. Мне остаётся сказать лишь следующее. В истории никто не начинает полностью сначала. Вступая в жизнь, каждое новое поколение застаёт уже какие-то готовые условия своего существования, общественную и культурную среду. Человек предстаёт в качестве продукта этой среды, которая во многом предопределяет его деятельность. Он основывает свою деятельность на совокупности тех производительных сил, знаний, культурных ценностей, которые были развиты и накоплены на протяжении тысячелетий. Хозяйственные и социально-политические формы, культурные достижения прошлого выступают не только в качестве традиции, которая в известной мере сковывает свободу и творческую активность людей, но и как реальная основа для творчества.
Общество – это та исторически сложившаяся совокупность форм совместной деятельности людей, в рамках которой сохраняются и передаются от поколения к поколению накопленные человечеством богатства материальной и духовной культуры и созидаются новые ценности. Именно социальная жизнь, система социальных отношений является единственной формой, в которой человек приобщается к благам и мерзостям человеческой культуры и творит её. Нельзя отделить деятельность человека от общественных отношений, учреждений, событий, в которых эта деятельность выражается, осуществляется. Социальная жизнь для человека это не просто система межчеловеческих отношений, но и определённая форма взаимоотношений природы и человека, материального и идеального, телесного и духовного, объективного и субъективного, необходимости и свободы.
Общество – это та жизненная среда, в которой только и возможна реализация человеческой индивидуальности. Но общество не является некоторым самодовлеющим целым, независимым от человека и его деятельности. Оно есть совокупность отношений и форм самой практической и духовной деятельности людей. Человек рождается в обществе, получает в нём все средства, необходимые для своего развития, он зависит от общества, но вместе с тем и противостоит ему как творец новых форм социального и культурного бытия.
Взаимоотношения между человеком и обществом имеют достаточно противоречивый характер, о чём и свидетельствует проблема отчуждения. У общества (целое) есть свои специфические функции и задачи, которые детерминируют его отношение к человеку (часть).
Можно сделать вывод, что весь "набор" антропологических констант, фиксирующих биологические, физиологические, психологические, а также социальные характеристики, представляет собой весьма противоречивое описание сущности человека, который представляется как дуальное существо и описывается в терминах духа и тела. Генетические коды человека и животного совпадают почти на 99% , но вместе с тем между ними существует и очевидное различие в интеллекте и способе жизни, который у человека определяется, безусловно, культурой, ибо человек не имеет от природы заданных инстинктов, обеспечивающих выживание, и руководствуется культурными традициями, нормами и знаниями. Философы уже давно подметили принципиальную незавершённость человека, говоря, что человек – это проект.
14 дек 2014 в 12:07

Валерий Садовников

Человек – это такое существо, которое ищет и измышляет представление о собственной сущности и в соответствии с этим выстраивает свою жизнь, которое стремится оправдать свою жизнь и условия своего существования, что и дало основания для Ф. Ницше назвать человека "животным фантастическим". Нет "окончательно верного", "подлинного", "истинного" представления о человеке. Оно слагается из множества описаний и практик человека, включая в себя как условное, так и безусловное, как относительное, так и абсолютное. Человек сегодня не знает, что он есть и в то же время знает, что он этого не знает. На основании этого можно утверждать, что путь человека проблематичен и, следовательно, бессмысленно пытаться определить вечную, абсолютную идею человека, его суть и назначение. Вспомним Мирандоллу, утверждавшего, что человек может опуститься как до скотоподобного состояния, так и возвыситься до ангельского, так что путь человека сложен и опасен.
14 дек 2014 в 12:10

http://vk.com/topic-88077_27378729

Виктор Золя   16.12.2014 00:12   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор Иванович. Прочёл с огромным интересом.

Арье Бацаль   16.12.2014 00:33   Заявить о нарушении
в ссылке - чуть ли не рОман с продолжением...

Виктор Золя   16.12.2014 00:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Диагноз» (Арье Бацаль)

Одно из немногих произведений на Прозе, где хоть диалоги прописаны.
Читал по диагонали, но мне показалось, что рассказ с двойным дном.:)
Удачи!

Роман Юкк   21.11.2014 21:43     Заявить о нарушении
Рад Вашему вниманию, Роман. Хоть и по диагонали читали, но двойное дно заметили.
С благодарностью, Арье

Арье Бацаль   21.11.2014 22:43   Заявить о нарушении